Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2003

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 01 (13) • вкладка в БШ № 01 (85) • 1–15 января 2003

Час тихого чтения

В.М. БУКАТОВ, А.П. ЕРШОВА.
ХРЕСТОМАТИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ.
Книга для учителя.
Серия «Я иду на урок».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

Книга знакомит с основными принципами режиссуры урока и социоигровой подготовки.

Использование игровых приемов на уроке пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и перед друг другом, и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. Игровые задания рассеивают ученические страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать.

В книге три раздела. В разделе «Социоигровое приобщение к делу» собраны игры-задания, во время которых выстраиваются взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом. Игры-задания, основанные на правилах детских народных игр и театральной педагогики, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом – игровые приемы можно использовать на уроках литературы и русского языка, математики и физики, географии и биологии. В небольших комментариях («Странички ученичества») рассказывается, как создать игровую атмосферу, с чего начать, как поощрять и как относиться к отказу ребенка играть.

Материалы второго раздела – «Игровые разминки» – объединяются своей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем. В этом разделе есть упражнения на внимание, на согласованность действий в классе, на поддержание дисциплины и просто забавные игры-разрядки, которые могут стать украшением многих уроков.

В разделе «Задания для творческого самоутверждения» собраны игровые упражнения, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. Это этюды-сценки, содержание которых можно варьировать в зависимости от возраста детей и их готовности к творческому исполнению. В этом разделе также предусмотрены небольшие комментарии – «Странички ученичества», где рассматриваются отдельные премудрости игровой дидактики.

В конце книги помещены «Нотные приложения» и «Алфавитный указатель игровых приемов, заданий, упражнений».

Я ИДУ НА УРОК
В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА.
Олимпиады и интеллектуальные игры.
Книга для учителя.
Редактор-составитель М.А.Козлова.
Серия «Я иду на урок».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

В сборнике представлены разнообразные материалы по внеклассной работе, которые помогут учителю при подготовке к олимпиадам, викторинам и конкурсам среди учащихся начальной школы.

В сборнике четыре раздела. В первом разделе «Олимпиады» помещены задания для многоступенчатых олимпиад по математике и русскому языку. Кроме того, для олимпиад по математике предлагаются варианты подготовительных заданий, задания устной командной олимпиады и задачи повышенной трудности. 168 заданий для олимпиад и олимпиадных работ по русскому языку охватывают все разделы программы начальной школы.

Во втором разделе «Интеллектуальные игры» представлены сценарии разнообразных игр по математике, русскому языку, экологии, природоведению и чтению. Игры проводятся под музыку, с пантомимами и с выявлением персональных победителей.

В третьем разделе «КВН» помещены сценарии командных игр по русскому языку («Занимательная грамматика», «Страна Словария», «И та награда в нем самом» и «Удивительное имя существительное»), по математике («Заниматика», «Царица всех наук»), по природоведению («Природа вокруг нас») и чтению («В гостях у дедушки Крылова»).

В четвертом разделе «Дополнительный материал» помещено более двухсот вопросов викторин об изобретателях («Кто открыл, изобрел, создал?»), о первооткрывателях («Самые первые»), о смысле метафор («Водой не разольешь), викторин по биологии («Земноводные» и «50 вопросов о насекомых») и по математике («История и арифметика»). Вопросы последней викторины-игры «50 вопросов кухни» могут быть использованы на уроках по любому предмету.

Пособие будет полезно не только учителям и воспитателям групп продленного дня, но и руководителям детских клубов и родителям.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Сценарии праздников и игровых занятий.
1–6-е классы.

Книга для учителя.
Редактор-составитель М.В.Тарасова.
Серия «Я иду на урок».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

В сборнике собраны сценарии праздников и игровых занятий, которые включают в себя методики обучения школьников различным видам физических упражнений в процессе игры.

Все представленные сценарии «всепогодные», годящиеся на все случаи жизни – и для зала, и для открытой площадки, и для лесной полянки. Любой сценарий можно выбрать в соответствии с реальными условиями и обстоятельствами, можно его изменять, дополнять, расширять. Материалы сборника сгруппированы по возрасту учащихся 1–6-х классов, а практические рекомендации даны с учетом дифференцирования игр и игровых упражнений по степени сложности.

