Надо что-то новое,
да где ж его взять?
Школьные библиотеки и модернизация
образования: попытка осмысления современного
состояния и некоторые тенденции развития
Всякий путь начинается с первого шага.
Конфуций
Часть 6. Школьные библиотеки как
мультимедиацентры*
Некоторые из вас, прочитав название
этой части, скептически улыбнулись: «О чем вы
говорите? Не хватает самого необходимого. Какие
мультимедиа?..»
И все же тема заявлена, и я рискну
поспорить с пессимистами и скептиками.
Во-первых, имея горбушку хлеба, можно
мечтать о конфете.
Во-вторых, для некоторых школьных
библиотекарей эти слова не пустой звук, а
реальность. Справедливости ради стоит отметить,
что таких людей и библиотек очень мало. Но они
есть!
В-третьих, для нас с вами эти термины
тоже реальность, только будущая (см. «Основные
направления модернизации образования», недавно
заявленные правительством).
Перечисленные доводы позволяют
сделать заключение – надо изучать суть вопроса,
надо знакомиться с опытом коллег, надо читать и
писать об этом. Чем мы сейчас и займемся.
Сегодня много и на всех уровнях
говорится о создании в школе единого
информационного образовательного пространства.
Что это такое?
Стоит отметить, что единообразия в
толковании этого термина пока не наблюдается. И
все же одно мнение, краткое и емкое, мне хотелось
бы привести. Заведующий лабораторией
дистанционного образования ИОСО РАО Е.С.Полат
считает: идея создания единого
информационно-образовательного пространства –
это идея создания виртуальной системы
школьного образования [1]. Не в том смысле, что это
пространство как бы есть, а на самом деле его нет.
А в том смысле, что оно есть везде.
Информационная среда – это новая среда обитания
нового образования. Такой вот ареал…
Обобщая все многообразие существующих
определений, можно сказать: речь идет о
создании среды, которая обеспечит новый уровень
и качество образовательного процесса.
Для достижения этой цели
предполагается выявлять все информационные
потоки в школе и управлять ими. Служба, которая
будет этим заниматься, по мнению специалистов,
должна представлять собой единую модель,
состоящую из набора структур-модулей:
библиотеки, читального зала, методического
кабинета, интернет-класса,
административно-консультационного центра.
Сосредоточение информации должно быть
мобильным, гибким, распределяться в соответствии
с возникающей необходимостью. Это технический
аспект планируемых изменений. Есть еще и
организационно-психологический: такая среда
создаст естественные условия для
объединения деятельности учащихся, педагогов,
администраторов, родителей, являющегося и
объективной потребностью, и фактором успешности
новых начинаний.
Каким образом впишется во всю эту
грандиозность и современность школьная
библиотека? Приведу мнение заведующей
научно-исследовательской группой «Школьная
медиатека» ИОСО РАО Е.Ястребцевой: «Без
понимания важности предоставления
информационных услуг участникам
педагогического процесса в школе не мыслится
современная школьная библиотека, а она –
информационное ядро в школьной информационной
службе. Она – условие для свободного доступа к
информационным ресурсам в школе» (из выступления
на августовском интернет-педсовете – 2002) [2].
Итак, школьная библиотека –
центральная часть создаваемого информационного
образовательного пространства. Какие в связи с
этим возникают цели и задачи у информационного
центра школы? Чем станет школьная библиотека:
пассивным придатком, вечно отстающим, медленно
догоняющим подразделением? Или ключевой
структурой в становлении информационной
образовательной среды школы?
Выбор очевиден – пришло время
становиться лидером.
На основании чего мы (школьная
библиотека) можем заявить о себе как о мозговом
центре, об основной информационной базе школы?
В данном случае наш актив – это кадровый
потенциал библиотеки плюс потенциал ее фонда.
