Совместный проект с газетой
Энтузиастка – символ времени
Александр Самохвалов. Девушка в
футболке. 1932. Холст, масло, темпера. 102 х 64.
Государственный Русский музей
В истории советского государства
бывали яркие моменты всеобщего воодушевления,
объединявшие народ в едином порыве, и писатели,
художники, музыканты, актеры стремились
запечатлеть облик людей, захваченных общей
воодушевляющей целью и оттого вдвойне
прекрасных. Естественно, что героические годы
революции, Гражданской войны, Великой
Отечественной войны оставили незабываемые
образы людей, вдохновленных великой целью,
готовых отдать жизнь за победу. Но такие ситуации
складывались не только в экстремальных условиях
революции и войны. В мирные годы
индустриализация страны, восстановление
народного хозяйства после кровавой войны,
строительство новых городов, промышленных
комплексов, электростанций, железных дорог,
покорение новых земель рождали не одно поколение
героев, уверенных в себе самоотверженных людей,
служивших примером для детей и внуков и сейчас
вызывающих восхищение.
Картина ленинградского художника
Александра Николаевича Самохвалова «Девушка в
футболке» была написана в 1932 году. Сейчас она
находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Картина воскрешает годы индустриализации
страны, которая была народным подвигом. Нет нужды
идеализировать это время, и особенно политику
партии и власти. Это были страшные, голодные годы.
Деревня была основательно разорена
насильственной коллективизацией,
раскулачиванием – арестом и ссылкой
безграмотных крестьян, не понимавших, как их
могли объявить шпионами стран, о которых они
никогда не слыхали. Те, кто не был прикреплен к
«закрытым распределителям», умирали голодной
смертью. Промышленность была подорвана
процессами над талантливыми инженерами,
объявленными членами выдуманной «промпартии».
Слухи о Соловках и Колыме будоражили народ.
Создание единых союзов писателей, художников,
композиторов, архитекторов вело к унификации,
обесцвечиванию художественного творчества,
созданию армий послушных исполнителей.
Но подвиг есть подвиг, и память о нем
живет, поскольку о нем были созданы романы
(«Время, вперед!» Валентина Катаева,
«Гидроцентраль» Мариетты Шагинян, «День второй»
Ильи Эренбурга), поэма «Трагедийная ночь»
Александра Безыменского, картины («Рабфак идет»
Бориса Иогансона, «Кузнецкстрой. Домна № 1» Петра
Котова), скульптура («Сезонник» Ивана Шадра),
«Песня о встречном» Дмитрия Шостаковича. Но
самые крас-норечивые памятники подвигу – города
Магнитогорск, Новокузнецк, Комсомольск и
промышленные комплексы на освоенных землях.
Картина «Девушка в футболке» – это
тоже памятник переломной, реконструктивной
эпохи, точнее, она сейчас стала памятником. Когда
картина была написана, она была правдивым и ярким
документом: девушек начала 1930-х годов, подобных
«девушке в футболке», можно видеть в семейных
альбомах. Это прабабушки нынешних школьников, и
среди них были выдающиеся лично-
сти, портреты которых красовались на обложках
иллюстрированных журналов. Самохвалов удачно
подчеркнул спортивный характер своей
современницы – комсомолки, дружившей с солнцем,
ветром и водой. Есть нечто общее в неукротимых
русских натурах, что Некрасов описал в 1864 году в
поэме «Мороз, Красный нос», начав в эпическом
тоне: «Есть женщины в русских селеньях...»
Характер героини поэт обрисовал кратко и
красноречиво: «Коня на скаку остановит, в горящую
избу войдет». Столетием позже, в 1960-х годах, этот
образ был в поэзии повернут другой стороной: «А
ей бы хотелось иначе – надеть покрасивей наряд.
Но кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».
Конечно, здесь речь идет о поколении, которое в
детстве повидало самую страшную из войн, которое
вынесло на своих плечах послевоенное
восстановление страны и освоение новых земель.