В первой части сборника «Праздники» помещены сценарии игр, посвященных временам года («Встреча с осенью», «Зимние старты»), народным праздникам (Масленица, открытие ярмарки), спортивным соревнованиям («автогонки», спортивные олимпиады и др.), народным аттракционам, забавам и играм («веревочка», «змейка», «чиж», «эстафета» и т.п.). В этом разделе помещены методические рекомендации по организации праздников-игр, по привлечению к ним старшеклассников и родителей и по медицинскому контролю во время подготовки и проведения праздников.

Вторая часть сборника называется «Игровые занятия». В первом разделе «Игра-сказка» помещены 28 сценариев игр-сказок, в которых весь материал программы физического воспитания по темам «Гимнастика» и «Легкая атлетика» (для учащихся 1-го класса) органично включен в действия героев сказок. Во втором разделе «Играя, дети учатся жить» помещены 68 сценариев уроков-игр, во время которых дети учатся бегу с изменением скорости, осваивают комплекс упражнений утренней гимнастики, учатся сохранять равновесие, держать и ловить мяч в стойке баскетболиста, ходить на лыжах, нырять и плавать, приобретают навыки выполнения легкоатлетических упражнений.

Л.В.УПРАВИ-ТЕЛЕВА.
СКОРО В ШКОЛУ. Сценарии занятий.
Серия «Педагогический практикум».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

В сборнике представлены 38 сценариев занятий с дошкольниками, которые готовятся пойти в первый класс общеобразовательной школы. Каждый сценарий содержит десять упражнений и домашнее задание. Большинство занятий имеют игровой характер и проводятся под музыку. Сценарии занятий составлены так, чтобы каждое из них состояло из разнообразных, чередующихся по характеру и целям упражнений: игры, танцы, рисование, рассказы, соревнования.

Каждое упражнение имеет вполне определенные цели: развитие речи, развитие двигательной, тактильной, слуховой и зрительной памяти, постановка руки, пространственная ориентировка, развитие внимания и памяти, решение стихотворных задач, развитие мышления, развитие быстрой реакции.

Многие упражнения имеют образовательные цели: знакомство со звуками и буквами, определение звуков в слове, запись звуков буквами, знакомство с цифрами и числами, с геометрическими фигурами. В сборнике помещены упражнения по приобретению навыков сравнения и классификации предметов и явлений, по решению стихотворных задач (загадки, арифметические и грамматические задачи, задачи на внимание). Целая группа задач может способствовать развитию словесно-логической памяти (например, «Назовите слова, относящиеся к зиме»), а также ориентированию во времени («Знакомство с понятиями «было», «есть», «будет»).

Почти на каждом занятии проводятся упражнения для постановки руки, подвижные игры, способствующие приобретению навыков участия в командных и личных соревнованиях. Упражнения чередуются с танцами.

Сценарии занятий составлены так, что воспитатель может самостоятельно и по своему усмотрению из всего комплекса упражнений выбирать упражнения, наиболее подходящие для его целей, модифицировать их, располагать их в том порядке, в каком он считает нужным.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Иштрикова Н. Новая схема оплаты труда учителей устраивает только правительство.
№ 86–2002, с. 1.

Концепция реформирования оплаты труда предполагает переход к отраслевым системам оплаты труда и отказ от государственных обязательств по регулированию выплат заработной платы муниципальным и региональным бюджетникам.

Дашковская О. Ректоры согласны на ЕГЭ. Президент – на монополию ведомственных вузов и возвращение им налоговых льгот. № 86–2002, с. 1.

«ЕГЭ, по сути, направленный на сближение высшего и общего образования, полностью всех проблем в этой сфере не решит».

Адамский А. Цена соглашения. № 86–2002, с. 1.

Ректоры постараются затянуть эксперимент до бесконечности, отказываясь принимать в вузы по результатам ЕГЭ, и тем самым будут дискредитировать ЕГЭ в глазах общественности.

