Загляните на сайт
Book it!
Государственная программа привлечения к
чтению американских школьников
http://www.bookitprogram/com (на английском языке)
Этот сайт невозможно не открыть. Вопросы
чтения детей находятся здесь в центре самого
пристального внимания педагогов, библиотекарей,
родителей и самих школьников. На страницах
информационного массива постоянно мелькает
«book», «read», «children». Как нормальный библиотекарь,
имеющий стойкую реакцию на такие слова, я не
могла не полюбопытствовать, так что же это такое
– «BOOK IT!»? Обратимся к тексту.
Общая информация
Государственная программа
стимулирования чтения «BOOK IT!» основана в 1985 году.
Основная цель проекта: научить детей любить
книги, сделать чтение их жизненной потребностью.
Программа и учителя. Чтение и книги
– в центре внимания всех педагогов. Учителя
разрабатывают специальные ежемесячные планы, в
которых определяются цели и задачи чтения. Это
могут быть ориентиры для работы в группе или
индивидуальные планы для каждого ребенка в
классе. Полученные результаты позволяют
корректировать поставленные задачи каждый
месяц. Учителя оценивают как количественные
показатели (число прочитанных книг, страниц или
глав; время, проведенное за чтением книг), так и
качественные (обогащение лексики; развитие
воображения, устной и письменной речи, свободы
общения).
Для детей, которые не умеют читать
(первоклассники), для тех, у кого возникают
трудности с чтением, педагоги разрабатывают
индивидуальные планы работы с книгами.
Программа и родители. Воспитывая
школьников, программа «BOOK IT!» активно работает со
всей семьей. Родители читают с детьми дома,
участвуют в специальных праздниках, конкурсах.
Программа и школьники. Читающие
дети получают не только одобрение педагогов,
признание сверстников, но и награды спонсоров
проекта. Много лет подряд национальную программу
«BOOK IT!» поддерживает сеть ресторанов «Пицца Хат»,
вручая детям вкусные призы, сертификаты и
фирменные медальоны.
Почему педагоги используют программу
«BOOK IT!»?
– Программа действительно
стимулирует детей ко все более активному чтению.
– Очевидна польза от программы для
всех детей, поскольку педагоги определяют
индивидуальные цели чтения для каждого ребенка.
– Программа может быть дополнением к
основным программам обучения чтению.
– Программа может быть использована
как проект «Чтение вслух».
– Программа активно вовлекает семью в
процесс чтения.
– Программа проста в использовании и
выполнении.
– Она превращает чтение в
удовольствие!
Из писем-отзывов:
«Эта программа превосходит многие
другие программы по приобщению детей к чтению».
«Моя семья шлет вам свою благодарность
и признательность за предложенную программу,
которая объединяет детей и их родителей вокруг
книги».
«Мы с мужем были разочарованы, когда
услышали от дочери, ученицы
3-го класса, такие слова: “Я ненавижу читать”.
Программа “BOOK IT!” полностью изменила ее
отношение к книге и чтению».
«Информация для учителей»
Так называется одна из частей сайта.
Здесь педагоги могут найти самые подробные
пояснения, рекомендации и идеи о том, как лучше
организовать работу с книгой, как поощрять детей
к чтению. Отдельно выделены материалы об
эффективном сотрудничестве учителей с
родителями и помощниками-волонтерами.
Ниже приведены отрывки из этих
текстов.
Определение целей чтения
Учителя определяют цели чтения для
каждого школьника в классе, корректируя их
каждый месяц. Педагоги могут выстраивать эти
цели вокруг специальных тем, соотносить их со
временем чтения вслух. Такая гибкость
подразумевает, что дети самого разного возраста
и уровня подготовки могут принимать участие в
этой программе.
Некоторые идеи
Время читать вслух. Чтение вслух –
часть программы и должно проводиться ежемесячно.
Например, в октябре можно провести чтение вслух с
педагогом. В ноябре привлечь к таким занятиям
волонтеров. В декабре старшие школьники могут
читать книги младшим.
Чтение вслух вдохновляет детей
становиться самостоятельными читателями,
обогащает словарный запас. Школьники знакомятся
с различными видами литературных произведений,
активно обсуждают прочитанное.
Газеты – для юных читателей! Включайте
газетные материалы в программу чтения. Многие
периодические издания имеют специальные детские
странички с обзором книг и рассказами,
написанными для маленьких читателей. Там можно
найти загадки, смешные истории, ребусы, детские
новости. Интересная газетная статья – это
замечательная возможность почитать вслух и
обсудить с друзьями новости.
Кто больше прочитал? Это, конечно же, не
соревнование в чистом виде. Но сравнения будят
азарт, соперничество. И вот уже число прочитанных
детьми книг возрастает месяц от месяца. При этом
будут корректироваться цели чтения,
установленные педагогом.
