Осень – пора листопада и «Libcomа»
Ноябрьская конференция в Подмосковье
Не первый год участвуя в работе конференции
«Libcom», знаю неутомимость, профессиональный азарт
ее оргкомитета, представляю степень значимости и
компетентности выступающих. Каждый раз жду ярких
докладов, интересных идей, запоминающихся
встреч. К счастью, мне не приходилось
разочаровываться в своих ожиданиях. Уровень,
стиль, глубина и качество форума остаются
безупречными. На этом и остановимся, дабы не
обрушивать на организаторов конференции – ГПНТБ
России – шквал восторгов и комплиментов.
«Информационные технологии,
компьютерные системы и издательская продукция
для библиотек». Читая столь серьезное и
замысловатое название конференции, кто-то,
вероятно, теряется в догадках: какое отношение
имеет «Libcom» к работе школьных библиотек? Уверяю
вас, самое непосредственное. Надеюсь,
приведенные ниже аргументы подтвердят этот
тезис. Мне очень приятно это делать, поскольку с
трибун все более высокого ранга звучат милые
сердцу слова «школьная библиотека».
Аргумент 1:
говорят мэтры
«Образование и библиотеки – единство
в целях» – так назвал свое выступление член
Совета Федерации Федерального собрания РФ,
заместитель председателя Парламентской
ассамблеи Совета Европы В.В.Сударенков.
Доклад столь высокопоставленного
чиновника покорял с первых фраз. Валерий
Васильевич говорил об особой значимости
образовательной функции библиотек в современном
обществе. При этом докладчик подчеркнул, что все
библиотеки образовательных учреждений (кроме
вузовских) находятся в ведении местных властей.
Потому крайне важно библиотекам научиться
выстраивать конструктивные, взаимодополняющие
отношения с губернаторами и мэрами.
Отдельно прозвучали слова в адрес
школьных библиотек. Было отмечено, что их
адаптация к современным условиям проходит
сложно. Одна из причин такого положения –
статусные особенности школьной библиотеки.
В.В.Сударенков подчеркнул, что руководители
образовательных учреждений склонны оценивать
функции библиотек только как сопутствующие
учебному процессу. При этом библиотека не
рассматривается ими в роли равноправного
участника этого самого процесса, как
потенциально сильный и значимый
информационно-образовательный центр. Столь
серьезная проблема требует решения, и Валерий
Васильевич заметил: «Жаль, что на конференции нет
представителей Министерства образования». Кроме
того, докладчик подчеркнул настоятельную
необходимость добиваться совместимости
образовательных и библиотечных услуг и затронул
некоторые аспекты политики в области чтения:
важность регулярного пополнения книжных фондов,
роль чтения в образовании, непозволительно
низкий тираж детских журналов.
«Праздник накопления знаний» – такое
определение конференции прозвучало от
руководителя департамента развития
информационных технологий и ресурсов
Министерства промышленности, науки и технологий
РФ В.П.Нечипоренко. Он познакомил собравшихся с
ситуацией в информационной среде России,
рассказал о целях и задачах Федеральной целевой
программы «Электронная Россия».
Чуть позже, в кулуарных разговорах
между заседаниями, прозвучали замечательные
слова Владимира Павловича о назначении
библиотек образовательных учреждений.
В.П.Нечипоренко считает, что работа таких
библиотек не сводится только лишь к обслуживанию
учебного процесса. Владимир Павлович убежден,
что библиотеки должны способствовать
производству новых знаний и в этом их основное
предназначение. Сопоставляя различные подходы,
можно четко отследить и статусные особенности
того и другого варианта. В одном случае это лишь
сопровождающее, сопутствующее подразделение. В
другом – центр информационных ресурсов
образовательного учреждения. Пришло время
правильно расставить акценты?
Начальник отдела библиотек
Министерства культуры РФ Евгений Иванович
Кузьмин на трибуну вышел с книгами в руках.
«Будет книжный обзор», – подумала я. И почти
угадала: Е.И.Кузьмин решил наглядно
продемонстрировать «Информацию для всех».
Взаимодействие программы ЮНЕСКО с таким
названием и библиотек России объединяет усилия
участников, работающих с информационными
ресурсами. Основная же цель программы – сделать
информацию и знания доступными для всех. Люди
должны быть вовлечены в мировые информационные
процессы, получая при этом максимум преимуществ
от эффективного доступа к информации. Такая вот
красивая идея лежит в основе программы, о чем и
рассказал присутствующим Е.И.Кузьмин. Докладчик
отметил, что проводимая информационная политика
должна способствовать, кроме прочего, и повышению
информационной культуры личности. Этот тезис
обращен в первую очередь к тем, кто работает с
детьми. К нам с вами, уважаемые коллеги.