Тем не менее преемственность характера очевидна.
А.Н.Самохвалов родился в 1894 году в
городе Бежецке Тверской губернии. Учился он в
Петрограде в Академии художеств, его учителями
были Кузьма Петров-Водкин, Дмитрий Кардовский,
Аркадий Рылов, Василий Савинский.
С 1926 года Самохвалов входил в объединение
ленинградских мастеров «Круг художников».
Излюбленной темой его картин стали типические
образы девушек, полных жизни, молодой энергии,
ощущения счастья. Простая, ясная композиция,
приглушенный матовый колорит, широкое свободное
письмо напоминают стенную живопись, фреску,
которой художнику не суждено было заняться. Но в
станковой картине Самохвалов успешно соперничал
со своим учителем Петровым-Водкиным (его
«Девушка в матроске» была предшественницей
излюбленных самохваловских образов) и с
московским живописцем Александром Дейнекой.
«Девушка в футболке» остается наиболее
популярным произведением Самохвалова. Моделью
художнику послужила молодая учительница Евгения
Петровна Адамова, но многие советские девушки
тех лет узнавали себя в созданном художником
образе. Картина имела большой успех и в России, и
в Париже, где в 1937 году на Международной выставке
она была отмечена золотой медалью. Она осталась
символом энтузиазма и молодого задора
неповторимых лет. В 1966 году кинорежиссер Михаил
Швейцер, снимая фильм «Время, вперед!» по роману
В.П.Катаева, написанному в том же 1932 году, что и
картина Самохвалова, сделал центром своего
фильма символический образ, фигуру
девушки-строительницы,
в которой как бы оживает созданный Самохваловым
портрет учительницы Евгении Адамовой. Такова
судьба произведений искусства: возникнув в давно
ушедшую пору, они продолжают жить, к ним
обращаются, чтобы понять людей предшествующих
поколений и ощутить незримые нити, связывающие
прабабушек с их далекими потомками.
Анатолий Кантор
Дорогие
друзья!
Мы рады, что провели с вами целый год, и даже
немного грустим, заканчивая наш совместный
проект с газетой «Библиотека в школе».
На наш взгляд, библиотекарь – первый помощник и
проводник искусства. И мы всегда помним слова
Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Последние святые
России работают в музеях и библиотеках». От вас и
от учителей зависит, каким будет духовный климат
в стране и каким будет наше будущее.
Постарайтесь выписать газету «Искусство» в
свою библиотеку – вместе мы отстоим культуру от
посягательств.
Нинель Исмаилова, главный редактор
газеты «Искусство»
Индексы «Роспечати» – 32584; 32585.
Библиография портрета на первой полосе
Ельшевская Г. Свой сияющий мир
[Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1909]. – № 4. – С.
17.
Исмаилова Н. И в глубине его печаль
[Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1922]. – № 6. – С.
9.
Шилов К. Душа темы: Виктор
Борисов-Мусатов. Дама у гобелена [Виктор
Борисов-Мусатов. Дама у гобелена
(Н.Ю.Станюкевич). 1903]. – № 8. – С. 23.
Иванова-Аннинская А. Сильным – Бог
владеет [Михаил Нестеров. Портрет хирурга
С.С.Юдина. 1933]. –
№ 11. – С. 20.
Кантор А. Парижский волшебник из Перми
[Валентин Серов. Портрет С.П.Дягилева. Не окончен.
1904]. – № 12. – С. 18.
Певзнер Л. Портрет на фоне
натюрморта [Валентин Серов. Портрет И.А.Морозова.
1910]. – № 18. – С. 23.
Ельшевская Г. Лицо Серебряного
века [Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 1914].
– № 20. – С. 26.
Ельшевская Г. Художник в роли
факира [Петр Кончаловский. Портрет Г.Б.Якулова.
1910]. – № 22. – С. 28.
Кантор А. Энтузиастка – символ времени
[Александр Самохвалов. Девушка в футболке. 1943]. –
№ 23. – С. 23. |