Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2002


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Надо что-то новое,
да где ж его взять?

Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития

Всякий путь начинается с первого шага.

Конфуций

Часть 6. Школьные библиотеки как мультимедиацентры*

Некоторые из вас, прочитав название этой части, скептически улыбнулись: «О чем вы говорите? Не хватает самого необходимого. Какие мультимедиа?..»

И все же тема заявлена, и я рискну поспорить с пессимистами и скептиками.

Во-первых, имея горбушку хлеба, можно мечтать о конфете.

Во-вторых, для некоторых школьных библиотекарей эти слова не пустой звук, а реальность. Справедливости ради стоит отметить, что таких людей и библиотек очень мало. Но они есть!

В-третьих, для нас с вами эти термины тоже реальность, только будущая (см. «Основные направления модернизации образования», недавно заявленные правительством).

Перечисленные доводы позволяют сделать заключение – надо изучать суть вопроса, надо знакомиться с опытом коллег, надо читать и писать об этом. Чем мы сейчас и займемся.

Сегодня много и на всех уровнях говорится о создании в школе единого информационного образовательного пространства. Что это такое?

Стоит отметить, что единообразия в толковании этого термина пока не наблюдается. И все же одно мнение, краткое и емкое, мне хотелось бы привести. Заведующий лабораторией дистанционного образования ИОСО РАО Е.С.Полат считает: идея создания единого информационно-образовательного пространства – это идея создания виртуальной системы школьного образования [1]. Не в том смысле, что это пространство как бы есть, а на самом деле его нет. А в том смысле, что оно есть везде. Информационная среда – это новая среда обитания нового образования. Такой вот ареал…

Обобщая все многообразие существующих определений, можно сказать: речь идет о создании среды, которая обеспечит новый уровень и качество образовательного процесса.

Для достижения этой цели предполагается выявлять все информационные потоки в школе и управлять ими. Служба, которая будет этим заниматься, по мнению специалистов, должна представлять собой единую модель, состоящую из набора структур-модулей: библиотеки, читального зала, методического кабинета, интернет-класса, административно-консультационного центра. Сосредоточение информации должно быть мобильным, гибким, распределяться в соответствии с возникающей необходимостью. Это технический аспект планируемых изменений. Есть еще и организационно-психологический: такая среда создаст естественные условия для объединения деятельности учащихся, педагогов, администраторов, родителей, являющегося и объективной потребностью, и фактором успешности новых начинаний.

Каким образом впишется во всю эту грандиозность и современность школьная библиотека? Приведу мнение заведующей научно-исследовательской группой «Школьная медиатека» ИОСО РАО Е.Ястребцевой: «Без понимания важности предоставления информационных услуг участникам педагогического процесса в школе не мыслится современная школьная библиотека, а она – информационное ядро в школьной информационной службе. Она – условие для свободного доступа к информационным ресурсам в школе» (из выступления на августовском интернет-педсовете – 2002) [2].

Итак, школьная библиотека – центральная часть создаваемого информационного образовательного пространства. Какие в связи с этим возникают цели и задачи у информационного центра школы? Чем станет школьная библиотека: пассивным придатком, вечно отстающим, медленно догоняющим подразделением? Или ключевой структурой в становлении информационной образовательной среды школы?

Выбор очевиден – пришло время становиться лидером.

На основании чего мы (школьная библиотека) можем заявить о себе как о мозговом центре, об основной информационной базе школы?

В данном случае наш актив – это кадровый потенциал библиотеки плюс потенциал ее фонда.

Сотрудники библиотеки. Не устаю из публикации в публикацию писать о значимости работы библиотекаря-библиографа в образовательном учреждении. (А принимая во внимание тенденции развития нового века и информационного общества, можно даже заявлять об определенной уникальности нашей с вами профессии. Вот так-то!) В одной из последующих частей нашей «многосерийной» публикации мы обязательно подробно поговорим о роли библиотекаря в школе. Пока в подтверждение своих слов приведу мнение компетентное и глубоко мною уважаемое. Председатель секции библиотек общеобразовательных учреждений Центральной библиотечно-информационной комиссии (ЦБИК) Министерства образования РФ О.В.Козлова пишет о медиатеке и ее работниках: «Школьный библиотекарь должен, на наш взгляд, явиться ресурсодержателем всей медиатеки, ресурсоорганизатором и осуществлять соответствующий учет, хранение и выдачу необходимых ресурсов как специалистам, так и учащимся, педагогам. А в работе с Интернетом только он может организовать… систематизированный каталог ссылок на образовательные интернет-ресурсы» [3]. Продолжить эту мысль можно так: потому что только библиотекарь имеет специальные навыки по выявлению, систематизации и продвижению информационных ресурсов к пользователю.

Фонд библиотеки. Сначала несколько слов о мультимедиа. Традиционные информационные ресурсы библиотек в последние годы активно дополняются электронными информационными массивами, изданиями. Оснащаясь техникой и электронными ресурсами, библиотеки начинают именоваться гордо и не совсем понятно – «медиатека», «медиацентр» (от лат. media – средства).

