Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2003


КАРТОТЕКА ОПЫТА

Елена Иванова

Коллаж Ларисы Сергеевой

Коллаж Ларисы СергеевойРежиссер, сценарист, критик – и все за одно лето

Проект «Летнее чтение –
семейное чтение»
в нижегородском лицее № 28

Не знаю, как вы, а я свято верю, что все лучшее в нашей жизни создается мамами. Для детей, ради детей, во имя детей. Ради детей подчас меняют мужей, место жительства. Когда приходит время вести ребенка в школу, мамы расстаются с привычной работой, меняя ее на суетную школьную жизнь. Секретари и учителя, работники столовой и библиотеки – мамы бесстрашно покоряют вершины педагогики. Будем справедливы, их успехи на этом поприще впечатляют. В школьной столовой появляются полезные для здоровья и вкуснейшие булочки. Талант преподавателей расцвечивается многообразием форм и методов обучения. Школьная библиотека потрясает всю педагогическую округу своими проектами.

Такими, например, как уроки Татьяны Владимировны Пантюховой. Заведующая справочно-информационным центром лицея № 28 (г. Нижний Новгород) пришла в школу вместе с сыном: он – первый раз в первый класс, она – первый раз в школьную библиотеку. Для энергичных людей лучше работы не найти: только успевай разворачиваться. Библиотекарь нужен всем одновременно и почти мгновенно.

(Хорошо помню недоуменный, я бы даже сказала ошалевший, взгляд моего мужа, впервые попавшего в школьную библиотеку во время большой перемены. После академической обстановки моего предыдущего места работы (вузовской библиотеки), это потрясало. «Как ты здесь работаешь?..» «Так вот, работаю…», – ответила я, скромно потупив глаза.)

Татьяна Владимировна принесла много нового и необычного в работу школьной библиотеки. Об этом лучше расскажет она сама на страницах нашей газеты. Мне же доверено написать об одном из последних ее проектов – программе «Летнее чтение – семейное чтение».

…Как водится, все начиналось с малого. «Дети читают явно недостаточно», – жаловались учителя. «Дети не читают совсем!» – восклицали родители. И тихо вздыхали по этому же поводу библиотекари: дети неохотно берут книги, предпочитая им телевизионные передачи, компьютерные игры. Что делать?

Стенания над извечным русским вопросом Татьяна Владимировна решила заменить энергичными действиями. «Я хочу попробовать вести уроки внеклассного чтения в начальной школе», – с таким предложением библиотекарь обратилась к завучам и учителям. Эта идея понравилась и педагогам, и администрации школы. Было решено поддержать инициативу школьного библиотекаря как морально, так и финансово: проведение уроков оплачивается по учительской ставке.

Одобрение коллег, оплачиваемые уроки – это здорово. Но статус библиотекаря в этой школе столь высок, что, полагаясь на знания и компетенцию Татьяны Владимировны, ей предоставили еще и карт-бланш в отборе книг, в выборе форм проведения занятий.

Уроки внеклассного чтения очень скоро стали одними из самых любимых часов обучения. Дети знакомятся на них с азами литературных жанров и стилей, обязательно читают вслух. Большое внимание Татьяна Владимировна уделяет разговору с детьми, развитию культуры речи. И конечно, она не была бы библиотекарем, если бы между делом не знакомила маленьких читателей с основами информационной грамотности. Что такое титульный лист и оглавление, как найти нужную главу, где посмотреть год издания произведения – это и многое другое дети запоминают в ненавязчивой беседе со школьным библиотекарем.

В течение учебного года Татьяна Владимировна проводит все уроки внеклассного чтения. При этом она хорошо узнает способности детей, их темперамент и характер, определяет книжные пристрастия учеников. Такое общение позволяет библиотекарю не только составить список книг для летнего чтения, но и продумать последующую работу по прочитанным произведениям. И какую работу! Это, скажу я вам, целое действо или, как принято сейчас говорить, проект.

Итак, проработав с классом целый год, библиотекарь предлагает детям на летних каникулах прочитать определенные книги. О самой понравившейся из них ребенок должен обязательно рассказать – и письменно, и устно. Устно – на уроках внеклассного чтения в начале следующего учебного года. Письменное впечатление о книге школьник оформляет как творческую работу. «Взрослыми» словами такое задание можно назвать как угодно: рецензия, отзыв и т.д. Но мнение о детской книге нельзя определять столь скучными словами. Творческая работа – это фантазия, самовыражение, если хотите – талант того, кто рассказывает о своем любимом произведении.
И рассказ этот должен быть особенным.

Татьяна Владимировна предлагает детям следующий план создания и оформления творческой работы:

Первый лист (титульный лист проекта) называется
«Давайте познакомимся: это я!». На уроках внеклассного чтения детям уже объясняли, что такое титульный лист. Теперь они учатся оформлять его самостоятельно: пишут свое имя и фамилию (автор проекта), название проекта, школу, год, город. Почти все дети украшают эту страничку своей фотографией – знакомиться так знакомиться!

Второй лист (титульный лист книги) – «Это моя книга». Ребенок указывает автора книги, ее название, выходные данные произведения – год и место издания. Эта страничка, как и все последующие, красочно оформлена: узоры, орнаменты, рисунки способны ребенку и взрослому создать особое настроение при просмотре творческой работы.

Третий лист посвящается истории создания книги, рассказывает об авторе произведения.

