Крайний Север – не край света,
если ты не одинок
Как создать общественное методическое
объединение школьных библиотекарей
Вступление
Начнем, пожалуй, с главного вопроса: а
нужно ли создавать подобное объединение? Какие
цели, задачи это объединение будет иметь?
Вполне вероятно, что в крупных городах
нет проблем, стоящих перед школами отдаленными.
Возможности города большие. Это и множество
библиотек, больших и малых, и лучшее техническое
оснащение школьных библиотек компьютерами и
сопутствующей техникой, выходом в Интернет,
возможность участвовать в крупных мероприятиях
как российского, так и международного уровня. Да
мало ли чего еще мы не можем себе позволить! А
ведь хочется быть в курсе событий, в курсе новых
технологий. Ощущение необходимости постоянного
самообразования, необходимости защиты своих
профессиональных прав – главные предпосылки для
создания профессионального общественного
методического объединения (МО). Если есть
осознание этого – предлагаю вам некоторые
рекомендации. Сразу же замечу, что возможность
создания подобного объединения оговорена в
«Законе о библиотечном деле» от 21.11.94 г. Вначале
определим цель МО, выделим задачи, определим
содержание работы, уточним ее формы и
процедуры.
Цель
Личностный и профессиональный рост
работников школьных библиотек.
Задачи
– Осознание и развитие
профессиональной позиции.
– Выработка индивидуального
поведения, форм и методов работы.
Содержание работы
– Повышение профессиональной и
общекультурной компетенции работников
библиотек.
– Осознание собственной
профессиональной позиции.
– Стимулирование творческого
самовыражения, раскрытие профессионального и
творческого потенциала.
Формы методической работы
– Тематические семинары.
– Методические оперативки.
– Индивидуальное консультирование.
– Самообразовательная работа.
– Участие в программах повышения
квалификации.
Процедуры
– Обсуждение деятельности
библиотекарей; работа с литературой; участие в
анкетировании и опросах; посещение мероприятий с
последующим обсуждением.
– «Взаимное репетиторство», «взаимное
обучение» – формы повышения квалификации.
Всю работу объединения, довольно
объемную и непростую, необходимо координировать.
Поэтому надо выбрать руководителя МО. Вероятно,
найдутся среди членов объединения специалисты с
большим опытом работы, имеющие навыки
руководства коллективом. Определим должностную
характеристику и квалификационные требования
для руководителя МО.
Должностная характеристика
Руководитель МО организует и проводит
методическую работу в библиотеках
общеобразовательных учреждений.
Квалификационные требования
Высшее специальное образование, стаж
библиотечной работы не менее 5 лет.
Функциональные обязанности
Руководитель МО:
– организует методическую работу
библиотек школ города;
– организует и проводит учебу
библиотекарей;
– проводит работу по обобщению и
распространению наиболее результативного опыта
библиотекарей;
– разрабатывает необходимую
документацию на проведение конкурсов, смотров;
– оказывает консультативную и
практическую помощь работникам библиотек школ;
– ведет работу по внедрению в рабочий
процесс новых подходов, технологий.
Руководитель МО должен знать:
– Закон РФ «Об образовании» и основы
трудового законодательства;
– нормативные документы по вопросам
деятельности школьной библиотеки;
– основы педагогики и возрастной
психологии;
– систему организации
образовательного процесса;
– современные технологии работы
библиотеки;
– Федеральный закон «О библиотечном
деле»;
– локальные документы о библиотечном
деле.
После того как определены цели и
задачи МО, перейдем к планированию работы. Но
прежде чем планировать работу, необходимо
выявить уровень подготовки библиотекарей,
входящих в методобъединение (образование, стаж
работы).
Можно провести также и анкетирование.
Вот некоторые вопросы: «Какие вопросы теории вы
хотели бы изучить на занятиях?», «Что лучше всего
вам удается в работе?», «О чем вы могли бы
рассказать коллегам?», «Консультации по каким
вопросам вам необходимо получить?»
Определите совместно приоритетные
направления работы на год. Выявите вопросы
профессиональной учебы. Узнайте, какие открытые
мероприятия могут показать коллеги.
В течение года необходимы будут и
методические оперативки, и индивидуальные
консультации, которые трудно запланировать
заранее. Это понятно. Ведь в профессиональной
прессе столько информации, которую необходимо
донести до коллег, обсудить ее!
