Торонто, Нижний Новгород, Сумкино
Анкета из старого номера газеты «Библиотека в
школе»
Что может сообщить простой листочек
бумаги, прикрепленный к столу-кафедре
библиотекаря. О чем он может рассказать?
Ну мало ли о чем! Это может быть
какое-то срочное объявление или напоминание о
важном событии, которое произойдет очень скоро.
А еще это может быть непритязательная
табличка, которая почему-то вот уже несколько
месяцев неизменно привлекает внимание и
становится катализатором раздумий, предметом
оживленных разговоров и споров.
Дети любят заполнять различные анкеты,
отвечать на вопросы всевозможных тестов. Но то, с
каким интересом они заполняли эту анкету,
неожиданно и приятно удивило. Отвечали серьезно,
в задумчивости покусывая карандаш, задумываясь
над каждым пунктом. Иногда только раздавалось: «А
зачем Вам это надо?» – «Просто интересно, ребята,
что вы думаете по этому поводу. Тем более что у
меня есть результаты опроса студентов Торонто и
Нижнего Новгорода. Вот потом обобщим и сравним».
Эту небольшую табличку я нашла в одном
из старых номеров газеты «Библиотека в школе».
Последнюю графу в таблицу, естественно, добавила
сама.
И мне действительно было интересно
узнать, как думают наши ребята.
Заготовив листочки-опросники, я
раздавала их сначала только старшеклассникам,
потом подключились и семи- и восьмиклассники.
– То, что вы считаете самым важным, –
объясняла я ребятам, – ставьте на первое место, а
то, что, на ваш взгляд, не играет важной роли в
достижении жизненного успеха, будет стоять в
вашей анкете на последнем месте.
Услышав о нашей затее, подключились к
этому опросу и взрослые: учителя, завхоз, медик.
Поначалу мне казалось, что мнения
взрослых кардинально отличаются от ребячьих
мнений. Было даже жутковато, когда поначалу
побеждали «Полезные связи» и «Умение
пользоваться людьми». Так считали первые
опрошенные взрослые.
Но вот результаты обработаны и
опубликованы. Именно тогда я и прикрепила
табличку с результатами на стол-кафедру.
– Неправильно они рассудили! Я на
первое место поставил бы...
– Постой-постой! Кто «они»? Ведь у
каждого свое мнение. А здесь усредненный
результат.
– И еще важно знать – что можно
считать успехом в жизни: богатство, интересную
работу или что-то другое?
– Личное счастье!
– Спокойную совесть!
– Совесть не должна быть спокойной!
И снова рассуждения и столкновение
мнений.
– Нет, нет, я не так хотела ответить.
Можно мне переписать? Я отвечала, что так бывает в
жизни. А на самом деле так не должно быть. На самом
деле в этой жизни выплывают люди с крепкими
локтями, минимальным наличием комплексов и
непременно предприимчивые.
– Почему мы так отвечаем? Это как раз
объяснимо. Западная молодежь постепенно
приходит к мысли о ценности вечных человеческих
устремлений. А мы еще не отошли от «дикого
капитализма», периода накопительства, в котором,
конечно же, предприимчивость не должна стоять на
последнем месте.
Опрос мы проводили весной. Результаты
опроса заинтересовали многих учителей и в первую
очередь школьного психолога.
А я не тороплюсь убирать с кафедры эту
табличку. Те, кто каким-то образом не участвовал в
нашем опросе (опрос охватил далеко не всех
школьников и взрослых), снова и снова спрашивают:
«А что это у вас за цифры?» И снова возникают
разговоры, снова дети задумываются о том, что в
жизни этой важнее всего.
Тамара Сутягина
п. Сумкино, Тобольск, Тюменская обл.
Составляющие жизненного успеха |
Торонто (Канада), студенты |
Нижний Новгород, студенты |
Поселок Сумкино |
школьники |
учителя |
1. Коммуникабельность 2. Порядочность
3.Самостоятельность
4. Удача, везение
5.Опыт
6. Предприимчивость
7. Трудолюбие
8. Взаимопомощь
9. Полезные связи
10 Внешние данные
11. Умение пользоваться людьми в своих интересах |
4 2
3
5
7
7
1
6
5
8
11 |
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 |
1 4
2
3
6
7
5
8
9
10
11 |
4 3
2
3
10
5
1
7
6
8
11 |
|