Адамский А. Социальный заказ под диктовку не пишется. № 87–2002, с. 7.

Он может сформироваться лишь при взаимодействии школы и общества. Но какими могут быть формы этого взаимодействия?

Дашковская О. Профильная школа: не выбор, а отбор? № 87–2002, с. 1.

Несмотря на возражения специалистов, Министерство образования отстаивает конкурсный принцип поступления в старшие классы профильной школы.

Краюхин В. Внедряем... № 87–2002, с. 1–2.

Публичная дискуссия по Единому государственному экзамену потеряла всякий смысл. Ректорам удалось перевести эту проблему в плоскость иных способов принятия решений. Министерство побоялось выносить спор на широкую публичную арену и тем самым проиграло.

Рыбина Л. Муниципальный компонент федерального свершения. № 87–2002, с. 2.

Сколько стоит единый экзамен одному небольшому городу? Дискуссия с директорами школ города Сочи по наиболее острым проблемам в организации ЕГЭ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Ханам Д. Если школа не отвергает слабых – она становится сильнее! Перевод Н.Танне. № 86–2002, с. 2.

По каким критериям и как можно исследовать демократические школы, чтобы оценить их преимущества (возможно, и слабости) по сравнению с традиционными.

Минц Дж. Пространство естественного поведения. Перевод Л.Гендельман. № 86–2002, с. 2.

Перед нами жизнь двух прогрессивных школ, не парадная, а будничная, полная проблем, суеты и неурядиц. Очень медленно и постепенно появляется у ребят чувство ответственности за свое образование, а заодно чувство собственного достоинства, сознание своих сил.

Минц Дж. Диагноз: «Ничего интересного». Перевод Е.Маркеевой. № 86–2002, с. 2.

Десять признаков того, что вашему ребенку пора сменить школу.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Костюков Л. Вчерашняя начинка сегодняшнего дня. № 86–2002, с. 4.

Привычный вопрос: “Что нового?” Стандартный ответ: “Ничего”. Эту ситуацию взрослые превращают в трагедию обыденности, а дети – в праздник жизни.

Иваницкая Е. Что в тебе хорошего? № 86–2002, с. 4.

Показательный тест для взрослых и детей одновременно, который, увы, дает большей частью весьма грустные результаты, но в своей наглядности сразу показывает односторонность и перекосы наших воспитательных усилий.

Кашина Н. Отпустите всех жить! № 87–2002, с. 8.

Аквариумные истины Дейла Карнеги.

Ивантер И. Как перехитрить злой каприз? № 87–2002, с. 8.

Из записок гувернантки.

Хоменко И. О чем учителя не спрашивают родителей... № 87–2002, с. 8.

На сайте «Inter-педагогика» участники форума продолжают обсуждать школьную программу. И предлагают добавить в нее новые предметы.

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ

Шеваров Д. Честные книги и верные оруженосцы. № 87–2002, с. 7.

Сорок лет назад вышла в свет первая книга одного из любимейших детских писателей – Владислава Крапивина.

Баймухаметов С. Стратегия Мордвинова. № 87–2002, с. 7.

Может быть, русская любовь к мандаринам сильнее русских танков?

Кудимова М. Вулкан с печатью. № 87–2002, с. 7.

Культура концентрирует опыт борьбы с разного рода фобиями: от страха замкнутого пространства до страха несвободы, духовной смерти.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Любимый город. № 19. Орел. № 86–2002, с. 1-4.

Учебники. № 60. № 87–2002, с. 3–6.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Кудина Г., Новлянская З. Литература как предмет эстетического цикла. № 46–2002, с. 5–12.

Концепция курса, особенности содержания и формы обучения во 2-м классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Соколова О. Литературная гостиная. № 47–2002, с. 5–12.

Автор приглашает встретиться с произведениями Л.Толстого, Ф.Тютчева, И.Тургенева, М.Пришвина, С.Маршака, С.Михалкова, Е.Благининой.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Белоколоцкая О. Разделительный мягкий знак. № 46–2002, с. 2.

Урок-путешествие.

Бабенко Л. Звери зимой. № 46–2002, с. 3–4.

