Что такое чтение,
каждый понимал по-своему...
С чего начинается детское чтение?
«Дети, вы любите читать?» – бодрым
тоном спрашивает библиотекарь первоклассников,
впервые пришедших в библиотеку. Полные
энтузиазма и послушные, в ответ они всегда
дружным хором кричат: «Да!» Этот полный оптимизма
диалог повторяется в библиотеках из года в год. К
полному удовольствию библиотекарей – ведь они
искренне хотят, чтобы так действительно и было. В
тот прекрасный момент кажется, что он будет
длиться вечно, однако...
Однако проходит время, и радужные
краски на картине под названием «Отношение к
чтению» от года к году, от класса к классу все
тускнеют и тускнеют.
«Ситуация с детским чтением
в стране критическая» – из разряда сенсаций
это утверждение давно перешло в разряд
банальностей, стало общим местом, не так ли?
И вот возникает вопрос, почему же таким
обнадеживающим выглядит начало и столь
плачевным оказывается результат? Конечно, на
этот вопрос ответ дан уже давно: жизнь, мол, такая
– прогресс, техника, компьютеры и пр. и пр.
С определенной точки зрения он,
возможно, и верен. Во всяком случае, очень многие
его легко принимают, расценивая как истинный и
универсальный. Что ж, секрет его популярности
легко понять: словно лекарство он снимает
боль от уколов профессиональной совести.
Механизм его действия чрезвычайно прост, ведь
ссылка на глобальные социальные тенденции
позволяет освободиться от мыслей о
персональной ответственности. «Действительно, –
закрадывается в голову мысль, – что такое я по
сравнению с прогрессом? Что бы и как бы я ни делал,
положение не изменится».
Однако прогресс – это все-таки
следствие такого свой-ства человеческой натуры,
как неудовлетворенность действительностью и
стремление к совершенству. Может быть, и нам не
удовлетворяться уже готовыми мнениями, а вновь
задуматься над уже известной проблемой и
попытаться посмотреть на нее с иной стороны?
Что же касается распространенных
мнений... Есть, например, такое: библиотекарями
становятся из любви к чтению. Сама по себе
мотивация прекрасная, но явно недостаточная;
суть профессии не в том, чтобы лично для себя
обрести неограниченный доступ к книгам, а в том,
чтобы умело создавать условия для чтения других
людей. Следовательно, личная склонность
избравшего эту профессию должна каким-то образом
трансформироваться в специальный навык,
индивидуальный читательский опыт должен
перерастать в умение читать для других, а
собственные читательские способности должны
превращаться в достояние абонентов библиотеки.
Всегда ли это происходит?
Вероятно, парадоксы есть в любой
профессии, и библиотечная – не исключение. Вот
вам один из них: двойственность
представлений о чтении – «своем» и «чужом»,
которая ведет к расхождению между личными
наклонностями и социальной направленностью
труда библиотекаря. К этому вопросу мы еще
вернемся, сейчас же только заметим, что
библиотекари не изучают предмет «умение читать
для других» – его нет в системе профессиональной
подготовки.
В таком случае с каким же багажом
библиотекарь предстает перед читателями? Что он
вкладывает в понятие «чтение», что для него
значит «любить читать»? Если задать эти вопросы в
аудитории библиотекарей, в ответ тут же услышишь:
«Это и так все знают, даже говорить об этом
странно! К чему мудрить, читать еще в школе
научились!» Но все-таки это не лишние вопросы,
жаль, что в среде профессионалов они редко
звучат.
Конечно, мы все учились в школе, но
чему? В рамках среднего образования человек
получает лишь фрагментарные представления об
отдельных составляющих читательской
деятельности, процесса чрезвычайно сложного и
многообразного. На уроках чтения нас учили его
технике, на уроках литературы – оценке
художественных произведений по критериям
литературоведения. Такая наука, даже блестяще
освоенная, еще не есть читательская деятельность
во всей ее полноте. В школе можно получить
отдельные читательские навыки, но среднее
образование – всего лишь предпосылка, начало
читательского развития.
Место библиотекаря может занять
человек с любым уровнем читательских умений. При
приеме на работу никому в голову не придет
поинтересоваться этой стороной профпригодности.
Оказавшись же в профессиональном сообществе, он
словно получает свидетельство о читательской
квалификации. Более того, запись в трудовой
книжке совершает чудо – она предоставляет ему
право руководить чтением других людей. И вот еще
один парадокс профессии: сложившаяся традиция
руководства чтением не предполагает никакой
ответственности за его результаты. А если так, то
отпадает необходимость самоконтроля.
