Совместный проект с газетой
Петр Кончаловский. Портрет
Г.Б.Якулова.1910. Холст, масло. 176 х 143. ГТГ
Художник в роли факира
Петр Петрович Кончаловский (1876–1956)
прожил долгую жизнь. Это было время, наполненное
важнейшими событиями в истории нашей страны:
Первая мировая война, Октябрьская революция,
Гражданская война, Великая Отечественная... Он
начинал свой путь в искусстве как один из
создателей объединения «Бубновый валет»,
эпатировавшего публику своими картинами в стиле
народного примитива – русской низовой культуры,
включавшей в себя лубок, ярмарочную фотографию,
провинциальную вывеску, расписной поднос и т.п. А
заканчивал – Народным художником РСФСР,
лауреатом Государственной премии СССР. Его
творческая биография начиналась на рубеже веков
– девятнадцатого и двадцатого. Это было время
высокого подъема и расцвета всех искусств в
России, получившее впоследствии название
Серебряный век. В изобразительном искусстве той
поры работали замечательные художники: и старые
мастера, такие как Репин и Суриков, и более
молодые, но уже признанные: Врубель, Серов,
Нестеров, Коровин. Самые молодые создавали
творческие объединения, в которые входили
художники одного направления. Таким
объединением был и «Бубновый валет», в который,
кроме Кончаловского, входили Лентулов, Машков,
Куприн.
Портрет Якулова написан Кончаловским
в том самом 1910 году, когда была организована
первая выставка «Бубновый валет» с ее атмосферой
веселого скоморошьего балагана. Для художников
из «Бубнового валета» характерны «ролевые»
установки портретов: они сознательно и
программно превращали портретную живопись в
своего рода игру, устраивая в своих картинах
мистификации и маскарады. Так, Лентулов в
«Автопортрете» изображает себя балаганным
зазывалой, а Машков в одном случае «примеряет»
роль заводчика-судовладельца в «тысячной шубе»,
а в другом шокирует зрителей, изображая себя и
Кончаловского в виде полуголых борцов. Художник
Георгий Якулов не входил в объединение «Бубновый
валет», но по склонности к игре был своим
человеком в среде «валетов» и оттого вполне
годился в персонажи портрета. Роль Якулова в этом
портрете – «восточный человек», и этому замыслу
подчинена вся структура картинного
повествования.
Композиция ориентирована на
плоскость: «валеты» отрицательно относились к
глубине и сложности пространства, видя здесь
присутствие нелюбимой ими символистской поэтики
«туманов и обманов». Висящее на стене оружие,
алая диванная подушка, нарочито изысканный
костюм создают экзотический фон, сразу
отсылающий зрителя к аналогичным рисованным
фонам ярмарочных фотографий. Голова Якулова,
словно бы вставленная в такую декорацию, ведет
себя по законам жанра: безупречно гладкие,
нафиксатуаренные волосы, забавно вытаращенные
черные глаза, кроваво-красные губы на синеве
подбородка, подчеркнутая смуглость и «жгучесть»
облика – все работает на игровую концепцию
портрета, вызывая ассоциации с факиром или
заклинателем змей. Ничем не сдерживаемая
цветность (сопоставление красного, голубого,
оранжевого и зеленого в их предельной
насыщенности), нарочито «жестяная» конструкция
фигуры, позволяющая оценить лоск костюма и блеск
перстня на мизинце, кинжалы и сабли, висящие на
условном фоне вопреки всем оптическим законам
(один кинжал «пересекает» голову героя), однако
замыкающие и собирающие композицию, – во всем
явлен «несерьезный», рассчитанный на эпатаж
характер портрета. Такой портрет превращает
общение художника и модели в игру, одинаково
увлекательную для обоих.
Галина ЕЛЬШЕВСКАЯ
|