Урок природоведения в 3-м классе (1–4) на обобщение знаний.

Киселева П. Имя прилагательное. № 47–2002, с. 2–4.

План-конспект урока для 4-го класса.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Микулина Г. Контрольные работы по темам, изучаемым во II полугодии. № 46–2002,
с. 13–14.

Задания для 1-го и 2-го классов, соответствующие содержанию нового комплекта учебных тетрадей, авторов В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова и др.

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Трубачева С. В снежной стране. № 47–2002, с. 13.

Урок развития речи.

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Выгонов В. Еще идут старинные часы. № 46–2002, с. 15.

Как сделать интересное наглядное пособие для объяснения темы: «Время и его измерение».

Выгонов В. Новогодняя елочка. № 47–2002, с. 15.

Изготовление елочки с учащимися 2-го класса, а также с ребятами постарше. Ее изготовление поможет усвоить свойства окружности и ее деление на части.

Тренина Н., Тренин С. Необычное в обычном. № 47–2002, с.16.

Несколько несложных рецептов для праздничного стола.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Иштрикова Т. Зимняя картинка. № 46–2002, с. 16.

Новогодние стихи.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. «Неуправляемые» инфекции. № 23–2002, с. 4–5; № 24–2002, с. 4–5.

О симптомах, лечении и профилактике инфекций, для защиты от которых еще не созданы вакцины.

Палагина Л., Сафронова Л. Сахарный диабет. № 23–2002, с. 10–11; № 24–2002, с. 12.

Что такое диабет и как его контролировать, что надо делать, чтобы ваш ребенок вел активный образ жизни.

Продолжение. Начало см. № 20–22–2002.

Матвеева М. Лекарство с кончиков пальцев. № 23–2002, с. 12.

Массаж для младенца может сделать столько, сколько никогда не сделает для взрослого. Это могучее воздействие на организм маленького человечка.

Якушева Е. Диагноз: Талассемия. № 24–2002, с. 5.

Группа наследственных заболеваний человека, в основе которых лежит полное или частичное нарушение цепей нормального, свойственного взрослому человеку гемоглобина А.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Брязгунов И. Если у ребенка рвота. № 23–2002, с. 13.

Дети более подвержены рвоте, чем взрослые, и она наступает тем легче, чем моложе ребенок.

Кирина М. Как победить больничный синдром. № 23–2002, с. 16.

Родителям нелишне знать, что происходит с мальчиками и девочками, когда они, вырванные из привычной домашней обстановки, погружаются в мир устрашающих процедур, уколов и перевязок.

Матвеева М. Как избежать неврозов? № 24–2002, с. 8–9.

Тест для родителей и советы по преодолению невроза.

Степанова М. Дети и компьютер. № 24–2002, с. 17.

Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, а поэтому их обязательно нужно обучать не только азам компьютерной грамоты, но и правилам безопасного общения с компьютерной техникой.

СКАЖИТЕ, ДОКТОР

Матвеева М. Это невроз? № 23–2002, с. 9.

Ответы специалиста на вопросы родителей.

Бабичева Е. Что вам надо? Шоколада! № 24–2002, с. 10.

Сколько же сладостей можно съесть без вреда для организма?

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

Андреев Л. Диагноз важно поставить вовремя. № 23–2002, с. 8.

О пользе ультразвуковых исследований.

Лекманов А. Язву лечат лазером. № 23–2002, с. 12.

Лазеротерапия является эффективным методом лечения детей с хронической гастродуоденальной патологией.

Лекманов А. Поднялась температура. № 24–2002, с. 13.

Типы изменений температуры, характерные для различных заболеваний.

ПОДРОСТОК

Варга Д. Дела семейные. № 23–2002, с. 18–19.

Автор предлагает поразмышлять над тем, что происходит с детьми и вокруг них в семье, школе, вообще – в жизни, поговорить об их праве на доверие, уважение и любовь близких,
о праве на самостоятельность и независимость, об ответственности за совершенные поступки.

Продолжение. Начало см. № 11–17, 19–22–2002.

Марасанов Г. Когда ребенок бунтует. № 24–2002, с. 18–19.

