Библиотека – это возможность
найти собеседника в вечности...
Наш обозреватель Дмитрий Шеваров беседует с
писателем Борисом Екимовым
Семь лет назад в «Новом мире» был
опубликован рассказ «Фетисыч» – о
девятилетнем хуторском мальчике, которого все
звали Фетисычем за рассудительность и раннюю
самостоятельность. История о том, как на хуторе
умерла единственная старушка-учительница и
мальчонка отправился искать ей замену, – эта
история тронула всех читателей. Поразила щемящая
узнаваемость каждой детали нынешней
многострадальной крестьянской жизни. Симон
Львович Соловейчик, прочитав рассказ,
опубликовал «Фетисыча» в «Первом сентября»,
отдав для него целых полторы полосы не очень-то
большой в то время газеты.
Многие открыли тогда для себя новое
имя в русской литературе – Борис Екимов. Но
задолго до этого были «Холюшино подворье», «За
теплым хлебом», «Живая душа» и другие повести,
рассказы, очерки.
Мало осталось в современной
литературе имен, сохранивших не только доверие,
но и любовь читателей. Мне давно мечталось
поговорить с Борисом Петровичем Екимовым «за
жизнь», о которой он знает так много горького и
высокого. Но в Москве с писателем, живущим на
Дону, встретиться мудрено. Тем радостнее, что мы
все-таки встретились и вместе бродили под
подмосковными соснами.
– Вы рано стали читать?
– Да, года в четыре. Но не потому, что
семья была такая уж образованная. Отца я не помню,
он умер, когда я был совсем маленьким. А маме было
не до чтения. Это просто счастливая случайность:
выучила меня читать соседская девочка.
– Когда вы осознали, что Ваша судьба
– быть писателем?
– Все мы рождаемся – один плотником,
второй – столяром, третий – литератором. И
направление этого выбора должна, наверное,
определить школа, но она у меня была слабая. И я не
понял в юности своих наклонностей. Помню, еще в
восьмом классе нам задали сочинение о ледоходе, я
написал, но меня учительница стала прилюдно
стыдить за то, что я будто бы списал все. Ей
почему-то в голову не приходило, что я сам мог
написать...
– А сочинение – про ледоход на Дону?
– Да, весь наш поселок, Калач-на-Дону,
приходил смотреть на это величественное зрелище.
Тогда еще был на Дону настоящий ледоход. Сейчас
не то – плотины стоят. Да кроме того, лед
раньше времени начинают ломать.
– Помню, даже в нашей Вологде, где
течет совсем небольшая речка, и дети, и взрослые
собирались на берег – посмотреть, как
тронулась река, как льдины с грохотом штурмуют
мост...
– Такие редкие явления природы –
всегда событие. Представьте, если бы звездное
небо показывали один раз в году, – наверное, в эту
ночь никто бы не спал...
– Что из прочитанного в детстве Вам
особенно полюбилось?
– Сказки. Записки путешественников,
«Дерсу Узала». Исторические повествования...
Прежде чем что-то полюбить, я должен был еще очень
многое прочитать, а тогда было чтение всего
подряд. Книги поглощались совершенно стихийно.
Если говорить о потрясении, – это,
конечно, русская классика. Но она пришла позднее.
В школе скорее отбивали любовь к ней, и все
получалось не в радость. Сейчас, бывая иногда в
школах, встречаю прекрасных учителей. У нас в
Волгограде есть учитель литературы Инна
Маркелова. Недавно она пригласила меня в свою
школу, и мне было приятно поговорить с ребятами.
Их уровень, мне кажется, выше, чем у студентов
нашего университета, где я тоже бывал.
– А как Вы относитесь к разговорам о
том, что дети ничего не читают и книга умирает?
– Это неправда. Вот есть такая
итало-российская литературная премия
«Пенне-Москва». Маститое жюри отбирает трех
авторов, а полтысячи молодых читателей –
школьники и студенты – три месяца читают все
произведения, отобранные на конкурс. Потом
собираются вместе и голосуют.