Библиотекари весьма охотно рассуждают
о падении интереса к чтению у детей, разговоров
же о собственном чтении избегают. Почему же в
нашей профессиональной среде сложилось такое
положение? Было бы преувеличением сказать, что
тема совершенно замалчивается, нет. Однако тот,
кому захочется поглубже изучить вопрос, затратит
немало времени на поиски материала, – это
во-первых. Во-вторых, найдя его, будет удивлен его
небольшим количеством.
И в-третьих, изучив его, должен будет сделать не
очень утешительный вывод, что материалы в
основном поверхностны и не содержат
конструктивных рекомендаций.
Опять мы имеем дело с парадоксальной
ситуацией: для библиотекарей основной вопрос
находится где-то на периферии их познавательных
интересов. Хотите убедиться во всем сами –
сравните количество публикаций об изучении
состояния чтения абонентов библиотек и
библиотекарей. Мы сами мало знаем о себе как о
читателях. Не исключено, что это и есть
первопричина наших читательских несовершенств,
которые мы волей-неволей передаем другим.
Но обратимся к мнению тех, кто этот
вопрос изучал. Большинство исследователей
ограничились изучением круга чтения
библиотекарей, их литературными пристрастиями.
Они констатируют тот факт, что библиотекари
читают и перечисляют фамилии читаемых авторов.
Мы узнаем эти имена, но они мало что прибавляют к
нашему личному читательскому опыту и к
представлению об эталоне профессионального
чтения. В конце концов, что читать – дело
вкуса, важно – как это читается.
Исследователи, изучавшие вопрос
несколько глубже и касавшиеся навыков чтения,
делают о читательских навыках негативные выводы:
ни один из них не пришел к заключению, что
библиотекарей можно отнести к продвинутой
группе самого высокого, эталонного уровня. Ни
один исследователь не утверждает, что
библиотекарь готов быть лидером чтения.
Отмечается невысокая начитанность, неумение
оценивать литературные произведения. Даже
ставится диагноз «читателебоязнь»: из-за
недостаточного знания литературы многие
опасаются общаться с читателями и потому
переходят из отделов обслуживания во внутренние
отделы, подальше от разговоров о книгах. (Кстати,
от этих разговоров «уйти» совсем несложно –
можно, например, свести общение с читателями к
массовым мероприятиям и проводить их по готовым
сценариям.)
Оказывается, в условиях библиотеки
любовь к чтению не всегда выдерживает проверку
временем. Следовательно, придя в библиотеку
читающим, человек может превратиться в
нечитающего или малочитающего. Почему так
случается? На этот вопрос исследования ответа не
дают. Как не дают они и каких-то конструктивных
идей для выхода из создавшегося положения;
самое большее – предлагается обучение
основам литературоведения.
Мы начали с вопроса: «С чего начинается
детское чтение?» Оно начинается с обоюдных
надежд. Старшее поколение надеется, что чтение
займет в жизни юных достойное место и станет их
жизненной опорой. Дети надеются, что взрослые
научат их этому. Давайте более детально
разберемся в том, чему взрослые могут научить
детей, и для этого познакомимся с личными
представлениями о чтении.
Как чтение может быть понято
«по-своему»?
Прежде чем дать слово библиотекарям,
сделаем некоторые пояснения. Процесс чтения
протекает в глубинах сознания без каких-либо
ярких внешних проявлений и потому
труднодоступен для изучения и анализа. Он скрыт
не только от наблюдателя извне, но зачастую и
самим читающим осознается не полностью.
Человек может читать много и систематически, но
при этом не познать свое «читательское Я».
Непроизвольно выполняя необходимые действия, не
всякий подвергает их рефлексии, контролирует их
и управляет процессом читательской
деятельности.
То, что непроизвольно происходит в
глубинах сознания и подсознания, отчасти можно
выявить, опираясь на те ассоциативные связи,
которые имеют внешнее проявление. В психологии
ассоциацией называют связь между психическими
явлениями, при которой представление об одном
понятии или предмете влечет за собой появление
представления о другом. Они соединяются между
собой по сходству, контрасту или смежности, и
таким образом создаются нерасторжимые
соединения. Когда в сознании человека возникает
один из элементов такого сочетания (предположим,
одно слово), цепочка представлений начинает
разворачиваться, и уже без какого-либо внешнего
раздражителя у него автоматически всплывают
другие, до того скрытые названия предметов,
мысли, понятия.
