Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2002

Женщина тоже человек?

ДИРЕКТОРСКАЯ ПАПКА

Женщина тоже человек?

Учителя о правах женщин и равенстве полов

Святое убеждение детей, а порой и взрослых, что «тетенька-библиотекарь знает все», приходится оправдывать. Серьезное научное социологическое исследование, результаты которого мы предлагаем и вам, и директорам школ, – не просто для общего развития. Размышления о том, что мы знаем о своих правах и как видим себя в обществе, помогут взглянуть по-другому на себя и коллег, а может быть – и работу перестроить. Ведь женщины в школе – не только взрослые, но и дети. Им еще предстоит понять свою роль в мире.

В последние годы гендерные исследования получили в России широкое распространение. И хотя за этим нередко проглядывается стремление к заимствованию западного опыта или дань моде, основной исследовательский интерес инициирован процессами, которые происходят в российском обществе и сопровождаются изменением взглядов на проблему прав женщин и равенства полов. Именно новизна социальной ситуации в России является одним из центральных факторов, определяющих эволюцию воззрений на политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права женщин. Исключительно динамично меняются представления о социальной успешности женщин, об их ролях и возможностях, профессиональной карьере, положении в семье и обществе.

В соответствии с принципами культуры равенства полов экономические, политические и социальные ресурсы должны распределяться между мужчинами и женщинами на равной основе 1. При этом диапазон точек зрения на равенство весьма широк – от равенства прав и возможностей до равенства результатов. Не менее разнообразны подходы к определению путей и механизмов достижения равенства. Например, либеральная концепция отстаивает равенство возможностей и равное отношение к представителям обоих полов и в связи с этим предполагает устранение барьеров на пути свободного доступа к ресурсам. Развитие культуры равенства в рамках либеральной теории не имеет ничего общего с узкофеминистскими концепциями эмансипации женщин, а предполагает более глубокую смену парадигм общественного развития.

Ключом к решению многих проблем, связанных с утверждением рыночных и демократических отношений, новых социальных связей, в том числе взаимоотношений между полами, является молодое поколение. Поэтому существенная роль в развитии культуры равенства полов отводится системе образования. Как справедливо отмечает Н.Смелзер, образование является частью процесса социализации и весь процесс обучения направлен на социализацию людей 2. Предполагается, что поддержка педагогами политики равенства может оказать позитивное влияние на формирование у молодого поколения, только вступающего в самостоятельную жизнь, взглядов, содействующих усилению женского влияния и выравниванию возможностей в допуске мужчин и женщин к основным ресурсам общества. Данная проблема затрагивает аспекты не только формирования среды, подготовленной к восприятию новых взглядов, но и транслирования современных идей и концепций в обновленном формате.

Однако возникает закономерный вопрос, должны ли мы ожидать сегодня от учителей сильной поддержки политики равенства? На одной чаше весов находятся такие факторы, как феминизация учительской профессии (около 83% педагогических работников, включая директоров школ, – женщины), высокий уровень образования и правосознания педагогов, профессиональный и жизненный опыт; на другой – традиционализм и консерватизм, низкий статус учительской профессии – факторы, которые плохо сочетаются с институтами и ценностями, благоприятствующими поддержке политики равенства полов и защите ее идеалов.

В статье предпринята попытка вычленить гендерный аспект правовых представлений учителей и проанализировать специфику их взглядов на проблему прав женщин и равенства полов. Анализ опирается на результаты исследования, которое обращается к представлениям учителей, обусловленных не только характером их профессиональной деятельности, но и обстоятельствами повседневной, обыденной жизни, т.е. к таким, каковыми они являются в действительности и в каком виде чаще всего ретранслируются ученикам 3.

Одним из исходных моментов поддержки политики равенства полов является признание наличия системы дискриминации женщин, отстранения их от власти и других ресурсов, вытеснения в наименее престижные и низкооплачиваемые сектора рынка труда, которая настолько очевидна, что не требует особых доказательств. Поэтому вопрос главным образом состоит в выяснении готовности и способности осознать существование неравенства, а также оценить его масштабы и глубину.

