Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2002


ДИРЕКТОРСКАЯ ПАПКА

Рутинная работа или исследование мира?

Читая учебник Павла Лернера «Труд человека»*

Получится ли? А почему бы и нет?

П.Лернер. Труд человека.
Информация вокруг нас

Впервые взяв в руки учебник Павла Лернера «Человек и книга», я был чрезвычайно удивлен. Все дело в том, что этот учебник, вышедший в серии публикаций газеты «Библиотека в школе», совершенно не похож на стандартные учебные пособия, к которым привыкли абсолютно все. Ознакомившись с первыми страницами, я был настроен весьма скептически, и в голове родилась мысль: «Ну и кто же этим будет серьезно заниматься? Тем более в 5–7-х классах (а именно на этот возраст ориентирован учебник)».

Однако по прошествии некоторого времени моя точка зрения изменилась. И тогда стало ясно, что в наших руках совершенно уникальное издание, ориентированное на умного, вдумчивого и, прежде всего, не зацикленного на традиционной системе образования читателя. Ибо эта работа предлагает нам совершенно революционный подход к образованию школьника, строится на абсолютно иных принципах.

Не секрет, что сегодняшняя система образования в нашей стране оставляет желать лучшего. И дело даже не столько в неквалифицированных учителях и отсутствии пособий, сколько в самих идеях, заложенных в эту систему. Современный учащийся – всего лишь марионетка в руках консервативной схемы. Учеба в школе давно уже превратилась из увлекательного занятия в очень неприятную, но обязательную для ученика процедуру. Разве может он хорошо учиться, если это учение в него, попросту говоря, запихивают? Сам процесс обучения, который в идеале должен быть желательным для ученика, становится рутинной, скучной работой. Да и обучением-то назвать данный процесс тяжело. Поверьте, ребенок не станет лучше знать историю Франции, прочитав об этом в учебнике, в то время как ему хочется знать прежде всего о том, как, к примеру, создается книга или как строятся дома...

Сегодняшний учебник – это всего лишь набор статей и фактов, изложенных на страницах одной книги в облегченном и систематизированном виде. Но разве по такому пособию можно учиться? Учение само по себе предполагает исследование, поиск, а получается, что эти процессы заменяются на банальное прочтение скучного параграфа из книги.

Именно против этого и направлена в первую очередь новая книга. На обложке словосочетание «Учебник-самоучитель», а вступление предыдущей части публикаций начинается словами: «Согласны ли вы с тем, что самыми полезными и интересными могут быть лишь те знания, которые вы добыли, создали, сотворили сами?..» Это уникальное издание предлагает читающему самому начать исследование мира, лично приступить к поиску ответов на интересующие его вопросы. Неясен смысл слова – посмотри в словаре! Непонятна технология – посмотри в специальной энциклопедии или спроси у родителей! Вот оно, чистое и незамутненное учение! Само слово «учащийся» уже предполагает направленность действия на себя, то есть не человека нужно учить, а сам человек должен учиться. Книга Лернера предоставляет вам такую возможность.

По своему опыту могу сказать, что те знания, которые я приобретал в процессе личного изучения вопроса, гораздо лучше, легче, охотнее усваивались и запоминались, нежели те, которые я приобретал в школе. Незнакомые слова из прочитанной иностранной книги запоминаются куда легче и быстрее, чем слова из рамочки в учебнике. Разница в том, что познание мира – это беспрерывное и ненавязчивое обучение, помогающее в жизни, а обучение насильственное – лишь препятствие.

Интересна композиция учебника. Каждый разворот – это новая ступень, новый шаг вперед к познанию темы. Сначала дается краткая информация, наводка, введение в проблему, а затем – блок вопросов, на которые практически невозможно ответить без предварительной подготовки, исследования. Например, далеко не каждый пятиклассник сможет сказать, «на каком этапе печатаются водяные знаки на денежных купюрах» или «с какими именами связано развитие книгопечатания». Для ответов на такие вопросы требуется изучение, наблюдение, размышление, и это подталкивает ученика к получению полезной и совсем не лишней информации.

В учебнике предлагаются проекты, работы, игры, которые также помогут ребенку открыть новые стороны в изучении проблемы, причем все это дается в ненавязчивой форме. Основная цель книги заключается не в учении, а лишь в помощи ему. Самое интересное в том, что автор, делая упор на техническую сторону производства той или иной книги, тем самым незаметно, ненавязчиво подводит учащегося к смыслу самой книги, ее назначению и цели. И это можно назвать одним из главных достижений учебника.

Часть «Человек и книга» сама по себе самоценна и чрезвычайно полезна, однако хотелось бы увидеть и другие учебники подобного содержания, рассматривающие иные стороны человеческой жизни. Например, совершенно не помешала бы современной молодежи работа о медицине, здравоохранении, ибо сегодня состояние здоровья жителей нашей страны можно назвать катастрофическим. И уж тем более полезна такая книга для детей, учащихся в пятых классах.

Конечно, несмотря на то что такой замечательный проект уже родился, пройдут еще долгие годы, прежде чем наша современная система образования будет серьезно реконструирована. Основная задача заключается не в том, чтобы выпускать подобные учебники (что, безусловно, очень важно) или в достаточной мере финансировать систему, но в глобальном изменении сознания учителей, учеников, родителей. В понимании, что учеба – не нудный труд, а познание жизни. И если это когда-нибудь произойдет, то в наши школы дети начнут ходить с удовольствием. Они начнут читать книги, стараться понять жизнь, и тогда рассматриваемый сегодня учебник займет свое достойное место на столах тех, кто истинно стремится к знаниям. Это отнюдь не означает, что нужно ждать этих времен. Для того чтобы изменения были завтра, нужно начинать работу уже сегодня, сейчас. И тогда, на мой взгляд, многие серьезнейшие проблемы в жизни нашей молодежи (например, наркомания и подростковый алкоголизм) решатся сами собой. Впрочем, это уже немного другая история.

Скажу честно: если бы я имел возможность в детстве заниматься по учебникам Павла Лернера, я бы научился многому тому, чего не знаю и сейчас.
И к этому накоплению полезных знаний присоединился бы и интерес, увлечение, то есть то, что должно быть в нормальной учебе по определению. Потерянное время не вернешь, но ведь учиться никогда не поздно. И в этом вам поможет книга «Труд человека», все ее разделы, что бы в них ни изучалось.

Максим САМОЙЛЕНКО,
ученик 11-го класса
Москва

___________________

* В «БШ» были опубликованы две части учебника: Часть 6. «Информация вокруг нас» – «БШ» №№ 7, 8–2002; Часть 7. «Человек и книга» – «БШ» № 16–2002.