Маски-подсказки
Методический карнавал типичных ошибок
и ярких находок в библиотечных уроках
Вы просили мастер-класс по библиотечным
урокам. Многие письма говорят об этом. Но нельзя
дать одну методику на все. Так не бывает, ибо
каждый урок – это совсем новая, индивидуальная
работа. Однако во многих работах бывают типичные
ошибки и, наоборот, совершенно нетрадиционный
подход к построению урока независимо от темы. Мы
предложили кое-кому из наших постоянных авторов
разобрать несколько присланных на конкурс
уроков: ведь «разбор полетов» – важнейшая часть
любой профессиональной учебы. А чтобы никого не
обидеть, решили все имена спрятать под масками
новогоднего карнавала.
Благодарим всех, чьи материалы сегодня
использованы, и всем, скрытым за масками, как и
положено, вышлем причитающиеся гонорары. А
имена… Если кто-то из вас, авторов уроков или
рецензий, захочет, чтобы ваше имя все же было
обозначено, – сообщите нам. Немедленно по
получении такой заявки мы в следующем же номере
снимем вашу маску и объявим, кому принадлежит тот
или иной текст в этом карнавале.
И еще одно замечание. Все тексты приведенных
уроков даются без редакторской правки и с
авторскими заголовками. А ведь для всякого
читателя книга начинается с названия...
МАСКА 1
Викторина по книге А. Волкова
«ВолшебникИзумрудногогорода»
(для 5–6-х классов)
1. Как попали Элли и Тотошка в страну
Жевунов? (Ураган унес домик с Элли и Тотошкой.)
2. При каком условии Элли может
вернуться домой? (Исполнив три самых заветных
желания.)
3. Кто принес Элли волшебные башмачки? (Тотошка.)
4. Кто такой Великий Гудвин? (Великий
Мудрец, волшебник.)
5. Что каждый из героев хотел попросить
у Великого Гудвина?
– Элли с Тотошкой (вернуться в
Канзас);
– Страшила (мозгов);
– Дровосек (сердце);
– Лев (смелость).
6. Без чего нельзя входить в Изумрудный
город? (Без очков.)
7. От чего погибла злая волшебница
Бастинда? (От ведра воды – она растаяла.)
8. Кем стали Страшила, Железный
Дровосек и Храбрый Лев? (Все стали правителями:
Страшила в Изумрудном городе, Железный Дровосек
– в стране Мигунов, Лев – царь зверей.)
9. Кто помог Элли с Тотошкой вернуться домой?
(Добрая волшебница Стелла.)
Рецензия?.. Вам решать
Возможно, это вовсе и не рецензии даже.
Так, размышления на тему «Библиотечные занятия».
Материалы интересные. Знакомилась с
удовольствием. До чего же талантливы, энергичны и
преданы своей работе наши школьные библиотекари!
А ведь практически каждый варится в собственном
соку идей
и наработок. Хорошо, что теперь «БШ» публикует
подобные сценарии. Можно поучиться, заодно
выудить какую-то идею (новую или ту, что никак у
себя не придумывалась). Даже просто сравнить со
своей работой. И пусть не все получается сразу,
что-то не оформляется «как надо». А кто знает, как
надо? Может быть, именно мы, практики. Вот и будем
(только, пожалуйста, без обид) учиться друг у
друга с помощью газеты «БШ».
КРИТИК
о Викторине по книге А.Волкова
«Волшебник Изумрудного города»
Первое впечатление от работы:
традиционная викторина для учащихся 3–4-го
класса средней школы минут на 15, с тем чтобы
выяснить знание детьми текста. Мы к таким
привыкли, проводим уже тысячу лет, используем на
заменах. К сожалению, в присланном сценарии
присутствует только перечень вопросов викторины
и ответов на них. Возникает надежда, что автор
просто не указал в своем материале такие
очевидные вещи, как: цель проводимого
мероприятия, его оформление (например, выставки
книг, детских рисунков), список использованной
литературы и т.д.
