Елена Иванова
Надо что-то новое,
да где ж его взять?
Школьные библиотеки и модернизация
образования: попытка осмысления современного
состояния
и некоторые тенденции развития
Часть 7. Использование
Интернет-ресурсов
в образовательных целях. Электронные библиотеки*
Очевидно, что использование новых
информационных технологий не может не влиять на
систему образования. Существенно расширяется
содержательное наполнение педагогического
процесса, происходят его структурные изменения,
внедряются инновационные модели обучения,
организуется совместная деятельность педагогов,
библиотекарей, учеников, родителей.
Изменений, как уже существующих, так и
прогнозируемых, – море! Зачем? Модные
телекоммуникационные проекты, Интернет – для
чего это нужно школе и школьной библиотеке?
Изменения ради изменений? Красивые названия и
показательные разовые акции? Хочется надеяться,
что это не так.
Рассмотрим суть вопроса, чтобы убедить
себя (в первую очередь) и возможных оппонентов в
значимости новых информационных возможностей.
Попробуем понять, для чего и как мы будем
использовать образовательные ресурсы Интернета.
В наши дни Интернет – не абстрактное
понятие, а данность. Предположим, что эта
данность существует в вашей школе и, совсем уже в
идеальном варианте, в школьной библиотеке. (Может
быть, директор очень продвинутый. Или спонсоры
щедрые. Или очередной народный избранник
набирает очки в преддверии выборов. Возможны и
еще какие-либо варианты.) Что делать с этим
богатством?
Рациональное использование Интернета
несомненно требует особых знаний, навыков,
обучения. Нужно не только уметь найти
необходимую информацию в Сети, но и уметь
управлять найденными материалами: оценить и
систематизировать их, объединить и
интегрировать в свою работу. Перечисленные
методы работы с информацией хорошо знакомы
профессионалам – библиотекарям-библиографам.
Принимая решение использовать
интернет-ресурсы в обучении, все
заинтересованные в этом люди должны
объединиться. Стремление овладеть новыми
информационными полями сплотит администрацию,
педагогов, родителей, библиотекарей и учеников
вокруг школьной библиотеки.
Выбор «места встречи» не случаен.
Аккумуляция и систематизация всех ресурсов на
базе одной, специально предназначенной для этого
структуры решает сразу ряд задач:
– существенно облегчается создание
единого информационного образовательного
пространства школы (о назначении такой среды см.
часть 6);
– минимизируется потеря информации
любого вида, предназначенной для процесса
обучения;
– сведение всех информационных полей
на базе одной структуры облегчит создание
проектов информационного развития школы,
выходящих за рамки данного образовательного
учреждения.
Кроме того, ответственность за
информацию возлагается на конкретных людей: есть
кому доверить, есть с кого спросить.
Приводя эти доводы, признаюсь: я
сторонник и поклонник информационной модели
«школа вокруг библиотеки». Хотя, безусловно,
возможна и другая организационная
информационная структура. И все же четкая
профессиональная специализация оправдана, она
всегда служит залогом качества работы. Вспомним
классика: «Беда, коль пироги начнет печи
сапожник, а сапоги тачать пирожник». Постараемся
избежать этой напасти, предоставив каждому
заниматься своим делом, в том числе и библиографу
работать с информацией.
А теперь перейдем к рассмотрению привлекательности
Интернета для образования, которая, по мнению
зарубежных специалистов, заключается для
школ и школьных библиотек в следующем:
1. Новое место – новая
образовательная среда.
2. Если недостаточно ресурсов, Сеть
существенно расширяет информационное поле.
3. Регулярность информационной
Интернет-поддержки.
4. Возможность интеллектуального
обмена.
5. Интернет – игровая среда,
обучение приобретает увлекательный характер.
Почему Интернет не только можно, но и
нужно использовать?
1. Пользователи Сети получают доступ
к информации, которая не отражена в традиционных
источниках.
2. Пользователи расширяют
сотрудничество с людьми всего мира. Обмен
профессиональной информацией с коллегами и
специалистами-экспертами.
Что предлагает Сеть для
образовательной деятельности?
– Уроки в режиме on-line.
– Ресурсы для учителей.
– Ресурсы для школьников.
– Проекты on-line.
– WebQuests.
Чем ценны интернет-уроки для
школьников?
1. Ученикам предлагается работа в
командах.