Первый заместитель директора ГПНТБ
России Я.Л.Шрайберг обратил внимание собравшихся
на общественную востребованность библиотек.
Библиотека – это в первую очередь
информационное учреждение, подчеркнул Яков
Леонидович. И ее деятельность на этом поприще во
времена интенсивного использования
информационных технологий существенно
расширяется. Рассматривая целый ряд
разнообразных функций библиотеки в современном
обществе, докладчик остановился на той, которая
составляет сферу наших с вами профессиональных
интересов: библиотека – центр образовательной
информации и образовательных технологий. Зная,
сколь внимательно относится Я.Л.Шрайберг к
проблемам образования и подготовки кадров для
библиотек, можно полагать, что тема «Библиотеки и
образование» еще долго будет лейтмотивом его
научных изысканий и практической деятельности.
Чему школьные библиотеки будут только рады.
Аргумент 2:
пишут министерства, обсуждают преподаватели
В свете всего вышесказанного семинар
«Современные образовательные технологии и
подготовка специалистов библиотечного и
информационного профиля» совершенно органично
вписался в работу конференции.
Приятные неожиданности начались с
первых выступлений. Сначала проректор
Московского государственного университета
культуры и искусств А.М.Мазурицкий в своем
выступлении уделил особое внимание
необходимости готовить кадры для детских и
юношеских библиотек. Затем декан
библиотечно-информационного факультета этого же
вуза О.П.Мезенцева затронула проблему, которая
существует не первый год и настоятельно требует
решения. Речь идет о подготовке работников для
детских и школьных библиотек. Не так давно
подписан приказ Министерства культуры,
Министерства образования и Министерства печати,
посвященный вопросам воспитания подрастающего
поколения. Отдельной строкой в этом документе
значится необходимость подготовки специалистов
по библиотечному обслуживанию детей и юношества.
Такую миссию решено возложить на МГУК. Именно
здесь будут готовить кадры по специальности
«библиотекарь-педагог» для детских и школьных
библиотек. Дело осталось за малым – нужно
получить разрешение Минтруда, что сделать будет
крайне непросто: в реестре этого учреждения
такая специальность отсутствует. Круг замкнулся?
Надеемся, что нет.
А пока Ольга Петровна Мезенцева сетует
на очевидную дискриминацию школьных
библиотекарей: ежедневно выполняя
воспитательные и образовательные функции,
библиотекари лишены отпуска и педагогического
стажа, положенного учителям.
Аргумент 3:
участники конференции – наши люди
Победное шествие школьных
библиотекарей по международным конференциям
продолжается. Крымский форум уже встречал
сотрудников школьных библиотек на своих
заседаниях. Не первый раз они появляются и на
«Libcome».
Среди участников конференции этого
года была Ирина Коткина, заведующая библиотекой
Ненецкой школы-интерната им. А.П.Пырерки. Какими
способами она сюда попала – это отдельная
история, оставим ее за рамками материала.
И.Коткина, выпускница нашей первой Библиотечной
школы, приехала за знаниями и идеями: слушать
корифеев библиотечного дела, постигать
премудрости автоматизации, посещая
школу-семинар «Ирбис», знакомиться с опытом
работы библиотек. Думаю, «Libcom» не обманул ее
ожиданий и встретил тепло и гостеприимно.
(Еще пару лет назад, впервые посещая
подобные мероприятия, я многократно слышала
возгласы: «Школьная библиотека? Конференция
посвящена вопросам автоматизации – какое
отношение это имеет к вам?» Поверьте, так было
совсем недавно: искреннее удивление и
недоумевающие интонации коллег. Как приятно, что
все это в прошлом!)
На конференции было рассмотрено много
других вопросов: электронные документы и
авторское право, дальнейшее развитие
корпоративных проектов и будущее библиотек.
Повсюду слышались слова «компьютеры»,
«Интернет», «портал», «контент». Редакция нашей
газеты убеждена, что работникам школьных
библиотек знакомство со всем этим
библиотечно-информационным многообразием
необходимо ничуть не меньше, чем сотрудникам
библиотек других видов. Потому и пишем об этом.
По мнению оргкомитета и постоянных
участников конференции, осеннюю встречу можно
считать подготовительным этапом к летнему
библиотечному форуму: на «Libcomе» намечаются
контуры тем, которые получат свое развитие в
Крыму.
Поэтому, дорогие коллеги, вы можете
прочитать статью и познакомиться с некоторыми
будущими темами, обсуждение которых состоится в
Крыму. А можете, опираясь на выделенные
направления, готовить свое выступление на
международном юбилейном форуме «Крым-2003». До
встречи?..
Елена ИВАНОВА
|