Надежда Коган
Почему мы вновь не спим?
Декабрь – месяц мужества и борьбы. Не зря 14
декабря отмечают День памяти академика Сахарова.
Кстати, в этом месяце есть еще и День чекиста (25
декабря), и День спасателя. Декабрь дал миру
ученых и живописцев, артистов и общественных
деятелей, и почти каждый из них революционно
изменял устоявшуюся жизнь, как сэр Исаак Ньютон и
врач Луи Пастер.
Но прежде чем говорить о памятных
датах, позвольте вам напомнить и о скорбных
событих, произошедших в декабре. В 1987 году этот
суровый месяц унес гениального артиста-сатирика Аркадия
Райкина. А пятью годами раньше на станции
Пушкино вдруг остановился ярославский поезд, в
просторечии «сидячка». Из вагона вынесли тело
умершего пассажира, положили его на носилки,
прикрыли рогожкой. И только потом, когда санитары
пошарили по карманам, чтобы выяснить личность
безымянного покойника, оказалось, что на пустом
перроне лежит великий скрипач Леонид Борисович
Коган. Он ехал на концерт в Ярославль, может
быть, под ритмичный стук колес мысленно повторял
трудные пассажи, но сердце, открывшее тысячам
людей тайны Красоты и Гармонии, вдруг
остановилось на бегу... А рядом в потертом футляре
лежала скрипка Страдивари.
Какой простой и мужественный исход! В
дороге к людям, к музыке, к светлому и чистому
водопаду звуков, так и не заметив, что тебя уже
нет…
Жизнь испанского поэта Рафаэля Альберти очень
похожа на эту смерть. Она умещается в нескольких
страничках биографии и не уместится в тысяче
томов.
Поэт родился 16 декабря 1902 года в
местечке Пуэрто-де-Санта-Мария в провинции Кадис.
В 15 лет вместе с семьей переехал в Мадрид, учился
живописи. В 1922-м, после своей первой выставки,
заболел, покинул столицу и занялся литературой. В
20-е годы писал праздничные и яркие стихи в
традициях народной поэзии. В 1925-м его первый
сборник «Моряк на суше» (Marinero en tierra) получил
Национальную премию. Однако в
беспечно-праздничных стихах звучали и
достаточно мрачные ноты, свойственные позднему
стилю Альберти. Поэма «Возлюбленная» (La Amante,
1926) – рассказ о воображаемом путешествии через
Кастилию до Бискайского залива.
В следующей книге, «Заря левкоя» (El Alba
del Alheli, 1927), Альберти воспел тореро. Самое
важное произведение Альберти, «Об ангелах» (Sobre
los angeles, 1929), – проникнутая
сюрреалистическими мотивами грандиозная поэма,
в которой действие вершится на небесах и в аду,
что позволило литературоведам проводить
параллели между Данте и Альберти.
Революция в Испании, падение диктатуры
Примо де Риверы разбудили в нем огненный
темперамент трибуна.Он посвящает пьесу «Фермин
Галан» жизни и героической гибели революционера,
пишет о борьбе испанских крестьян.
В годы легендарной борьбы Испании против
надвигающейся тьмы фашизма Рафаэль Альберти
играет видную роль в Союзе антифашистской
интеллигенции Испании. Его связывала большая
дружба с Лоркой, Пикассо, Луи Арагоном. В это
героическое время Рафаэль Альберти не только был
глашатаем Республики, но и участвовал в обороне
Мадрида, прямо в окопах писал и читал свои
зажигательные стихи. Не смирившись с поражением
республиканцев, он уезжает в Аргентину и, словно
продолжая сражение, издает сборники: «Между
гвоздикой и шпагой», «Прибой», «Строфы Хуана
Панадеро», «Баллады и песни реки Парана». Даже
названия его пьес звучат как песни: «Ночь войны в
музее Прадо». А строки его стихов наполнены
неутолимой болью.
Как далеко, о боже!
По морям, по полям и горам!
Другие солнца сжигают
седую мою голову!
Я никогда не был в Гранаде.
Седая моя голова.
Потерянные годы.
Дороги найду я старые
и пути, временем стертые.
Я никогда не видел Гранады.
Зеленую веточку света
вложите в мою руку,
Узду покороче мне бы –
и в долгий галоп крупный.
Я никогда не входил в Гранаду.
Какие враждебные люди там
по замершим улицам бродят?
И кто обратился эхом
ее чистых ветров свободных?
Я никогда не был в Гранаде.
Баллада о том, кто никогда не был в
Гранаде. Из книги «Мечты моряка». Пер. Св.
Ломакиной
В 1964 году поэт был награжден
Международной Ленинской премией «За укрепление
мира между народами». После падения режима
Франко он наконец смог вернуться на родину.
В 1982 году в честь 80-летия Правительство
Советского Союза наградило Рафаэля Альберти
орденом Дружбы народов.