Феминизированная учительская среда восприимчива к проблемам социального положения и прав женщин. Но реагирует на неравенство между мужчинами и женщинами, с учетом того, что испытывает сильное женское влияние, достаточно умеренно. Не сомневаясь признают отсутствие социального равенства между мужчинами и женщинами 38,3% опрошенных учителей общеобразовательных учреждений. А для наибольшей части (45,3%) характерна более гибкая позиция, основанная на признании частичного неравенства, т.е. «не всегда», «не во всем», «в отдельных сферах», «по отношению к некоторой части или отдельным женщинам» и т.п. Учителя-мужчины в отношении признания женского неравноправия мало чем отличаются от других мужчин. Они почти в два раза реже, чем женщины, отмечают наличие неравноправия между мужчинам и женщинами (соответственно 27,2 и 40,8%), а подавляющая часть замечает только отдельные факты неравноправия, не осознавая всей глубины и серьезности различий (56,8%).

Достаточно противоречиво оценивают школьные учителя динамику изменения ситуации с соблюдением прав женщин в России за последние десять лет. Одной из причин различий в оценках становятся расхождения между продекларированными правами и их реальным воплощением. 21,8% опрошенных отмечают ухудшение ситуации и немного меньше (18,4%) ее улучшение (табл. 1). При этом 36,5% респондентов придерживается мнения, что ситуация осталась такой же, как и десять лет назад, а 23,3% не знают, как реагировать на поставленный вопрос.

Таблица 1

Оценка изменения ситуации с соблюдением прав женщин за последние 10 лет, 2000–2001 гг., %

Оценка

Всего

в том числе

мужчины

женщины

2000

2001

2000

2001

2000

2001

Улучшилась 17,4 18,4 23,1 26,5 16,5 16,6
Осталась без изменений 38,6 36,5 42,3 34,6 38,2 36,9
Ухудшилась 21,6 21,8 28,8 14,8 20,3 23,4
Затруднились ответить 22,4 23,3 5,8 24,1 25,0 23,1

Несмотря на ряд позитивных перемен, благоприятствующих женщинам, рыночные реформы и демократизация общественно-политической жизни не привели к смене доминирующих парадигм и всеохватывающему усилению политики равенства. Эпоха преобразований противоречиво повлияла на социальный статус женщины: значительно расширив радиус свободы выбора, она в то же время увеличила количество препятствий и препон на пути ее осуществления. На поверку такая свобода очень часто оборачивается мифом, далеким от идеалов культуры равенства полов. Оказывается, что женщины не только не расширили свои экономические, политические и иные права, а, наоборот, потеряли многое из того, что имели ранее. Необходимо также учитывать сопротивление, особенно со стороны мужчин, пересмотру закрепленных в культуре полоролевых отношений и попыткам отхода от традиционно-патриархальных взглядов. Примечательно, что именно мужчины чаще отмечают улучшение ситуации с соблюдением прав женщин.

Без особого оптимизма оценивают школьные учителя условия, необходимые для обеспечения равноправия полов в сфере профессиональной деятельности. 40,8% опрошенных считают, что такие условия сейчас полностью отсутствуют. Причем в женской когорте их доля составляет 44,5%, а в мужской – почти вдвое меньше – 24,1%. Еще 42,4% респондентов считают условия, обеспечивающие равноправие, неполными, а действия по реализации политики равенства недостаточными и непоследовательными.

Широкий доступ женщин в некоторые сферы деятельности, такие, как образование, здравоохранение, культура, торговля и некоторые другие, не является показателем достигнутого равенства. При ближайшем рассмотрении оказывается, что женщины даже в этих сферах занимают только низшие, в лучшем случае средние ступени, а самые высшие, как и везде, принадлежат мужчинам. Этим во многом объясняется пессимизм респондентов по поводу возможности устройства женщины на высокооплачиваемую и престижную работу. 51,8% респондентов безоговорочно признают, что мужчинам гораздо легче найти хорошо оплачиваемую работу (56,2% женщин, 32,1% мужчин), и еще 32% соглашаются с этим, но с известными уже оговорками (29% женщин, 45,1% мужчин). Причем нынешняя ситуация дает мало оснований для ожидания позитивных перемен в положении женщины на рынке труда.

В учительской среде, так же как и в обществе, довольно сильны предубеждения против способности женщин успешно конкурировать с мужчинами в наиболее престижных сферах деятельности, к которым относятся бизнес и политика. Хотя 57,3% женщин-учителей и 45,1% мужчин допускают, что женщина способна стать хорошим предпринимателем, около трети опрошенных выражают в этом большие сомнения. Причем среди мужчин их доля достигает 38,9%. А примерно каждый десятый, как среди мужчин, так и среди женщин, убежден в неспособности женщины стать преуспевающим предпринимателем. Их отношение к женщинам-предпринимателям можно охарактеризовать как негативно-настороженное. Активное включение женщин в бизнес поддерживают независимо от пола только 23,7% опрошенных учителей общеобразовательных учреждений.