Хочу обратить ваше внимание на письмо Министерства образования России от 13 августа 2002 года «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях» [4]. В приложении к этому документу говорится: «Для эффективного использования компьютерной базы общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить: …создание и развитие школьной медиатеки».

Медиатека – это самые разнообразные источники информации на различных носителях. К учебникам и книгам, газетам и журналам, карточным каталогам и картотекам присоединяются CD и DVD-Rom-диски, электронные базы данных, электронные каталоги, необъятные ресурсы Интернета.

Медиатека – это еще и техническое оборудование, воспроизводящие устройства. Такой необходимый арсенал современного иформационного учреждения требует внимательного освоения и вдумчивой эксплуатации.

Медиатека – это новый взгляд на значение информации в современном мире, на ее использование. Изменяются не только внешние атрибуты библиотечно-информационной деятельности, но и ее содержание: требуются инновационные программы и проекты, развиваются новые направления работы.

Как грамотно распорядиться этим богатством? Как рационально организовать и использовать новые электронные массивы? Как эффективно внедрить их в единую информационную образовательную среду школы?

Насколько необходимы электронные информационные ресурсы учителям? Какие изменения принесут новые носители информации в образовательный процесс? Вопросы, вопросы, вопросы…

Главной задачей использования мультимедиа и других информационных технологий в образовании является предоставление учителю и школьнику максимальной свободы выбора форм и методов работы.

Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием.

Преимущества мультимедиа

1. Электронный информационный продукт в образовательной среде выступает одновременно:

– как учебник, предоставляя информацию;

– как учитель, разъясняя информацию;

– как справочно-информационное пособие (электронный «библиограф»);

– как консультант, углубляя знания по изучаемому предмету;

– как тренажер, способствуя усвоению информации;

– как контролер знаний, предлагая ответить на вопросы и проводя тестирование.

2. Наглядность. Известно, что человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается 50–70%.

3. Наличие обратной связи. Интерактивный режим мультимедийных изданий позволяет учащимся самим контролировать процесс усвоения нового материала, а педагоги могут вносить необходимые коррективы в процесс обучения.

4. Возможность использования людьми с ограниченными возможностями.

Сферы использования

1. Процесс обучения. Мультимедийные учебники – это пока плохо освоенные, но, похоже, уже неотвратимые средства обучения. Их интерактивность, наглядность, гибкость способны превратить скучные уроки в яркий творческий процесс. Руководитель проекта «Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”» М.Ю.Бухаркина пишет: «Мультимедийный учебник – это синтез учебной книги, видеоклипа, изобразительного искусства, актерского мастерства, режиссуры, педагогического и методического опыта, преобразованный в конечный продукт – виртуальную обучающую среду» [5].

2. Воспитательная деятельность. С использованием мультимедиа расширятся ее формы. Работа кружков и клубов, проведение различных школьных мероприятий приобретут новую окраску и глубину.

3. Самообразование учащихся. В рамках профильного обучения, работы НОУ, проектной деятельности школьникам требуется дополнительная информация, источниками которой могут с успехом стать электронные издания.

Уровни использования

Обладая определенным спектром информационных ресурсов, библиотека (медиатека) может развить свою деятельность на различных уровнях:

– Создание собственного мультимедийного проекта развития в рамках информационного образовательного пространства своей школы.

– Участие в библиотечных проектах мультимедийного развития, которое предполагает сотрудничество с публичными, вузовскими, детскими и другими библиотеками.

– Участие в образовательных мультимедийных проектах совместно с другими школами и их библиотеками.

Конечно, совсем не возбраняется сочетать один уровень с другим, широко разворачивая работу своей школьной библиотеки. Преимущества такой деятельности очевидны: приобретается опыт использования мультимедиа в библиотеке, разрабатывается технология обмена средствами (аналог МБА) и их копирования (по договоренности). В ходе подобного сотрудничества происходит оценка качества и эффективности мультимедиа.

Российский рынок мультимедийной продукции находится пока в стадии становления. Помимо очевидных достижений и находок, этот период развития неизбежно сопровождается некоторыми недостатками:

– ассортимент и тематика продукта слабо согласованы с образовательными программами;

– пока нет четко структурированного рынка, поэтому велик процент подделок, левой продукции, отсюда – проблема комплектования;

– отсутствие методического сопровождения, которое могло бы помочь педагогам успешно внедрять мультимедиа в школе.

Да, методика – вечный камень преткновения. Необходимых для педагогов разработок по применению новых технологий в структуре урока или нет совсем или они крайне слабы. Так как все же организовать процесс эффективного использования новых источников информации?

Обратимся к опыту коллег. В рамках развития европейского проекта «Экстранет для преподавателей (EXE)» создана специальная база данных [6]. С ее помощью педагоги учатся интегрировать мультимедиа в свою ежедневную образовательную деятельность. Позвольте познакомить вас с некоторыми фрагментами этого пособия.

Интеграция мультимедиа в учебный курс. Шаг за шагом (Step by step)

Как создать новый обучающий курс или модифицировать существующий.

