Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2002


КАРТОТЕКА ОПЫТА

По следам коробейника

Год прожить играючи

Прошедший учебный год мы прожили вместе с «Коробейником». Так по-дружески называли мы игру для школьников разного возраста «Пришел коробейник» Юлии Фроловой, напечатанную в «БШ» № 11–2001.

Все дети любят играть и с восторгом принимают каждую предложенную им игру.

«Коробейник» очень органично вписался в наш библиотечный интерьер. Он приобрел осязаемые формы в виде не только книжки из файлов (по совету Л.Суховой), но и реальной фигуры в лаптях и портянках, в самотканой домашней рубахе и с коробочкой сюрпризов в руках.

Фигура эта, ростом с первоклашку, любовно нарисована детьми под руководством члена совета библиотеки Ольги Александровны Зубовой, вырезана из листов ватмана и прикреплена на боковую стенку стеллажа. Это не только бумажная игрушка, таящая в себе множество загадок и тайн, но и знающий, добрый, мудрый друг и помощник.

Аппликация сделана ребятами специально для Ю.Н.Фроловой

В какой-то мере он член семьи, так как дети играют в «Коробейника» семьями. Каждый ребенок – капитан семейной команды. Иногда он привлекает в свою команду не только родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек, но и друзей. Мы сразу так решили, потому что контакт с семьей дает положительные результаты. Ведь именно в семье формируется маленький читатель. А когда все члены семьи – одна команда, имеющая общую цель, многого можно добиться.

Совместно прочитанная книга, в которой найден ответ на поставленный «Коробейником» вопрос, обсуждение вариантов ответа, поиск новой информации… А сколько впечатлений:

– Папа сказал… Бабушка возразила… А я думаю…

– А мы все вместе ходили в самую настоящую взрослую библиотеку, в которую меня еще не записывают, но там читает мой папа, и нам дали нужную книгу…

– А мой брат знает, в какой книге можно найти ответ на этот вопрос. Он все знает.
У меня такой классный брат.

Сколько подобных разговоров было в библиотеке! Но были и трудности. К сожалению, не все дети смогли создать свои семейные команды, хотя фактически живут в семьях: родители отказали им в поддержке: «Отстань, и так некогда, а еще и ты со своими играми».

Трудно признаться в этом. Особенно мальчишкам. Вот и прячут они боль отказа за показным равнодушием: «Я не буду играть, мне неинтересно».

Но дети есть дети. И любопытство не скроешь. Да и так уж игра построена – затягивает. Особенно когда оформлены в тетрадочках первые ответы на вопросы и уже открыта выставка иллюстраций. И рисунок с Коньком-Горбунком «в натуральную величину» и с немыслимо длинными ушами поражает присутствующих.

– Да что горевать! Посмотрите, сколько вас. Целая команда. Вы же друзья, одноклассники. Почему не создать свою особую команду? – предложила я мальчишкам.

– А можно?

– Конечно, можно! И нужно! Выбирайте капитана. И вперед!

Так среди семейных команд появилась команда друзей.

И уже нет тех, кто остался за бортом. Всем интересно:

Дети знают автора – Юлию Николаевну Фролову. Даже написали ей письмо. А уж как радовались ответу!

А по тексту Паустовского «Сказка об осени», который она прислала, особый урок провели. Пригласили гостей, пап, мам, бабушек, друзей.

За прошедший год «Коробейник» помог нам не только поиграть и стать умнее, но и лучше учиться.

Саша Белоусов очень увлекся игрой, создал свою семейную команду. Все ответы на вопросы они записывают в тетрадь, которая стала своеобразным дневником игры. Такие же тетради ведут и другие участники игры. Если не находится ответ на вопрос в школьной библиотеке, отправляются в детскую районную, а родители записались во взрослую районную библиотеку и тоже с увлечением ищут правильные ответы. А ведь еще в начале учебного года у Саши были очень серьезные проблемы. Он не хотел учиться. Сидел тихонечко на задней парте и занимался на уроках своими делами. И если не проследить, то на уроке в тетради не появлялось ни строчки. Двойки его не пугали, а любые трудности, связанные с учебой, он игнорировал.

Саша был добрым и хорошим мальчиком, на него и сердиться-то долго нельзя было. Он просто не хотел учиться и не скрывал этого еще в начальной школе. А переход в пятый дал ему такую свободу, которой сообразительный мальчишка просто не мог не воспользоваться. Череда меняющихся учителей, приходящих на один-два урока в день, уже не могла контролировать его так, как это делала первая учительница.

История одной фотографии
На снимке, сделанном корреспондентом местной газеты «Трибуна» Владимиром Деришевым, запечатлено одно из занятий в летней «Школе успешности». Это веселые уроки с «Коробейником» на базе библиотеки школы.
Коля Востриков, Саша Белоусов, член совета библиотеки Вера Ивановна Фисенко и Ольга Николаевна Степанькова вместе с «Коробейником» вспоминают урок с использованием текста сказки об осени из рассказа К.Паустовского «Желтый свет», присланного детям автором игры Юлией Николаевной Фроловой.

