Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2003


КАРТОТЕКА ОПЫТА

Галина Горбачева, Альбина Романенко, школа № 11 Усть-Илимск

Письма пишите и получайте...

Международная неделя письма
в усть-илимской школе

Письма… Обычная долгожданная весточка от родного и близкого человека, которую мы ждем. Мы ждем с нетерпением, но не всегда находим минутку, чтобы вовремя ответить.

Ежегодно, 9 октября, в годовщину создания Всемирного почтового союза в 1874 году в Берне, отмечают Всемирный день почты. Мероприятия, посвященные этому празднику, проводятся в течение недели и называются Международной неделей письма. Первая такая тематическая неделя проводилась в СССР в 1957 году. По этому поводу была выпущена особая марка: на фоне полушарий Земли изображен белый голубь, несущий в клюве конверт.

В прошедшем году с 9 по 14 октября в нашей школе тоже прошла «Международная неделя письма». Работа в рамках «Недели» была организована по двум направлениям:

– выставка книг в читальном зале школы «А письма, словно голуби, летят во все концы» и выставка коллекций марок учеников и учителей нашей школы;

– игра «Знаете ли вы?», тематические уроки, конкурс писем, викторина по филателии и почтовому делу.

На выставке в читальном зале ребята могли познакомиться с художественными книгами, написанными в жанре эпистолярного романа, и с книгами писем знаменитых людей. Статьи из газет и журналов о письмах и об истории почтового дела, о замечательных и необыкновенных историях с марками и письмами привлекли внимание ребят и учителей.

В 5-х классах прошла игра «Знаете ли вы?», в ходе которой ребята должны были продемонстрировать свои знания и получить новые полезные сведения. Так, например, было несколько вопросов по известному всем ребятам стихотворению С.Маршака «Почта». Попробуйте и вы ответить на них, не заглядывая в книгу:

1. Какие географические названия перечисляются в этом
стихотворении? (Это Ростов, Берлин, Дубровка, Покровка, Клин, Бологое, Лондон, Ленинград, Бразилия.)

2. Кому было адресовано это письмо-путешественник? (Писателю Борису Житкову.)

Были еще и загадки:

Горит и тает, все тайны скрывает. (Сургуч.)

Дом из жести, а жильцы в нем – вести. (Почтовый ящик.)

В Москве рубят, а сюда щепки летят. (Телеграф.)

А вот чтобы ответить на следующие вопросы, ребятам пришлось поработать с энциклопедиями:

Что означает слово «почта»?

Что такое «подметные письма»?

Что такое «перлюстрация»?

Что такое «эпистолярный жанр»?

Что такое «яма»?

Какие прилагательные часто употребляются со словами: «ящик», «бумага», «вагон», «тройка»?

Постоянным читателям библиотеки не составило труда ответить на вопрос, из каких произведений эти письма:

«Милый дедушка… Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога.

А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак… велят красть огурцы, а хозяин бьет чем попадя.

Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности». (Так писал Ваня Жуков на деревню дедушке Константину Макаровичу в рассказе А.П.Чехова.)

А вот другое письмо: «Дорогие мои родители! Папа и мама! Я вас очень люблю.
И зверей я тоже люблю. И кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду жить там. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать и буду вам писать. А в школу мне еще не скоро. До свиданья, ваш сын…» (Дядя Федор у Э.Успенского был очень взрослым ребенком.)

Письма в деревне Простоквашино писали не только люди, но и животные. Можете ли вы вспомнить, кто, кому и о чем писал? (Кот Матроскин и Шарик писали письмо родителям дяди Федора о том, как они хорошо живут, мама Римма и папа Дима писали почтальону Печкину в надежде узнать что-нибудь о своем мальчике, а он им отвечал, дядя Федор писал «тем, кто делает тракторы» и своим родителям.)

Для ребят старших классов уроки о письмах превратились в разговор о нравственности и культуре. Старая мысль о том, что с развитием науки и техники уходит в прошлое эпистолярный жанр, есть повод для грусти. Конечно, разве почте угнаться за телеграфом, факсом? А компьютер? Быстро, просто, удобно. Но почему же мы все еще любим получать письма, привычные чернильные строчки в бумажном конверте? Добрые слова, знакомый почерк, и мы следим за мыслью, пытаемся уловить невидимые эмоции, сопереживаем, а не просто получаем информацию. Вон какой получился восклицательный знак большой, с нажимом, чуть бумагу не порвал. Ну какой компьютер сможет так?

