Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2002


ПОРТРЕТ НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Совместный проект с газетой wpe76E.jpg (2029 bytes)

Петр Кончаловский. Портрет Г.Б.Якулова.1910. Холст, масло. 176 х 143. ГТГ

Петр Кончаловский. Портрет Г.Б.Якулова.1910. Холст, масло. 176 х 143. ГТГ

Художник в роли факира

Петр Петрович Кончаловский (1876–1956) прожил долгую жизнь. Это было время, наполненное важнейшими событиями в истории нашей страны: Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, Великая Отечественная... Он начинал свой путь в искусстве как один из создателей объединения «Бубновый валет», эпатировавшего публику своими картинами в стиле народного примитива – русской низовой культуры, включавшей в себя лубок, ярмарочную фотографию, провинциальную вывеску, расписной поднос и т.п. А заканчивал – Народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР. Его творческая биография начиналась на рубеже веков – девятнадцатого и двадцатого. Это было время высокого подъема и расцвета всех искусств в России, получившее впоследствии название Серебряный век. В изобразительном искусстве той поры работали замечательные художники: и старые мастера, такие как Репин и Суриков, и более молодые, но уже признанные: Врубель, Серов, Нестеров, Коровин. Самые молодые создавали творческие объединения, в которые входили художники одного направления. Таким объединением был и «Бубновый валет», в который, кроме Кончаловского, входили Лентулов, Машков, Куприн.

Портрет Якулова написан Кончаловским в том самом 1910 году, когда была организована первая выставка «Бубновый валет» с ее атмосферой веселого скоморошьего балагана. Для художников из «Бубнового валета» характерны «ролевые» установки портретов: они сознательно и программно превращали портретную живопись в своего рода игру, устраивая в своих картинах мистификации и маскарады. Так, Лентулов в «Автопортрете» изображает себя балаганным зазывалой, а Машков в одном случае «примеряет» роль заводчика-судовладельца в «тысячной шубе», а в другом шокирует зрителей, изображая себя и Кончаловского в виде полуголых борцов. Художник Георгий Якулов не входил в объединение «Бубновый валет», но по склонности к игре был своим человеком в среде «валетов» и оттого вполне годился в персонажи портрета. Роль Якулова в этом портрете – «восточный человек», и этому замыслу подчинена вся структура картинного повествования.

Композиция ориентирована на плоскость: «валеты» отрицательно относились к глубине и сложности пространства, видя здесь присутствие нелюбимой ими символистской поэтики «туманов и обманов». Висящее на стене оружие, алая диванная подушка, нарочито изысканный костюм создают экзотический фон, сразу отсылающий зрителя к аналогичным рисованным фонам ярмарочных фотографий. Голова Якулова, словно бы вставленная в такую декорацию, ведет себя по законам жанра: безупречно гладкие, нафиксатуаренные волосы, забавно вытаращенные черные глаза, кроваво-красные губы на синеве подбородка, подчеркнутая смуглость и «жгучесть» облика – все работает на игровую концепцию портрета, вызывая ассоциации с факиром или заклинателем змей. Ничем не сдерживаемая цветность (сопоставление красного, голубого, оранжевого и зеленого в их предельной насыщенности), нарочито «жестяная» конструкция фигуры, позволяющая оценить лоск костюма и блеск перстня на мизинце, кинжалы и сабли, висящие на условном фоне вопреки всем оптическим законам (один кинжал «пересекает» голову героя), однако замыкающие и собирающие композицию, – во всем явлен «несерьезный», рассчитанный на эпатаж характер портрета. Такой портрет превращает общение художника и модели в игру, одинаково увлекательную для обоих.

Галина ЕЛЬШЕВСКАЯ