2. Работа в школьных группах вне
класса.
3. Учащиеся имеют дело с творческой
работой: они пробуют анализировать информацию и
создавать собственный интеллектуальный продукт.
Происходит формирование мыслительных навыков
высшего уровня.
Чем ценны интернет-уроки для
учителей?
1. Знакомство с профессиональной
информацией.
2. Практическое применение
интернет-ресурсов: использование планов уроков,
on-line курсов и проектов.
3. Обмен опытом и информацией с
коллегами.
4. Объединение профессиональных
ресурсов для решения общих задач [1].
Надеюсь, что перечисленные позиции
если и не убедили окончательно, то хотя бы
заинтересовали читателей этих строк. Теперь
рассмотрим действия библиотекарей и педагогов
по освоению и использованию интернет-ресурсов
для образования.
Педагоги + интернет-ресурсы. Положим,
вы вывели эту формулу и намерены решить такую
«задачку». На что стоит обратить внимание,
приступая к поиску информации в Интернете?
Во-первых, делать ставку на дополнение,
а не на взаимоисключение. Необходимо сочетать
уже имеющиеся педагогические информационные
накопления с новыми образовательными ресурсами,
размещенными в Интернете.
Во-вторых, пристально отнестись к
качеству найденного материала. Любая информация,
в том числе и из Интернета, требует внимательного
рассмотрения и оценки. Отделяя зерна от плевел,
можно найти и крупицу золота.
В третьих, важно желание педагога
использовать новые информационные технологии в
работе. Что ни говорите, а сильное побуждение к
действиям часто предопределяет успех этих самых
действий.
Планирование уроков с привлечением
интернет-ресурсов.
Для школьного библиотекаря этот
материал важен в трех случаях:
– библиотекарь выступает
помощником и консультантом учителя;
– библиотекарь-педагог
разрабатывает собственные занятия;
– библиотекарь создает проект
развития школьной библиотеки в условиях
модернизации образования. Тогда приведенная
ниже схема может быть использована для
обоснования необходимости подключения к
Интернету школьной библиотеки.
Работа по моделированию занятий с
использованием ресурсов Сети будет состоять из
следующих этапов:
1. Сначала надо подобрать курсы,
темы, при изучении которых интернет-ресурсы
органичнее всего впишутся в процесс обучения.
2. Выбираем класс, чья
психологическая готовность к использованию
ресурсов Сети наиболее высока.
3. Тщательно исследуем сайты по
интересующей тематике.
4. Рассматриваем возможность
сотрудничества с преподавателями других
дисциплин. Дело в том, что гиперссылки в
Интернете позволяют органично устанавливать
межпредметные связи: от литературы можно перейти
к истории, от математики – к физике, от географии
– к иностранному языку и так далее. Было бы
неплохо, если бы такие «путешествия»
сопровождали учителя-предметники.
5. Пишем планы уроков, организовав их
таким образом, чтобы школьникам требовалось
использовать Интернет. Составляем задания, для
выполнения которых надо работать с
определенными страницами Сети.
6. Разрабатываем методику
поэтапного ознакомления и применения ресурсов
Интернета учениками, некий алгоритм
деятельности (поиск, сбор, анализ, синтез).
7. Помним о том, что мы можем
разместить в Интернете собственные
исследования, материалы учеников.
8. Предусматриваем использование
традиционных ресурсов так же активно, как и
интернет-материалов.
Конечно, подготовка к таким занятиям –
дело непростое, хлопотное. Но нам это нужно!
Почему? См. начало материала.
Итак, педагог отыскивает самые лучшие
интернет-ресурсы. Анализируя и систематизируя
их, он составляет «веб-шпаргалку» для себя и
список веб-сайтов для детей. (Аналог – список
литературы.) Этот список школьники внимательно
изучают, выполняя задание преподавателя.
В ходе поиска необходимой информации
очень уместна совместная деятельность педагога
и библиотекаря. В этом месте, как говорил
незабвенный Шурик из «Кавказской пленницы»,
«будьте добры, чуть помедленнее, пожалуйста, – я
записываю».
Библиотекари + педагоги +
интернет-ресурсы. Еще одна формула, итогом
которой может стать создание нового содержания
(говоря модно – контента) обучающей среды.
Польза от сотрудничества педагогов и
библиотекарей очевидна:
1. Библиотекарь оказывает учителю
весомую поддержку и помощь в нахождении и
систематизации интернет-ресурсов.
