Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2003


Методический день

Выпуск 03 (03) • вкладка в БШ № 01 (85) • 1–15 января 2003

Создаем документы

Концепция развития библиотеки общеобразовательного учреждения

Проект разработан в Научно-методическом центре Управления образованием Центрального округа Москвы

Концепция развития библиотеки общеобразовательного учреждения подготовлена для определения целей и задач модернизации библиотек в условиях информатизации образования, планирования действий органов управления образованием для обеспечения современного информационного сервиса в школах.

Концепция опирается на федеральные законы «О библиотечном деле», «Об образовании», на федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)», «Конвенцию о защите прав ребенка», «Манифест школьных библиотек. ИФЛА – ЮНЕСКО».

1. Исходные положения концепции

Библиотека общеобразовательного учреждения является необходимым инструментом образовательного процесса; она функционирует в повседневном взаимодействии с учащимися и административно-педагогическим коллективом школы. Библиотека выполняет функции:

образовательную (поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе);

информационную (предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя);

– культурную (организует мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся).

В настоящее время информатизация образования, развернутая согласно федеральным целевым программам «Электронная Россия» (2002–2010 годы) и «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001–2005 годы), влечет за собой переход образовательной и информационной функций библиотеки общеобразовательного учреждения на более высокий уровень обеспечения всех участников учебного процесса полной, оперативной и актуальной информацией.

2. Основная концептуальная идея развития библиотеки общеобразовательного учреждения

2.1. Цели и задачи

Цели

– Повышение качества образования в школах округа.

– Содействие развитию единой образовательной информационной среды.

– Создание на базе библиотеки информационного библиотечного центра общеобразовательного учреждения, функционирующего как традиционная библиотека с элементами медиатеки; предоставление всем участникам образовательного процесса информации на четырех видах носителей: бумажном, магнитном (аудио- и видеокассеты), цифровом (компьютеры и программное обеспечение) и телекоммуникативном (компьютерные сети).

– Становление информационного библиотечного центра как структурного подразделения общеобразовательного учреждения (с фиксацией статуса в нормативно-распорядительной документации управления образованием округа).

– Включение библиотеки общеобразовательного учреждения в локальные и корпоративные сети города.

Для достижения целей должны быть решены следующие задачи

– Разработка методики анализа состояния библиотеки общеобразовательного учреждения.

– Проведение анализа состояния библиотеки общеобразовательного учреждения на предмет материальной и кадровой готовности к инновационной деятельности: качество и количество фондов, материально-техническая база, штаты, перспективы развития.

– Разработка программы развития на основе анализа по преобразованию библиотеки общеобразовательного учреждения в информационный библиотечный центр.

– Предоставление библиотеке общеобразовательного учреждения средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, технического обслуживания.

– Подготовка библиотечных кадров общеобразовательного учреждения для работы в сфере информационных технологий. Приоритеты подготовки: овладение файловыми операциями; освоение базовых офисных технологий, технологий навигации и поиска необходимой информации в сети Интернет; электронной почтой и технологиями общения в реальном времени (on-line); обязательным является владение навыками выполнения основных библиотечных функций (автоматизированный ввод, обработка и распространение информации). Вариативный компонент – ознакомление с мультимедийными и сетевыми информационными ресурсами: электронными учебными изданиями, словарями, справочниками, энциклопедиями, электронными библиотеками и т.п.

– Формирование и организация использования фонда документов на любых носителях информации в соответствии с запросами участников учебно-воспитательного процесса.

– Усиление информационной функции библиотеки.

– Формирование информационной и библиотечно-библиографической культуры учащихся.

2.2. Приоритеты

– Оснащение библиотеки общеобразовательного учреждения средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, лицензионными и сертифицированными программными продуктами; предоставление услуг по их сопровождению; оснащение библиотеки специализированной мебелью.

– Адаптация кадрового состава библиотеки к условиям информатизации образования.

3. Механизм реализации. Источники финансирования. Ожидаемые результаты

3.1. Механизм реализации

– Разработка долгосрочной программы развития библиотечно-информационного обслуживания учащихся, педагогов, администраций школ округа в условиях информатизации образования.

– Разработка и согласование с органами управления образованием округа документации по преобразованию библиотеки в информационный библиотечный центр: положения об информационном библиотечном центре; должностных инструкций; штатного расписания информационного библиотечного центра; положения об аттестации работников; рекомендаций о системе доплат и надбавок за работу в новых условиях; мерах по формированию фондов информационного библиотечного центра; укрепления материально-технической базы.

3.2. Финансовые источники

– Бюджетное финансирование (федеральное).

– Финансирование города, округа.

– Внебюджетные средства общеобразовательного учреждения.

– Привлечение средств российских фондов и программ.

3.3. Ожидаемые результаты

Соответствие библиотечно-информационного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения развернувшейся модернизации образования, происходящей на фоне информатизации общества.

– Создание основ образовательной информационной среды школы путем преобразования библиотеки в информационный библиотечный центр; обеспечение учащихся и преподавателей общеобразовательного учреждения оперативной информацией путем доступа к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы.