Четвертый лист – «историко-географический». Ребята пишут о месте действия событий, которые происходят в книге, упоминая при этом континенты, страны, города. Самые дотошные книжные исследователи даже рисуют карты, на которых указаны маршруты путешествий героев произведения.

Пятый лист называется «Я РЕЖИССЕР». По просьбе библиотекаря ребята подбирают из числа учеников класса труппу актеров на роль героев книги. Выглядит это так: в столбик пишутся герои книги, рядом располагаются фамилия и имя ученика класса, который мог бы сыграть эту роль. Полагаю, эти списки – Клондайк для работы психологов: почему тот или иной ребенок ассоциируется с определенным персонажем? Стоит подумать, разобраться…

(Если вы скажете, что все это неинтересно, я с вами категорически не соглашусь.
В свои 36, я мечтательно закатила глаза и представила себя в роли… допустим, булгаковской Маргариты. Или нет, лучше Настасьи Филипповны из «Идиота», ради которой совершаются сумасшедшие поступки. Или… В этом месте пора вернуться на землю. Читая работы детей, я действительно увлекалась и зажигалась их идеями, постановками, фантазиями.)

Шестой лист – «Я СЦЕНАРИСТ». Актерский кастинг состоялся, теперь дело за сценарием. Каждый ребенок выбирает самый понравившийся отрывок из книги и по его мотивам пишет небольшую сценку для постановки в классе. Вот где можно дать волю фантазии!

Седьмой лист – «Я ДЕКОРАТОР». Это утверждение нужно доказать с кистью и карандашами в руке. Библиотекарь просит нарисовать к придуманной сценке (мизансцене) рисунок, где будут изображены герои и окружающие их декорации.

Восьмой лист – «Я КОСТЮМЕР». Костюмы для будущего спектакля – вещь немаловажная. Платье способно многое рассказать о своем хозяине. Итак, кутюрье отдыхают, работают юные модельеры!

Девятый лист – «СЕМЕЙНЫЕ КРИТИКИ». Для этой части работы возможно и другое название, которое предлагает Татьяна: «Мы читали всей семьей». О, эта страничка крайне интересна, я бы даже сказала – уникальна. По мнению библиотекаря, родители обязательно должны читать вместе с детьми и обсуждать прочитанное вслух. Это важно и для больших, и для маленьких членов семьи. Родители могут принять участие в написании творческой работы своего ребенка. Это не значит писать за него. Надо наблюдать за творческим процессом выполнения задания, внося свою посильную лепту. В данном случае такой лептой может стать отзыв взрослого человека о книге, которую прочел его ребенок.

Десятый лист – «СЛОВАРНЫЙ РЕКВИЗИТ». Чтобы не забыть, что читать летом и как потом создавать творческую работу, Татьяна Владимировна разработала для детей специальный буклет. В нем библиотекарь рассказывает о содержании каждой странички письменной работы. При этом некоторые слова в тексте подчеркнуты. Такие слова ребятам надо выписать отдельно и написать их значение, покопавшись в словарях. Можно быть уверенным, что к осени школьники будут знать, что такое реквизит, мизансцена, декорации, критик, титры, репертуар и др.

Одиннадцатый лист – «Библиографические титры». Ученики начальных классов учатся проводить свои исследования правильно: работу должен завершать список использованной литературы.

Список произведений для чтения Татьяна Владимировна составляет сама, скрупулезно при этом прорабатывая все существующие рекомендации. В буклете-памятке библиотекарь поместила слова П.А.Павленко: «Вовремя прочитанная книга – огромная удача». Созвучно словам писателя и мнение библиотекаря: «Выбор произведений – очень ответственный момент. Книги должны навсегда связать ребенка с литературой, с чтением».

Встречи библиотекаря с родителями проходят несколько раз в год. На родительских собраниях Татьяна рассказывает о своих уроках внеклассного чтения, о программе летнего чтения. К некоторым детям необходим особый подход, особые требования, особое отношение. Взаимная заинтересованность и сотрудничество родителей, педагогов, библиотекарей в приобщении детей к чтению способны дать удивительные результаты. Такое утверждение – не лозунг, а проверенное практикой убеждение. По мнению Татьяны, участие семьи в приобщении ребенка к книге просто необходимо. Отсюда и название проекта: «Летнее чтение – семейное чтение».

Работа по проектам не завершается после их представления в классе. Разработанные детьми сценарии служат основой для многих массовых мероприятий в библиотеке, в классе. Таким образом, ребята становятся не только участниками, но и соавторами школьных праздников.

Во время нашей встречи Татьяна Владимировна рассказывала, что она готовится начать репетиции новогоднего представления по одному из детских сценариев. А еще библиотекарь вспоминала празднование 23 февраля. Книга Г.Остера «Самый лучший, идеальный» стала той осью, вокруг которой был построен весь вечер. Чтение отрывков из этого произведения перемежалось с проведением смешных конкурсов для мальчиков. Ну а судейское жюри, конечно же, состояло из девочек.

Я совсем недавно писала о программе стимулирования чтения «BOOK IT!» То, о чем рассказывают наши библиотекари, не менее глубоко по содержанию, подчас интереснее по форме. Подозреваю, что справочно-информационный центр лицея № 28 г. Нижнего Новгорода еще удивит коллег – библиотекарей и педагогов необычными идеями.

…В лицах взрослеющих детей мы видим себя и всеми силами стремимся сделать это отражение лучше, умнее, способнее нас. По-моему, у нас все получится.