Наши дети, как правило, знакомятся с
книгами А.Волкова задолго до 5-го класса. Поэтому
в школе такой урок все же целесообразнее
проводить во 2–4-х классах. Дети этого возраста
хорошо воспринимают волковских героев и
прекрасно фантазируют на тему их приключений.
Есть смысл использовать это.
Думается, на выполнение перечисленных
в сценарии вопросов уйдет совсем немного
времени. Было бы неплохо его расширить и
продолжить. Конечно же, возможны разные варианты.
Предлагаю некоторые из них.
Вариант А. Например, можно
дополнительно к вопросам викторины познакомить
детей с биографией автора или с самыми
знаменитыми иллюстраторами его книг Леонидом
Владимирским или Виктором Чижиковым (см.
материалы в «БШ»: 1) Панфилов А. Буратино живет в
Нижнем Кисловском переулке: В гостях у художника
Леонида Владимирского. – 2000. – № 9. 2) Давыдова
Н., Коновалова О. Художник-сказочник: Выборочный
список литературы к 80-летию со дня рождения
Леонида Владимирского. – 2000. – № 10. 3) Ушанова Т.
Мишкин папа и К°: Беседы с Виктором Чижиковым. –
2002. – № 9). Интересна история написания
«Волшебника Изумрудного города» и «Волшебника
страны Оз». Малышам это будет интересно.
Вариант Б. Детям полезно узнавать
новое, но, как правило, они бывают пассивными
слушателями. А им всегда хочется активной
деятельности. Почему бы не разрешить ребятам
поработать самим. Тогда класс разбивается на
группы по 4 человека (и не надо беспокоиться, что
они маленькие). Данным командам, например,
предстоит создать (за конкретный временной
отрезок) настольную игру «Путешествие по
Волшебной стране». Дети должны придумать, а
хорошо бы и нарисовать (даже схематично) эскиз
игрового поля, а также все варианты ходов своей
игры: когда игроки делают «шаги» вперед-назад,
прыгают через позиции или пропускают ход и т.д.
Причем все свои действия на игровом поле команды
должны обосновать примерами из книги А.Волкова. В
данном случае библиотекарь также имеет
возможность проверить знание текста. Подобный
вариант урока целесообразен в группах
продленного дня, в школах-интернатах, т.к. требует
много времени.
Вариант В. Библиотекарь кратко
знакомит аудиторию с писателем и историей
написания книги. Затем проводится викторина на
знание детьми содержания и главных действующих
лиц. После этого класс разбивается на команды по 4
человека. Каждая по жребию получает своего героя
и должна познакомить с ним всех присутствующих.
Например, «Мы с Тотошкой в Изумрудном городе» или
«Наш герой – Страшила». Причем рассказ не должен
превышать 2–3 минут, но может сопровождаться
песнями, стихами, пантомимой.
Возможно, активные варианты викторины помогут
детям проявить себя, книгой и привлекут к
посещению школьной библиотеки, проводящей
подобные библиотечные занятия.
МАСКА
2
Книга – твой друг и советчик
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.
Саша пел, Олег молчал,
А Сергей ногой качал.
Тут сказал им Женя так:
«Книга – это не пустяк.
Если с книгой подружиться,
Можно многому учиться…»
Библиотекарь. Рассказ о книгах с
полезными советами.
Сегодня мы открываем «Неделю чтения».
Человек не может жить без книг. Всю жизнь самым
хорошим другом является книга. Книга дает знания,
делает человека интеллигентным, развивает
чувство красоты и понимание жизни, всех ее
сложностей, служит проводником в другие эпохи, к
другим народам.
Книга делает вас мудрыми. О книгах
много хороших слов сказано писателями, учеными. Я
обращусь к народной мудрости: «С книгой
поведешься – ума наберешься», «Кто много читает
– тот много знает». А вот загадки, придуманные
народом: «Кто молча учит?»,
«Говорит она беззвучно,
И понятно, и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь в много раз умней».
