По следам коробейника
Год прожить играючи
Прошедший учебный год мы прожили
вместе с «Коробейником». Так по-дружески
называли мы игру для школьников разного возраста
«Пришел коробейник» Юлии Фроловой, напечатанную
в «БШ» № 11–2001.
Все дети любят играть и с восторгом
принимают каждую предложенную им игру.
«Коробейник» очень органично вписался
в наш библиотечный интерьер. Он приобрел
осязаемые формы в виде не только книжки из файлов
(по совету Л.Суховой), но и реальной фигуры в
лаптях и портянках, в самотканой домашней рубахе
и с коробочкой сюрпризов в руках.
Фигура эта, ростом с первоклашку,
любовно нарисована детьми под руководством
члена совета библиотеки Ольги Александровны
Зубовой, вырезана из листов ватмана и
прикреплена на боковую стенку стеллажа. Это не
только бумажная игрушка, таящая в себе множество
загадок и тайн, но и знающий, добрый, мудрый друг и
помощник.
Аппликация сделана ребятами
специально для Ю.Н.Фроловой
В какой-то мере он член семьи, так как
дети играют в «Коробейника» семьями. Каждый
ребенок – капитан семейной команды. Иногда он
привлекает в свою команду не только родителей,
братьев и сестер, дедушек и бабушек, но и друзей.
Мы сразу так решили, потому что контакт с семьей
дает положительные результаты. Ведь именно в
семье формируется маленький читатель. А когда
все члены семьи – одна команда, имеющая общую
цель, многого можно добиться.
Совместно прочитанная книга, в которой
найден ответ на поставленный «Коробейником»
вопрос, обсуждение вариантов ответа, поиск новой
информации… А сколько впечатлений:
– Папа сказал… Бабушка возразила… А я
думаю…
– А мы все вместе ходили в самую
настоящую взрослую библиотеку, в которую меня
еще не записывают, но там читает мой папа, и нам
дали нужную книгу…
– А мой брат знает, в какой книге можно
найти ответ на этот вопрос. Он все знает.
У меня такой классный брат.
Сколько подобных разговоров было в
библиотеке! Но были и трудности. К сожалению, не
все дети смогли создать свои семейные команды,
хотя фактически живут в семьях: родители
отказали им в поддержке: «Отстань, и так некогда,
а еще и ты со своими играми».
Трудно признаться в этом. Особенно
мальчишкам. Вот и прячут они боль отказа за
показным равнодушием: «Я не буду играть, мне
неинтересно».
Но дети есть дети. И любопытство не
скроешь. Да и так уж игра построена – затягивает.
Особенно когда оформлены в тетрадочках первые
ответы на вопросы и уже открыта выставка
иллюстраций. И рисунок с Коньком-Горбунком «в
натуральную величину» и с немыслимо длинными
ушами поражает присутствующих.
– Да что горевать! Посмотрите, сколько
вас. Целая команда. Вы же друзья, одноклассники.
Почему не создать свою особую команду? –
предложила я мальчишкам.
– А можно?
– Конечно, можно! И нужно! Выбирайте
капитана. И вперед!
Так среди семейных команд появилась
команда друзей.
И уже нет тех, кто остался за бортом.
Всем интересно:
Дети знают автора – Юлию Николаевну
Фролову. Даже написали ей письмо. А уж как
радовались ответу!
А по тексту Паустовского «Сказка об
осени», который она прислала, особый урок
провели. Пригласили гостей, пап, мам, бабушек,
друзей.
За прошедший год «Коробейник» помог
нам не только поиграть и стать умнее, но и лучше
учиться.
Саша Белоусов очень увлекся игрой,
создал свою семейную команду. Все ответы на
вопросы они записывают в тетрадь, которая стала
своеобразным дневником игры. Такие же тетради
ведут и другие участники игры. Если не находится
ответ на вопрос в школьной библиотеке,
отправляются в детскую районную, а родители
записались во взрослую районную библиотеку и
тоже с увлечением ищут правильные ответы. А ведь
еще в начале учебного года у Саши были очень
серьезные проблемы. Он не хотел учиться. Сидел
тихонечко на задней парте и занимался на уроках
своими делами. И если не проследить, то на уроке в
тетради не появлялось ни строчки. Двойки его не
пугали, а любые трудности, связанные с учебой, он
игнорировал.
Саша был добрым и хорошим мальчиком, на
него и сердиться-то долго нельзя было. Он просто
не хотел учиться и не скрывал этого еще в
начальной школе. А переход в пятый дал ему такую
свободу, которой сообразительный мальчишка
просто не мог не воспользоваться. Череда
меняющихся учителей, приходящих на один-два
урока в день, уже не могла контролировать его так,
как это делала первая учительница.
История одной фотографии
На снимке, сделанном корреспондентом
местной газеты «Трибуна» Владимиром Деришевым,
запечатлено одно из занятий в летней «Школе
успешности». Это веселые уроки с «Коробейником»
на базе библиотеки школы.
