Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2002


КАРТОТЕКА ОПЫТА

Торонто, Нижний Новгород, Сумкино

Анкета из старого номера газеты «Библиотека в школе»

Что может сообщить простой листочек бумаги, прикрепленный к столу-кафедре библиотекаря. О чем он может рассказать?

Ну мало ли о чем! Это может быть какое-то срочное объявление или напоминание о важном событии, которое произойдет очень скоро.

А еще это может быть непритязательная табличка, которая почему-то вот уже несколько месяцев неизменно привлекает внимание и становится катализатором раздумий, предметом оживленных разговоров и споров.

Дети любят заполнять различные анкеты, отвечать на вопросы всевозможных тестов. Но то, с каким интересом они заполняли эту анкету, неожиданно и приятно удивило. Отвечали серьезно, в задумчивости покусывая карандаш, задумываясь над каждым пунктом. Иногда только раздавалось: «А зачем Вам это надо?» – «Просто интересно, ребята, что вы думаете по этому поводу. Тем более что у меня есть результаты опроса студентов Торонто и Нижнего Новгорода. Вот потом обобщим и сравним».

Эту небольшую табличку я нашла в одном из старых номеров газеты «Библиотека в школе». Последнюю графу в таблицу, естественно, добавила сама.

И мне действительно было интересно узнать, как думают наши ребята.

Заготовив листочки-опросники, я раздавала их сначала только старшеклассникам, потом подключились и семи- и восьмиклассники.

– То, что вы считаете самым важным, – объясняла я ребятам, – ставьте на первое место, а то, что, на ваш взгляд, не играет важной роли в достижении жизненного успеха, будет стоять в вашей анкете на последнем месте.

Услышав о нашей затее, подключились к этому опросу и взрослые: учителя, завхоз, медик.

Поначалу мне казалось, что мнения взрослых кардинально отличаются от ребячьих мнений. Было даже жутковато, когда поначалу побеждали «Полезные связи» и «Умение пользоваться людьми». Так считали первые опрошенные взрослые.

Но вот результаты обработаны и опубликованы. Именно тогда я и прикрепила табличку с результатами на стол-кафедру.

– Неправильно они рассудили! Я на первое место поставил бы...

– Постой-постой! Кто «они»? Ведь у каждого свое мнение. А здесь усредненный результат.

– И еще важно знать – что можно считать успехом в жизни: богатство, интересную работу или что-то другое?

– Личное счастье!

– Спокойную совесть!

– Совесть не должна быть спокойной!

И снова рассуждения и столкновение мнений.

– Нет, нет, я не так хотела ответить. Можно мне переписать? Я отвечала, что так бывает в жизни. А на самом деле так не должно быть. На самом деле в этой жизни выплывают люди с крепкими локтями, минимальным наличием комплексов и непременно предприимчивые.

– Почему мы так отвечаем? Это как раз объяснимо. Западная молодежь постепенно приходит к мысли о ценности вечных человеческих устремлений. А мы еще не отошли от «дикого капитализма», периода накопительства, в котором, конечно же, предприимчивость не должна стоять на последнем месте.

Опрос мы проводили весной. Результаты опроса заинтересовали многих учителей и в первую очередь школьного психолога.

А я не тороплюсь убирать с кафедры эту табличку. Те, кто каким-то образом не участвовал в нашем опросе (опрос охватил далеко не всех школьников и взрослых), снова и снова спрашивают: «А что это у вас за цифры?» И снова возникают разговоры, снова дети задумываются о том, что в жизни этой важнее всего.

Тамара Сутягина
п. Сумкино, Тобольск, Тюменская обл.
Составляющие жизненного успеха Торонто (Канада), студенты Нижний Новгород, студенты Поселок Сумкино
школьники учителя
1. Коммуникабельность

2. Порядочность

3.Самостоятельность

4. Удача, везение

5.Опыт

6. Предприимчивость

7. Трудолюбие

8. Взаимопомощь

9. Полезные связи

10 Внешние данные

11. Умение пользоваться людьми в своих интересах

4

2

3

5

7

7

1

6

5

8

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

4

2

3

6

7

5

8

9

10

11

4

3

2

3

10

5

1

7

6

8

11