Книги, как мудрые, добрые друзья,
вводят нас в удивительный и прекрасный мир,
знакомят с замечательными людьми.
Книга нужна человеку для того, чтобы
набраться знаний, сил и жить дальше. Как сказал
один старый немецкий педагог: «Читать – значит
применять в жизни прочитанное». И тут нечего
возразить. Слова правильные.
Сегодня мы решили показать, чему нас
научили книги.
1. Энциклопедия для мальчиков. С.-П., 1996.
2. Энциклопедия для девочек. С.-П., 1996.
3. Моя первая книга по рукоделию. М., 1995
4. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. М.,
1994.
5. Полезно знать. Красноярск, 1994.
Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
1. Если ты имеешь дело с тонкими
гвоздями, обычная бельевая прищепка может
оказаться прекрасной помощницей. Придерживая
гвоздь прищепкой, ты сбережешь пальцы от
случайного повреждения молотком.
2. Если тебе придется шлифовать мелкие
детали шкуркой, попробуй зажать полоску
наждачной бумаги старым станочком от безопасной
бритвы либо заправь шкурку в спичечную коробку с
торца. Быстро, просто и удобно.
3. Рассыпанные по полу шурупы или
гвозди быстрее всего собрать магнитом. А для того
чтобы не пачкать рук и не отдирать каждый шуруп
поштучно, собирай их через листок бумаги. Когда
отделишь магнит от бумаги, шурупы разом свалятся
в подставленную коробку.
4. Если приколачиваешь тонкую фанеру,
толь, картон, бумагу, тебя подстерегает опасность
– шляпка гвоздя может проскочить сквозь
материал. Чтобы этого не случилось, подкладывай
под гвоздь кусочек жести или пластмассовую
шайбочку, иногда для прокладки можно
использовать металлическую пробку.
5. Бывает, мелочи могут довести
человека, как говорится, до белого каления. Ты
пробуешь открыть банку с кремом для обуви, а она
никак! Поставь упрямую банку на ребро и покатай
ее ногой туда-сюда. Банка легко откроется.
6. Если, откусив головку гвоздя,
заострить оба конца образовавшейся шпильки и
согнуть ее вроде буквы «П», в руках у тебя
окажется легко забиваемая в дерево прижимная
скоба для проводов, тонких трубок, реек,
мебельной обивки.
7. Что делать, если шуруп не желает
ввертываться в твердую древесину даже по заранее
подготовленному сверлению – гнезду? Натри шуруп
мылом: смазанный, он пойдет легче.
8. Каждому знакома металлическая
бутылочная пробка, а для чего может пригодиться
уже использованная пробка?
Приделай к пробке ручку, и ты получишь
удобную рыбочистку. Можно соорудить подставку
для горячей кастрюли, чайника и т.д. А если пробок
накопилось очень много, то, приколотив их к
деревянному основанию, можно сделать отличный
коврик для очистки обуви от грязи.
Конкурс «А ну-ка, девочки!»
1. Если наденешь на крышку бидона
обычную аптекарскую резинку, бидон немедленно
перестанет греметь.
2. Чтобы пришить пуговицу к пальто,
сохранив необходимое от ткани расстояние,
используйте расческу. Когда пуговица будет
пришита – уберите.
3. Чтобы продеть в игольное ушко
толстую шерстяную нитку, надо продеть обычную
нитку, сделать петельку, захватить шерстяную и
протащить ее в ушко (можно конец шерстяной нитки
намылить).
4. Затупившиеся ножницы можно наточить
об иголку или несколько раз прорезав наждачную
бумагу.
5. У шнурков потерялись металлические
наконечники (пистоны), но использовать шнурки
можно и без них. Надо только обмакнуть кончики
шнурков в лак для ногтей и шнурки без труда будут
вдеваться в ботинки.
6. Чтобы растительное масло не пачкало
бутылку и полку, на которой хранится, наденьте на
горлышко кружок из поролона.