Одним из предварительных условий, которые делают успех политики равенства более вероятным, является политическая культура демократии, поддерживающая идею равенства и принципы толерантности, порождающая взаимоуважение, дающая возможность взаимодействовать на основе взаимопонимания и согласия. При этом наличие правового государства и гражданского общества предполагает обеспечение равных прав и равных возможностей всем слоям и группам населения на участие в политической жизни. Вместе с тем идеализировать современные демократические системы тоже нельзя, поскольку в них «существуют как препятствия, так и возможности для разработки политики обеспечения равенства полов». И все они основаны на «асимметричных отношениях власти между полами» 4. Прогресс демократических систем в обеспечении равенства полов становится очевидным только при сравнении их со всеми другими существующими политическими системами.

В России за годы реформ появились только отдельные элементы или ростки демократической политической культуры, гражданского общества и правового государства. Нынешняя политическая культура российского общества, как и прежде, характеризуется как авторитарно-патриархальная, подданническая и рассматривается в сочетании с культурой крайностей, христианской морали, авторитарности, приверженности порядку. В ней не находится пока достойного места политике равенства полов, что не ускользает от внимания учителей. 36,2% опрошенных школьных педагогов указывают на отсутствие у российских женщин реальных возможностей, для того чтобы реализовать себя в политике, а 45,4% считают эти шансы недостаточными или ограниченными. Как и в большинстве других случаев, намного чаще обращают внимание на отсутствие у женщин реальных возможностей для реализации своих способностей в политической сфере учителя-женщины, чем их коллеги мужчины (соответственно 38,5 и 25,9%).

В отношении учителей к политическому участию женщин прослеживается влияние традиционной дихотомии частной и общественной сфер, когда женщина олицетворяется с частной жизнью, а мужчина с общественной. Прежде всего это характерно для мужской части педагогических работников. Активное участие женщин в политической жизни поощряют 45,7% опрошенных учителей-мужчин и 66,3% женщин. Однако активное участие не тождественно равноправному участию. Отчуждение женщин от «большой политики», от процесса принятия жизненно важных политических решений воспринимается в учительской среде без особого беспокойства. Только 45,9% опрошенных женщин и 38,3% мужчин считают, что женщины должны быть представлены на всех уровнях и во всех политических структурах наравне с мужчинами. И еще 41,1% женщин и 40,7% мужчин хотя и признают принципиальную важность женского представительства в политических структурах, но не рассматривают его как безусловно необходимое и обязательное. Активность женщин в борьбе за свои права поддерживают 44,5% опрошенных женщин и 35,8% мужчин.

В целом различия полов в обладании престижем и властью большой частью учителей принимаются как должное, что подтверждает устойчивость в педагогической среде гендерных стереотипов в отношении статуса женщины в обществе, семье, трудовых отношениях. Несмотря на осознание дискриминации, многие женщины ощущают, что их нынешняя жизнь является для них важной и ценной, что не всегда выгодно или разумно менять установленный порядок, тем более что предлагаемые альтернативы зачастую неясны и очень расплывчаты. У некоторых встречает сопротивление даже сама мысль о том, что можно отказаться от привычного образа жизни и поменять существующий порядок.

32,1% опрошенных мужчин и 15,4% женщин полностью согласны, что основными сферами деятельности женщин должны быть сферы обслуживания, образования, здравоохранения и некоторые другие, которые в общественном сознании уже давно воспринимаются как «женские». Достаточно велик удельный вес учителей, которые разделяют такую точку зрения отчасти (соответственно 34,6 и 41,5%). Относительно небольшой оказывается доля учителей, которые считают, что женщины могут наравне с мужчинами служить в армии и милиции (23,2%). Это мнение, представляющее собой определенный вызов одностороннему патриархальному менталитету, практически не зависит от пола респондентов.

Поддержка равенства полов заметно снижается в тех случаях, когда оцениваемая ситуация приближается к реальной и непосредственно затрагивает проблемы взаимоотношений мужчин и женщин. Только 39,5% опрошенных без каких-либо предубеждений относятся к тому, чтобы женщины руководили мужчинами. При этом среди женщин их доля почти вдвое больше, чем среди мужчин (соответственно 42,9 и 24,7%). Но в то же время 24,6% опрошенных считают, что мужчине лучше не работать под руководством женщины (28,4% – среди мужчин, 23,8% – среди женщин). Остальные респонденты, доля которых составляет более трети, разделяют последнюю точку зрения частично.

