Осеннее дерево наших размышлений
Урок по сказке Константина Паустовского
Эта публикация некоторым образом продолжает
материал «Год прожить играючи» и в то же время
она совсем о другом. Замечательный урок коллег из
станицы Динской интересен тем, что может быть
проведен как в 3-х, так и в 7-х классах, и в
библиотеке, и с литературным кружком или
библиотечным клубом. Урок дан с элементами
технологии развития критического мышления через
чтение и письмо, которой и соответствует
терминология в его описании. Но мы не стали
ничего переделывать для тех, кто не знаком с этой
технологией – из записи урока все и так понятно.
Хотим только заметить, что один из главных
принципов технологии – максимальная свобода
выражения собственного мнения детей,
формирующая умение размышлять.
На листе ватмана – большое дерево, на
стволе которого вопрос: «Что беречь?» Свои ответы
на этот вопрос большие и маленькие участники
урока напишут в конце на вырезанных из цветной
бумаги листочках, грибочках, птичках, приклеят
каждый на дерево или вокруг. Получится
газета-плакат, как итог урока.
(Идея выпуска такой газеты принадлежит
члену совета библиотеки, учителю изо Вере
Ивановне Фисенко. Вместе с детьми она и сделала
заготовку газеты, не объясняя заранее, зачем она
нужна. Узнали они это только на уроке.)
Слева – большая коробка с тигренком.
Это картотека с вопросами от «Коробейника».
Именно с этой картотекой и работали мальчики
летом в «Школе успешности».
Наш «Коробейник» – это не просто
нарисованная фигурка,
а наш добрый друг, помощник и советчик,
своеобразный представитель автора игры Юлии
Николаевны Фроловой, дружбой с которой мы очень
гордимся.
Письмо от Юлии Николаевны с текстом
сказки об осени из рассказа К.Паустовского
«Желтый свет» обрадовало детей.
Было решено провести специальный урок,
пригласить на него родителей, бабушек и дедушек,
друзей.
А то, что текст прислан автором игры
«Пришел коробейник» и ведущей рубрики
«Открывшаяся страница», придавало моменту
особую торжественность.
Каждый из присутствующих на уроке – и
дети, и взрослые получили ксерокопию текста
сказки, предварительно разделенного на
смысловые части. Заранее сказку никто не читал, и
в ходе урока ее читают по частям. Поэтому части
текста желательно делать на отдельных
страничках, чтобы заглядывание «а что потом?» не
мешало.
Читаем I часть текста:
…Старик Прохор, рыболов и корзинщик
(в Солотче почти все старики делаются с возрастом
корзинщиками), рассказывал мне сказку об осени.
До тех пор я эту сказку никогда не слышал, –
должно быть, Прохор ее выдумал сам.
– Ты гляди кругом, – говорил мне
Прохор, ковыряя шилом лапоть, ты присматривайся,
милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная
всякая живность дышит. Гляди, объясняй. А то
скажут: зря учился.
Учитель. С кем мы знакомимся в
начале текста?
Дети. С Прохором и с автором.
Учитель. Что мы узнали о Прохоре?
Кем он был?
Дети и взрослые при ответе на этот
вопрос составляют кластер*. (Вариантов такой
работы может быть два. Первый – все работают
по группам, каждая рисует свой кластер, а потом на
доске составляют общий с учетом всех идей. Второй
– кластер рисуется сразу на доске, когда
участники урока с места говорят, что писать.
Здесь самое трудное для учителя – писать все, что
предлагают дети, не оценивая, что верно, что –
нет. Неверные ответы дети отсеивают и сами, но
любой должны уметь доказать текстом. – Ред.)
Учитель. А что мы узнали об авторе?
Дети.
– Прохор называет его милым человеком.
– Это Паустовский. Он написал рассказ
«Желтый свет». Он писатель.
– Мы знаем и другие его произведения
(перечисляют названия).
– Автор и писатель выступают здесь в
одном лице.
– Писатель написал произведение,
рассказ «Желтый свет», а автор – герой
произведения, который в нем зримо присутствует
(дети ориентировались на формулировки, данные в
учебнике «В мире литературы». 5-й класс. Авторы
А.Г.Кутузов и др.).
