Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2002


ИСТОРИИ К ПРАЗДНИКУ

Татьяна Рудишина

Все в мире должно уравновешиваться: возле шумного карнавального Нового года – тихое семейное Рождество. С задушевными разговорами, грустными историями, Диккенсом и Андерсеном, стихами Пастернака и Бродского, притчами, сказками, гимнами и письмами друзей.

Рождественские зарисовки

Путеводители по пушкинским местам
На книжных полках в узком коридоре;
Десятитомник в синем коленкоре
(В месткоме кто-то из друзей достал).
Значки: герб Пскова, домик няни, профиль Керн
И спецгашенье на конверте с маркой,
И фотография скамейки белой в парке,
И обращение шутливое – Mon cher.
Пластинка, там где Лемешев «куда,
Куда, куда, – поет, – вы удалились…».
Программка театральная: давились
«на лишнего билетика», когда
Играл Поэта Всеволод Якут.
Фамилия такая (не слыхали?),
А наши мамы искренне рыдали,
Неправедный когда вершился суд.
Пушкиноведенье в квартирках наших мам:
Такие вот случались увлеченья.
Был Пушкин, молодость, любовь…
Потом – забвенье…
Паломницы по пушкинским местам.

 

Я иду из гостей и несу две полные сумки книг: история, литературоведение, путеводители, искусство и несметное количество коробочек со слайдами. Страстные увлечения 60, 70, 80-х: туристические поездки, книги популярных серий издательства «Наука», чудом купленные скорее всего в провинции монографии о деятелях литературы и искусства… Всё это с любовью собиралось; в тихие, долгие, одинокие вечера читалось, перелистывалось, а иногда серьезно штудировалось, фотографировалось, подбиралось в альбомы, ставилось на полки, пылилось… Прожита долгая, духовно насыщенная жизнь. Всё меньше друзей, которых можно зазвать в гости и показать свой домашний слайд-фильм. Все стали тяжелы на подъем, а встречаются всё больше по грустному поводу. Внучатым племянникам не до этого хлама. Неужели после ухода это больше никому не понадобится?
Я иду из гостей и несу две полные сумки книг. Библиотека не «факультет ненужных вещей», но я знаю, что я должна принести все эти книги и слайды в библиотеку, дабы стало понятным, что не бывает ненужных увлечений. Раз время, силы, деньги страстно тратились на книги и фотографии, значки, открытки и театральные программки и это приносило радость, значит, во всем был смысл. А теперь все эти сокровища еще послужат верой и правдой в библиотеке. Я говорю об этом с такой убежденностью, что и сама уже почти поверила в это…
Я иду из гостей и несу две полные сумки книг…

 

Марина Цветаева

Этот текст вполне в рождественской стилистике. Его написала Марина Цветаева в конце тридцатых годов ХХ века для эмигрантского детского журнала, который так и не вышел. Пусть в начале ХХI века это прочтут наши дети. Ведь все осталось по-прежнему. И спустя столько десятилетий он по-прежнему наш и в нем все так.

Детям

<Зима 1937/38 года. Ване.>

Милые дети!

Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы—люди или нелюди, – как мы. Но говорят: что вы есть, что вы – особая порода, еще поддающаяся воздействию.

Потому:

– Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.

– Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!

– Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.

Потому же никогда не бросайте хлеба,
а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.

Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно – 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого – или же на худой конец – не видьте смешного в смешном!

Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! (NB! ряд примеров, которые сейчас опускаю.) У «всех» есть второе имя – никто, и совсем нет лица – пробел. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т.д.) – отвечайте: «А я—кто!»

Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».

Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.

Кроме того, для вас они – родители, для самих себя – ґя. Не исчерпывайте их – их родительством.

Не осуждайте своих родителей нґа смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда – рука не поднимется!

Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе – в другом!) уберите.

Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. Стыдитесь – не уступить!

Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т.д.)

Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы – протяните руку.

Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут – свой останется.

Книгу листайте с верхнего угла страницы. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.

Это у вас должно быть в руке—как у меня.

Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому: чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на визави, а на собственные колени.

Когда вам будут говорить: «Это – романтизм», вы спросґите: «Что такое романтизм?» – и увидите, что никто не знает; что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются! и запускают вам в лоб!) – слово, смысла которого они не знают.

Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:

– «Романтизм – это душа».

___________________
Цитируется по: Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т.
Т. 7: Письма/Сост., подгот. текста и коммент. Л.Мнухина. – М.: Эллис Лак, 1995. – 848 с. – С. 646–647.