Встретился и такой термин «in-company-training»
– обучение персонала внутри фирмы.
Использование неформального характера
взаимодействия между работниками позволяет
получать консультации и собираться «по
интересам» в любое удобное время, что и
происходит в нашем МО.
В результате работы была создана
папка-досье «Документация школьной библиотеки»,
в которой содержатся следующие документы:
– Федеральный закон «О библиотечном
деле» (21.11.94);
– Декларация о школьных библиотеках;
– Кодекс профессиональной этики
российского библиотекаря;
– положение о библиотеке;
– правила пользования библиотекой;
– должностные инструкции;
– программа работы библиотеки;
– план работы библиотеки, отчет о
работе.
Сюда же входит и список «Нормативные
документы, регламентирующие работу библиотеки».
Он постоянно пополняется материалами
юридических консультаций, публикуемых на
страницах «Библиотеки в школе», «Независимого
адвоката», «Библиотеки».
Заключение
Пройдены все этапы создания
методического объединения, составлен план
работы на год. Но... Вы можете совершить ошибку. Не
надо обособляться внутри только межшкольного
объединения. Определите социокультурное и
образовательное пространство (можно создать
схему). Узнайте, какие семинары проводятся в
детских городских библиотеках. Взаимодействуйте
с клубами и школами искусств. И тогда, даже
находясь в самом отдаленном уголке, вы не будете
чувствовать себя оторванными от жизни, вы всегда
будете в курсе всех событий, всех изменений,
происходящих в нашей работе. Удачи всем!
Светлана Сироткина,
зав.библиотекой СШ № 13
г. Оленегорск, Мурманская обл.
P.S. Рекомендую прочитать:
1. Повышение квалификации библиотечных
работников системы образования: Методические
рекомендации / Рос. акад. образования, ГНПБ им.
К.Д.Ушинского; сост. Зуева Е.М. – М.: 2000. – 76 с.
2. Народное образование. – 1999. – № 7–8.
– С. 116–147.
Пример плана работы МО
и одного из семинаров
План работы МО библиотекарей школ
г. Оленегорска на 2000/2001 учебный год
Сентябрь – Совещание.
Планирование работы МО на год.
Октябрь – Обл. семинар.
Методическая работа школьной библиотеки.
Ноябрь – Совещание: Пропаганда
библиотечно-библиографических и информационных
знаний в школе. Переход на новые таблицы ББК.
Декабрь – Открытое мероприятие:
«Новогодняя сказка» (СШ № 4).
Январь – Рубакинские чтения.
Февраль – Открытые мероприятия:
Экологический турнир «Эта хрупкая планета» (СШ №
2).
Март – Профессиональный конкурс.
Апрель – Совещание. Вести с курсов.
Май – Итоговое заседание. Работа
за год.
В течение года: продолжение
конкурса «О чем рассказала выставка».
2001 год – 60-летие с начала Великой
Отечественной войны.
Семинар методического объединения
школьных библиотекарей г. Оленегорск
Дата проведения: 2.11.2000 в 11.00.
Место проведения: Центр внешкольной
работы.
Тема: Различные формы работы с книгой в
школьной библиотеке.
11.00 – 11.15 |
Открытие семинара |
Сироткина С.В., руководитель МО |
11.15 – 12.30 |
Ярмарка творческих идей. |
Кашина В.Б., зав.библиотекой |
Краеведческая работа в школьной
библиотеке |
Деникова Л.П., библиотекарь
СШ № 21 |
Литературная гостиная |
Савинова Г.В., зав.библиотекой,
Семакина ГР, библиотекарь СШ № 15 |
Библиотека и театр |
Акулова Н.Н., зав.библиотекой СШ № 22 |
Экологическое просвещение |
Мыслицкая П.Л., зав.библиотекой СШ № 2 |
В библиотеку приглашает конкурс |
Сироткина С.В., зав.библиотекой, Князева
Л.Г., библиотекарь СШ № 13 |
12.30 – 13.00 |
Перерыв |
|
13.00 – 13.30 |
1) Методические рекомендации:
«Оформление книжной выставки»
2) Подведение итогов |
Сироткина С.В. |
|