Юрий Владимирович Дубинин, посол СССР
в Испании в 1978–1986 годах, вспоминает:
«Небольшой зал едва вмещал всех
участников. Причем большинство из них были
знаменитостями – видными академиками,
писателями, поэтами, общественными деятелями
широкого политического спектра, представителями
правительства. Особую атмосферу собранию
придавало присутствие Долорес Ибаррури, с
которой Рафаэля Альберти связывала давняя
дружба…
Рафаэль Альберти ответил нам
сюрпризом – преподнес большой рисунок с
изображением двух стремящихся друг к другу
голубей – они символизировали народы Советского
Союза и Испании. Рисунок был выполнен в
оригинальной графической манере Рафаэля
Альберти – искусным сплетением множества
разноцветных линий-лент, которые придавали
птицам особый динамизм и легкость».
На обратной стороне рисунка поэт
собственноручно вывел текст, заканчивающийся
словами, которые актуальны и по настоящий день:
«Дружба между народами всегда и особенно теперь,
когда, кажется, становятся ощутимее ужасы войны,
требует постоянной заботы о мире, особенно со
стороны великих держав. Мир, мир и мир. Наш
кровавый век требует этого.
Почему мы вновь не спим?
Может, в ожидании дней несчастных,
Дней печальных и тревожных,
Когда станет преступлением
созерцать цветок красоты,
Восхвалять морскую синь
и гармонию морскую,
Наслаждаться видом птиц,
Осенью летящих в вечность».
В 1983 году Рафаэлю Альберти была
присуждена премия Сервантеса.
Умер Рафаэль Альберти в
Пуэрто-де-Санта-Мария 27 октября 1999 года, там же,
где и родился, словно завершив в безупречный круг
ослепительную траекторию своей жизни…
А в метельную ночь в Акатуйском остроге
полтора века назад умирал еще один неукротимый и
мужественный сын декабрьких суровых дней – Михаил
Сергеевич Лунин (18.12.1787 – 3.12.1845).
Удивительный человек, о котором еще
при жизни начали складывать легенды, он был
последователен в своих убеждениях, как стрела,
летящая к цели. Блестящий кавалергард, М.С.Лунин
участвовал в сражении под Аустерлицем, в
Прусском походе, в Бородинской битве, за которую
был награжден золотой шпагой с надписью «За
храбрость». В чине ротмистра в 1815 году уволен от
службы. Жил в Париже, познакомился с Сен-Симоном,
перешел в католичество. С 1816 года активный
участник тайных обществ, ставивших своей целью
освобождение России от гнета самодержавия. Он и
веру-то сменил потому, что православие для него
означало бездушный гнет и рабскую покорность. На
следствии отвечал резко и был отнесен ко II
разряду (20 лет каторги) за то, что «участвовал в
умысле цареубийства согласием, в умысле бунта
принятием в тайное общество членов и заведением
литографии для издания сочинений общества».
Идеалом Лунина была свобода: «Свобода
мысли, свобода воли, свобода службы! Вот это
настоящая жизнь!..» В письме к Никите Муравьеву он
пишет: «...Все, что было до Сибири, – детская игра и
бирюльки; наше истинное назначение – Сибирь;
здесь мы должны показать, чего стоим».
И он показал, чего стоит. Когда друзья
заметили, что за годы заключения в Шлиссельбурге
Михаил Лунин лишился почти всех зубов, тот
отвечал: «Вот, дети мои, у меня остался только
один зуб против правительства». Когда комендант
вошел в грязный каземат, со свода которого
сочилась вода, он спросил находившегося там
Лунина, нет ли у него каких-нибудь просьб или
желаний.
«Я ничего не желаю, генерал, кроме
зонтика», – ответил узник.
Ссыльный декабрист пошел в контратаку
на самодержавие на двадцать лет раньше, чем на
это осмелились его товарищи по каторге. В письмах
к сестре он резко критикует русские порядки,
пишет «Письма из Сибири», «Взгляд на тайное
общество», создает блестящий «Разбор донесения,
представленного российскому императору Тайной
комиссией в 1826 году». Один из экземпляров
«Взгляда» попал в руки Успенского, чиновника
особых поручений при иркутском
генерал-губернаторе. Успенский донес, и Лунина
увезли на вторую каторгу. «В России два
проводника: язык – до Киева, а перо – до
Шлиссельбурга», – сострил при этом М.С.Лунин.
Последние годы его жизни покрыты
тайной. Но несмотря на тяжелую болезнь, он не
сдался. Последняя легенда (или быль) гласит о том,
что несгибаемого узника, письма которого
проходили даже сквозь эти неприступные стены,
убили по приказу императора.
Перечитайте «Ноктюрн» Рафаэля
Альберти. Через века и расстояния поэт как будто
услышал и передал нам последние мгновения жизни
такой далекой, но такой близкой ему души:
Я выстрадал всю ту
бедность, скупость, печаль
и несчастье,
И смерть, что застыла
в горле. О, как оно
закричало б, но не кричит.
Из глубин своего языка извлечь ничего не может.
Молчит.
Пули. Пули…
Я чувствую этой ночью смертельно раненные слова. |