Ассоциации – неотъемлемая
принадлежность внутреннего мира человека. По
своей природе они уникальны. В них
проявляется индивидуальность, ее
неповторимость, своеобразие образа мыслей
человека. Они демонстрируют свободный полет
воображения, оригинальность мировосприятия,
самобытность личности. Но можно ли делать
какие-то обобщения и строить заключения на таком,
казалось бы, зыбком основании? Как выяснилось –
да. При всей их эфемерности, нелогичности,
прихотливости, а порой и загадочности (для
наблюдателя извне), они дают объективный
материал для изучения субъекта чтения, вносят
новые интересные штрихи в его портрет.
Свойства ассоциаций и были положены в
основу методики изучения субъективных
представлений библиотекарей о читательской
деятельности. Давая возможность выявить круг тех
представлений, которые ассоциируются с понятием
«чтение», она подобно ключу открывает дверь в
потаенный мир «читательского Я». Работа по этой
методике преследовала двоякую цель: изучающему
она давала интересный объективный материал, а
библиотекари, выполняя предложенное задание,
получали о себе знания, которые побуждали их
к размышлениям о своем чтении и стимулировали
самоанализ. Зафиксировав собственные
ассоциации, человек получал материал для
характеристики того «читающего незнакомца»,
который живет в недрах его души.
Для выявления читательских ассоциаций
двум группам сотрудников детских библиотек было
предложено
специальное задание. В первую группу
входили 30 человек, не имеющих библиотечного
образования и опыта работы. Во вторую – 14 человек
с большим стажем работы, преимущественно с
библиотечным или педагогическим образованием.
Задание выполнялось анонимно. Не справились с ним
2 человека из первой группы. В итоге было
получено 42 документа. Каждый представлял собой
ряд слов (понятий, предметов, словосочетаний,
законченных мыслей), ассоциирующихся в его
представлении с понятием «чтение». Условно будем
называть их «высказываниями».
Высказывания делались совершенно
свободно, без оглядки на какие-либо установки.
Испытуемые зафиксировали то, что «пришло в
голову» в момент выполнения задания, то есть свои
личные мысли и чувства. Все без исключения
высказывания считались приемлемыми и не
подвергались какой-либо оценке. Они не делились
на «хорошие» и «плохие», «удачные» или
«неудачные», не определялись как «правильные»
или «неправильные». Благодаря подлинности и
непосредственности выражения была получена
объективная картина – в этом ценность материала.
Высказывания носят глубоко личный
характер и потому не могли быть напечатаны в
своем изначальном, оригинальном виде – для
публикации они были обработаны. В качестве
иллюстрации приведем 14 высказываний – треть от
общего числа. Они отобраны как наиболее
выразительные и в то же время типичные. Вот они:
1. Любовь – обаяние – лес – сад –
солнце – ярко – счастье – писатель –
личность – судьба.
2. Свет – высокое небо – лапа – липа
– алечка – енот – интерес – абракадабра –
доступность – иллюстрация – сочуствие –
воспитание – доброта – аккуратность.
3. Любовь – мама – домашний очаг –
настольная лампа уютно освещает книгу –
вкусное – молоко – юг – тепло – парк – музыка –
нежность стихов – апельсин (что-то яркое,
красочное, как иллюстрация в книге).
4. Ночь – жизнь – жажда –
активность – актерство – надежда.
5. Кресло – предвкушение –
фантазия – иллюзия присутствия.
6. Ночь – тишина – кровать – автор –
интерес – информация.
7. Толстой – Лермонтов – Кассиль –
Гоголь – Гайдар.
8. Позна-ние – интересная книга –
умная книга – содержание – глава – стра-ницы.
9. Грамотность – тема – название –
логика – серьезность – упрямство –
тактичность.
10. Автор – авторитет – роман –
ассоциации – тоска – терпение – мудрость.
11. Интерес – разум – абстрактность –
надежда.
12. Автор – мысль – идеал –
метафора – авторитет – роль – ребенок –
якорь в жизни.
13. Автор – талант – история – ямб –
интересно – любовь – аккуратность –
начитанность – надежда.
14. Интерес к автору, книге, теме –
рациональное чтение (получение информации) –
интеллектуальность (получение знаний для себя) –
забота о нравственности, духовности своей
личности (чтение душеспасительной
литературы) – адаптация среди понятий,
событий своей жизни к жизни взрослых.