Я имел честь быть лауреатом этой премии и после
ездил по московским школам, разговаривал с
ребятами.
– О чем спрашивали?
– Обо всем. И о книге, и о жизни. Ведь
книга – это и есть жизнь. Запомнилось, как один
мальчик после встречи сказал: «Спасибо Вам за
оптимизм. Нас все время пытаются убедить, что мы
живем в пропащее время и все мы – потерянное
поколение...» А я им просто напомнил: милые мои,
какие же вы пропащие, если вы живые...
– Оказывается, что и таких простых
слов некому детям сказать...
– Настоящая литература это всегда
говорит, и не устает повторять, и должна
повторять. Вот лежит у меня на столе «Война и
мир». Помните сцену, где Андрей Болконский на
Аустерлицком поле думает: они хотят меня убить,
чтобы я не видел это небо... А через несколько
страниц – Николай Ростов: как я хочу жить, а они
хотят меня убить... Вся настоящая литература – об
этом. Иначе нет смысла писать.
– Ваши книги не залеживались на
прилавках, но нет ли у вас ощущения, что
внимательный, сопереживающий читатель исчезает
безвозвратно?
– Что читателя я теряю – это очевидно.
Того, что размышлял, а порой и писал мне...
Читатель, я верю, остался, но он сейчас не может
меня найти. Если за десять лет у меня вышло всего
две-три книги, и то в самое последнее время. Да и
этих книг не найти, потому что они застревают в
Москве, там, где изданы. Хорошие книги вообще
перестали расходиться по стране. И это трагедия
не литератора, а трагедия страны.
– В вашем родном Калаче остался
книжный магазин?
– Он продает холодильники, всякую
бытовую технику. Ну и осталась одна полочка для
учебников и «глянцевых» детективов.
– Но вы же еще печатаетесь в
«толстых» журналах...
– А что проку? Тиражи-то сокращаются.
Зашел недавно в нашу районную библиотеку – нет
даже «Нового мира». А в районе пятьдесят тысяч
жителей.
– Библиотека, похоже, сыграла
немалую роль в Вашей жизни?
– Огромную. Когда я перечитал все
книги школьной и детской библиотек Калача, меня
досрочно записали во взрослую. Все хорошее –
оттуда. Семья давала мне хлеб, но хлеба духовного
она мне не могла дать. Такое у нас было время. Да и
вообще: человек одинок, а подросток – особенно.
Спасение одно: язык и литература. Они помогут
тебе найти собеседника не только здесь, среди
рядом живущих, но и в вечности. Мир велик не
только в пространстве, но и во времени. И
библиотека – это возможность поговорить с
Толстым, Достоевским, Чеховым... Чтение – это
непрерывный разговор. Когда мы читаем «Войну и
мир», то все время разговариваем и с Наташей, и с
Пьером...
– Несколько лет назад я болел и
перечитывал «Войну и мир». И даже когда
откладывал книгу, мне ощутимо казалось: там, в
книге, продолжается своя огромная жизнь, будто бы
река течет и голоса слышны...
– Да, живая мудрая жизнь... Поэтому
сократить часы на литературу в школе, закрыть
библиотеку – это значит оставить человека в
одиночестве. Теперь на каждого из нас – по два
милиционера, по три охранника, на окнах –
решетки, двери у всех – стальные, замков не
сосчитать, собаки – овчарки... И власти думают,
что чем больше колючей проволоки и милиции, тем
спокойнее будет жизнь. Нет, если вы не дадите
человеку выучиться, воспитаться, его потом
никакими концлагерями не остановишь.
– На днях в одной московской газете
прочитал статью модного писателя против...
библиотек. «Помогать библиотекам, – пишет автор,
– это все равно, что реанимировать трупы». Ну а
дальше просто оскорбления в адрес
провинциальных библиотекарей...