7. Бельевые прищепки могут пригодиться
мастеру на все руки во множестве случаев.
Например, когда надо снять крышку с раскаленной
кастрюли или придержать трубочку, которую надо
отпилить, или соорудить вешалку для брюк или
юбки.
8. Простынь обычно приходит в
негодность посредине. Чтобы она послужила еще,
разрезаем простынь посредине, подгибаем, обрезав
рваные места. Серединой простыни теперь будут
бывшие края, которые надо сшить.
9. Как продлить жизнь пробки, что
прячется под колпачком термоса? Оберни пробку
фольгой, и она проживет значительно дольше.
Викторина
Библиотекарь. Падает мокрый снег,
наливаются лужи. Как тут не промочить ботинки,
особенно если забежать в лужу...
Вопрос: как правильно сушить обувь,
чтобы она сохранила свою первоначальную форму?
(Первым делом надо натолкать в мокрый
ботинок старой бумаги, измятых газет например. Ни
в коем случае не сушить обувь у открытого огня.
Хорошо повесить ботинок за шнурки над батареей
центрального отопления или над печкой, чтобы
обувь овевал теплый воздух.
Сапоги надо расположить над батареей
на палках, воткнутых в батарею.)
Теперь кулинарный вопрос: у
подмороженной картошки бывает сладковатый
привкус, верно? Как избавиться от него?
(Добавить в суп или другое блюдо с
картофелем уксус.)
Ведро чуть-чуть подтекает, ты полон
решимости запаять дырочки, но никак не можешь
разглядеть их. Что делать?
(Поместить в ведро зажженную
лампочку.)
Консервная банка (стеклянная) закрыта
крышкой с резьбой. Пытаешься открыть, ничего не
получается. Как припаялась! Что надо сделать,
чтобы не мучиться напрасно?
(С помощью ножа.)
Жвачка – увлечение, наверное, многих
людей. Бывают от нее и неприятности: сядет
человек по неосторожности на комочек жвачки, и
никакой силой не отодрать ее от материи. Даже
стирка не помогает.
(Не стоит даже пробовать отскрести
или смыть жвачку, прилипшую к материи. Надо
пострадавшую вещь положить в морозильник. Через
6–7 часов жвачка выморозится и ссыплется с ткани.)
Чем почистить зеркало?
(Соленой водой, настоем чая.)
Столовый уксус. А где его можно
применить?
(Вымыть кафель в ванной, зеркало,
прополоскать волосы после мытья, в кулинарии –
погасить соду при стряпне, после стирки цветной
одежды добавить для полоскания, чтобы ткани не
теряли цвет.)
Начали гладить белье, прижгли утюг. Как
быть?
(Протрите его тряпкой с мелкой солью.)
Для чего на пальто или шубу с обратной
стороны пришивают маленькую пуговицу?
(Для крепости основной пуговицы.)
Почему не моют окна в яркий солнечный
день?
(На солнце влага быстро сохнет, окно
мыть труднее.)
Не выбрасывайте скорлупу яиц:
тщательно размельчив ее и смешав с сахарной
пудрой, вы получите превосходное удобрение для
комнатных растений.
Чтобы иголки и булавки не ржавели, в
коробку, где они лежат, надо насыпать немного
муки. Если они поржавели, воткните их на
некоторое время в мыло.
При мытье крашеных полов в ведро с
водой хорошо добавить 1–2 столовые ложки
нашатырного спирта.
Терка снова станет острой, если
потереть ее наждачной бумагой.
Чай будет вкуснее, если чашки, в
которых он подается, ополоснуть кипятком.
Книги всякие важны,
Книги разные нужны.
Дело было вечером,
Спорить было не о чем…
КРИТИК
Книга – твой друг и советчик
В предисловии автор сообщает, что урок
открывает «Неделю чтения» и посвящен книгам с
полезными советами. Умение пользоваться
подобными изданиями помогает нам в жизни. Тема
урока интересна. Однако из самого сценария можно
узнать только набор ряда полезной (с некоторой
хозяйственной направленностью) информации
отдельно для мальчиков и девочек, а также вопросы
викторины на знание практических советов «Что
делать, если…» (например, если банка с кремом для
обуви не открывается). Несомненно, познавательно
и в жизни может пригодиться.
