Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2002


НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Осень – пора листопада и «Libcomа»

Ноябрьская конференция в Подмосковье

Не первый год участвуя в работе конференции «Libcom», знаю неутомимость, профессиональный азарт ее оргкомитета, представляю степень значимости и компетентности выступающих. Каждый раз жду ярких докладов, интересных идей, запоминающихся встреч. К счастью, мне не приходилось разочаровываться в своих ожиданиях. Уровень, стиль, глубина и качество форума остаются безупречными. На этом и остановимся, дабы не обрушивать на организаторов конференции – ГПНТБ России – шквал восторгов и комплиментов.

«Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек». Читая столь серьезное и замысловатое название конференции, кто-то, вероятно, теряется в догадках: какое отношение имеет «Libcom» к работе школьных библиотек? Уверяю вас, самое непосредственное. Надеюсь, приведенные ниже аргументы подтвердят этот тезис. Мне очень приятно это делать, поскольку с трибун все более высокого ранга звучат милые сердцу слова «школьная библиотека».

Аргумент 1:
говорят мэтры

«Образование и библиотеки – единство в целях» – так назвал свое выступление член Совета Федерации Федерального собрания РФ, заместитель председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы В.В.Сударенков.

Доклад столь высокопоставленного чиновника покорял с первых фраз. Валерий Васильевич говорил об особой значимости образовательной функции библиотек в современном обществе. При этом докладчик подчеркнул, что все библиотеки образовательных учреждений (кроме вузовских) находятся в ведении местных властей. Потому крайне важно библиотекам научиться выстраивать конструктивные, взаимодополняющие отношения с губернаторами и мэрами.

Отдельно прозвучали слова в адрес школьных библиотек. Было отмечено, что их адаптация к современным условиям проходит сложно. Одна из причин такого положения – статусные особенности школьной библиотеки. В.В.Сударенков подчеркнул, что руководители образовательных учреждений склонны оценивать функции библиотек только как сопутствующие учебному процессу. При этом библиотека не рассматривается ими в роли равноправного участника этого самого процесса, как потенциально сильный и значимый информационно-образовательный центр. Столь серьезная проблема требует решения, и Валерий Васильевич заметил: «Жаль, что на конференции нет представителей Министерства образования». Кроме того, докладчик подчеркнул настоятельную необходимость добиваться совместимости образовательных и библиотечных услуг и затронул некоторые аспекты политики в области чтения: важность регулярного пополнения книжных фондов, роль чтения в образовании, непозволительно низкий тираж детских журналов.

«Праздник накопления знаний» – такое определение конференции прозвучало от руководителя департамента развития информационных технологий и ресурсов Министерства промышленности, науки и технологий РФ В.П.Нечипоренко. Он познакомил собравшихся с ситуацией в информационной среде России, рассказал о целях и задачах Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Чуть позже, в кулуарных разговорах между заседаниями, прозвучали замечательные слова Владимира Павловича о назначении библиотек образовательных учреждений. В.П.Нечипоренко считает, что работа таких библиотек не сводится только лишь к обслуживанию учебного процесса. Владимир Павлович убежден, что библиотеки должны способствовать производству новых знаний и в этом их основное предназначение. Сопоставляя различные подходы, можно четко отследить и статусные особенности того и другого варианта. В одном случае это лишь сопровождающее, сопутствующее подразделение. В другом – центр информационных ресурсов образовательного учреждения. Пришло время правильно расставить акценты?

Начальник отдела библиотек Министерства культуры РФ Евгений Иванович Кузьмин на трибуну вышел с книгами в руках. «Будет книжный обзор», – подумала я. И почти угадала: Е.И.Кузьмин решил наглядно продемонстрировать «Информацию для всех». Взаимодействие программы ЮНЕСКО с таким названием и библиотек России объединяет усилия участников, работающих с информационными ресурсами. Основная же цель программы – сделать информацию и знания доступными для всех. Люди должны быть вовлечены в мировые информационные процессы, получая при этом максимум преимуществ от эффективного доступа к информации. Такая вот красивая идея лежит в основе программы, о чем и рассказал присутствующим Е.И.Кузьмин. Докладчик отметил, что проводимая информационная политика должна способствовать, кроме прочего, и повышению информационной культуры личности. Этот тезис обращен в первую очередь к тем, кто работает с детьми. К нам с вами, уважаемые коллеги.