– Прохор беседует с автором и поучает
его, поэтому он учитель.
Учитель. Анализируя начало текста,
мы задаем различные вопросы. Какие из них
«тонкие», а какие «толстые»?
Дети.
– Все вопросы о Прохоре, используемые
при составлении кластеров, «тонкие». Они не
требуют размышлений. Ответы на них легко найти в
тексте.
– А можно задать «толстый» вопрос:
когда про автора могут сказать, что он учился зря?
И почему так могут сказать?
Ответ на этот вопрос требует
размышления. Поэтому вопрос называется
«толстым».
Дети пытаются дать ответ на «толстый»
вопрос.
Читаем II часть текста:
К примеру, лист осенью слетает, а
людям невдомек, что человек в этом деле – главный
ответчик. Человек, скажем, выдумал порох. Враг его
разорви вместе с тем порохом! Сам я тоже порохом
баловался. В давние времена сковали деревенские
кузнецы первое ружьишко, набили порохом,
и попало то ружьишко дураку. Шел дурак лесом и
увидел, как иволги летят под небесами, летят
желтые веселые птицы и пересвистываются,
зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих
стволов – и полетел золотой пух на землю, упал на
леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали,
а иные листья, куда попала птичья кровь,
покраснели и тоже осыпались. Небось, видел в лесу,
есть лист желтый и есть лист красный. До того вся
птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не
улетал. А леса и лето, и зиму стояли в листьях,
цветах и грибах. А снега не было. Не было зимы,
говорю! Не было! Да и на кой она ляд сдалась нам,
зима, скажи на милость? Какой с нее интерес? Убил
дурак первую птицу – и загрустила земля.
Задания детям. Найдите в тексте
предложения, в которых выражены основные мысли
сказки.
После обсуждения в группах они
выделяют: …человек в этом деле – главный
ответчик.
В ходе урока высказывают свое мнение,
почему же человек является главным ответчиком,
поясняя, что их рассуждения являются ответом на
«толстый» вопрос.
И второе предложение.
Убил дурак первую птицу – и
загрустила земля.
Дети. О земле говорят как о живом
существе. Это олицетворение.
Учитель. Почему земля загрустила?
Вопрос «толстый». Пытаются ответить на
него самостоятельно.
После обсуждения переходим к
следующей части текста:
Начались с той поры листопады, и
мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы, – и
птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на
человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе
навредили, и надобно нам ничего не портить, а
крепко беречь.
– Что беречь?
Дети, родители, гости пишут на
заготовках свои ответы. А инициативная группа
быстро приклеивает листочки и цветочки на нужные
места. Далее дети комментируют то, что они
написали.
И вновь возвращаемся к тексту. К
последней части:
– Что беречь?
Ну, скажем, птицу разную или лес. Или воду,
чтобы прозрачность в ней была. Все, брат, береги, а
то будешь землей швыряться и дошвыряешься до
погибели.
Сравниваем ответ Прохора и наши ответы
на вопрос: что беречь? И выделяем в тексте
основную мысль: …будешь землей швыряться и
дошвыряешься до погибели.
В конце урока проводим рефлексию.
Каждый текст «открывшейся странички» чему-то
учит.
– Чему научил этот текст нас?
Ребята рассуждают о важности
бережного отношения ко всему живому.
– Понравилась вам сказка?
Сказка понравилась всем.
* Кластер – название такой схемы в технологии
развития критического мышления через чтение и
письмо. От англ. cluster – гроздь.
Ольга Степанькова
Фото из архива автора
Публикация произведена при поддержке интернет проекта www.boardwalkempire.ru. Если Вы являетесь поклонником американской гангстерской драмы «Подпольная империя» (Boardwalk Empire), и хотите увидеть новые серии 3 сезона этого сериала, то Вам больше не надо тратить время на утомительный поиск подходящего сайта, вводя в поисковые интернет системы такие запросы, как «Подпольная империя 3 сезон». Посетив интернет проект www.boardwalkempire.ru, Вы сможете бесплатно смотреть сериал онлайн, или скачать его на свой компьютер. А так же к Вашему вниманию представлено подробное описание сериала, информация о героях и актерах, новости о предстоящих выпусках и датах их выхода на экран.
|