Однако в предложенном сценарии не
указано, для каких классов он предназначен и
каковы цели данного урока. Не приводятся
пояснения о его направленности и оформлении.
Хотелось бы знать, как учтена специфика
коррекционной школы-интерната, для детей которой
сделан сценарий. Возможно, автор просто не знала
(не могла), как правильно оформить свой сценарий.
Тогда задача «БШ» – предложить читателям
образцы, макеты, схемы сценариев различных
библиотечных мероприятий для школьных библиотек
(чем «БШ» и так успешно занимается).
При чтении работы возникает масса
вопросов. Можно, конечно, предположить, что
сценарий рассчитан на учащихся 6–7-х классов
средней школы, а коррекционной? Так чего же хочет
достичь библиотекарь, проводя данный урок?
Познакомить детей с книгами, содержащими
полезные советы, или проверить уже имеющиеся
навыки ими пользоваться, или просто изучить ряд
полезных советов на всякие случаи жизни. Ответа в
сценарии, к сожалению, нет.
Вопросы, включенные в викторину,
проводимую в ходе урока, оказались весьма
заковыристыми. Далеко не всякий взрослый с ними
справится. Поэтому хотелось бы уточнить: данная
викторина предполагает у детей уже наличие
знаний ряда хозяйственных рецептов или же умение
ребятами получать подобные сведения из
справочной литературы? Разъяснить это может
только автор урока. Так какова же реальная
обоснованность темы урока? Это интересно детям,
это им необходимо знать или еще что-то?
Любая школьная библиотека
заинтересована в приобщении ребят к чтению,
знакомству их с многообразием книжного мира, со
справочной литературой, открывающей путь к
необъятным кладовым знаний. И здесь, наверное,
целесообразно строить урок либо в виде игры, либо
в виде обычного урока, где детей знакомят с
различными образцами справочной литературы и
учат ими пользоваться. Завершается подобный урок
практическими занятиями,
чтобы дети сами попробовали,
посмотрели, освоили.
А что касается вступительного слова
библиотекаря... Может быть, нам стоит избегать
слишком общих мест и пафосных утверждений.
К сожалению, утверждение автора, что
«человек не может жить без книг», спорно. Хорошо,
если книга хоть как-то присутствует в жизни
современного ребенка.
А чтобы это происходило, школьная библиотека
может
попытаться заинтересовать детей и предложить
им поучиться пользоваться книгой и извлекать из
нее максимум информации. Раскрыть перед
учениками «кладовые» книги. Здесь возможны такие
библиотечные уроки: «Знакомство со структурой
книги» («Путешествие в книгу»), «Твои первые
энциклопедии», «Справочники и словари и какая от
них польза». Тогда, надеюсь, мы постепенно
приобщим детей к книге, книжной культуре.
МАСКА
3
Библиотечный урок
«Новогодний калейдоскоп»
К новому году в библиотеке мы готовим
небольшую выставку стихов, игрушек из бумаги,
костюмов, сценариев. А затем проводим на уроках
внеклассного чтения в 3–4-х классах урок о Новом
годе. Сначала даем задание, чтобы дети сами нашли,
откуда пошел Новый год. В основном дети отвечают,
что от Петра I.
Я начинаю свой рассказ с древних
времен...
Этот праздник приходит в наш дом
вместе с красавицей-елкой, с Дедом Морозом, с
подарками. Мы уже к этому привыкли. А всегда ли
было так? Оказывается, нет.
Встречать Новый год первыми начали
китайцы. Он начинается у них позднее, чем
отмечают европейцы. Китайцы устраивали по случаю
Нового года большие торжества, которые
продолжались несколько дней.