Какие наглядные и выразительные
строки, не правда ли? Буквально несколькими
словами люди нарисовали свои образы, свое
видение чтения. Не удивлюсь, если у читающих
возникнет мысль о сходстве его восприятия.
Вполне естественно, ведь каждое высказывание в
отдельности и все они вместе демонстрируют к
нему позитивное отношение. Это та общая черта,
которая всех объединяет.
Но если отношение общее, то основания
для него у каждого – свои. А если между
отдельными высказываниями какое-то сходство и
заметно, то еще заметнее субъективность
ощущений, те нюансы, которые придают
высказываниям оригинальность, колорит, словом,
демонстрируют подлинную индивидуальность. Да, мы
все любим читать, но по разным причинам: за ними
стоят разные чувства, мысли, опыт.
Человек, который занимается чтением
профессионально, именно это и должен понимать в
первую очередь. Его собственная модель чтения
подходит только ему. Нельзя передавать ее другим
как единственно возможную, представлять детям в
качестве эталона. Библиотекарю недостаточно
судить о чтении только на основании личного
опыта – он должен видеть его широко, со всеми
возможными и вероятными вариантами. Именно те
библиотекари, которые мысленно допускают и
представляют многоликость читательского
поведения, самобытность читательского облика,
умеют найти соответствующие методы приобщения к
чтению. Они избирают такие, которые нацеливают
ребенка идти по своей дорожке и быть хозяином
своей читательской судьбы. Им, как правило, и
удается свершать то чудо, которое мы привыкли
называть «привить ребенку любовь к чтению».
Мы сказали: «Библиотекарь должен
видеть читательскую деятельность широко». Это
значит, что он должен иметь большой запас
теоретических знаний о чтении. Они сослужат ему
хорошую службу, научат, как остаться в чтении
самим собой и как понимать нужды других людей,
снимут противоречие между чтением «для себя» и
«для других». Знание теории чтения дает
возможность культивировать свое «читательское
Я» не в ущерб общественным потребностям. Право же
на автономность и суверенность в чтении есть у
каждого человека, для библиотекаря оно ценно
вдвойне, ведь он все время находится в эпицентре
читательской деятельности.
Самоанализ – самопознание –
самообразование – самосовершенствование:
дорога, у которой нет конца.
Изучение читательских ассоциаций было
проведено по специальной методике. Но что мешает
каждому из нас поставить перед собой такой
вопрос: «Что я представляю собой как читатель?»
Ответив на него, мы как бы сделаем моментальную
фотографию собственного «читательского Я».
Время от времени мы можем сравнивать
собственноручно сделанные портреты. Можно,
например, проследить, как меняется наше
восприятие какого-либо произведения и его оценка
или скорость и количество читаемого, или как
отрабатывается навык его выбора и т.д.
Такой разговор с собой, интерес к
своему внутреннему миру на языке психологии
называется рефлексией (от лат. reflexio – отражение).
Согласно словарному определению, рефлексия
означает размышление, анализ собственных мыслей
и переживаний. Эти полные сомнений и колебаний
раздумья дают человеку возможность познать о
себе истину. Позитивный акт рефлексии (а его ни в
коем случае не следует превращать в
самобичевание) дает человеку ясное
представление о его состоянии в данный момент и
возможность наметить цель, которую он мог бы
достичь в обозримом будущем. Применительно к
читательской деятельности цели могут быть самые
разные, и какими бы маленькими и незначительными
они ни показались кому-то со стороны, любая из них
правомерна, если важна для вас.
Заниматься самоанализом человека
заставляет неудовлетворенность собой. И если он
начинает задавать вопросы о своих читательских
умениях, то сам этот факт уже свидетельствует о
том, что он достиг достаточно высокого уровня
личной читательской квалификации. Если человек
готов спрашивать себя об этом, следовательно, он
достаточно хорошо освоил предыдущие фазы
процесса чтения и подошел к фазе самооценки и
самоконтроля. Умение контролировать свои
действия, привычка к саморегуляции говорят о том,
что человек освоил этот вид деятельности и он
служит его жизненным интересам.
Некоторые выводы. Для человека,
который не хочет заглянуть в себя,
самообразование может превратиться в
бесконечный и безвыходный лабиринт, из которого
он не сможет выбраться.
Человек, не совершенствующийся в
области чтения, теряет шансы на успех в
самообразовании. Все это неразрывно связано.
У библиотекаря широкое поле
деятельности. Повышая свою квалификацию, он
должен постоянно менять тематику
самообразования, но при этом никогда не изменять
главной теме – своему читательскому развитию.
Что пишут специалисты?