2. Итоговым продуктом такой
деятельности библиотекаря (поиск, изучение,
оценка, систематизация ресурсов Сети) может быть
создание предметной вебографии (по аналогии
с библиографией). Перечень информационных
ресурсов по предмету окажет значительную помощь
и учителям, и ученикам.
3. Кроме того, в ходе такой
деятельности библиотекари могут создать справочный
портал с веб-адресами по курсам, темам,
специфическим задачам, выполняемым данной
школой.
4. Регулярное сотрудничество
библиотекарей и педагогов, а также составителей
учебных планов способно оказать существенное
воздействие на содержание и методику обучения.
Результатом такого сотрудничества может стать
создание диалоговых обучающих модулей по
предметам (опорные конспекты). Модули
разрабатываются как страницы Сети,
предназначенные для обучения школьников. Такие
модули – это организованная и
систематизированная информационная среда по
предметам учебного плана (химия, физика,
иностранный язык и т.д.) Впоследствии отдельные
модули соединяются в единую обучающую систему.
Для самостоятельных исследований
учеников на модуле должны быть представлены:
– сценарий исследования,
– поисковая задача,
– перечень рубрик и инструментов для
использования в работе,
– ссылки на полезные сайты,
вебография.
Теперь поговорим о том, какие виды
работы с ресурса-
ми Сети возможны в классе,
в школе.
1. Работа с одним сайтом. Найдя и
систематизировав интернет-ресурсы, педагог
планирует урок на основе одного сайта. Это
оправдано в том случае, если педагог только
начинает осваивать пространства Интернета или
если информационное поле данного ресурса
довольно обширно. Или если подготовка школьников
недостаточна для сложного, расширенного поиска.
2. Работа с несколькими сайтами.
Имея подготовленных учеников, педагог
предлагает детям познакомиться с несколькими
сайтами, дав задание оценить эти ресурсы. В ходе
такой работы школьники должны уметь:
– оценить качество и
правдоподобность информации,
– сравнить освещение одной и той же
темы в разных источниках,
– использовать справочные издания,
– грамотно систематизировать
информацию,
– обобщить полученные сведения и
изложить их письменно в исследовательском
отчете,
– корректно ссылаться на
использованные источники информации,
– публично представить выполненные
задания (общеизвестно, что материал лучше
понимается тогда, когда его объясняют друг
другу).
3. Помимо занятий в классе, ученики
могут самостоятельно вести поиск информации. Сведения
из Интернета нужны для подготовки к
факультативным занятиям, для написания
рефератов, для организации внеклассных
мероприятий.
4. Кроме того, школьники могут
обмениваться полученными знаниями,
объединяясь с учениками других классов. Не
исключена и возможность размещения в Интернете
материалов, авторы которых – дети. Надо помнить,
что успешность такой работы будет обеспечена
регулярным взаимодействием с педагогами.
Обучение с привлечением
интернет-ресурсов неизбежно приводит к выходу за
рамки урока и предмета. Такое расширение может
вестись в следующих направлениях:
а) пересмотр педагогами предметных
ограничений занятий, возможность проведения
интегрированных уроков;
б) создание телеполей путешествий:
перемещение между основными понятиями предмета
и вне его рамок по просторам Сети с помощью
ссылок и отсылок – таким образом ярко и наглядно
могут быть продемонстрированы межпредметные
связи;
в) работа педагога вместе с
учениками по созданию собственного веб-сайта, на
котором разместятся: тексты некоторых лекций;
часто задаваемые вопросы; веб-лаборатория для
проведения экспериментов и опытов; материалы
школьников; информация класса;
г) использование в работе
телеконференций;
д) модернизация имеющейся техники.
Проводя уроки с использованием
ресурсов Сети, надо понять степень эффективности
и качества такой работы, ее целесообразность и
органичность. Другими словами, применяя что-то
новое, не обойтись без скрупулезной оценки,
мониторинга. Изучая интернет-деятельность
учеников, можно попросить учащихся ответить на
следующие вопросы:
1. Имея возможность находить
информацию в Интернете, могут ли школьники
получить те же данные из других источников
(необходимость использования Сети)?
2. Расширяются ли технологические,
поисковые навыки учеников (информационная
грамотность)?