Библиотекарь школы Галина Николаевна Горбачева рассказала историю о девочке, которая часто приходила в читальный зал, как она говорила, «просто так». Но чуткое сердце Галины Николаевны почувствовало, что у девочки есть невысказанные, но выстраданные слова, которые ей некому сказать. Предложение Галины Николаевны – написать ей письмо – нашло отклик, и завязалась переписка. Уже на следующий день в условленном месте лежало Олино письмо. О чем они только не писали: о родителях и семейных делах, о любви и дружбе. При встречах же никогда не говорили о письмах. А однажды Оля написала: «Наши письма, не только ваши, но и мои собственные, помогают теперь что-то осознать раньше, чем это превратится в проблему. Думать я научилась, что ли? Глядишь, скоро жить научусь».

Так учат жить и письма великих людей своим друзьям и любимым. В отдельные периоды истории литературы эпистолография выделялась в отдельный литературный жанр. В нем сложились свои внутренние законы: помимо чисто художественных приемов, на первый план выдвигались неподдельность чувств и мыслей, открытая исповедальность. Такие письма как бы отрицали свое основное предназначение – быть адресованными одному лицу.

Среди таких литературных произведений есть свои шедевры. Так, письма Ивана Грозного и князя Курбского – это полемика, переписка Гете и Шиллера – творческий диалог, письма Бальзака к Ганской или Стендаля к сестре Полине – своего рода дневники. Трогают и поражают своей красотой любовные письма Гете к Беттине фон Арним, переписка Жорж Санд с Альфредом де Мюссе.

В эпистолярном жанре написаны и значительные художественные произведения. Нет, пожалуй, другого рассказа, наполненного столь целомудренным лиризмом, как «Письмо незнакомки» Стефана Цвейга. «Писатель взял в руки письмо. “Тебе, никогда не знавшему меня”, – гласило вверху обращение… К нему ли это относилось или к какому-то вымышленному человеку? В нем сразу проснулось любопытство. И он начал читать». И вы тоже захотите прочитать его. Оно о любви.

«Письма к незнакомке» Проспера Мериме приобрели свою известность благодаря таланту не только автора, но и адресата – скромной провинциалки Женни Дакен. Все началось с довольно романтической истории – юная девица из провинции решилась написать письмо известному писателю. Но впоследствии эти письма сделали их друзьями, духовно близкими людьми, пронесшими через многие годы верность друг другу.

Особенно большой интерес ребят вызвали письма лорда Честерфилда своему сыну. Его отеческие наставления – не просто собрание нравоучений как себя вести, но наука о том, как стать обаятельным. Он старался строить будущее сына, как строят дом. Он полагал, что если ему удастся «передать сыну умение общаться с людьми, то возведенное им здание будет покрыто достойной крышей». Молодой человек оказался близок к идеалу, начертанному отцом. Блестящих успехов в науке или политических делах он не добился, но современники говорили, что им никогда не приходилось встречать другого человека, «общение с которым было столь приятно».

Вот несколько советов лорда Честерфилда:

«Не думай, что знания, приобрести которые я тебе советую, заключены в книгах, как бы приятны и полезны эти знания ни были. Я имею в виду настоящее знание людей, оно более необходимо, чем добытое из книг».

«Говори часто, но никогда не говори долго, и ты не утомишь слушателей».

«Старайся при всех обстоятельствах, если это возможно, не говорить о себе».

Ребята вступали в разговор активно и искренне. Они вспомнили о том, какую роль играли письма в жизни Марины Цветаевой. Сколько писем она написала? Много, очень много, свыше тысячи. Ее письма – продолжение ее прозаических произведений. И относилась она к своим письмам как к прозе. Наиболее важные заносила в свою черновую тетрадь в виде дневниковых записей. В шестнадцать лет она убеждала своего корреспондента П.Юркевича: «Вы вчера меня спросили, о чем писать мне? Пишите обо всем, что придет в голову. Право, только такие письма и можно ценить. Впрочем, если неохота писать откровенно – лучше не пишите».

«Пишите, пишите больше!» – писала Цветаева, когда ей было двадцать лет. А ее необыкновенные письма к К.Родзевичу? Первое – изумительное стихотворение в прозе, письмо возлюбленному. И минувшее свидание оживает в поэтическом слове. А следом, на другой день, она пишет рассуждение о литературе, об особенностях речи князя Волконского. Ей хотелось, чтобы ее узнали лучше, чтобы любили всю, любую.