Первый заместитель директора ГПНТБ России Я.Л.Шрайберг обратил внимание собравшихся на общественную востребованность библиотек. Библиотека – это в первую очередь информационное учреждение, подчеркнул Яков Леонидович. И ее деятельность на этом поприще во времена интенсивного использования информационных технологий существенно расширяется. Рассматривая целый ряд разнообразных функций библиотеки в современном обществе, докладчик остановился на той, которая составляет сферу наших с вами профессиональных интересов: библиотека – центр образовательной информации и образовательных технологий. Зная, сколь внимательно относится Я.Л.Шрайберг к проблемам образования и подготовки кадров для библиотек, можно полагать, что тема «Библиотеки и образование» еще долго будет лейтмотивом его научных изысканий и практической деятельности. Чему школьные библиотеки будут только рады.

Аргумент 2:
пишут министерства, обсуждают преподаватели

В свете всего вышесказанного семинар «Современные образовательные технологии и подготовка специалистов библиотечного и информационного профиля» совершенно органично вписался в работу конференции.

Приятные неожиданности начались с первых выступлений. Сначала проректор Московского государственного университета культуры и искусств А.М.Мазурицкий в своем выступлении уделил особое внимание необходимости готовить кадры для детских и юношеских библиотек. Затем декан библиотечно-информационного факультета этого же вуза О.П.Мезенцева затронула проблему, которая существует не первый год и настоятельно требует решения. Речь идет о подготовке работников для детских и школьных библиотек. Не так давно подписан приказ Министерства культуры, Министерства образования и Министерства печати, посвященный вопросам воспитания подрастающего поколения. Отдельной строкой в этом документе значится необходимость подготовки специалистов по библиотечному обслуживанию детей и юношества. Такую миссию решено возложить на МГУК. Именно здесь будут готовить кадры по специальности «библиотекарь-педагог» для детских и школьных библиотек. Дело осталось за малым – нужно получить разрешение Минтруда, что сделать будет крайне непросто: в реестре этого учреждения такая специальность отсутствует. Круг замкнулся? Надеемся, что нет.

А пока Ольга Петровна Мезенцева сетует на очевидную дискриминацию школьных библиотекарей: ежедневно выполняя воспитательные и образовательные функции, библиотекари лишены отпуска и педагогического стажа, положенного учителям.

Аргумент 3:
участники конференции – наши люди

Победное шествие школьных библиотекарей по международным конференциям продолжается. Крымский форум уже встречал сотрудников школьных библиотек на своих заседаниях. Не первый раз они появляются и на «Libcome».

Среди участников конференции этого года была Ирина Коткина, заведующая библиотекой Ненецкой школы-интерната им. А.П.Пырерки. Какими способами она сюда попала – это отдельная история, оставим ее за рамками материала. И.Коткина, выпускница нашей первой Библиотечной школы, приехала за знаниями и идеями: слушать корифеев библиотечного дела, постигать премудрости автоматизации, посещая школу-семинар «Ирбис», знакомиться с опытом работы библиотек. Думаю, «Libcom» не обманул ее ожиданий и встретил тепло и гостеприимно.

(Еще пару лет назад, впервые посещая подобные мероприятия, я многократно слышала возгласы: «Школьная библиотека? Конференция посвящена вопросам автоматизации – какое отношение это имеет к вам?» Поверьте, так было совсем недавно: искреннее удивление и недоумевающие интонации коллег. Как приятно, что все это в прошлом!)

На конференции было рассмотрено много других вопросов: электронные документы и авторское право, дальнейшее развитие корпоративных проектов и будущее библиотек. Повсюду слышались слова «компьютеры», «Интернет», «портал», «контент». Редакция нашей газеты убеждена, что работникам школьных библиотек знакомство со всем этим библиотечно-информационным многообразием необходимо ничуть не меньше, чем сотрудникам библиотек других видов. Потому и пишем об этом.

По мнению оргкомитета и постоянных участников конференции, осеннюю встречу можно считать подготовительным этапом к летнему библиотечному форуму: на «Libcomе» намечаются контуры тем, которые получат свое развитие в Крыму.

Поэтому, дорогие коллеги, вы можете прочитать статью и познакомиться с некоторыми будущими темами, обсуждение которых состоится в Крыму. А можете, опираясь на выделенные направления, готовить свое выступление на международном юбилейном форуме «Крым-2003». До встречи?..

Елена ИВАНОВА