– Говорить об авторах подобных статей,
я думаю, не нужно. Они провоцируют прессу, чтобы о
них чаще вспоминали. Как литераторы они из себя
ничего не представляют. И своими произведениями
внимания привлечь не могут. А чтобы вынырнуть из
безвестности, начинают блеять или материться
прилюдно. Время от времени, к сожалению, газеты и
телевидение «покупаются» на эти выходки,
начинают их комментировать... Захожу на днях в
книжный магазин «Москва» на Тверской. И первое,
что вижу, – огромный стенд «культового
писателя». С десяток его книг стоит, шикарно
изданных. Но я совершенно точно знаю, что ни один
нормальный человек этих книг читать не будет.
– Если в литературу лезут за славой и
деньгами – получается, что словесность еще
что-то значит в России?
– Не сегодня она родилась, и не завтра
ей умереть. И в России, и в мире.
– Но мы-то живем сегодня и пишем
сегодня.... У Вас никогда не бывает отвращения к
своему ремеслу,
к бумаге?
– Времена, похожие на наши, были и
раньше, и не раз. Почему я по-прежнему работаю?..
Помню момент в начале 90-х годов, когда было
ощущение, что писать незачем, все обрушилось. Но я
приехал в Калач на лето, достал ящик с письмами
читательскими и стал их читать. И когда прочитал
много писем, понял: то, что я делал, – не зря. Все,
что сделал, не пропало даром. И эти люди, что мне
писали, – они и сейчас живут. И если я брошу
писать, то ничего хорошего из этого не получится,
кроме пустоты – и для читателя, и для меня. Нет,
надо заниматься своим делом. Конечно, письма
приходят сейчас очень редко, но бывают, и они
по-прежнему говорят мне: «Работал не зря...» Даже
ради одного читателя надо работать, а я знаю, что
он у меня не один. Но от года к году растет
понимание, что плохого не надо писать. Да и
повторяться не хочется. И если уж писать, то зная,
что это действительно нужно. Здесь – сложность.
– Мне хочется вспомнить одного
вашего героя – Фетисыча. Ведь это несомненно
документальный образ...
– Не может быть в художественной
литературе чистого отражения, фотографии... По
поводу этого рассказа говорили обратное: не
может быть такого мальчика, он не существует. Но
если бы его не существовало, он бы и не был
написан, потому что Фетисыча не придумаешь.
– Детей, рано взявших на себя
абсолютно взрослую нагрузку, в стране очень
много. Гораздо больше, чем нам видится со
стороны...
– Они работают наравне со взрослыми,
очень много работают. Я вот только сейчас приехал
с хутора, где живу обычно с мая. Там новые соседи,
у них мальчоночка, ему лет десять. Он все время в
трудах, у него сестренка маленькая, и он то в
коляске ее качает, то грядки пропалывает, то воду
носит. У нас на малых хуторах дети в хороших
семьях много работают. Как муравьи...
– Мы в городах ничего не знаем об
этой жизни.
– Мы о ней всегда не очень хорошо
знали. Я вспоминаю хорошую писательницу,
профессора И.Грекову. Как-то мы с ней были в
Малеевке, а у меня как раз книжка вышла, и я ей
подарил. Она прочитала и спрашивает: «Правда ли
то, что Вы пишете?» Я говорю, конечно, я же не
фантаст. Она огорчилась: «Все прекрасно написано,
хорошо... Но ведь это какой-то каменный век!»
У нас в России настолько разная жизнь у
людей... Но не надо думать, что жизнь таких
ребятишек, как Фетисыч, страшная. Она и
счастливая. Хуторская жизнь именно для детей –
такое богатство! Ее нельзя даже сравнивать с
жизнью в городе, в каменном мешке, где ты не
видишь ничего, кроме квартиры, подъезда и улицы.
На хуторе мир огромен: степь, река, поле, лес,
небо... А как полон этот мир: травы, деревья, кусты,
цветы, рядом домашняя и вольная, дикая животина и
птица. Общение и заботы о телятах, козлятах,
котятах и цыплятах оставят в детской душе
столько доброго – не оценить...