Он непонятно чем занят, непонятно чего хочет, и с ним вообще нельзя договориться! Как теперь поступать нам, родителям?

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Сакович Н. Сказочное путешествие для подростков. № 46–2002, с. 2–3.

В сказочном путешествии можно предложить подросткам различные игры и упражнения, направленные на развитие самоинтереса, рефлексии, повышение самооценки и уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и накопление положительного опыта.

Степанов С. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта. № 46–2002, с. 5–12.

Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребенка. Важно подчеркнуть, что несмотря на неоднократно подтвержденную высокую надежность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет.

Лебедева Л. Силуэт человека. № 47–2002, с. 8–9.

Психолог может преднамеренно содействовать созданию доброжелательного настроя через художественное творчество, используя рисуночную деятельность для моделирования положительных эмоций.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Степанов С. Непростой механизм. № 47–2002, с. 2–3.

Автор предлагает обозреть проблему эмоций в ее исторической ретроспективе, дабы воспринять эмоции не как интуитивно знакомые абстрактные понятия, а как конкретную психологическую реальность.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Беспредельная забота. № 46–2002, с. 4.

Родителям необходимо отдавать себе отчет в том, не окрашено ли их отношение к детям чрезмерной озабоченностью и тревогой. Честное осознание скрытых мотивов своего поведения, как правило, способствует нормализации отношения к детям и всей внутрисемейной атмосферы.

МЭТРЫ

Степанов С. Жан Поль Сартр. 1905–1980. № 47–2002, с. 4.

«Ни один французский интеллектуал ХХ века, ни один лауреат Нобелевской премии не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего влияния на общественную мысль, как Сартр».

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Семаго Н. Уровни аффективной регуляции. № 47–2002, с. 6.

Рецензия на книгу О.С.Никольской «Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма».

ТЕТ-А-ТЕТ

Шадура А. След в душе. № 47–2002, с. 13.

Умение отделять собственное Я со всеми присущими ему особенностями и чувствами от чувств и переживаний другого человека приходит в процессе специальной психотерапевтической подготовки.

РЕПОРТАЖ

Иванова С. Душевная помощь. № 46–2002, с. 14–15.

Первые службы, оказывающие экстренную психологическую помощь по телефону, появились в Венгрии в 70-е годы. Все они имеют разные названия: «Служба доверия», «Душевная помощь», «SOS!» и др. Все они служат одной благородной цели, все работают бесплатно, ежедневно и максимально плотно по времени — большинство круглосуточно.

ИГРОТЕКА

Букатов В. Игровая неотложка. № 46–2002, с. 16.

Отрывок из книги известного специалиста по социоигровой педагогике В.Букатова «Педагогические таинства дидактических игр».

Вачков И. Путешествие к волшебнику. № 47–2002, с. 16.

Игру полезно проводить в случае возникновения ссор и конфликтов в группе подростков. Основная цель игры — сплочение группы.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Соловейчик С. Будем совестливы. «Управление школой», № 46–2002, с. 2.

Педагогические усилия, направленные на другого, невозможны без усилий нравственных, направленных на себя. Будем совестливы, будем поддерживать справедливость в классе и в школе – и дети наши вырастут свободными людьми.

Публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Баженова Е. Невыдуманная история, или Этюд о воспитании, написанный со слов очевидца. «Начальная школа», № 46–2002, с. 1.

По какой бы чудо-системе мы ни обучали, ни воспитывали своих детей, первое, что мы должны в них воспитать – это уважение, уважение к человеку (к себе, любимому, – да, но и к близким, окружающим, старшим и младшим, сверстникам – любому и каждому порядочному человеку). А еще неплохо бы и понимание того, что надо относиться к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. И неважно, с помощью какой системы мы достигнем этого результата. Чтобы не получать потом оплеухи, хорошо бы помнить: что посеешь – то и пожнешь.

ПОДРОСТОК

Варга Д. Дела семейные. «Здоровье детей», № 23–2002, с. 18–19.