Разговор с собой – дело интимное,
постороннего вмешательства не терпит. Но мудрый,
беспристрастный советчик может понадобиться.
Если, например, захочется сориентироваться в
общепринятых критериях оценки, получить
представление об эталонах читательской
культуры. Тут нам и поможет то обобщение опыта
читательской деятельности, которое уже сделано
специалистами. Обратимся же к источникам
самообразования.
Размышления профессиональных
литераторов о том, почему так притягательно
чтение, собраны в сборнике:
Человек читающий. НОМО LEGENS: Писатели XX
века о роли книги в жизни человека и общества
/Сост. С.Бэлза. – М.: Прогресс, 1985. – 654 с., ил.
Следующие восемь книг посвящены
технической стороне процесса чтения. Знакомство
с ними поможет каждому выработать приемлемые для
него способы работы с текстом:
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь
быстро читать: Книга для учащихся старших
классов. – М.: Просвещение. – 1991. – 160 с., ил.
Бородина В.А., Бородин С.М. Учим...
читать: Уроки динамического чтения. – Л.:
Лениздат, 1985. – 192 с., ил.
Гецов Г. Работа с книгой:
рациональные приемы. – М.: Книга. – Любое издание.
Зюганов М.А. Как повысить качество
и скорость чтения: Пособие для старшеклассников
и студентов. – Калининград: Янтарный сказ, 1996.
– 416 с., ил., табл. – (Школа рационального чтения.
Суперкнига о суперчтении).
Зюганов М.А. Как сделать чтение
продуктивным и приятным: Пособие для
старшеклассников и студентов. – Калининград:
Янтарный сказ, 1996. – 292 с., ил., табл. – (Школа
рационального чтения. Суперкнига о суперчтении).
Кузнецов О., Хромов Л. Техника
быстрого чтения. – М.: Книга. – Любое издание.
Степанищев А.Т. Читать можно
быстрее. – М.: Моск. рабочий, 1988. – 259 с., ил.
Чирва А. Книга в твоих руках. – М.:
Просвещение, – 1985. – 144 с., ил.
О том, как в процессе чтения развить
такое свойство интеллекта, как критичность
мышления; как научиться читать осмысленно,
используя уже накопленный запас знаний, можно
узнать из материалов:
Развитие критического мышления через
чтение и письмо// Библиотека в школе. – 2001.
Часть 1-я. – № 12. – Книжка в газете.
Часть 2-я. – № 22. – Книжка в газете.
Книги В.Левина и А.Левидова принадлежат
к лучшим из числа тех, по которым можно
научиться чувствовать язык художественных
произведений и толковать их образы.
Левин В.А. Когда маленький школьник
становится большим читателем: введение в
методику начального литературного образования.
– М.: Лайда, 1994. – 191 с.
Левидов А.М. Автор – образ –
читатель. – Л.; Изд-во Ленинград. ун-та. – Любое
изд.
Вопросы профессионального чтения
библиотекарей рассматриваются в статьях:
Бородаенко Л. Скажи, что ты
читаешь... // Библиотекарь. – 1990. – № 10. – С. 44–46.
Орлова Т. Две стороны одной медали.
Читаем для себя или для работы // Библиотека. – 2000.
– № I. – С. 80–81.
Ранков П. Читают профессионалы. //
Библиотекарь. – 1991. – № 9. – С. 21–22.
Тихомирова И. Диалог личностей под
музыку соответствий // Библиотека. – 1998. – № 7. –
С. 42–44.
Щетинина Л., Пахорукова В.
Библиотекарь читающий... Каков он? //
Библиотека. – 1998. – № I. – С. 59–40.
Для тех, кто хочет разобраться в своем
отношении к чтению, навыках, а также в
способности передать их младшим, составлен
психологический тест:
Жорняк Е. Тест для самых умных:
[вопросы для самоконтроля] //Обруч. – 2002. – №
2. – С. 13.
Программы и рекомендации по обучению
детей навыкам чтения и пользования библиотекой
составляют содержание пособия:
Библиотечно-библиографические знания
– школьникам: Практическое пособие / Гос. респ.
дет. б-ка РСФСР; Сост. Валькова В.Г. – М.: Книжная
палата, 1989. – 216 с.
Внимание!
Не пропустите самый доступный
материал. С № 20–2002 «Библиотека в школе» начинает
публикацию практикума по читательскому
развитию, который ведет Валентина Александровна
Бородина. Приступить к самообразованию можно без
промедления.
Лариса Фомина
|