Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2002


КАРТОТЕКА ОПЫТА

Осеннее дерево наших размышлений

Урок по сказке Константина Паустовского

Эта публикация некоторым образом продолжает материал «Год прожить играючи» и в то же время она совсем о другом. Замечательный урок коллег из станицы Динской интересен тем, что может быть проведен как в 3-х, так и в 7-х классах, и в библиотеке, и с литературным кружком или библиотечным клубом. Урок дан с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которой и соответствует терминология в его описании. Но мы не стали ничего переделывать для тех, кто не знаком с этой технологией – из записи урока все и так понятно. Хотим только заметить, что один из главных принципов технологии – максимальная свобода выражения собственного мнения детей, формирующая умение размышлять.

На листе ватмана – большое дерево, на стволе которого вопрос: «Что беречь?» Свои ответы на этот вопрос большие и маленькие участники урока напишут в конце на вырезанных из цветной бумаги листочках, грибочках, птичках, приклеят каждый на дерево или вокруг. Получится газета-плакат, как итог урока.

(Идея выпуска такой газеты принадлежит члену совета библиотеки, учителю изо Вере Ивановне Фисенко. Вместе с детьми она и сделала заготовку газеты, не объясняя заранее, зачем она нужна. Узнали они это только на уроке.)

Слева – большая коробка с тигренком. Это картотека с вопросами от «Коробейника». Именно с этой картотекой и работали мальчики летом в «Школе успешности».

Наш «Коробейник» – это не просто нарисованная фигурка,
а наш добрый друг, помощник и советчик, своеобразный представитель автора игры Юлии Николаевны Фроловой, дружбой с которой мы очень гордимся.

Письмо от Юлии Николаевны с текстом сказки об осени из рассказа К.Паустовского «Желтый свет» обрадовало детей.

Было решено провести специальный урок, пригласить на него родителей, бабушек и дедушек, друзей.

А то, что текст прислан автором игры «Пришел коробейник» и ведущей рубрики «Открывшаяся страница», придавало моменту особую торжественность.

Каждый из присутствующих на уроке – и дети, и взрослые получили ксерокопию текста сказки, предварительно разделенного на смысловые части. Заранее сказку никто не читал, и в ходе урока ее читают по частям. Поэтому части текста желательно делать на отдельных страничках, чтобы заглядывание «а что потом?» не мешало.

Читаем I часть текста:

…Старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказывал мне сказку об осени. До тех пор я эту сказку никогда не слышал, – должно быть, Прохор ее выдумал сам.

– Ты гляди кругом, – говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная всякая живность дышит. Гляди, объясняй. А то скажут: зря учился.

Учитель. С кем мы знакомимся в начале текста?

Дети. С Прохором и с автором.

Учитель. Что мы узнали о Прохоре? Кем он был?

Дети и взрослые при ответе на этот вопрос составляют кластер*. (Вариантов такой работы может быть два. Первый – все работают по группам, каждая рисует свой кластер, а потом на доске составляют общий с учетом всех идей. Второй – кластер рисуется сразу на доске, когда участники урока с места говорят, что писать. Здесь самое трудное для учителя – писать все, что предлагают дети, не оценивая, что верно, что – нет. Неверные ответы дети отсеивают и сами, но любой должны уметь доказать текстом. – Ред.)

Учитель. А что мы узнали об авторе?

Дети.

– Прохор называет его милым человеком.

– Это Паустовский. Он написал рассказ «Желтый свет». Он писатель.

– Мы знаем и другие его произведения (перечисляют названия).

– Автор и писатель выступают здесь в одном лице.

– Писатель написал произведение, рассказ «Желтый свет», а автор – герой произведения, который в нем зримо присутствует (дети ориентировались на формулировки, данные в учебнике «В мире литературы». 5-й класс. Авторы А.Г.Кутузов и др.).

– Прохор беседует с автором и поучает его, поэтому он учитель.

Учитель. Анализируя начало текста, мы задаем различные вопросы. Какие из них «тонкие», а какие «толстые»?

Дети.

– Все вопросы о Прохоре, используемые при составлении кластеров, «тонкие». Они не требуют размышлений. Ответы на них легко найти в тексте.

– А можно задать «толстый» вопрос: когда про автора могут сказать, что он учился зря?
И почему так могут сказать?

Ответ на этот вопрос требует размышления. Поэтому вопрос называется «толстым».

Дети пытаются дать ответ на «толстый» вопрос.

Читаем II часть текста:

К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомек, что человек в этом деле – главный ответчик. Человек, скажем, выдумал порох. Враг его разорви вместе с тем порохом! Сам я тоже порохом баловался. В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом,
и попало то ружьишко дураку. Шел дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят желтые веселые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих стволов – и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали, а иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось, видел в лесу, есть лист желтый и есть лист красный. До того вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не улетал. А леса и лето, и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. А снега не было. Не было зимы, говорю! Не было! Да и на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость? Какой с нее интерес? Убил дурак первую птицу – и загрустила земля.

Задания детям. Найдите в тексте предложения, в которых выражены основные мысли сказки.

После обсуждения в группах они выделяют: …человек в этом деле – главный ответчик.

В ходе урока высказывают свое мнение, почему же человек является главным ответчиком, поясняя, что их рассуждения являются ответом на «толстый» вопрос.

И второе предложение.

Убил дурак первую птицу – и загрустила земля.

Дети. О земле говорят как о живом существе. Это олицетворение.

Учитель. Почему земля загрустила?

Вопрос «толстый». Пытаются ответить на него самостоятельно.

После обсуждения переходим к следующей части текста:

Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы, – и птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

– Что беречь?

Дети, родители, гости пишут на заготовках свои ответы. А инициативная группа быстро приклеивает листочки и цветочки на нужные места. Далее дети комментируют то, что они написали.

И вновь возвращаемся к тексту. К последней части:

– Что беречь?

Ну, скажем, птицу разную или лес. Или воду, чтобы прозрачность в ней была. Все, брат, береги, а то будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели.

Сравниваем ответ Прохора и наши ответы на вопрос: что беречь? И выделяем в тексте основную мысль: …будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели.

В конце урока проводим рефлексию. Каждый текст «открывшейся странички» чему-то учит.

– Чему научил этот текст нас?

Ребята рассуждают о важности бережного отношения ко всему живому.

– Понравилась вам сказка?

Сказка понравилась всем.

 

* Кластер – название такой схемы в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. От англ. cluster – гроздь.
Ольга Степанькова
Фото из архива автора

Публикация произведена при поддержке интернет проекта www.boardwalkempire.ru. Если Вы являетесь поклонником американской гангстерской драмы «Подпольная империя» (Boardwalk Empire), и хотите увидеть новые серии 3 сезона этого сериала, то Вам больше не надо тратить время на утомительный поиск подходящего сайта, вводя в поисковые интернет системы такие запросы, как «Подпольная империя 3 сезон». Посетив интернет проект www.boardwalkempire.ru, Вы сможете бесплатно смотреть сериал онлайн, или скачать его на свой компьютер. А так же к Вашему вниманию представлено подробное описание сериала, информация о героях и актерах, новости о предстоящих выпусках и датах их выхода на экран.