Древние германцы установили
празднование Нового года по причине смены времен
года. Зима у германцев начиналась в середине
ноября. В это время они собирали урожай.
Когда римляне завоевали Европу, они
перенесли празднование Нового года на 1 января.
Раньше на севере Древней Руси
новогодний праздник начинался с весенней первой
капелью, а на юге – с первой бороздой. Это было 1
марта. С конца XV века Новый год встречали на Руси 1
сентября. И лишь царь Петр I издал указ, который
предписывал: «Считать Новый год не с 1 сентября, а
с 1 января сего 1700 года. И в знак доброго начинания
и нового столетия в веселии друг друга
поздравлять с Новым годом».
Утром 1 января 1700 года Петр I сам
командовал праздничным шествием, которое
завершилось громким салютом из двухсот
«пушечек». А вечером в темном небе вспыхнули
разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали
Новый год «по-европейски», в разгар зимы.
Обычай дарить подарки под Новый год с
пожеланиями удачи и счастья был установлен еще
древними римлянами 1 января 153 года до нашей эры.
Тогда же начали складываться и первые приметы.
Считалось, что каков будет первый день, таков
будет и весь год. Поэтому следовало в Новый год
веселиться, отложив все заботы, одеваться
красиво и во все новое.
Обычай встречать Новый год у нарядно
украшенной елки уходит в древнее языческое
время. Он связан с культом зелени. В Европе в
период полного угасания природы, когда холодно,
темно и мрачно, особое значение придавалось
предметам, которые являлись символами ее нового
возрождения; поэтому такую большую роль в
ритуале празднования Нового года играют ветви
вечнозеленых или распускающихся растений.
Почему стали украшать елки? В те
далекие времена считалось, что в ветвях деревьев
нашли приют могущественные духи – как добрые,
так и злые, и чтобы поладить с ними и добиться их
помощи в повседневной жизни, подносились
обильные дары, которые развешивались на ветках.
Елку стали украшать в XVI веке. Поначалу елку
убирали довольно просто, но это продолжалось
недолго. Постепенно на ветвях елки появились
орехи, сладости, шары, которые заменили яблоки,
первоначально украшавшие елку, а на макушке –
изображение солнца, вырезанного из плотной
бумаги или сделанного из соломы, что связывало
это украшение с солнечным циклом.
На протяжении веков елка и ее
украшения менялись.
В России судьба елки сложилась весьма
непросто. Украшение елки пришло к нам с указом
Петра I. В тот же день все дома в Москве, даже самые
бедные, были украшены елочками или еловыми
ветками. Императрица Елизавета Петровна (дочь
Петра I) устраивала при дворе роскошные
дорогостоящие елки.
Постепенно елка завоевывала себе
новогоднее место. Публичная елка была устроена в
столице в 1852 году. К концу века елка становится
главным украшением не только городского, но и
деревенского дома.
А в тропических странах елок нет. В
Австралии и Новой Зеландии, где январь – летний
месяц, ставят дерево – метросидерос, усыпанное
алыми цветами. На Кубе ель заменяют пальмами, в
Никарагуа украшают жилище ветвями кофейного
дерева с красными плодами.
Русский сказочный Дед Мороз (Дед
Трескун) – личность не слишком приятная.
Представляли его маленьким старичком с длинной
бородой и суровым нравом. С ноября по март Дед
Мороз был полновластным хозяином на земле,
которого боялось даже Солнце. Дед Мороз женат на
презлющей Зиме.
Дед Мороз всегда ходит в компании
Снегурочки. Снегурочка – милый, трогательный
персонаж народных русских сказок. В них она
предстает красивой и немного печальной. Ее
радует снег и холод и пугает солнце, от горячих
лучей которого она тает. В образе Снегурочки
воплотилось сожаление людей об уходящей зиме,
которая хоть и сурова, но несет в себе много
зимних игр, радости и веселья.
