Надежда Коган
Ветер счастья и обид
Белое кружево января, его прозрачные
небеса, кристальный воздух всегда пробуждали в
людях стремление к полету над обыденностью – в
прямом и переносном смысле.
В январе взлетали в небо первые аэростаты и
другие летательные аппараты.
9 января 1793 года француз Жан Пьер
Бланшар совершил первый полет на воздушном шаре
над Америкой. Взяв старт в Филадельфии и
поднявшись на высоту 5800 футов, он через 46 минут
посадил шар в 15 милях от места старта
в Вудбери, штат Нью-Джерси. До сих пор ходят
упорные слухи, что французу существенно помог
второй пилот – небольшая черная собачонка (ее
имя история не сохранила). А 9 января 1953 года успешно
прошел первый опытный полет самолета «Конкорд».
В январе происходили и другие
замечательные события. Так, 13 января 1703 года в
Москве начала регулярно выходить первая русская
печатная газета «Ведомости о военных и иных
делах, достойных знания и памяти, случившихся в
Московском государстве и во иных окрестных
странах». Оттого мы теперь празднуем
в канун старого Нового года День российской
печати.
7 января 1953 года Гарри Трумэн
заявил о наличии у США водородной бомбы, на что в
тот же день советские газеты «Правда» и
«Известия» ответили сообщением о раскрытии
«заговора кремлевских врачей». Девять ведущих
врачей были обвинены в отравлении секретаря ЦК
Андрея Александровича Жданова и начальника
Главного политического управления Красной Армии
Александра Сергеевича Щербакова. Это называется
– знай наших!
Но если присмотреться внимательнее ко
всем этим событиям, то в каждом обнаружим зерно
будущего неожиданного развития. От неуклюжего
аэростата – к космическим кораблям, от первых
«Ведомостей» –
к «четвертой власти», от водородной бомбы и «дела
врачей» – к «холодной войне», неизбежной
оттепели и нынешнему совместному походу против
международного терроризма… И происходило все
это согласно каноническим законам диалектики:
тезис – антитезис – синтез.
Похожее движение смысла есть,
наверное, в каждой человеческой судьбе. Но поэт, о
котором я хочу вам рассказать, не только вынес
все перипетии бурного ХХ века, но и переплавил их
в своем удивительном творчестве. Он сумел
соединить и примирить в своем сердце веселую
комсомольскую молодость и горькие лагерные
воспоминания и при этом ни на миг не изменил себе
– как был,
так и остался витязем российского стиха
Ярославом Смеляковым.
Много ли мы знаем его стихотворений?
«Хорошая девочка Лида», «Если я заболею», «Милые
красавицы России»... А ведь есть и другие,
например о пьянчужке из Переделкино:
Завтра утречком стирает
для соседки бельецо
и с похмелья напевает,
что потеряно кольцо.
И того не знает, дура,
полоскаючи белье,
что в России диктатура
не чужая, а ее!
Как непохожа эта злая ирония на
простые и романтические строки «Девочки Лиды»
или «Строгой любви»! И совсем непонятно, откуда
бы ей взяться, если прочитать биографию поэта в
каноническом, приглаженном виде.
Родился Ярослав Смеляков 8 января 1913
года в Луцке в семье железнодорожного
рабочего. Рано начал писать стихи. В 1931 году
окончил полиграфическую фабрично-заводскую
школу, занимался в литературных кружках при
«Комсомольской правде» и «Огоньке», был замечен
Светловым и Багрицким. В 1934 году по
необоснованному обвинению Я.Смеляков был
репрессирован. Вышел на свободу в 1937-м. Несколько
лет работал в редакциях газет, был репортером,
писал заметки и фельетоны. В первые месяцы
Отечественной войны рядовым солдатом воевал в
Карелии. Попав в окружение, до 1944 года находился в
плену. В послевоенные годы вышла книга
«Кремлевские ели» (1948), в которую вошли лучшие
стихи Смелякова, написанные до и после войны. В
1956-м была опубликована повесть в стихах «Строгая
любовь», получившая широкое признание. В 1959-м
появился поэтический сборник «Разговор о
главном»; явлением в советской поэзии стала
книга стихов «День России» (1967). В 1968 году была
написана поэма о комсомоле «Молодые люди».
«Комсомольский поэт», – скажете вы. Да,
наверное, потому что он до старости умудрялся
оставаться молодым. «Конечно, нет, – скажет тот,
кто знал его поэзию чуть-чуть побольше. –
Почему, например, нигде не пишется о причине, по
которой бывшего “фабзайца” с безупречным
социальным происхождением в 1934 году упрятали в
лагерь?» Спросите у поэта.
Мы шли втроем с рогатиной на слово
и вместе слезли с тройки удалой –
три мальчика,
три козыря бубновых,
три витязя бильярдной и пивной…
< … >
А был вторым поэт Борис Корнилов, –
я и в стихах и в прозе написал,
что он тогда у общего кормила,
недвижно скособочившись, стоял.
А первым был поэт Васильев Пашка,
златоволосый хищник ножевой –
не маргариткой
вышита рубашка,
а крестиком – почти за упокой.
Теперь понятно? Если нет – вот вам
продолжение:
...Второй наш друг,
еще не ставши старым,
морозной ночью арестован был
и на дощатых занарымских нарах
смежил глаза и в бозе опочил.
