Надежда Коган
Зажги снега
Февраль – месяц перелома зимы, когда
еще свирепствует ледяная метель и свистит
поземка. Но под теплыми лучами солнца снежные
покрывала чуть-чуть тают сверху, в морозную ночь
застывают, а на рассвете горят нежнейшими
радужными переливами. «Марья – зажги снега», –
есть в народном календаре такой праздник.
Февраль – последнее великолепие зимних
спектаклей и предвестие преображения мира,
трудного, требующего вдохновения и
сосредоточенности, полной отдачи всех духовных
ресурсов… Не потому ли в этом месяце почти
одновременно родились два таких непохожих
человека, два гениальных художника, как будто
принадлежащих к разным цивилизациям, – Федор
Иванович Шаляпин (13.02.1873) и Михаил Михайлович
Пришвин (4.02.1983).
Семьи у обоих были разночинные: купеческая
– у М.М.Пришвина и чиновничья – у Ф.И.Шаляпина. На
этом, пожалуй, сходство и заканчивается.
Родительский дом, имение Хрущево под Ельцом,
всегда оставался для Пришвина воплощением уюта и
покоя, надобного русскому человеку после
скитаний по необъятной России. Он всю жизнь будет
тосковать по такому дому и в конце концов
построит его для себя и любимой женщины.
Родительский дом Ф.И.Шаляпина –
квартира в доме купца Лисицына в Казани. Пьющий
отец, переезды, нищета, исключение в 8 лет из
частной подготовительной школы «за роман с одной
из учениц» (!), постоянное стремление вырваться,
жить другой жизнью… И это ему удалось. Закончив в
13 лет городское училище и перепробовав несколько
специальностей: сапожного подмастерья, слесаря,
токаря по дереву, переписчика бумаг, Шаляпин
семнадцатилетним юношей поступает в труппу
Семёнова-Самарского, где поёт многие партии
классического оперного репертуара. Затем
попадает в украинскую группу Т.Деркача и успешно
исполняет ответственные роли Петра и Миколы в
опере «Наталка-Полтавка».
Но жизнь провинциального артиста –
это частые переезды, беззастенчивое воровство
антрепренеров, голод, бездомное существование.
Мало кто это может выдержать. И вот Шаляпин –
вновь переписчик, на этот раз в Тифлисе, в
управлении Закавказской железной дороги.
Казалось бы, всё – пробиться не удалось, так и
проживешь жизнь, как отец – мелким
канцеляристом… И вдруг – удача, которая круто
изменяет жизнь: бывший солист Большого театра
Д.А.Усатов, сам когда-то крепостной, стал
бесплатно заниматься с талантливым молодым
певцом, помог ему с деньгами, отшлифовал и
отгранил природное дарование юноши. Много позже
знаменитый Шаляпин будет с гордостью
демонстрировать молодым певцам свою гортань –
поистине удивительный инструмент, созданный
природой и постоянными упражнениями.
Из Тифлиса молодой певец пытается
перебраться в Москву, чтобы поступить в Большой
театр. Однако деньги быстро кончились, одна
антреприза в Петербурге, затем другая, наконец,
по протекции друзей, работа в Мариинском театре.
Но казенный бюрократизм императорской сцены и
мощный темперамент великого певца явно не
подходили друг другу. Зато в частной опере
С.И.Мамонтова гений Ф.И.Шаляпина впервые смог
раскрыться полностью.
Небывалый успех Шаляпина в театре
Мамонтова заставил высшее театральное
руководство пригласить его на работу в Большой
театр, где ему предоставлялось право выбора и
постановки оперных спектаклей.
Федор Иванович Шаляпин был одарен не
только необычайно богатым, сильным, потрясающим
голосом, он был художником в полном смысле этого
слова. Он использовал все, что могло обогатить
его гениальное дарование: живопись, литературу,
скульптуру, музыку. Грим, костюм, проникновение в
образ, удивительный артистизм – все было
направлено на достижение максимальной
выразительности… Есть в опере «Борис Годунов»
диалог между царем и шведским послом. В этой
сцене постоянно шло соревнование между грозным
рыком посла и ответной арией царя в исполнении
Шаляпина. Рассказывают, что однажды Гмыря –
шведский посол – сказал в антракте: «Федя, а я
нынче в голосе, я тебя перепою». И действительно
спел так, что, казалось, сильнее уже нельзя. Но
Шаляпин бросил свою ответную реплику свистящим
шепотом. Зал был потрясен и взорвался овациями.
В это время М.М. Пришвин учился в
Рижском политехникуме, был арестован за участие
в марксистских кружках, в 1902 году закончил
агрономическое отделение Лейпцигского
университета. Там он встретил свою первую любовь.