44,5% опрошенных педагогов (45% женщин и 42,6% мужчин) согласны, что мужчины, так же как и женщины, должны выполнять всю домашнюю работу. Примерно столько же респондентов (43,7%) независимо от пола принимают эту точку зрения частично. Для этой части опрошенных характерно разделение домашней работы на «мужскую» и «женскую». В соответствии с этим всю «мужскую» роботу должны делать мужчины, а «женскую» – женщины.

Сфера образования существует и развивается в конкретной социально-культурной среде и самым непосредственным образом связана с ней. Эта взаимосвязь становится одной из причин воспроизводства гендерных стереотипов у детей и подростков. Важно учитывать, что решающая роль в учебном процессе на любом этапе образования принадлежит учителю. Придерживаясь традиционных стереотипов о женских и мужских ролях, учителя, сами очень сильно страдающие от гендерного неравенства, осознанно или неосознанно передают эти взгляды детям, усиливая традиционное направление в воздействии других агентов гендерной социализации – семьи, сверстников, общественных организаций, средств массовой информации и т.д.

Представления учителей о положении и роли женщины в семье нередко полны противоречий. Но тем не менее в них прослеживается определенная системность и упорядоченность. Например, учителя-женщины хотя и ценят работу вне дома, но больше привержены интересам семьи, чем общественной сфере и профессиональной карьере (табл. 2).

Как следует из табл. 2, несмотря на значительное количество промежуточных ответов, большинство респонденток отдали предпочтение роли жены и матери. Даже при условии, что жена будет зарабатывать больше, чем муж, большинство из них не расположены передавать все функции по уходу за детьми мужьям. Ответы на третье высказывание показывает, что респондентки больше привержены семье, чем профессиональной карьере. Вместе с тем около половины женщин недвусмысленно поддержали важность работы наравне с мужем и при этом отвергли вариант неработающей жены или домохозяйки. При этом право выбора, делать ли женщинам профессиональную карьеру или становиться домохозяйками, абсолютное большинство (76,5%) оставляет за женщинами. Характерно, что крайние мнения в отношении активного участия женщин в политической жизни и управлении государственными делами оказались примерно одинаковыми.

Таблица 2

Представления учителей о положении и роли женщины в семье, 2001 г.

  Женщины, % Мужчины, %
Согласны И да, и нет Не согласны Согласны И да, и нет Не согласны

Основное предназначение женщины – быть хорошей женой и матерью

46,2 46,1 7,7 62,3 35,8 1,9

Если жена может зарабатывать больше, чем муж, то всю домашнюю работу по уходу за детьми должен делать мужчина

14,8 42,7 42,5 16,7 33,9 49,4

Женщине необходимо сделать профессиональную карьеру, а потом создавать семью

21,3 45,5 33,2 17,9 41,4 40,7
Жена должна работать наравне с мужем 11,3 40,7 48,0 13,0 52,4 34,6
Замужняя женщина не должна работать 14,5 36,8 48,7 17,9 37,0 45,1

Женщина должна сама выбирать, делать ли ей профессиональную карьеру или становиться домохозяйкой

76,5 20,6 2,9 63,6 30,2 6,2

Женщина должна заботиться о своем доме, а государственными делами должны заниматься мужчины

26,7 45,8 27,5 26,5 49,4 24,1

В еще большей степени разделяют традиционно-патриархальные взгляды на положение и роль женщины в семье учителя-мужчины. В частности, 62,3% опрошенных учителей-мужчин определяют главное предназначение женщины как жены и матери, а 40,7% считают, что для женщины первична семья, а не профессиональная карьера. Мужской шовинизм находит выражение в существенном ограничении права женщин на выбор профессиональной карьеры.

Таким образом, значительная часть российских учителей оказываются носителями традиционно-патриархальных взглядов и гендерных стереотипов. Это подтверждается данными некоторых других исследований. Замечено, в частности, что наиболее устойчивыми в группе педагогов-женщин с высшим образованием, т.е. в самой многочисленной группе школьных учителей, являются стереотипы гендерных ролей в семье, гендерной асимметрии в трудовом и пенсионном законодательстве, запретов по признаку пола и некоторые другие 5.