Сотрудники библиотеки. Не устаю из
публикации в публикацию писать о значимости
работы библиотекаря-библиографа в
образовательном учреждении. (А принимая во
внимание тенденции развития нового века и
информационного общества, можно даже заявлять об
определенной уникальности нашей с вами
профессии. Вот так-то!) В одной из последующих
частей нашей «многосерийной» публикации мы
обязательно подробно поговорим о роли
библиотекаря в школе. Пока в подтверждение своих
слов приведу мнение компетентное и глубоко мною
уважаемое. Председатель секции библиотек
общеобразовательных учреждений Центральной
библиотечно-информационной комиссии (ЦБИК)
Министерства образования РФ О.В.Козлова пишет о
медиатеке и ее работниках: «Школьный
библиотекарь должен, на наш взгляд, явиться
ресурсодержателем всей медиатеки,
ресурсоорганизатором и осуществлять
соответствующий учет, хранение и выдачу
необходимых ресурсов как специалистам, так и
учащимся, педагогам. А в работе с Интернетом
только он может организовать…
систематизированный каталог ссылок на
образовательные интернет-ресурсы» [3]. Продолжить
эту мысль можно так: потому что только
библиотекарь имеет специальные навыки по
выявлению, систематизации и продвижению
информационных ресурсов к пользователю.
Фонд библиотеки. Сначала несколько
слов о мультимедиа. Традиционные информационные
ресурсы библиотек в последние годы активно
дополняются электронными информационными
массивами, изданиями. Оснащаясь техникой и
электронными ресурсами, библиотеки начинают
именоваться гордо и не совсем понятно –
«медиатека», «медиацентр» (от лат. media –
средства).
Хочу обратить ваше внимание на письмо
Министерства образования России от 13 августа 2002
года «Об организации использования
информационных и коммуникационных ресурсов в
общеобразовательных учреждениях» [4]. В
приложении к этому документу говорится: «Для
эффективного использования компьютерной базы
общеобразовательных учреждений необходимо
обеспечить: …создание и развитие школьной
медиатеки».
Медиатека – это самые разнообразные
источники информации на различных носителях. К
учебникам и книгам, газетам и журналам, карточным
каталогам и картотекам присоединяются CD и
DVD-Rom-диски, электронные базы данных, электронные
каталоги, необъятные ресурсы Интернета.
Медиатека – это еще и техническое
оборудование, воспроизводящие устройства. Такой
необходимый арсенал современного
иформационного учреждения требует
внимательного освоения и вдумчивой
эксплуатации.
Медиатека – это новый взгляд на
значение информации в современном мире, на ее
использование. Изменяются не только внешние
атрибуты библиотечно-информационной
деятельности, но и ее содержание: требуются
инновационные программы и проекты, развиваются
новые направления работы.
Как грамотно распорядиться этим
богатством? Как рационально организовать и
использовать новые электронные массивы? Как
эффективно внедрить их в единую информационную
образовательную среду школы?
Насколько необходимы электронные
информационные ресурсы учителям? Какие
изменения принесут новые носители информации в
образовательный процесс? Вопросы, вопросы,
вопросы…
Главной задачей использования
мультимедиа и других информационных технологий
в образовании является предоставление учителю и
школьнику максимальной свободы выбора форм и
методов работы.
Мультимедиа, информационные и
коммуникационные технологии позволяют создать
новые модели открытого обучения, дают
возможность наполнить единое информационное
образовательное пространство новым содержанием.
Преимущества мультимедиа
1. Электронный информационный
продукт в образовательной среде выступает
одновременно:
– как учебник, предоставляя
информацию;
– как учитель, разъясняя
информацию;
– как справочно-информационное
пособие (электронный «библиограф»);
– как консультант, углубляя
знания по изучаемому предмету;
– как тренажер, способствуя
усвоению информации;
– как контролер знаний,
предлагая ответить на вопросы и проводя
тестирование.
2. Наглядность. Известно, что
человек мыслит образами, запоминая 10%
прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из
одновременно увиденного и услышанного в памяти
остается 50–70%.
3. Наличие обратной связи. Интерактивный
режим мультимедийных изданий позволяет учащимся
самим контролировать процесс усвоения нового
материала, а педагоги могут вносить необходимые
коррективы в процесс обучения.
4. Возможность использования
людьми с ограниченными возможностями.
Сферы использования
1. Процесс обучения.
