Павел Лернер
Лицо–загадка
Конкурс для старшеклассников
«Лицо-загадка» был объявлен в № 5 за 2002 год.
Напоминаем его условия:
– узнать писателя по портрету и
тексту;
– понять, о каких произведениях идет речь;
– почитать произведения писателя (по выбору);
– написать эссе.
Последний срок отправки работ – 30
декабря 2002 года. Вы еще можете успеть!
Подведение итогов – февраль 2003 года.
Особо активной школе – отдельный приз.
Инкогнито
15
Писать стихи она начала рано, уже в 1914
году в Париже издала первую книгу стихов –
«Печальное вино». Но мирок молодой поэтессы был
узок, условен и чрезмерно красив (сказывалось
влияние Бальмонта, Северянина, Кузмина). Хотя и в
нем встречались весьма милые строки,
адресованные дочери:
– Завтра, значит, будет праздница?
– Праздник, Жанна, говорят.
– Все равно, какая разница,
Лишь бы дали шоколад.
– Будет все, мой мальчик маленький,
Будет даже детский бал.
Знаешь: повар в старом валенке
Утром мышку увидал.
Мама, ты всегда проказница:
Я не мальчик. Я же дочь.
– Все равно, какая разница,
Спи, мой мальчик, скоро ночь.
В 20-е годы в поисках более тесной связи
с жизнью она начала работать в газетах – в
качестве очеркиста, корреспондента,
фельетониста. В дальнейшем это положительно
сказалось в работе над стихами и прозой.
Огромным событием, которое потрясло
весь советский народ, была смерть Владимира
Ильича Ленина. Это трагическое событие пробудило
политическую активность многих людей, до того
времени стоявших в стороне от политической
жизни. Тогда родилось ее первое подлинно
советское стихотворение «Пять ночей и дней»:
И потекли людские толпы,
Неся знамена впереди,
Чтобы взглянуть на профиль желтый
И красный орден на груди.
Текли. А стужа над землею
Такая лютая была,
Как будто он унес с собою
Частицу нашего тепла.
Работая над серьезными и большими
темами, она иногда позволяет себе мило шутить:
У Сороконожки
Народились крошки.
Что за восхищенье,
Радость без конца!
Дети эти – прямо
Вылитая мама:
То же выраженье
Милого лица.
По стихам ее часто бывает отчетливо
видно, что они написаны женщиной, – им присущи
мягкость, лиричность. Вот, например, колыбельная
песня сыну, которого нет:
Ночь идет на мягких лапах,
Дышит, как медведь.
Мальчик создан, чтобы плакать,
Мама – чтобы петь.
Личная судьба ее сложилась так, что она
попала в Ленинград за несколько дней до того, как
фашистские войска замкнули свое кольцо вокруг
города-героя. В осажденном городе она написала
дневник «Почти три года», рассказы о
ленинградских детях, поэмы и стихи. Из кольца
блокады призывала «обращать врага в пепел и дым».
В 1963 году в стихотворении «Читателю»
она писала:
Я знаю – это не педагогично,
Но знаю я и то, что сила строк
Порою может заменить (частично)
Веселый бал и вдумчивый урок.
Ей очень хотелось, чтобы ее книжка в
простой обложке «у сердца трепетала в кармане
делового пиджака», была в сумке у домохозяйки,
чтобы «студент, забывши про пятерки, ее во время
лекции читал».
Инкогнито
16
Она известный и очень крупный ученый,
ее учебник по теории вероятности является многие
годы настольной книгой солидных специалистов,
тысяч студентов. Доктор технических наук,
профессор, преподаватель военных академий Елена
Сергеевна Вентцель вместе с мужем рассчитала
ракету, которая до сих пор находится на
вооружении.
В начале 70-х годов в «Новом мире» стали
появляться замечательные повести, можно сказать,
под математическим псевдонимом. Потом эти
повести экранизировались, были постановки в
театрах. Были и интервью с ней в газетах и
журналах.
Одну из повестей можно причислить к
«производственной» прозе – она о вузовской
кафедре, о «товарищах ученых, доцентах с
кандидатами», о студентах. А главным героем был,
можно сказать, последний из интеллигентных
профессоров. Кстати, скончавшийся от
административно-командного хамства, тогда
только проникавшего в высшую школу.
Событиями для читающей публики стали
ее повести «Вдовий пароход», «Дамский мастер»,
«За проходной», «Хозяйка гостиницы» и др.
Говорят, по последней из них (после
«Ворошиловского стрелка») Станислав Говорухин
снимает фильм – роман о судьбе женщины на фоне
истории страны. О сложной судьбе, об обнаружении
у себя массы талантов,
в том числе одного из главных – уметь улыбаться
людям.
Инкогнито
17
Смеясь до упаду над его рассказами, в
которых все было «голая правда», читатель и
слушатель был глубоко убежден, что
герой-рассказчик не кто иной, как собственной
персоной писатель. Вообще-то, такова участь тех,
кто создает сатирические, юмористические
произведения и миниатюры. А его ничто на свете
так не удручало, как то, что люди смеются, читая
его рассказы, слушая их со всех эстрадных
подмостков. Он считал, что не смеяться над ними
надо, а плакать.
Разве не что-то подобное происходит с
сегодняшними его тезками – Жванецким,
Задорновым? Разве не это было с Гоголем,
Салтыковым-Щедриным, Чеховым? Разве этот жанр
легкий, разве в веселых произведениях нет
глубокой идеи и мысли, да и определенной
гражданской позиции?
Ему же выпала слава, редкая для людей
литературной профессии. Первый рассказ – в 1921
году, через три-пять лет – знаменитость не только
в писательских кругах, но и в широких массах
читателей, через десять лет – дважды шеститомные
собрания сочинений.
И кем он только не был. Контролер
поездов, командир взвода в окопах 1914 года, при
Временном правительстве – начальник почт и
телеграфа, после Октября – пограничник, командир
пулеметной роты, агент уголовного розыска в
Петрограде, инструктор по кролиководству,
милиционер, сапожник.
Со словом «быт» связано понятие
«обыватель». Кто такой этот самый обыватель? Он
считал, что в чистом виде такой человеческой
категории нет, есть человек – носитель тех или
иных обывательских черт. Эти черты есть в каждом
человеке.
За годы, проведенные в гуще «бедных»
людей, он сумел блистательно проникнуть в тайну
их разговорной конструкции, сумел перенять
интонацию их речи, их выражения, обороты,
словечки. Он писал о человеке, живущем в «великое
время», но задавленном, измученном бытом,
бюрократизмом и глупостью.
Пришлось ему написать и серию
рассказов о... Ленине (например, о том, как будущий
вождь пролетариата бросил курить), серию
рассказов для детей, серию сентиментальных
повестей. Власть его терпела, настолько, что
зимой 1939 года в Кремле вручила орден Трудового
Красного Знамени. Правда, через
8 лет этой же власти ничто не помешало устроить
ему травлю (хотя и в хорошей компании).
Он точно не был скоморохом, балагуром и
остряком, литературным шутом. Был он большим
писателем, оставившим более тысячи рассказов и
фельетонов, повести, пьесы, киносценарии,
критические статьи – около ста тридцати книг
вышло при его жизни.
Оставил он и еще кое-что –
образованные психологи знают его очень
непростую работу о психических процессах, о
которых даже современная наука знает довольно
мало.
А звали его точно так же, как
Жванецкого и Задорнова. Бывают же такие
совпадения. |