В современных демократических обществах актуализация гендерных проблем оказывает существенное влияние на реконструкцию социокультурной среды, а борьба за права женщин ассоциируется прежде всего с активностью феминистского движения. Хотя никакого общепринятого или согласованного определения этого понятия не существует, в широком плане феминизм рассматривается как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, борющееся за прекращение угнетения по половому признаку. Феминизм – это вызов господствующей идеологии, движение, выражающее стремление изменить полоролевые стереотипы и устранить основанное на сексизме притеснение. Однако следует признать, что отношение к феминизму даже среди продвинутых и высокообразованных женщин во всех без исключения странах неоднозначное. Западные специалисты в последнее время все чаще обращают внимание на то, что женщины стали активно отмежевываться от феминизма. Несмотря на то что многие поддерживают то, что делают феминистки, они все же отвергают сам термин «феминистка» как нечто такое, с чем они не хотят ассоциироваться 6.

В российском обществе, где доминирует патриархальная ментальность, сложилось безразлично-настороженное отношение к феминизму. Не только мужчины, но и женские массы не разделяют или не понимают идеологию феминизма, относятся к ней без особого восторга. Даже в научной среде гендерные исследования часто воспринимаются как проявления феминизма, а «феминизм расценивается как явление, некритически привнесенное с Запада и не свойственное российским традициям» 7.

Как показали результаты нашего исследования, для учительской среды характерно наличие различных, в том числе противоположных, взаимоисключающих точек зрения на феминизм, которым, однако, можно придать определенную системность. Одна из них выражает поддерживающее отношение к феминизму, которое характерно только для 22,3% опрошенных учителей. Причем учителя-женщины выражают большее расположение к феминизму, чем мужчины, но назвать его очень значительным тоже нельзя (соответственно 23,1 и 18,5%).

Противоположная точка зрения основывается на традиционных, патриархальных взглядах и отражает негативное отношение к феминизму как движению, но особенно к его активисткам – феминисткам. В целом, не приемлют или отвергают феминизм 25,9% опрошенных учителей. Сторонники этой точки зрения, среди которых больше мужчин (38,9% мужчин и 23% женщин), относятся к феминисткам с подозрением, опаской и рассматривают феминизм как несостоятельное, несерьезное, надуманное или не свойственное российской культуре явление. В их ответах очень часто встречаются утверждения, что «в России феминизм не имеет под собой почвы», «в нашей стране этому движению нет места», «внешние атрибуты движения и его дух не соответствуют менталитету россиян» и т.п. Порой в высказываниях проскальзывают иронично-критические нотки, скептицизм или насмешки в отношении всего, что связано с феминизмом («без восторга», «не приемлю крайностей», «все должно быть умеренно и разумно», «не считаю его серьезным», «одна из игр взрослых людей», «пустое, бестолковое занятие», «чья-то выдумка» и т.п.).

С пониманием и уважением к феминизму чаще относятся молодые учителя, особенно женщины, которые никогда не состояли в браке. Их отношение к феминизму очень важно, поскольку представления и поведение молодых педагогов в определенной мере показывают перспективы распространения феминистских взглядов в педагогической среде. Более негативное отношение к феминизму одинаково свойственно как среднему, так и старшему поколению учителей, а также тем, кто разведены или состоят в браке, но проживают раздельно.

Примечательно, что самой многочисленной оказалась группа респондентов, которые не пожелали давать какие-либо оценки, мотивируя это недостаточной информированностью о целях и задачах движения, – 31,6% (33,2% женщин и 24,7% мужчин). Часть респондентов считает, что феминистское движение в России никогда не существовало и не существует или его деятельность настолько незначительна, что заметить ее очень трудно, а потому обсуждать, собственно, нечего. Следует также признать, что гендерные противоречия не являются единственным значимым источником неравенства. Для многих женщин более важное значение имеют увеличившиеся социально-классовые, национальные и иные различия. Не всегда правомерно говорить о женщинах в общем, в том числе когда речь идет об отношении к феминизму, борьбе за права женщин.
В частности, рассматривая представления женщин, нельзя не учитывать влияние таких факторов, как принадлежность к определенной социальной группе, уровень жизни семьи, социальное самочувствие и другие социальные факторы. Нищета, бедность, отсутствие постоянной работы, хорошего заработка и социальных гарантий, имеющие в своей основе гораздо более серьезные причины, чем гендерные различия, затушевывают, подавляют проблемы борьбы за права женщин, превращают их во второстепенные и малозначительные.