3. Возрастает ли с использованием
Сети способность школьников отделять нужную
информацию от ненужной, хорошую – от плохой,
верную – от неверной (анализ и оценка
информации)?
4. Насколько обогащают ресурсы Сети
исследовательскую работу учеников (глубина
созданного авторского информационного
продукта)?
Регулярный и грамотный мониторинг
поможет перевести обучение с использованием
интернет-ресурсов из разряда эксперимента в
область повседневной педагогической
деятельности.
Проектные образовательные
технологии. Интернет-ресурсы можно и нужно
использовать не только внутри школы.
Информационное многообразие Сети может стать
полем для реализации общешкольных
интернет-проектов.
Д-р Шила Оффман Герш (City College, New York)
выделяет следующие типы проектов:
– международный обмен: друзья по
on-line переписке, электронные консультации,
выступления экспертов;
– информационные встречи и акции:
обмен данными, электронные публикации, создание
баз данных, совместные исследования;
– сотрудничество для решения
проблем: поиск темы и партнеров, написание
совместных проектов, объединенный анализ данных
и исследований для достижения определенных
выводов [1].
Популярность проектных
образовательных технологий растет год от года.
Школьники охотно принимают участие в такой
деятельности. По мнению западных коллег, причин
тому несколько:
– работа в команде;
– проектная работа;
– возможность сотрудничества с
ровесниками;
– активное вовлечение школьной
библиотеки и ее сотрудников;
– умелое педагогическое
руководство;
– легкая интеграция;
– разумное распределение времени
как учителей, так и учащихся;
– технологическая надежность [2].
Позвольте привести мнение
специалиста, активно практикующего
использование телекоммуникационных и
информационных технологий. Даля Наужокайтис
(Канада) в статье «Национальное и международное
сотрудничество в области образования на базе
Интернета» определяет некоторые факторы,
которые способствуют успеху on-line проектов. По ее
мнению, в ходе такой деятельности надо
сосредоточиться на учебном плане, а не на
технологиях. Необходимо соотносить свой проект с
задачами и особенностями учебного плана. Если
такая связь отсутствует, проект не будет успешен.
On-line деятельность ничего не добавит к
результатам обучения, если она будет разовой,
единовременной [3].
Мнение Дали Наужокайтис мне видится
очень важным. Что греха таить, технологии ради
технологий – явление у нас достаточно
распространенное. Выпускаются мультимедийные
учебники, не имеющие методического
сопровождения. Чиновники закупают компьютеры в
школы и библиотеки, не выделяя денег на обучение
персонала. Подключение к Интернету – просто
модный атрибут, не имеющий никакой связи
(простите за каламбур) с целями и задачами
данного образовательного учреждения. Ну, да
хватит о грустном. Наши коллеги на Западе,
которые имеют несколько больший опыт работы с
современными технологиями, считают важным
применять Интернет именно как инструмент,
выполняющий определенные цели учебного плана. В
этом его ключевая роль в образовательном
заведении.
Дистанционное обучение. Сетевые
технологии дали основу для бурного развития
этого вида обучения. На мой взгляд, в контексте
данной статьи нельзя не сказать об этом
направлении деятельности несколько слов. Причем
не своих, а чужих, но достаточно компетентных.
Специалисты лаборатории дистанционного
обучения Института общего среднего образования
пишут: «Дистанционное обучение – это
взаимодействие учителя и учащихся между собой на
расстоянии, отражающее все присущие учебному
процессу компоненты (цели, содержание, методы,
организационные формы, средства обучения)
и реализуемые специфичными средствами
интернет-технологий или другими средствами,
предусматривающими интерактивность.
...Сегодня в России преимущество имеет
организация дистанционного обучения на базе
компьютерных телекоммуникаций, как
региональных, так и глобальных (Интернет). Здесь
возможны:
– обмен текстовыми файлами;
– обмен текстовыми и графическими,
звуковыми файлами, использование всех
возможностей и информационных ресурсов
Интернета;
– использование разнообразных
традиционных учебных материалов (печатных,
звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых
информационных технологий. По сути, происходит
интеграция компьютерных телекоммуникаций в
сфере образования» [4].
Образовательное
интернет-пространство неуклонно развивается.
Выделим некоторые очевидные тенденции
и направления данного процесса. Помогут нам в
этом работы Е.Ястребцевой, на материалы которой я
и сошлюсь.