Недавно, на хуторе, подошел к Дону,
гляжу: на берегу мальчонка ковыряется. Спрашиваю:
«Пескарей ловишь?» Отвечает: «Пиявок смотрю». А я
и не знал, что в Дону пиявки, думал, лишь в озерах
они. Стали вместе глядеть. Правда, любопытно:
малые пиявки, большие, присасываются враз, а
живут под большими камнями. Это лишь малая
пиявка. А сколько вокруг живого: в воде, в небе, на
земле...
– Но как встретит этих детей большая
жизнь за пределами хутора...
– Это вечное опасение, вечный вопрос...
Думаю, огромная потеря для России в том, что почти
полностью прекратился приток одаренных
крестьянских детей в лучшие вузы. И они уже не
придут в науку, культуру... Сельская школа сейчас
в тяжелейшем положении. Еще есть кого учить, но
уже некому. Восстановили вот школу на соседнем со
мной хуторе, искали, звали учительницу – никто не
едет. И наконец нашли пожилую женщину. Она
преподавала на этом же хуторе тридцать лет назад,
а потом работала поварихой, почтальоном, на
скотном дворе. И вот снова – учитель...
– В последние годы вновь пытаются
закрыть маленькие сельские школы под предлогом
экономии. Говорят: будем возить детей автобусами
в райцентры, как в Америке...
– Какие автобусы! На многие наши
хутора не то что автобус, «мурмон» не пройдет.
«Мурмоном» у нас зовут трехосный грузовик
военного образца – так вот и он по сухому еще
проходит,
а дождь ли, снег – встал. Ходят дети пешком. Какие
там автобусы! Книг нет, учебников, Пушкина нет... Я
думаю, что люди, дорвавшись до власти, быстро
забывают, кому и чему они обязаны. Не маме и папе
прежде всего обязаны они, что вышли в президенты
и премьеры, а школе, учителю, библиотеке. Они все
талдычат о силовых структурах, не понимая, что
главная наша силовая структура – это разум,
совесть, образование.
– Ваши герои о себе читают, узнают
себя?
– В конце 80-х я жил на хуторе
Клейменовский и писал о его жителях. Часто мои
рассказы передавали по радио. Их слушали. Читали.
Потому что книги были доступны. Говорили: «На
Святую мы внучку посадили твою книжку читать.
Слухали — все взаправде, все взаправде...» Иногда
кто-то обижался: «Чего написал, что я толстая,
какая же я толстая?!» Даже сейчас, когда давно нет
такого широкого чтения, один знакомый вдруг
просит меня: «Ты мне найди книжку, какую про
Серегу написал...» – «Про какого Серегу?» – «Ну
вот про рыбаков, про Серегу...» Я говорю: «Про
рыбаков у меня есть, но почему про Серегу?» – «Мы
знаем, знаем, это про Серегу...»
Мне бы хотелось собрать книгу «Повести
одного хутора». Хутор этот и сейчас жив, хотя
многие мои герои умерли. Была бы история хутора.
– Где Вам лучше всего работается?
Дома?
– В молодые годы, если хотелось
работать, то везде работалось. Помню, я написал
рассказ «Путевка на юг» в Игарке, в каком-то
общежитии, в комнате на четырнадцать человек. И
ничего не помешало. А как писал Василь Макарыч
Шукшин? На коленке и где угодно. Когда пишется,
везде хорошо.
...Скорые осенние сумерки. Густая тьма,
а потом – вовсе мрак кромешный, ночной. На земле в
двух шагах ничего не видать. Зато небо – в
сияющих звездных огнях и серебряном дыме. С
каждым часом все ярче, спелее небесная зернь.
Кажется, что двор наш и дом поднимаются от земной
тверди и тьмы. Выше и выше. И вот уже рядом огни
небесные, и синие небесные воды...
Борис Екимов. Старый дом
|