Близки и понятны были ребятам «Письма к дочери» Ш.Амонашвили. Отправленные из одной комнаты в другую, они были написаны вначале не для того, чтобы рассказать о воспитании, а чтобы найти с ней общий язык, склонить ее к самовоспитанию, помочь ей стать взрослой.

Эту же цель преследуют и «Письма о добром и прекрасном» Д.Лихачева. Это письма-беседы. В читателях своих писем Д.Лихачев видел друзей, а потому обращался запросто. Он писал о смысле жизни и красоте поведения, о чести и памяти. Хранить память о событиях и людях – наш нравственный долг перед собой и потомками. Память, заключенная в письмах, – реликвия.

В семье учителя истории Т.Б.Пермяковой хранится письмо с фронта, написанное в госпитале лейтенантом Георгием Константиновичем Якушевским в 1943 году. Это была последняя весточка от пропавшего без вести деда. Как волновался учитель, как притихли ребята, когда звучали строки письма! Может быть, впервые они так близко встретились с войной. Этот пожелтевший листок в косую линейку вызвал, пожалуй, самые сильные эмоции.

В рамках недели проходил и конкурс письма. В канун профессионального праздника Дня учителя все ребята школы написали письма своим любимым учителям. И надо было видеть глаза ребят, когда они обращались к своим педагогам, и надо было видеть лица педагогов, получивших эти письма. Согретые теплом детских душ, проникнутые самыми добрыми чувствами, они стали прекрасным подарком к празднику.

Были и другие письма. Их можно объединить в две большие группы – «Ищу друга» и «Проблема в конверте». Некоторые только хотят найти друга, как Динара Багаутдинова: «Я пишу это письмо – первое письмо в моей жизни, незнакомому мне человеку, надеюсь доброму и хорошему. С некоторых пор я начала ловить себя на мысли, что в моей жизни чего-то не хватает. Думаю, что мне необходимо общение с близким человеком – другом. Хочется просто жить, кому-то нравиться, кого-то любить, быть счастливой. Отзовись, милый друг!»

Кто-то скучает в разлуке с ним, как Лена Щемелева: «Нас сейчас разделяют дороги. Мне ее очень не хватает. Раньше мы часто воевали. Сейчас я понимаю, что это было зря. Жду каникул, чтобы увидеться с ней. Она у меня супер. Всем желаю иметь такую сестру, как у меня!»

Кто-то живет ожиданием писем, как Ксения Терпугова: «Знаешь, не самое главное, что нет новостей! Самое главное, что ты есть, что ты пишешь, что ты дружишь и не забываешь о человеке. Я думаю, самое главное – общение. Солнышко, не забывай обо мне!»

Некоторые письма взрывались от боли: «Я сижу на игле. Как это обычно бывает, началось с малого. Друзья предложили попробовать, а потом без этого жить стало невозможно». «Можно ли верить парням? Он говорил, что любит меня,
а потом я узнала, что он просто решил поиграть со мной». Темами писем стали конфликты с родителями, отношения учеников и учителей, жизнь на улице, проблемы выживания в новых условиях.

Ребятам было предложено сделать на письмах особую отметку: «в архив», «лично в руки», «жду ответа», «прочитайте вслух». Ребята чувствовали, что к их письмам отнеслись с уважением и пониманием.

Было и несколько писем Президенту России В.Путину. Малыши просили, «чтобы детский парк в городе стал бесплатным». Ребята постарше – «чтобы закончилась война в Чечне». Просили уделить внимание развитию детских спортивных школ, сделать дешевыми путевки в лагеря отдыха: «Дети должны чувствовать себя защищенными своим государством, своим президентом».
А кто-то просто рассказал о нашем городе, о прекрасной красавице Ангаре и пригласил в гости на отдых.

Все эти разнообразные по характеру и содержанию уроки заставили души ребят встрепенуться, увидеть в обыденном тайну и чудо, помогли еще больше сблизиться с учителями, найти новых друзей.

Для самых любознательных была предложена викторина по филателии и почтовому делу. Вопросы немудреные, но чтобы найти ответы, надо было поработать в библиотеке с усердием. Хотите проверить себя? Тогда вперед!

1. Какой вид почты не имеет определенного срока доставки? (Бутылочная почта.)

2. Множество каких насекомых доставляло секретные послания германских шпионов из Франции во время Первой мировой войны? (В германском штабе использовали пчел, которые исправно доставляли секретные сведения. Цвет тончайших шелковинок, намотанных на пчелу, означал род войск, число витков – количество дивизий.)

