Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Случай

На одном совещании

Идея была, конечно, богатая. Методист, сгенерировшая и воплотившая эту задумку в жизнь, сама была недавно школьным библиотекарем. Тогда ее мучили многочисленные сложности с бухгалтерией. Казалось бы, простая вещь – коромысло, а чтобы воду нести – надо помучаться. Так и в отношениях с бухгалтерами. Суть мероприятия заключалась в совместном совещании бухгалтеров централизованной бухгалтерии округа и школьных библиотекарей. Следовало понять, что они «хочут» (а они все время что-то «хочут» от библиотекарей), выяснить, уточнить, сгладить все шероховатости и начать, наконец, носить воду на коромысле, не расплескивая.

Основной доклад делала заместитель главного бухгалтера округа. 289 человек превратились в сплошные уши. Однако доклад был несказанно сырой. Заместитель главного бухгалтера держала перед собой инструкцию по учету фонда и прочитывала из нее «выбранные места», совершенно не утруждая себя какими-либо комментариями. Заерзавшая на своих местах более подготовленная библиотечная публика едва дождалась возможности задавать вопросы. Наиболее интересные вопросы и ответы:

Вопрос. Подаренные учебники – как их оформлять?

Ответ. Как и все прочие.

Вопрос. Когда в округе будет создана комиссия по аттестации библиотекарей?

Ответ. Комиссию создавать, конечно, необходимо.

Вопрос. Кто же все-таки должен делать переоценку фондов: библиотекарь или бухгалтер?

Ответ. Должен делать при списании библиотекарь. У бухгалтеров только общая сумма стоимости фондов. Бухгалтеры книг не видят, даже количество не считаем, только сумму. Художественный фонд – отдельно, учебники – отдельно.

Вопрос. Как часто делать списание?

Ответ. Один раз в два года.

Вопрос. Но в инструкции написано «не реже одного раза в два года». Мы раньше списывали один раз в год.

Ответ. Один раз в два года.

Вопрос. Когда библиотекарю идет педагогический стаж?

Ответ. Не менее 6 часов педагогической работы в неделю и 240 часов в год, тогда засчитывается.

Вопрос. Когда библиотекарь может получать компенсацию за приобретение методической литературы?

Ответ. Когда преподает или ведет кружки, ведет группу продленного дня.

Далее шли вопросы более мелкого калибра и ответы нераспространенного характера.

На вопросы об инструкции по учету фонда бухгалтер отвечала излишне кратко. Но методист – организатор этого мероприятия – оказалась женщиной хваткой. Предварительно она заинтересовала этим совещанием одного из участников разработки «Методических рекомендаций ЦБИК Минобразования» к инструкции по учету фонда. Специалист приехала в надежде узнать какую-либо конкретику по части претворения в жизнь положений инструкции.

Вскоре бухгалтер с облегчением покинула совещание. Тут как раз пригодился и рояль, утаиваемый методистом в кустах. Вопросы специалисту посыпались дружно и были очень конкретны. Можно сказать, что совещание состоялось.

Однако благая цель единения бухгалтеров и библиотекарей – облегчить общение – достигнута все же не была.

Ошибка методиста, на наш взгляд, была в том, что она не заготовила вопросов, по которым сталкиваются, как правило, библиотекари и бухгалтеры. Например, почему расхождения в суммах учета у бухгалтеров и библиотекарей носят хронический характер? В чем дело? Надо было бы проследить документную цепочку и у библиотекарей, и у бухгалтеров, а затем выявить узкие места. И почему бухгалтеры на местах занимаются перестраховочной самодеятельностью и заставляют библиотекарей заниматься излишним бумаготворчеством?

Спасибо хоть зам. главного бухгалтера отчетливо объявила всем бухгалтерам, что на все деньги, полученные библиотекой за сданную макулатуру, библиотекарь может приобретать библиотечную технику, канцтовары и книги. Раньше библиотекари бились за это поодиночке.

P.S. С 1 января 2003 года вступит в силу новая инструкция о бухгалтерском учете в бюджетных организациях, разработанная Министерством финансов РФ.

Анна Полканова