Автора! Используйте «BOOK IT!» для
знакомства учеников с авторами книг, со стилями
произведений. Выберите шесть авторов, по одному
для каждого месяца программы, и разделите
школьников на шесть групп. Каждой группе
позвольте выбрать одного писателя и предложите
детям прочитать как можно больше произведений
этого автора. Через полгода каждый ребенок
сможет достаточно подробно познакомиться с
творчеством шести писателей. Попросите каждого
ученика назвать лучшее из прочитанного и
обсудите выбор каждого из детей.
Домашнее чтение. Рекомендуйте
ежедневное домашнее чтение детей вместе с
родителями. При этом стоит предложить детям
вести дневник чтения, который может стать
помощником в определении пристрастий ребенка,
в составлении списка летнего чтения.
Публичные выступления. Ежемесячно
каждый школьник выступает с обзорным докладом о
прочитанных книгах. Школьный библиотекарь в этом
случае выступает как главный консультант и
помощник.
Поощрения и награждения
– Составьте почетный список
учеников, которые достигли лучших результатов.
Виза директора школы придаст особый вес этому
списку.
– Проведите специальное мероприятие,
которое позволит школьникам осознать свои
достижения, почувствовать радость от их
признания. Возможно, это будет поездка за город,
боулинг-вечеринка, пикник. Или просто чай с
тортом и беседа по душам.
– Событию в школе – общественный
резонанс. Договоритесь с местной газетой (или
даже с телевидением) о цикле публикаций
«Школьники и чтение».
– Интересным может быть совместный
проект с книжным магазином. Специальные цены
для лучших читателей станут хорошим стимулом для
чтения. Для продавцов такое поощрение выгодно:
так они могут растить своих потенциальных
покупателей.
– В программе активно участвуют
родители, и поэтому семейный праздник будет
кстати. Надолго запомнится и взрослым, и детям
праздничный стол, обмен мнениями и любимыми
книгами, театральные постановки по мотивам
художественных произведений, шарады и пантомимы,
встречи с известными писателями, художниками,
общественными деятелями.
– Отклики о прочитанной книге могут
быть разные: устные, письменные. А можно
нарисовать картину, слепить или склеить любимый
книжный персонаж. Художественная экспозиция
по мотивам прочитанных произведений с
награждениями, призами и грамотами может стать
запоминающимся событием.
Волонтеры в программе «BOOK IT!»
Волонтеры вносят ценный вклад в успех
программы. В классах, где работают добровольные
помощники программы «BOOK IT!», школьники читают
больше книг, учителя получают весомую помощь в
повседневных делах. Активными волонтерами могут
быть родители, пенсионеры, студенты,
представители местных общественных организаций
и бизнес-структур.
Что делают волонтеры?
…Слушают устные книжные обзоры,
рассматривают письменные детские работы-отзывы
о прочитанной книге, готовят ежемесячный
бюллетень, демонстрирующий достижения
школьников, участвующих в программе… И еще массу
полезного!
Как работать с волонтерами?
Энтузиазм волонтеров очень
привлекателен, используйте это.
Приглашайте в помощь себе не одного
волонтера, поскольку их свободное время часто
ограничено. Постепенно увеличивайте число
добровольных помощников.
В этой работе могут быть незаменимы
опыт и знания пенсионеров.
Круг деятельности волонтера должен
быть определен и согласован с педагогом.
Что необходимо предварительно
обсудить педагогу и его помощнику?
Дни и время работы волонтера в классе.
Регулярное взаимодействие педагога и
волонтера, обмен информацией: консультации,
телефонные беседы, встречи.
Возможные нештатные ситуации, когда
учитель отсутствует и волонтеру надо заменить
его в классе.
Методику использования волонтером
материалов программы «BOOK IT!», педагогических
планов, технических средств.
Что еще добавить?
Программе «BOOK IT!» в октябре 2002 года
исполнилось 18 лет.
Более 20 миллионов школьников
приняли участие в программе «BOOK IT!» в 2001/2002 году.
Программа «BOOK IT!» является частью
учебного плана примерно в 50 000 начальных школ
во всех 50 штатах Америки.
Программа этого года стартовала 1
октября 2002 года и завершится 28 марта 2003 года.
Возможно, предложенный материал не
поражает новизной методов и форм работы. Но я не
сомневаюсь, что ищущий и думающий специалист
обязательно найдет в ней свою изюминку. Кроме
того, мне хотелось бы отметить одну особенность.
Программа – проект общешкольный. Не только
библиотекари и учителя литературы ратуют за
более активное чтение.
В работу по программе вовлечены все: педагоги,
директор, администрация. Активно участвуют
родители, волонтеры. Думаю, именно такое единение
и является основным фактором успешности
программы «BOOK IT!».
Елена РЕБРОВА
|