Автор предлагает поразмышлять над тем, что происходит с детьми и вокруг них в семье, школе, вообще – в жизни, поговорить об их праве на доверие, уважение и любовь близких, о праве на самостоятельность и независимость, об ответственности за совершенные поступки.

Продолжение. Начало см. № 11–17, 19–22–2002.

Марасанов Г. Когда ребенок бунтует. «Здоровье детей», № 24–2002, с. 18–19.

Он непонятно чем занят, непонятно чего хочет, и с ним вообще нельзя договориться! Как теперь поступать нам, родителям?

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Костюков Л. Вчерашняя начинка сегодняшнего дня. «Первое сентября», № 86–2002, с. 4.

Привычный вопрос: “Что нового?” Стандартный ответ: “Ничего”. Эту ситуацию взрослые превращают в трагедию обыденности, а дети – в праздник жизни.

Степанова М. Дети и компьютер. «Здоровье детей», № 24–2002, с. 17.

Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, а поэтому их обязательно нужно обучать не только азам компьютерной грамоты, но и правилам безопасного общения с компьютерной техникой.

Иваницкая Е. Что в тебе хорошего? «Первое сентября», № 86–2002, с. 4.

Показательный тест для взрослых и детей одновременно, который, увы, дает большей частью весьма грустные результаты, но в своей наглядности сразу показывает односторонность и перекосы наших воспитательных усилий.

Что делать, если у ребенка мало друзей? «Первое сентября», № 86–2002, с. 4.

Что делать, если ребенок задерживается после школы? «Первое сентября», № 87–2002, с. 8.

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Варшавер О. Серебрянка, или Напевы морской раковины. По мотивам сказки Элинор Фарджон. «Библиотека в школе», № 22–2002, с. 7–12, 21–26.

Сценарий сказки для школьного театра. Элинор Фарждон пьес не писала, а инсценировку по мотивам сказки подготовила переводчица Ольга Варшавер. У «Серебрянки» есть своя сценическая судьба – ее ставили в Детском драмматическом театре «Вера» в Москве.

Вместе с учителем

Сутягина Т. Торонто, Нижний Новгород, Сумкино: Анкета из старого номера газеты «Библиотека в школе». «Библиотека в школе», № 23–2002, с. 9.

Что можно считать успехом в жизни? К опросу, который проводили для старшеклассников подключаются и взрослые.

Детское чтение

Реброва Е. Book it!: Государственная программа привлечения к чтению американских школьников. «Библиотека в школе», № 23–2002, с. 10.

Программа «Book it!» является частью учебного плана примерно в 50000-х начальных школ во всех 50-ти штатах Америки. Программа – проект общенациональный. Не только библиотекари и учителя литературы ратуют за активное чтение. В работу по программе вовлечены все: администрация, классные руководители, педагоги, родители, волонтеры.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Гуманизация содержания образования средствами вальдорфской педагогики. № 46–2002, с. 7–10.

Предлагаемый программой курс повышения квалификации рассчитан на всех интересующихся проблемами образования в современном обществе. Каникулярный курс.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Победа ректоров над абитуриентами. № 46–2002, с. 1.

Если признать, что качество высшего профессионального образования в России резко упало, это означает, что именно стандартизация программ высшего образования лишила их гибкости и возможности быстро реагировать на изменения рынка труда и запросов предпринимателей. Технологии меняются быстрее, чем образовательные стандарты, а ректоры вузов видят основную проблему в том, что у них уменьшается бюджетное финансирование.

ОБЩЕСТВО

Поличка Н. Попечительство – институт образовательной политики. № 46–2002, с. 2–3.

Если попечительские советы и союзы будут функционировать как общественные институты реформирования образования, то они смогут заложить фундамент государственно-общественного управления общеобразовательными учреждениями. Если будет преобладать либеральный вектор на многообразие, свободу и права граждан, то движение попечительства не только выживет, но и станет одним из основных гражданских институтов в России.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Будем совестливы. № 46–2002, с. 2.

Педагогические усилия, направленные на другого, невозможны без усилий нравственных, направленных на себя. Будем совестливы, будем поддерживать справедливость в классе и в школе – и дети наши вырастут свободными людьми.