Как зовут братьев Деда Мороза? У
американцев и англичан это Санта Клаус, у
итальянцев – Бабо Натале, у французов – Пэр
Ноэль, в Колумбии – Папа Паскуале, в Бразилии –
Пай Натал. У чехов – Микулаш.
А где живет Дед Мороз? В детском
воображении он и сегодня живет на севере. Поэтому
пишут ему дети из разных стран письма, посылая их
в северную страну – Финляндию. На севере этой
страны есть городок Паякюля, в котором даже
существует почтовое отделение Деда Мороза.
Работникам этого отделения приходится отвечать
на многочисленные детские письма и поздравлять
всех своих корреспондентов с Новым годом.
В Швеции, Дании, Норвегии обязанности
Деда Мороза выполняют рождественские гномы.
Внешне они похожи на Деда Мороза: красная
шапочка, длинная белая борода, за плечами мешок с
подарками.
Далее идет рассказ об истории
песенки «В лесу родилась елочка». Мы не печатаем
его, т.к. все эти сведения только что были
опубликованы в материале Р.Чауриной «Мы вновь
услышим песенку» в № 22. – Ред.
Литература:
Энциклопедия «Все обо всем», 14 томов,
1994–95 год.
Я познаю мир. «Праздники народов мира», 1999 г.
Сколько праздников в году? Календарь, 1989 г.,
газета «Труд», 21 декабря 2000 г.
КРИТИК
о Библиотечном уроке
«Новогодний калейдоскоп»
Новый год – праздник и детей и
взрослых, когда всем хочется играть и веселиться.
Именно ему посвятили авторы свой урок. Проделана
большая и кропотливая работа по сбору и отбору
интересной информации, а также по адаптации ее
для детской аудитории. Урок предназначен для
3–4-х классов. Ребят знакомят с традициями
празднования Нового года в разные времена и в
различных странах. Любопытен рассказ об истории
песенки «В лесу родилась елочка» и о
многочисленных видах новогодних деревьев.
Учащиеся узнают много интересного на данном
занятии. Только, к сожалению, оно стало уроком –
монологом библиотекаря. Дети лишь слушатели. А
если попробовать дать слово детям? В Новый год
так хочется игр, необычного, а не только полезной
информации. Почему бы на новогоднем уроке не
поиграть? Привлечь к его проведению детей, дать
им возможность реализовать свои знания, умения,
таланты.
Например, вариант № 1. К 4-му классу
учащиеся хорошо знакомы с народными и авторскими
сказками. Поэтому можно не только рассказывать
про новогодние традиции, но и дополнительно
предложить ребятам викторину «Снеговичка»:
– перечислить главных героев
новогодних праздников;
– сказать, когда встречают Новый год;
– назвать место, где живет Дед Мороз;
– перечислить его родственников;
– сказать, как зовут Деда Мороза в
других странах;
– назвать главное новогоднее дерево у
разных народов;
– перечислить зимние виды спорта;
– назвать сказки с зимним сюжетом
(«Снегурочка», «12 месяцев», «Снежная королева» и
т.д.).
Вариант № 2. Дается интересная
новогодняя информация из этого материала из
какой-то страны.
А затем класс разбивается на команды по 4
человека. Каждой по жребию достается
литературный (сказочный) герой, который хочет
поздравить с Новым годом учеников данного
класса, школы, города. Например, как бы Кай и Герда
поздравили 4-й «А» класс с Новым, 2003 годом.
Вариант № 3. После информации о
новогодних традициях предложить ребячьим
командам представить, рассказать или показать,
как, по их мнению, отмечает Новый год Снежная
королева или любой другой литературный и
сказочный герой, даже сам Дед Мороз. Играть так
играть. Здесь мы даем возможность детям
пофантазировать, помечтать. Поучаствовать, в
конце концов, в необычном новогоднем уроке.
Возможен серьезный вариант. Наряду
с новогодней информацией можно поведать детям о
том, как эти сведения были добыты. Библиотекарь
рассказывает и демонстрирует энциклопедию «Все
обо всем», подробно останавливаясь на правилах и
способах пользования справочной литературой.