Мультимедийные учебники – это пока плохо
освоенные, но, похоже, уже неотвратимые средства
обучения. Их интерактивность, наглядность,
гибкость способны превратить скучные уроки в
яркий творческий процесс. Руководитель проекта
«Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”»
М.Ю.Бухаркина пишет: «Мультимедийный учебник –
это синтез учебной книги, видеоклипа,
изобразительного искусства, актерского
мастерства, режиссуры, педагогического и
методического опыта, преобразованный в конечный
продукт – виртуальную обучающую среду» [5].
2. Воспитательная деятельность.
С использованием мультимедиа расширятся ее
формы. Работа кружков и клубов, проведение
различных школьных мероприятий приобретут новую
окраску и глубину.
3. Самообразование учащихся. В
рамках профильного обучения, работы НОУ,
проектной деятельности школьникам требуется
дополнительная информация, источниками которой
могут с успехом стать электронные издания.
Уровни использования
Обладая определенным спектром
информационных ресурсов, библиотека (медиатека)
может развить свою деятельность на различных
уровнях:
– Создание собственного мультимедийного
проекта развития в рамках информационного
образовательного пространства своей школы.
– Участие в библиотечных проектах
мультимедийного развития, которое предполагает
сотрудничество с публичными, вузовскими,
детскими и другими библиотеками.
– Участие в образовательных мультимедийных
проектах совместно с другими школами и их
библиотеками.
Конечно, совсем не возбраняется
сочетать один уровень с другим, широко
разворачивая работу своей школьной библиотеки.
Преимущества такой деятельности очевидны:
приобретается опыт использования мультимедиа в
библиотеке, разрабатывается технология обмена
средствами (аналог МБА) и их копирования (по
договоренности). В ходе подобного сотрудничества
происходит оценка качества и эффективности
мультимедиа.
Российский рынок мультимедийной
продукции находится пока в стадии становления.
Помимо очевидных достижений и находок, этот
период развития неизбежно сопровождается
некоторыми недостатками:
– ассортимент и тематика продукта
слабо согласованы с образовательными
программами;
– пока нет четко
структурированного рынка, поэтому велик процент
подделок, левой продукции, отсюда – проблема
комплектования;
– отсутствие методического
сопровождения, которое могло бы помочь педагогам
успешно внедрять мультимедиа в школе.
Да, методика – вечный камень
преткновения. Необходимых для педагогов
разработок по применению новых технологий в
структуре урока или нет совсем или они крайне
слабы. Так как все же организовать процесс
эффективного использования новых источников
информации?
Обратимся к опыту коллег. В рамках
развития европейского проекта «Экстранет для
преподавателей (EXE)» создана специальная база
данных [6]. С ее помощью педагоги учатся
интегрировать мультимедиа в свою ежедневную
образовательную деятельность. Позвольте
познакомить вас с некоторыми фрагментами этого
пособия.
Интеграция мультимедиа в учебный
курс. Шаг за шагом (Step by step)
Как создать новый обучающий курс или
модифицировать существующий.
Пять основных этапов:
1. Предварительный анализ.
Определение целей, задач, масштабности курса.
2. Проектирование. Общее
детализирование особенностей курса, уточнение
его специфики.
3. Развитие. Соотнесение курса с
учебной программой, расписанием. Определение
необходимых материалов (новых и уже имеющихся).
4. Исполнение. Оно возможно в
двух вариантах:
– введение нового курса;
– реализация курса как пилотного
проекта.
5. Оценка. Соотнесение
задуманного (фаза № 2) и выполненного (фаза № 4).
Вынесение рекомендаций для дальнейшей работы.
Пока мы вели разговор в основном о
готовых электронных информационных изданиях.
А теперь несколько слов об электронных продуктах
собственного производства. (В шутку можно
назвать детище handmade, то есть ручной работой, в
отличие от тиражируемых электронных изданий.)
Итак, что кроме электронного каталога
может предложить библиотекарь в помощь
образовательному процессу?
Какой авторский электронный продукт в
состоянии создать педагог?
Учебные планы и методические
разработки с привлечением только традиционных
носителей информации уходят в прошлое. Сегодня
мы учимся создавать и использовать все
многообразие информационных ресурсов.
Рассмотрим материалы, которые могут стать
основой для создания предметных (или
межпредметных) мультимедийных образовательных
курсов-модулей:
– Компьютерная база данных тестов.