3. В России он состоит из шести цифр, а каждая цифра из трех–семи черточек. (Индекс.)

4. Как называлась почта в Московском государстве? (В XIII веке еще и Российского государства не было, а на дорогах, ведущих из Москвы в дальние Владимир, Тверь, Рязань, появились станции. Их называли по-татар-ски «яма». Россияне получили новую повинность – ямскую гоньбу.)

5. В какой европейской столице власти впервые облегчили жизнь почтальонов, введя нумерацию домов. (Лондон.)

6. Лет триста назад в России тайные доносы, угрозы, агитационные листки назывались именно так. (В XVII веке они назывались «подметные письма».)

7. Какую легендарную американскую почтовую трассу длиной 3200 км сгубило открытие телеграфной линии. («Пони-экспресс», трасса которого была так насыщена неожиданными и опасными приключениями, что при найме на работу предпочтение отдавалось сиротам.)

8. Какая юная особа изображена на первой почтовой марке достоинством в один пенни? (Английская королева Виктория.)

9. Улицы какого города украсили первые в России почтовые ящики? (Петербурга, хотя они вряд ли являлись украшением. Потому как делались они из дюймовых досок и обивались железом. А когда злоумышленники стали эти ящики ломать, доски заменили на чугун. И весили эти ящики ни много ни мало 40 кг.)

10. На каком материке выжженная солнцем земля заменяла шоссе и поэтому первые почтальоны-велосипедисты появились именно здесь? (Австралия.)

11. Согласно боевому уставу римской армии, разработанному Децимом Брутом, каждый легион должен был иметь плетеные корзины для хранения этого. (Почтовых голубей.)

12. Считают, что именно он основал почту. Кто? (Перс Кир – наместник царя Дария.)

13. Какой способ доставки почты из осажденного немцами Парижа предложил генеральный директор почты Рампон, а осуществил легендарный Надар? (Воздушный шар. Но впервые его применили для этой цели датчане. Спустя 60 лет Рампон перенял чужой опыт – на 55 шарах перевезли 12 тонн писем.)

14. Какой немудреный музыкальный инструмент стал эмблемой почты? (В XVI–XVIII веках гуртовщики, перегонявшие скот между горами Западной Европы, за плату брались доставить письмо или посылку. О своем прибытии они извещали жителей, трубя в пастуший рожок. Он и стал эмблемой почты.)

15. Согласно Книге рекордов Гиннесса, переписка какого писателя с его издателями Харстом и Блаккетом стала самой короткой в мире? (В.Гюго. Написав роман «Отверженные», Гюго уехал из Парижа, но уже на отдыхе забеспокоился, как продается его новая книга. Чтобы не утомляться, Гюго написал издателю: «?» Издатель не писал романов, но его ответ был столь же лаконичным: «!»)

16. Какой государственный символ изображен на первой российской марке? (Герб России.)

17. Какой необычный материал использовали наши предки в Древней Руси для писания писем, которые до сих пор находят при раскопках древних поселений? (Бересту.)

18. Что буквально обозначает слово «филателия»? (Любящий знаки почтовой оплаты.)

19. Кто придумал термин «филателия»? (Французский коллекционер Эрпен в 1864 году.)

20. Какое имя носила первая почтовая марка? («Черный пенни». Пенни. – мелкая разменная монета Англии, марка была напечатана только черной краской, стоила один пенни, за что и получила свое название.)

21. Что было самым трудным при производстве первых марок? (Нанести клеящий слой на марку.)

22. Какая страна является родиной марок? (Англия; первая марка появилась 1 мая 1864 года.)

23. Чего не было на первой марке и без чего не бывает современных марок? (Зубцовки по краям.)

24. Что стало прототипом почтового конверта? (Штемпельные куверты – так назывались конверты городской почты с круглыми печатями.)

25. Какая марка является самой дорогой в мире? («Британская Гвиана» номиналом 2 цента с изображением трехмачтовой шхуны с текстом «Мы даем и берем взаимно» сегодня стоит 1 млн долларов.)

Так много мы успели сделать в своей средней школе за одну неделю. Всем было интересно, было много сюрпризов и неожиданностей. И самая большая неожиданность – осознание целительной силы письма, желания не только получать, но и писать письма любви, надежды, понимания.

Письма пишите друзьям и подругам!
Письма пишите и получайте,
Сердца частицу в них оставляйте!