Пять основных этапов:

1. Предварительный анализ. Определение целей, задач, масштабности курса.

2. Проектирование. Общее детализирование особенностей курса, уточнение его специфики.

3. Развитие. Соотнесение курса с учебной программой, расписанием. Определение необходимых материалов (новых и уже имеющихся).

4. Исполнение. Оно возможно в двух вариантах:

– введение нового курса;

– реализация курса как пилотного проекта.

5. Оценка. Соотнесение задуманного (фаза № 2) и выполненного (фаза № 4). Вынесение рекомендаций для дальнейшей работы.

Пока мы вели разговор в основном о готовых электронных информационных изданиях.
А теперь несколько слов об электронных продуктах собственного производства. (В шутку можно назвать детище handmade, то есть ручной работой, в отличие от тиражируемых электронных изданий.)

Итак, что кроме электронного каталога может предложить библиотекарь в помощь образовательному процессу?

Какой авторский электронный продукт в состоянии создать педагог?

Учебные планы и методические разработки с привлечением только традиционных носителей информации уходят в прошлое. Сегодня мы учимся создавать и использовать все многообразие информационных ресурсов. Рассмотрим материалы, которые могут стать основой для создания предметных (или межпредметных) мультимедийных образовательных курсов-модулей:

– Компьютерная база данных тестов. (Популярное сейчас средство оценки знаний – тестирование можно организовать в электронной форме.)

– База данных выражений и фраз. (Такому подспорью будут рады многие учителя, у которых поиск меткой цитаты отнимает уйму времени и сил.)

– Банк данных мультиме-диафайлов. (Информацию можно группировать в любой удобной форме. В том числе и в виде файлов – почему нет?)

– On-line школьный журнал педагоги могут создавать вместе с учениками. Причем это электронное издание может быть универсального характера («Обо всем»), а может быть тематическим («О любви») или предметным («Юный Энштейн» – для почитателей физики).

– База данных документов с пометками и пропусками в тексте (например, для заданий по русскому или иностранному языку). Учителя каждый раз набирают тексты заново, потом множат их – в общем, целая история. А так – все в нужной форме и в нужном месте, незначительные исправления легки и необременительны.

– База данных примеров. (Ее можно легко организовать, если есть полнотекстовые базы данных, – просто сделать нужные отсылки.)

– Путешествие по web-страницам с аудиокомментариями. (Уровень организации такого путешествия может быть любой: универсальный или тематический.)

– База данных инновационных методик преподавания.

– Полнотекстовая база данных сценариев для школьных праздников.

– База данных по правовому обеспечению образовательной деятельности.

Информационное творчество библиотекарей и учителей может иметь и другие варианты. Предлагайте!

Ну как, голова не закружилась от осознания потенциала школьной библиотеки и ее сотрудников?

То ли еще будет!

Елена Иванова

Словарь:

Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum – много, media – средства) – электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.) (http://mega.km.ru).
Мультимедийное электронное издание – электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами. (ГОСТ 7.83–2001 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения») (http://lib.ru/COMPULIB/informstandart.txt).

Послесловие

Дорогие читатели, при подготовке этого материала я просмотрела очень много статей, сайтов, заглянула на Всероссийский августовский интернет-педсовет – 2002. Могу сказать, что вопросы создания медиатек и единого информационного пространства обсуждаются довольно активно. При этом, к сожалению, интеллигентные библиотекари предпочитают больше слушать, нежели высказываться. В основном звучат мнения руководителей образовательных структур различного уровня, учителей информатики, что, на мой взгляд, совершенно неправильно. Единственными специалистами по работе с информацией являются БИБЛИОТЕКАРИ. И именно они в первую очередь должны предложить свою модель информационной образовательной среды. И не только предложить, но и квалифицированно обосновать ее, разъясняя специфику отбора и организации информации.

Все материалы, с которыми я познакомилась, интересны и содержательны. Они грешат лишь одним: отсутствием библиотечного взгляда на вопрос. Поверьте, в обсуждении заявленной темы это достаточно заметный и существенный недостаток.

Еще существует полная чехарда и неразбериха в терминах и определениях – «медиацентр», «информационная служба», «информация» и т.д., еще не произнесены слова о новых ставках и финансировании, еще очень много неясного в понимании сути новой школьной библиотеки. Но, похоже, раз ведутся разговоры и дискуссии, она уже ЕСТЬ.

Читайте в следующих номерах:

– Интернет, «великий и ужасный»

– Использование ресурсов Интернета в образовательных целях

– Электронные библиотеки: что это такое?

Источники:

1. http://www.ioso.iip.net/ts/s010608/polat1.htm

2. http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files45/files46/docs/chat_listing_php5.htm

3. http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files45/files46/

4. http://pedsovet.alledu.ru/forum/367/310/1639/2

5. http://edu.km.ru

6. http://www.comune.bologna.it/iperbole/exe

* Продолжение. Начало публикации читайте, пожалуйста, в №№ 11, 18, 20–2002.