Примерно каждый пятый опрошенный (20,2%) занял нейтральную, или, точнее, индифферентную позицию (20,7% женщин и 17,9% мужчин), демонстрируя свое полное безразличие, равнодушие или отсутствие интереса к идеям и принципам феминизма («это их дело», «мне это неинтересно», «безразлично», «нейтрально», «никак» и т.п.). В этой группе учителей знакомство с идеями и принципами феминизма, как правило, не находит понимания. Среди них есть также женщины, которые хотя и признают идеи феминизма, но скрывают свое отношение, поскольку не желают ассоциироваться с феминистками или не могут определить свое отношение из-за противоречивого восприятия феминизма.

В целом для учительской среды характерно умеренно-взвешенное отношение к проблемам равноправия мужчин и женщин, отказ от самых крайних точек зрения, неготовность основной массы учителей-женщин бороться за свои права. Представления школьных учителей о равенстве полов и путях их достижения развиваются больше под влиянием национальных традиций, демократических и рыночных реформ, которые так же непоследовательны, как и общественное мнение, чем под воздействием новых воззрений, отражающих достижения Запада в этой области и распространяемых сторонниками феминизма. Причем мужская часть педагогического сообщества демонстрирует очень высокую приверженность традиционно-патриархальным взглядам на роль женщины в обществе и семье.

Одной из детерминант гендерной социализации учащихся являются взгляды учителей на проблему половой дифференциации в процессе обучения, которая в последнее время активно обсуждается в обществе и педагогической среде. Поддержка половой дифференциации в образовании является одной из форм сексизма, т.е. скрытой дискриминации по признаку пола. Сексизм проявляется в раздельном обучении, различной ориентации мальчиков и девочек на освоение школьных предметов, что в дальнейшем сказывается на выборе ими профессии, оценке своих возможностей и жизненных перспектив. К его распространенным формам относятся сексизм в организации системы школьного образования, когда немногочисленные учителя-мужчины всегда занимают руководящие позиции; различное отношение учителей к мальчикам и девочкам, когда первых поощряют к активности и самовыражению, а вторых – к послушанию и прилежанию. Источником сексистского влияния наряду с учителями становятся также школьные учебники.

Опрос показал, что в учительской среде достаточно сильны позиции сексизма, оправдывающие и защищающие неравенство между полами. Эти позиции становятся фактором, поддерживающим и увеличивающим усилия семьи по формированию разных типов поведения у девочек и мальчиков. Поддержка учителями половой дифференциации в процессе обучения возрастает по мере взросления учеников. Так, если различие в подходах к обучению мальчиков и девочек в начальной школе поощряют только 8% опрошенных учителей, то в основной школе – уже 14,1%, а в старших классах – 30,2%. Важно также обратить внимание на то, что значительная часть опрошенных затруднилась ответить на поставленный вопрос (табл. 3). Характерно, что указанные мнения разделяют в равной мере учителя обоих полов.

Таблица 3

Поддержка учителями половой дифференциации в процессе обучения школьников, 2001 г., %

 

Поддерживают

Не поддерживают Затруднились ответить
В начальной школе 8,0 64,4 27,6
В основной школе 14,1 58,5 27,4
В старшей школе 30,2 43,8 26,0

Для обеспечения дифференциации обучения по признаку пола, по мнению учителей, необходимы различные учебники по отдельным предметам (19,5%) или специальные модули к учебникам (19,5%), а также разные программы обучения (8,6%). Раздельное образование, т.е. обучение мальчиков и девочек в разных классах, поддерживают 8,6% опрошенных учителей. Немного чаще это мнение выражают учителя женского пола (9,1% против 6,2% среди учителей-мужчин).

В последнее время идеи раздельного образования получили в российском обществе значительную поддержку и начали находить практическое воплощение. В целом ряде школ введены отдельные классы для девочек и классы для мальчиков, кадетские и другие классы с уклоном на военную подготовку, создаются гимназии для девочек и для мальчиков. С 2001/02 учебного года в Ставропольском крае и Республике Коми начался эксперимент по раздельному обучению в младших классах. Так, в Ставрополье в программе эксперимента задействовано более десятка общеобразовательных учебных заведений. Многие из них работают по системе, разработанной доктором медицинских наук В.Базарным, которая направлена на сохранение физического и психического здоровья учащихся. Следует отметить, что отдельные школы, среди которых есть