Но она не могла сбыться – та мучительная светлая
нездешняя влюбленность. Романтический идеал
отношений между мужчиной и женщиной не позволял
спуститься с высот поэзии на грешную землю семьи
и брака. В его глазах образ реальной возлюбленной
превращался в возвышенное и заведомо утраченное
воплощение счастья. Девушка это почувствовала и
ответила отказом.
«Она исчезла и на место ее в открытую
рану как лекарство стали входить звуки русской
речи и природы. Она была моей мечтой, на
действительную же девушку я не обращал никакого
внимания», – позже писал М.М.Пришвин в своем
дневнике.
В 1996 году на симпозиуме
«Психологические аспекты смысла жизни»
А.Л.Киселев в своем докладе об исследовании
смысла жизни в творчестве М.М.Пришвина
подчеркнул, что объединение в творческой
личности М.М.Пришвина деятельностей охотника,
путешественника, этнографа, краеведа,
журналиста-очеркиста, ученого-натуралиста,
фотографа (мастера), писателя и фольклориста есть
признак редкого в истории искусства примера
самопознания личности в мире и в искусстве.
А началось это самопознание после
Лейпцига, когда ростки нового отношения к миру и
к себе привели юного агронома на край душевной
болезни. Подобно Петрарке, он женится без любви
на простой и доброй женщине, Ефросинье Павловне.
Но человек не может жить без счастья, без
творчества. Пришвин пристально вглядывается в
окружающий мир и находит в нем удивительные
краски, тончайшие нюансы и созвучия. Он постоянно
странствует и все-таки пытается построить себе
дом. Но эти попытки оборачиваются крахом, потому
что для дома, наверное, должны быть двое.
Надо отметить, что и Пришвин, и Шаляпин
всей внутренней сущностью своей чувствовали
приближающуюся грозную эпоху. Только гениальный
артист был ее ярким воплощением – с мощными
фигурами, сильными чувствами, пафосом и
театральностью, а скромный краевед нес в душе то,
что бесстрашно противостояло имперскому
расцвету ХХ века и в конце концов преодолело и
опрокинуло декорации из гранитных зданий и
колючей проволоки.
Не зря Шаляпин, в марте 1917 года
вдохновенно исполнявший на сцене Мариинского
театра «Песню революции» (его же слова и музыка),
в 1922 году уезжает на гастроли за границу и оттуда
не возвращается.
В то же время Пришвин, бездомный
странник, напряженно размышляя об эмиграции –
ведь так отчетливо было видно надвигающее
разрушение русской культуры, – решает, что он
должен быть «возле Кремля».
В 1938 году Федор Иванович Шаляпин
умирает на чужбине от мучительной болезни –
лейкемии, несмотря на успех, славу, безбедное
существование.
В 1940 году для 67-летнего Михаила
Михайловича Пришвина открывается самая
счастливая страница его жизни. Валерия
Дмитриевна, Веда, Ляля, дочь расстрелянного
офицера, самый близкий и чуткий друг,
единственная любимая женщина входит в его
существование, наполнив его высочайшим смыслом,
тем, что он искал всю жизнь.
Большинство из нас, к стыду своему
знающее творчество М.М.Пришвина только по
отрывкам из школьной хрестоматии, даже и не
подозревает о гигантском труде души, который
постоянно был основой творчества певца русской
природы.
«Не очень давно шевельнулось во мне
особое чувство перехода от поэзии к жизни, как
будто долго, долго я шел по берегу реки, и на моем
берегу была поэзия, а на том – жизнь. Так я дошел
до мостика, незаметно перебрался на ту сторону, и
оказалось, что сущность жизни есть тоже поэзия»
– такое открытие сделал М.М.Пришвин в те
счастливые годы совместной жизни с Валерией
Дмитриевной.
История любви двух немолодых людей,
запечатленная на страницах их совместного
дневника, нужна в первую очередь молодым. С
предельной откровенностью и бережностью доносят
эти страницы богатство и сложность внутреннего
мира двух любящих людей. Любить – это не
просто жить вместе, это высокий совместный труд
души. Это строительство общего дома, о котором
Пришвин писал: «Тот маленький дом, в котором мы
рождаемся, разрушается со временем, как и гнездо
у птиц: птицы вылетают на большой простор,
предоставляя гнездо дождям и бурям, а человек
должен непременно достигнуть такого простора,
чтобы тело свое почувствовать вместе со всей
землей, ее воздухом, светом, водой, огнем и всем
населением, как свой собственный дом».
Если мы научимся так любить, то никогда
не вернутся в Россию страшные времена, которые
довелось пережить людям в блистательном и
грозном ХХ веке. |