(Популярное сейчас средство оценки знаний –
тестирование можно организовать в электронной
форме.)
– База данных выражений и фраз.
(Такому подспорью будут рады многие учителя, у
которых поиск меткой цитаты отнимает уйму
времени и сил.)
– Банк данных мультиме-диафайлов.
(Информацию можно группировать в любой удобной
форме. В том числе и в виде файлов – почему нет?)
– On-line школьный журнал педагоги
могут создавать вместе с учениками. Причем это
электронное издание может быть универсального
характера («Обо всем»), а может быть тематическим
(«О любви») или предметным («Юный Энштейн» – для
почитателей физики).
– База данных документов с
пометками и пропусками в тексте (например, для
заданий по русскому или иностранному языку).
Учителя каждый раз набирают тексты заново, потом
множат их – в общем, целая история. А так – все в
нужной форме и в нужном месте, незначительные
исправления легки и необременительны.
– База данных примеров. (Ее
можно легко организовать, если есть
полнотекстовые базы данных, – просто сделать
нужные отсылки.)
– Путешествие по web-страницам с
аудиокомментариями. (Уровень организации такого
путешествия может быть любой: универсальный или
тематический.)
– База данных инновационных
методик преподавания.
– Полнотекстовая база данных сценариев
для школьных праздников.
– База данных по правовому
обеспечению образовательной деятельности.
Информационное творчество
библиотекарей и учителей может иметь и другие
варианты. Предлагайте!
Ну как, голова не закружилась от
осознания потенциала школьной библиотеки и ее
сотрудников?
То ли еще будет!
Елена Иванова
Словарь:
Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum
– много, media – средства) – электронный носитель
информации, включающий несколько ее видов (текст,
изображение, анимация и пр.) (http://mega.km.ru).
Мультимедийное электронное издание –
электронное издание, в котором информация
различной природы присутствует равноправно и
взаимосвязанно для решения определенных
разработчиком задач, причем эта взаимосвязь
обеспечена соответствующими программными
средствами. (ГОСТ 7.83–2001 «Межгосударственный
стандарт. Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Электронные
издания. Основные виды и выходные сведения»)
(http://lib.ru/COMPULIB/informstandart.txt).
Послесловие
Дорогие читатели, при подготовке этого
материала я просмотрела очень много статей,
сайтов, заглянула на Всероссийский августовский
интернет-педсовет – 2002. Могу сказать, что вопросы
создания медиатек и единого информационного
пространства обсуждаются довольно активно. При
этом, к сожалению, интеллигентные библиотекари
предпочитают больше слушать, нежели
высказываться. В основном звучат мнения
руководителей образовательных структур
различного уровня, учителей информатики, что, на
мой взгляд, совершенно неправильно.
Единственными специалистами по работе с
информацией являются БИБЛИОТЕКАРИ. И именно они
в первую очередь должны предложить свою модель
информационной образовательной среды. И
не только предложить, но и квалифицированно
обосновать ее, разъясняя специфику отбора и
организации информации.
Все материалы, с которыми я
познакомилась, интересны и содержательны. Они
грешат лишь одним: отсутствием библиотечного взгляда
на вопрос. Поверьте, в обсуждении заявленной темы
это достаточно заметный и существенный
недостаток.
Еще существует полная чехарда и
неразбериха в терминах и определениях –
«медиацентр», «информационная служба»,
«информация» и т.д., еще не произнесены слова о
новых ставках и финансировании, еще очень много
неясного в понимании сути новой школьной
библиотеки. Но, похоже, раз ведутся разговоры и
дискуссии, она уже ЕСТЬ.
Читайте в следующих номерах:
– Интернет, «великий и ужасный»
– Использование ресурсов Интернета в
образовательных целях
– Электронные библиотеки: что это такое?
Источники:
1. http://www.ioso.iip.net/ts/s010608/polat1.htm
2.
http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files45/files46/docs/chat_listing_php5.htm
3. http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files45/files46/
4. http://pedsovet.alledu.ru/forum/367/310/1639/2
5. http://edu.km.ru
6. http://www.comune.bologna.it/iperbole/exe
* Продолжение. Начало публикации
читайте, пожалуйста, в №№ 11, 18, 20–2002.
|