 

Людмила Воронова

«Мне не найти понятных слов»

Из письма Веры Викторовны Репиной, сельского библиотекаря, Людмиле Вороновой, московскому библиотекарю

«Я написала Ольге Константиновне письмо с пометкой “На рецензию” и пошлю свое новое стихотворение, посвященное внучке Наде. Ты прочитаешь его, я надеюсь на это. Мы оставались нянчиться с внучкой на Новый год. Нам с дедом здорово досталось. Все, что написано в стихах, – правда...»

Но я, городская московская собака Такса, щурюсь, как от резкого ветра. А в окне, конечно, неизбежное на шестнадцатом этаже: «Облака плывут, облака…» В стихах всегда правда. Все дело в искренности. В нашей готовности к ней. Чем соответствовать? Я не знаю...

Вера Викторовна продолжает: «Надеюсь, что мое письмо тебе интересно. Ты знаешь, я, наверное, всем показалась на курсах (это так названа наша первая Библиотечная школа) неинтересной и ничего не делающей. Но мы, как и все (ой, далеко не все, например – не я), проводим большую и, как мне кажется, интересную и нужную работу.

Несколько лет назад мы вели в библиотеке литературно-театральный кружок. Мы с ребятами готовили к литературным датам обзоры и викторины, представляли сцены из произведений писателей к юбилеям. Помню, проводили к юбилею Марка Твена устный журнал с обзором-викториной (поделитесь вопросами, Вера Викторовна!), со сценками из его произведений.

Костюмы брали в доме культуры!

Тогда, помню, Вера Николаевна (библиотекарь районной библиотеки) спросила меня: “Вера Викторовна, почему-то ребята расхватали у нас все произведения Марка Твена. Ты не знаешь, кто, что и где проводит?”

С этими сценками мы выступали с ребятами в районном ДК. Участвовали в конкурсе (не помню каком)».

(Если бы я курила, то потянулась бы за спичками... но сейчас просто: «Хотите кофе, коллега? Дело совсем не в названии, а в той детской радости и счастье, что вы совместно выработали с ребятами-читателями, как маленький добрый заводик по производству этого счастья».)

«Место, по-моему, мы никакое не заняли. Это не главное, – приписывает она сверху на листике в косую линеечку. – Мальчишки у меня были как-то побойчее, но девчонки, конечно, скромницы».

Боже! Хочу в провинцию! В Кировскую область!

Библиотекарь мечтает: «В этом учебном году я хочу возобновить театральный кружок и подготовить ребят хотя бы к одной литературной дате».

Не дата – детям, а дети – входящие в мир писателя, пускай и «через дату». Как это точно! Подумайте!

Достоевский – тебе!

А дальше это рвущее мне сердце: «Людочка, очень жаль, что я не смогла рассказать о себе [на Библиотечной школе – Л.В.], но я написала тебе письмо и хотя бы тебе одной что-то рассказала».

Ничего себе «что-то»! Мне и не снилось. А вам?

Вера Викторовна, библиотекари мы или не библиотекари?! Мы всегда одной крови. И нет первых и вторых. Наше поле – до небес. Бескрайнее – пахать и пахать. А работают в провинции нам, москвичам, на зависть, потому что на совесть.

Мне не найти понятных слов
И не найти конкретных фраз.
Писала сказочный роман,
А вышел сбивчивый рассказ,
Но кто-нибудь поймет,
Когда-нибудь найдет,
Кто-нибудь услышит,
Кто-нибудь рискнет,
Кто-нибудь возьмет,
Кто-нибудь напишет,
Кто-нибудь найдет что-то для себя
Кто-нибудь на свете
Всюду на земле в каждой голове
Дует тот же ветер.

Это группа «Настя» поет. Откуда «Настя», понятия не имею. Но спела по делу. Прямо про нашу газету «Библиотека в школе».

Нам все интересно! Наша газета всех слышит! Пишите!

И про работу, и просто про себя... Ведь это наша работа!

И у каждого она своя. Я лично не перестаю удивляться и радоваться таланту, молодости, изобретательности, оптимизму своих коллег!

Многие уже стали друзьями. Их публикаций, слов, статей ждешь с радостью и нетерпением. А скольких мы еще не знаем! Пишите. Газета НАША и про НАС.

И с Верой Викторовной Репиной я абсолютно согласна. Если мне хватит искренности и человечности, я стану таким же школьным библиотекарем, как и она. Спасибо вам, Вера Викторовна.