ПРОЕКТ ДОКУМЕНТА

Власть предъявила свой стандарт. № 46–2002, с. 4.

Проект. Концепция реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. (Публикуется в сокращении.)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Леонтьева О. Он не такой, как я. № 46–2002, с. 6.

Зарисовки рабочего дня одной школы в Дании.

ОФИС

Исаева И.А. Добровольное медицинское страхование работников. № 46–2002, с. 11.

Можно ли включать расходы по добровольному медицинскому страхованию в себестоимость продукции? Облагаются ли страховые выплаты, которые выдаются работникам, налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом?

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аромштам М. Чему нам учиться у ненецких детей. № 46–2002, с. 12.

В холодном северном городе на краю земли, в городе с тяжелым прошлым и трудным настоящим, есть детский сад, который детским садом может назваться с трудом – настолько необычна жизнь его обитателей.

LANGUAGE SKILLS

Listening. № 46–2002, p. 3.

Measles. Vetoed Project. The Lost Continent of Atlantis.

Writing. № 47–2002, p. 3.

Christmas Party? Writing A Poem. Prose Story Forms.

ASPECTS OF LANGUAGE

Spelling & Pronunciation. № 46–2002, p. 4.

Spelling the /r/ Sound. Sledding the Slopes. Test Your Pronunciation Skills.

Vocabulary. № 47–2002, p. 3.

Today’s Weather. Winter is the Time. How Many Words Do You Know?

TESTS

The Environment Today. № 46–2002, p. 5, 15.

Getting Ready for Exams.

CLASSROOM ACTIVITIES

Шананина Е.В. Follow-up Activities. № 46–2002, p. 11.

Серия упражнений к статье Н.В.Предтеченской «Newspapers in Britain», опубликованной в газете «English» № 8 к учебной теме Mass Media, которая может быть использована
в старших классах средней школы, а также на уроках английского языка в средних специальных учебных заведениях.

PROFILE

Sorokina O. Jane Austen. № 46–2002, p. 1, 16.

Through her portrayals of ordinary people in everyday life, Jane Austen gave the genre of the novel its modern character and became the world’s first female novelist.

FOCUS ON LANGUAGE

Munro A. The Office. № 46–2002, p. 7–10.

TEACHERS FORUM

Федотова Н. И снова об аттестации. № 46–2002, с. 2.

Приглашение к обсуждению тем, касающихся аттестации преподавателей.

Федотова Н. ЕГЭ…ЕГЭ? ЕГЭ?! № 47–2002, с. 2.

Экспериментировать в заведомо неблагоприятных условиях в сфере, где неудача может обойтись слишком дорого, неразумно и, наверное, просто нечестно.

SCHOOL THEATRE

Christmas Scripts. № 47–2002, p. 7–10.

TEXTS FOR READING

Herriot J. The Christmas Day Kitten. № 47–2002, p. 5.

NATURE & ECOLOGY

Orbits and the Planets. № 46–2002, p. 6.

AROUND RUSSIA

Kozina A. Moscow. № 46–2002, p. 11–12.

Whoever has been to Moscow knows Russia.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 46–2002, p. 2; № 47–2002, p. 2.

Windows on the World. The 2002 Nobel Prizes. № 46–2002, p. 12.

This year, the Nobel authorities have shown a deft touch.

Christmas Traditions. № 47–2002, p. 1, 14.

Some of the most popular Christmas traditions we have at Christmas time and where they came from.

Я ИДУ НА УРОК

Полежаева Е.А. Однородные члены предложения. № 46–2002, с. 2–4.

Конспект урока русского языка в 5-м классе, основанного на культуроведческом подходе к преподаванию.

Крушевич Т.А. Уроки русского языка в старших классах. № 46–2002, с. 1–8. (Вкладка).

Предлагаемые уроки объединены общей задачей – понять, какую роль играет та или иная часть речи в рассматриваемом тексте, оценить ее изобразительные возможности. Дидактическим материалом служат стихотворения или отрывки из изучаемых (приблизительно в одно время, параллельно) прозаических произведений в курсе литературы 10-го класса.