Раскрывает «секреты» энциклопедий.
Рассказывает, как найти информацию о Деде Морозе
или о том, как празднуют Новый год в Африке. Можно
показать учащимся сборники загадок, поговорок и
предложить им найти те, что посвящены зиме, а
заодно показать, как с этими книгами работать.
Здесь мы как бы объединяем приятную тему с
полезной информацией из разряда
«Библиотечно-библиографические знания – в
ребячьи массы».
Конечно, возможны разные варианты
проведения библиотечных занятий. Просто
хотелось бы, чтобы наши читатели были не только
пассивными поглотителями информации, но и имели
бы возможность проявить себя и свои таланты.
Уверена, они смогут.
МАСКА
4
4-й класс
Справочная литература
(познавательная игра)
Библиотекарь
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь лучше и умней.
Я говорю о книгах, которые знают всё.
Называют их словарями, справочниками,
энциклопедиями. Что же это за книги? Мы
разделимся на три команды и начнем.
I конкурс
«Познакомимся друг с другом»
Каждая команда представляет себя:
«Справочники»
«Словари»
«Энциклопедии»
(сценка, рассказ, песня)
Сегодня собрались вы здесь
Всем показать свои познания,
И справочные книги вам
Устраивают соревнование.
II конкурс
«Раскрываем книгу»
Надо определить, к какой категории справочников
относится книга и о чем она рассказывает:
1. Гумилевская. Почему так бывает? (Справочник)
2. Каменева. Какого цвета радуга.
(Словарь)
3. Что такое? Кто такой? (Энциклопедия)
Друзья мои юные, веселые, смелые, умные,
Спортсмены, танцоры, артисты,
Искатели и планеристы.
Будущие шоферы и мастера, слесари и доктора,
Космонавты, фантасты, романтики,
Физики, химики и математики,
Чтобы в жизни кем-то стать,
Надо очень много знать,
Чтобы очень много знать,
Надо много прочитать.
Приобрести дополнительные знания
И помогают справочные издания.
III конкурс
«Пойми меня»
Найдите в одной из книг (словарь,
справочник, энциклопедия) заданный термин и
объясните его сначала произвольно, затем по
изданию:
1. Что за инструмент рубанок?
Книги:
Юрмин. О чем поют топор с пилой.
Потиха. Школьный толковый словарь.
Энциклопедический словарь юного техника.
2. Исправить ошибки в слове
«фотаграфиравать».
Книги:
Что такое? Кто такой?
Картинный словарь русского языка.
Каменева. Какого цвета радуга.
3. Объяснить значение слова «кобра».
Книги:
Я познаю мир. Животные.
Орфографический словарь русского языка.
Что такое? Кто такой?
Библиотекарь
Ребята в командах очень дружны,
С заданием сложным справиться должны.
И хоть противник – эрудит
Но пусть сильнейший победит!
IV конкурс
«Ты – мне, я – тебе»
Каждая команда задает противникам
вопрос из справочных изданий. В них же нужно
найти ответ и объяснить, почему именно в этой
книге есть ответ на вопрос.
1. Назовите предков ТОПОРА.
(Юрмин. О чем поют топор с пилой. –
Справочник.)
2. Какие бывают НАСОСЫ?
(Маркуша. АБВ. – Словарь.)
3. Почему ворону зовут ВОРОНОЙ?
(Что такое? Кто такой? –
Энциклопедия.)
Библиотекарь
Спасибо тому, кто напечатал словарь,
Будто принес он в глубокую тьму
Яркий, волшебный фонарь.
V конкурс
«Из какого словаря»
Каждой команде дается по три термина.
Надо отыскать словари, в которых можно найти
объяснение:
1) азбука, якорь, акварель;
2) рисунок, газета, холодильник;
3) винт, живопись, писатель.
Библиотекарь
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Недаром за чтением время потратили,
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно.
VI конкурс
«Как устроена книга»
|