На ранней зорьке пулею туземной
расстрелян был казачества певец,
и покатился вдоль стены тюремной
его златой надтреснутый венец.
Так что взяли «фабзайца» за компанию.
Подержали и выпустили – случайно, скорее всего
после расстрела Ежова, когда часть заключенных
была освобождена. Наверное, даже и не извинились,
подумаешь, три года… Скажи спасибо, что не
расстреляли. Поэт спасибо не сказал, а внес
коррективы в свое мировоззрение. Нет, он не
перестал быть комсомольцем, не предал свою
юношескую мечту, но он научился ненавидеть:
В какой обители московской,
в довольстве сытом иль нужде
сейчас живешь ты, мой Павловский,
мой крестный из НКВД?
< … >
Не вспоминается ли дома,
когда смежаешь ты глаза,
как комсомольцу молодому
влепил бубнового туза?
Не от безделья, не от скуки
хочу поведать не спеша,
что у меня остались руки
и та же детская душа.
И что, пройдя сквозь эти сроки,
еще не слабнет голос мой,
не меркнет ум, уже жестокий,
не уничтоженный тобой.
Ах, как он их ненавидел, сытых, наглых,
самоуверенных – своих и чужих… В плену только
за тяжелый, угрюмый взгляд немецкий конвоир
несколько раз принимался избивать Смелякова
железным прикладом, пока сосед не взмолился: «Да
не гляди ты так на него, Христа ради, ведь забьет
же насмерть...»
После немецкого лагеря поэт без
пересадки попал в свой, родной – как бывший
военнопленный. Вскоре после окончания войны
благодаря хлопотам друзей его освободили и он
вернулся в Москву. Однако в разгар кампании
против космополитизма Смелякова опять не обошли
вниманием. И вот он уже снова в Инте. Чему уж тут
удивляться, что горькое свое стихотворение «Три
витязя» он заканчивает совсем не в духе
христианского смирения:
А я вернулся в зимнюю столицу
и стал теперь в президиумы вхож.
Такой же злой, такой же остролицый,
но спрятавший
для обороны – нож.
А вместе с ненавистью пришло и новое,
обостренное чувство любви – не к романтических
пейжазам и загадочным красавицам, а к обычной,
заново увиденной жизни –
к женщине в простеньком пальто, с которого поэт
снимает снежинки, как «Пушкин снимал соболя», к
увлажненным стиркой рукам любимой, к простой
картине летнего дождя:
Есть милая тайна обмана,
журчащее есть
в струе городского фонтана,
в цветных превращеньях его.
Я, право, не знаю, откуда
свергаются тучи, гудя,
когда совершается чудо
шумящего в листьях дождя.
Как чаша содружества – брагой,
московская ночь до окна
наполнена темною влагой,
мерцанием капель полна.
Волшебные строки, слова, наполненные
светом и неземной проникновенностью, как будто
страдания утончили восприятие грубоватого
комсомольца от лозунга «Даешь!» до изысканности
лучших поэтов Серебряного века…
Не зря с жизнью Смелякова неразрывно
связана история массивного серебряного кольца с
масонской эмблемой, подаренного им Маргарите
Алигер в короткую пору их юношеского романа. А
дело было в том, что, подарив кольцо, Ярослав
сказал любимой: «Помни, пока будешь носить
кольцо, у меня все будет хорошо»...
Кто станет в юности воспринимать
подобные заявления всерьез? Маргарита Алигер,
выйдя замуж, сняла кольцо, чтобы не будило
воспоминаний, засунула куда-то в ящик – и
Смеляков оказался в лагере. Прошло около четырех
лет – кольцо нашлось, а вместе с ним вернулся и
поэт. Так оно и продолжалось: исчезнет,
потеряется перстень – и приходят известия то ли
о гибели, то ли об очередном несчастье. Отыщется
кольцо в старом халатике – и, оказывается, жив
Ярослав, вот-вот вернется… Перед смертью
Смелякова кольцо сломалось. Поэтесса положила
его в ящик, хотела отдать в починку, но не
успела – Ярослав Смеляков не дожил до своего
шестидесятилетия…
Эту историю, почти неправдоподобную,
рассказала Лидия Либединская.
«Мы грустно пили чай на кухне,
вспоминали его стихи. И тогда-то она рассказала
мне эту историю.
– А где сейчас это кольцо? –
спросила я.
– Так и лежит в ящике... – печально
проговорила Маргарита.
– Покажите его... – попросила я.
Она пошла в кабинет, слышно было, как
она открывает ящик, шуршит бумагами, и вдруг
раздался громкий, отчаянный крик. Я бросилась к
ней. Маргарита стояла на пороге, бледная как
полотно, держала в руках кольцо и, еле шевеля
губами, повторяла:
– Целое, оно целое, Лида!.. Я взяла у нее
кольцо – оно и вправду было совершенно целое –
никаких следов починки, спайки».
«Видно, замкнулась жизнь, замкнулось и
кольцо», – сказала Маргарита Алигер.
Тезис – антитезис – синтез. И высшим
выражением январского, светлого соединения
противоположностей служат мудрые строки
Ярослава Смелякова:
Ведь все двадцатое столетье –
весь ветер счастья и обид –
и нам, и вам, отцам и детям,
по-равному принадлежит.
И мы, без ханжества и лести,
за все, чем дышим и живем,
не по-раздельному, а вместе
свою ответственность несем. |