Коля Востриков, Саша Белоусов, член совета
библиотеки Вера Ивановна Фисенко и Ольга
Николаевна Степанькова вместе с «Коробейником»
вспоминают урок с использованием текста сказки
об осени из рассказа К.Паустовского «Желтый
свет», присланного детям автором игры Юлией
Николаевной Фроловой.
Первой заволновалась бабушка
Валентина Васильевна. «Надо что-то делать. Срочно
надо что-то делать, мы потеряем мальчишку, а ведь
он совсем не глупый. Он даже читать перестал.
Совсем интерес потерял», – сетовала она в
библиотеке. Вот тогда-то и возникла идея
обратиться к игре. Не просто заинтересовать
игрой ребенка, а создать семейные команды. И надо
сказать, что идея оправдала себя. Мальчик
заинтересовался игрой, а став капитаном семейной
команды, почувствовал особую ответственность и
за учебу тоже. Он давно уже не сидит на задней
парте, серьезно относится к учебе, преодолевая
накопившиеся проблемы. У него появился интерес и
желание работать. С каким упоением он
рассказывает, как искали ответы на вопросы, и
куда обращались, и что читали. Саша делится
своими знаниями с другими, даже не думая о том,
что остальные могут просто воспользоваться его
ответами. Такие мелочи его не интересуют. Он щедр
и великодушен. И это прекрасно.
За короткий отрезок времени увлечение
игрой дало результаты, о которых можно было
только мечтать. А его бабушка Валентина
Васильевна стала частым гостем библиотеки. И
разговоры теперь пошли другие – творческие.
Юле Кузнецовой «Коробейник» скрасил
долгие дни болезни. Семья Кузнецовых: папа –
Алексей Степанович, мама – Светлана Викторовна и
дочка Юля – увлеклись игрой совсем не потому, что
девочке была необходима помощь в учебе. Юля очень
хорошо учится, но часто болеет и пропускает
занятия. В последней четверти очень много
пропустила. А пока была дома, выполняла задания
игры. Нарисовала Конька-Горбунка в масштабе,
выполнила иллюстрации к стихам Саши Черного. Все
свои работы девочка передавала в школу. Помню,
как поразил ее одноклассников Конек-Горбунок.
Какая в классе развернулась дискуссия по поводу
того, правильно ли его изобразила Юля. В ход шло
все: и линейка, чтобы измерить уши, и словарь
Ожегова, чтобы узнать значение слова «аршин», и
калькулятор. В такие моменты очень забавно было
наблюдать за детьми со стороны. Как увлеченно они
работают, как придирчиво оценивают и проверяют
работы других, как активно отстаивают свою точку
зрения.
Учебный год закончился, но почти весь
июнь в библиотеку приходили мальчишки из той
самой команды друзей. Не совсем получалось у них
в течение года с учебой. Понимали сами, что
недоработали. Решили позаниматься летом.
Добровольно. Помог «Коробейник».
Многие удивлялись, зайдя в библиотеку
и видя сосредоточенно работающих мальчишек:
– Вы на осень оставлены?
– Почему на осень? У нас нет двоек. Мы
добровольно занимаемся с «Коробейником».
Ответы мальчишек вызывали удивление…
– Добровольно?! С «Коробейником»?..
Не меньше других удивился и
корреспондент местной газеты «Трибуна» Владимир
Деришев, посетивший библиотеку по своим делам (он
один из наших читателей). Так мальчишки вместе с
«Коробейником» попали на страницы местной
печати.
Первый год с «Коробейником» прошел
интересно. Дети научились главному –
самостоятельному поиску интересующего их
материала.
Мы не соревновались. Члены каждой
команды вместе узнают новое, обсуждают
прочитанное, делятся впечатлениями с другими.
Мы не зажаты в рамки сроков. Это еще
один большой плюс. Поэтому команды работают
индивидуально, в меру своих возможностей и
наличия свободного времени. Никто не стремится
вперед и не боится отстать.
Дети научились понимать, что главная
награда – новые знания и возможности поделиться
этими знаниями с другими.
Они сами придумали своеобразную
лесенку к вершинам знаний. Каждый новый
ответ – ступенька, по которой они поднимаются
вместе с «Коробейником». У каждого своя лесенка.
Очередную ступеньку они рисуют после рефлексии,
анализируя, что же нового они узнали.
Детям нравится анализировать новое и
самим оценивать свои успехи. «Коробейника» даже
записали в «Школу успешности», работающую на
базе библиотеки уже несколько лет и объединяющую
детей и учителей.
Веселые уроки в «Школе успешности»
вместе с «Коробейником» продолжались почти весь
июнь.
Есть у игры еще один положительный
момент: возможность выбора заданий.
Мы не идем строго от буквы «А» к букве
«Я», а выбираем задания, доступные возрасту.
Запаса заданий хватит на несколько лет. И наш
«Коробейник» будет взрослеть вместе с нами.
Картонная фигурка «Коробейника» живет
в нашей библиотеке год. Иногда кажется, что у нее
своя жизнь, полная интересных событий, и свой
круг друзей.
Почему кажется? Так оно и есть! И это
прекрасно!
Ольга СТЕПАНЬКОВА
ст. Динская,
Краснодарский край
|