Первой заволновалась бабушка Валентина Васильевна. «Надо что-то делать. Срочно надо что-то делать, мы потеряем мальчишку, а ведь он совсем не глупый. Он даже читать перестал. Совсем интерес потерял», – сетовала она в библиотеке. Вот тогда-то и возникла идея обратиться к игре. Не просто заинтересовать игрой ребенка, а создать семейные команды. И надо сказать, что идея оправдала себя. Мальчик заинтересовался игрой, а став капитаном семейной команды, почувствовал особую ответственность и за учебу тоже. Он давно уже не сидит на задней парте, серьезно относится к учебе, преодолевая накопившиеся проблемы. У него появился интерес и желание работать. С каким упоением он рассказывает, как искали ответы на вопросы, и куда обращались, и что читали. Саша делится своими знаниями с другими, даже не думая о том, что остальные могут просто воспользоваться его ответами. Такие мелочи его не интересуют. Он щедр и великодушен. И это прекрасно.

За короткий отрезок времени увлечение игрой дало результаты, о которых можно было только мечтать. А его бабушка Валентина Васильевна стала частым гостем библиотеки. И разговоры теперь пошли другие – творческие.

Юле Кузнецовой «Коробейник» скрасил долгие дни болезни. Семья Кузнецовых: папа – Алексей Степанович, мама – Светлана Викторовна и дочка Юля – увлеклись игрой совсем не потому, что девочке была необходима помощь в учебе. Юля очень хорошо учится, но часто болеет и пропускает занятия. В последней четверти очень много пропустила. А пока была дома, выполняла задания игры. Нарисовала Конька-Горбунка в масштабе, выполнила иллюстрации к стихам Саши Черного. Все свои работы девочка передавала в школу. Помню, как поразил ее одноклассников Конек-Горбунок. Какая в классе развернулась дискуссия по поводу того, правильно ли его изобразила Юля. В ход шло все: и линейка, чтобы измерить уши, и словарь Ожегова, чтобы узнать значение слова «аршин», и калькулятор. В такие моменты очень забавно было наблюдать за детьми со стороны. Как увлеченно они работают, как придирчиво оценивают и проверяют работы других, как активно отстаивают свою точку зрения.

Учебный год закончился, но почти весь июнь в библиотеку приходили мальчишки из той самой команды друзей. Не совсем получалось у них в течение года с учебой. Понимали сами, что недоработали. Решили позаниматься летом. Добровольно. Помог «Коробейник».

Многие удивлялись, зайдя в библиотеку и видя сосредоточенно работающих мальчишек:

– Вы на осень оставлены?

– Почему на осень? У нас нет двоек. Мы добровольно занимаемся с «Коробейником».

Ответы мальчишек вызывали удивление…

– Добровольно?! С «Коробейником»?..

Не меньше других удивился и корреспондент местной газеты «Трибуна» Владимир Деришев, посетивший библиотеку по своим делам (он один из наших читателей). Так мальчишки вместе с «Коробейником» попали на страницы местной печати.

Первый год с «Коробейником» прошел интересно. Дети научились главному – самостоятельному поиску интересующего их материала.

Мы не соревновались. Члены каждой команды вместе узнают новое, обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями с другими.

Мы не зажаты в рамки сроков. Это еще один большой плюс. Поэтому команды работают индивидуально, в меру своих возможностей и наличия свободного времени. Никто не стремится вперед и не боится отстать.

Дети научились понимать, что главная награда – новые знания и возможности поделиться этими знаниями с другими.

Они сами придумали своеобразную лесенку к вершинам знаний. Каждый новый ответ – ступенька, по которой они поднимаются вместе с «Коробейником». У каждого своя лесенка. Очередную ступеньку они рисуют после рефлексии, анализируя, что же нового они узнали.

Детям нравится анализировать новое и самим оценивать свои успехи. «Коробейника» даже записали в «Школу успешности», работающую на базе библиотеки уже несколько лет и объединяющую детей и учителей.

Веселые уроки в «Школе успешности» вместе с «Коробейником» продолжались почти весь июнь.

Есть у игры еще один положительный момент: возможность выбора заданий.

Мы не идем строго от буквы «А» к букве «Я», а выбираем задания, доступные возрасту. Запаса заданий хватит на несколько лет. И наш «Коробейник» будет взрослеть вместе с нами.

Картонная фигурка «Коробейника» живет в нашей библиотеке год. Иногда кажется, что у нее своя жизнь, полная интересных событий, и свой круг друзей.

Почему кажется? Так оно и есть! И это прекрасно!

Ольга СТЕПАНЬКОВА

ст. Динская,
Краснодарский край