1. Продолжается подключение школ к
Интернету, идет развитие сетевой инфраструктуры.
Особое внимание уделяется обучению педагогов,
библиотекарей интернет-технологиям. Успешность
данного процесса обеспечена системой поощрений
за использование в учебном процессе новых
интернет-технологий.
2. Министерства образования многих
стран всемерно поощряют создание национальных
образовательных веб-ресурсов, что позволяет
наполнить местные интернет-ресурсы и
интегрировать их в учебный процесс. При этом к
созданию информационных продуктов активно
подключаются не только педагоги, но и сами
учащиеся.
3. Внимание общественности к
проблемам освоения интернет-технологий
возрастает день ото дня. В школьных
интернет-форумах принимают участие
премьер-министры стран, ведущие ученые, политики,
руководители многих отраслей науки. Очевидно,
что такое общение продуктивно по многим
показателям и чрезвычайно полезно обеим
сторонам.
4. Создание веб-сайтов,
предназначенных специально для школ,
осуществляется национальными библиотеками и
музеями и поддерживается государственными
структурами.
В качестве примера можно привести
Британскую библиотеку, которая открыла
специальный веб-сайт для школ с особой системой
навигации. Библиотека предоставила учителям и
ученикам свои богатейшие фонды, позволив активно
использовать справочные материалы, архивные
документы и другие информационные источники [5].
В качестве логичного завершения
разговора об информационных технологиях (см. ч.
4–7) мне хочется предложить вам знакомство еще с
одним термином – электронные библиотеки.
Профессор Я.Л.Шрайберг пишет: «Сегодня
тенденции развития библиотечно-информационных
технологий и деятельности в целом уже невозможно
представить без электронных информационных
ресурсов и модного нового понятия “электронные
библиотеки” (ЭБ)».
Автор констатирует «развитие
электронного информационного ресурса и систем
его организации в виде электронной, или цифровой,
библиотеки (ранее вводилось понятие
“медиатека” – не суть важно)».
Далее Я.Л.Шрайберг поясняет суть
термина: «Электронные библиотеки являют собой
новый вид структурирования и организации
электронной информации с определенным образом
организованной системой доступа к этой
информации». По мнению ученого, электронные
библиотеки отличаются от традиционных библиотек
не только тем, что используют электронный формат
изданий, а в первую очередь тем, что обеспечивают
доступ к удаленным, распределенным и разнородным
ресурсам с помощью телекоммуникационных
технологий.
Подчеркивая значимость электронных
библиотек, Я.Л.Шрайберг пишет: «Сегодня, в свете
развития библиотечно-информационных технологий,
электронные библиотеки занимают свою важную
нишу, являясь дополнительной важной компонентой
к автоматизированным
библиотечно-информационным технологиям, не
замещая их и не конкурируя с ними, а дополняя и
выводя на более совершенный уровень
обслуживания пользователей» [6].
Вероятно, ключевыми словами
образовательной системы будущего могут стать:
– производство знаний,
– географическая и временная
независимость,
– педагогические и структурные
инновации.
Вы, возможно, заметили, что во всех материалах
мы вели разговор, касающийся каждой из этих
позиций.
Темы будущих материалов:
Школьный библиотекарь – оценка и
самооценка.
«Антанта-2»: директор школы и
библиотекарь могут быть союзниками. (Что
поставить в конце такого предложения: знак
восклицания или знак вопроса?)
Источники:
1. http://www.schoollink.org/twin
2. http://fno.org/jun02/bringreview.html
3. Наужокайтис Д. Национальное и
международное сотрудничество в области
образования на базе Интернета: один мир – одна
школа // Библиотеки и ассоциации в меняющемся
мире: новые технологии и новые формы
сотрудничества: 9-я Междунар. конф. «Крым 2002»:
Труды конф. – Судак, 2002. – Т. 2. – С. 849–852.
4. http://www.ioso.ru/distant/library/publication/artped.htm
5. http://bspu.ab.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N2_2001/n2_2001/yastrebceva.do
6. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития
библиотечно-информационных технологий:
Ежегодный пленарный доклад международных
конференций «Крым», год 2001. – М.: Изд-во ГПНТБ
России, 2002. – С. 26, 28.
* Продолжение. Начало
публикации читайте, пожалуйста, в №№ 11, 18, 20,
23–2002.
|