– Совершенствование библиотечно-информационной работы с учащимися и педагогами в условиях применения новых технологий.

Валерия КУТУЗОВА,
руководитель структурного подразделения информационно-библиотечного обеспечения НМЦ Управления образования Центрального округа Москвы

 

Между строк

Наш комментарий

Главное достоинство предложенного документа – его своевременность, соответствие преобразованиям, переживаемым многими библиотеками.

Компьютер или уже пришел в библиотеку или должен вот-вот прийти. И в первую очередь, именно методисту, курирующему школьных библиотекарей, следует определиться «куда ж нам плыть», как не потеряться в кипучей бездне понятий, определений, полумер, полурешений.

На этот вопрос и попыталась ответить разработчик концепции.

Следует заметить, что концепций развития школьной библиотеки может быть (и это прекрасно!) даже не две и не три... Быть может, уже завтра принесут с пылу, с жару концепцию развития библиотеки как культурного и досугового центра, и возможна разработка комплексных концепций развития школьной библиотеки по всем выполняемым функциям. В основе концепции В.С.Кутузовой лежит информатизация образования и вписывание в нее школьной библиотеки.

Немного остановимся на схеме концепции. Концепции, исходя из аналитического опыта автора этих строк, бывают: многословесные (как правило, нерабочие, пустые), максимально конкретные (тщательно прописанные, многостраничные и в дальнейшем не требуют написания никаких программ, говоря рекламным сленгом – «все в одном флаконе») и концепции типа «коротко и ясно».

Концепцию В.С.Кутузовой мы относим к последней категории. На наш взгляд, отбор разделов концепции оптимален. Одно вытекает из другого и тянет за собой следующие по логике разделы и подразделы.

Теперь о сути концепции. Рабочая группа подготовки пакета документов для школьных библиотек (заказ Минобразования РФ) в анкете для библиотекарей предоставила им возможность определиться с выбором путей развития: просто библиотека, библиотека-медиатека, информационный библиотечный центр.

В свое время автор этих строк с оптимизмом писала, что будущее школьных библиотек светло и прекрасно (на том стоим и поныне) и оно лежит на линии развития библиотека–медиатека. Автор даже попыталась определить место библиотеки в конструкции «медиатека», обосновать библиоцентричность этого построения. Однако, даже не держа еще во рту долгожданного сыра, необходимо призадуматься. Предложенная концепция этому как раз способствует.

Разработчик предложил создать на базе школьной библиотеки информационный библиотечный центр, функционирующий как традиционная библиотека с элементами медиатеки. И нам кажется – разработчик прав в выборе именно такого пути развития школьной библиотеки. В общении с библиотекарями отчетливо прослеживается их настороженное отношение к новым технологиям, как якобы источникам разрушения исконных библиотечных форм работы. Думается, что все понимают и поддерживают информационный прорыв, который несут с собой новые технологии, но далеко не все библиотекари могут вписать туда «запах библиотеки», традиционные формы и методы работы с детьми. Идея информационного библиотечного центра, на наш взгляд, как раз и дает возможность впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». И информация появится на всевозможных носителях, и останется возможность влияния на детское чтение.

Идея же медиатек, медиацентров в школах, витающая в воздухе последние десять лет, в условиях нашего нищего образования реализуется пока очень слабо. Мы просмотрели сайты и страницы многих организованных медиатек и медиацентров. К сожалению, в них нет никакого намека на присутствие в их структурах школьных библиотек. Видимо, практика (а она, как известно, критерий истины) отторгает такой симбиоз или же библиотеки так глубоко проглочены медиаоборудованием, что даже не видно кончиков каблуков. На наш взгляд, в ближайшее время идея медиатек может быть реализована (можно со мной не соглашаться) только в виде межшкольных районных медиацентров. Отличная разработка нормативной базы такого учреждения была представлена на странице секции «Школьная информационная служба. Школьный библиотечный медиацентр» августовского интернет-педсовета. Лучше меньше, да лучше. Не распылять средства, а концентрировать на общее благо. Не эпизодично и случайно укомплектованные дисками, фильмами, кассетами и неработающими установками (по причине отсутствия кадров) медиатеки при школах, а мощные медиацентры, организующие циркуляцию информации в пределах района, округа, города.

Мне возразят, что медиатеки в школах не мешают созданию медиацентров в районах. Конечно, не мешают. Все имеет право на существование в условиях бездефицитного финансирования образования. А оно у нас есть где-нибудь? Будет в ближайшие пять лет?

Вернемся к концепции. На наш взгляд, в концепции хорошо определены цели, задачи, приоритеты. Быть может, следовало бы в приоритеты вписать также создание нормативно-регламентирующей документации, чтобы еще больше заострить внимание органов управления образованием на статусе информационного библиотечного центра как структурного подразделения.

С другой стороны, большое количество приоритетов уменьшает весомость понятия «приоритет».

Итак, мы имеем интересный документ, который может быть использован в работе. Нет сомнений, что кто-то где-то подготовил другую, не менее интересную концепцию и при наличии широты души также героически, как уважаемая Валерия Сергеевна Кутузова, поделится с коллегами.

Ольга КОЗЛОВА