Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2003


КАРТОЧКА ПСИХОЛОГА

Татьяна Смирнова, гимназия № 5, Сергиев Посад

Бюро находок, или
Где найти общий язык?

Слышу, вижу, осязаю,
Ничего не понимаю!
или
Три подхода к общению

На кого только не делили человечество! На богатых и бедных, на толстых и тонких, на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков, на... Да много на кого! Зачем? Еще древние римляне ответили на этот вопрос, провозгласив: «Разделяй и властвуй!» Цели они, может быть, и достигли, но человечество получило один неприятный побочный эффект: люди, волею судеб попавшие в разные группировки, не умеют общаться между собой. Вроде бы и слова говорят все одинаковые, но не понимают друг друга!.. Или понимают, но не так, как хотелось бы...

Вот здесь, читатель, не унывай, а продолжай внимательно следить за текстом! Существует еще одна классификация, которая, если ей умно воспользоваться, может послужить лучшему взаимопониманию.

Наблюдательные люди давно заметили такой интересный факт, что каждый человек вспоминает реальную ситуацию по-своему: кто-то вспомнит выражение лица или обстановку, где все происходило, другой – запах, а третий расскажет о характере ощущений и т.д. Иными словами, люди воспринимают окружающий мир через своеобразные фильтры. Для людей, склонных к научному обоснованию, поясню, что эти фильтры реальны и состоят из сенсорного анализатора, воспринимающего и совершающего первичную обработку поступающей информации от внешних или внутренних раздражителей, и нейронных путей, передающих эти сведения в закодированном виде в соответствующие зоны коры головного мозга для их окончательной переработки и использования.

Фото Веры Зубаренковой

Фильтров этих в распоряжении человечества всего пять (и один дополнительный – о нем чуть позже):

1) визуальный (зрение);

2) аудиальный (слух);

3) кинестетический (ощущение);

4) ольфакторный (запахи) *;

5) густаторный (вкус)*.

Эти фильтры определяют тот спектр восприятия реального мира, который физиологически доступен человеку (в визуальной системе: 380–680 миллимикрон; в аудиальной: 20–20 000 герц и т.д.).

Используя их в той или иной последовательности, человек создает собственную субъективную модель мира. Естественно, у каждого есть предпочтения в способах получения информации и работы с ней, и, следовательно, какой-либо из данных фильтров будет использоваться наиболее тонко и часто. Такой фильтр будет называться ведущим, и, конечно же, он вносит наибольший вклад в личную картину восприятия мира.

Людей с ведущим визуальным фильтром условимся называть визуалами, с аудиальным – аудиалами, с ведущей кинестетической системой – соответственно кинестетиками. Каждый человек опирается на свой ведущий фильтр не только в восприятии, но и в мышлении, речи и поведении.

С этого момента, читатель, общение для тебя становится неизмеримо интересней, ведь теперь ты не просто слушаешь, что говорит собеседник, а понимаешь, как он воспринимает целый мир!

Разберем на конкретных примерах, как это бывает в жизни. Когда ваш собеседник часто говорит: «Ну погляди!», «Обрати внимание!», «Смотри, как это просто», «Неужели ты не видишь?» (вариантов бывает множество), можете быть уверены – перед вами визуал, т.е. человек, воспринимающий мир зримо. (Таких людей, кстати, большинство). В качестве наглядного примера хочу привести отрывок из песни, написанной одним ныне здравствующим визуалом:

«Моя любовь сменила цвет, угас чудесный, яркий день...» И дальше: «...Поблекли нежные тона, исчезли высь и глубина. И четких линий больше нет – вот безразличия портрет...»

Во внешних проявлениях визуала можно узнать по резким движениям. Жесты в основном на уровне плеч и лица, т.е. выше средней линии, голос ближе к высокому, напряжение в голосе, взгляд вперед, в глаза, или чуть вверх (поверх голов), что говорит о склонности к фантазированию. Речь быстрая, торопливая. Вот вам портрет визуала.

Аудиал не таков! Он обратится к вам, возможно, так: «Послушайте!» или «Позвольте рассказать вам...», а может быть, вот так: «Ты что, оглох?!» И в его речи вы услышите мир... При этом голос аудиала имеет широкий диапазон, речь его ритмичная, ровная, хорошо артикулирована, движения плавные, жесты на средней линии. Глаза смотрят на среднем уровне или вниз вправо. Так как аудиалы склонны к внутреннему диалогу, голова их часто склоняется вбок, словно они прислушиваются к чему-то...

Позвольте рассказать вам анекдот об аудиалах.

Палач, близоруко щурясь, говорит приведенному на казнь: «Дружище, свистни, пожалуйста, а то я плохо вижу...»

И остались у нас неохваченными только кинестетики. Как и о чем они говорят? Если вы, включив ТВ, услышали сладкий, завораживающий голос, говорящий: «Почувствуйте разницу!..» – можете быть уверены, автор рекламы – кинестетик. Некоторые кинестетики склонны к признаниям типа: «Что-то я не врубаюсь...» или: «Неужели ты не чувствуешь это?!» Голос у кинестетиков чаще всего низкий, грудной, речь медленная, с паузами, движения расслабленные, жесты ниже средней линии, а глаза опущены вниз. Голова также часто слегка опущена, наверное, чтобы легче сосредоточиться на ощущениях.

Чтобы не обиделись кинестетики и визуалы, вот и о них анекдот.

Встречаются Заяц и Волк:

– У тебя такая красивая жена!

– А у тебя такая вкусная...

Но шутки шутками, а тема-то серьезная. Для тех, кто за анекдотами и прочими интересными фактами успел о ней забыть, напомню: люди теряют умение общаться друг с другом, а результат этого трагичен – они расстаются, не успев даже почувствовать и оценить красоту и неповторимость друг друга. И дело не только в национальных, социальных и других различиях. Они не так уж непреодолимы. Сложнее преодолеть границы личного восприятия мира. Кинестетику трудно понять визуала или аудиала, потому что они говорят на разных языках. Этот факт очень тонок и коварен – на первый взгляд мы все говорим на нашем родном языке, но часто в обыденные и хорошо знакомые слова вкладываем разное содержание.

Что делать? Хороший вопрос, когда вовремя задан. Ответ простой, но подразумевающий работу, коль хочется успеха.

Обращайтесь к каждому человеку на его языке, если хотите быть услышанными и понятыми. Вспомните Маугли, говорящего орлу, пантере, удаву: «Ты и я одной крови!»

А теперь небольшой практикум.

При разговоре с собеседником-визуалом подумайте о направлении взгляда, об уровне и характере жестов (они должны быть привычными для визуала, чтобы он доверился вам). Можете для начала все это попробовать наедине с зеркалом. (Не забудьте о дыхании, оно должно быть поверхностным.) Уверяю вас, вы почувствуете себя по-новому, если вы не визуал от природы. Постарайтесь выдержать эту игру хотя бы минут 10–15. Еще не хохочете?

Тогда переходим ко второму тайму: превращаемся в аудиала. (Жесты, тембр голоса, направление взгляда, наклон головы... Если забыли, как надо, смотрите выше характеристики.) Как слышите? Хорошо? Очень хорошо...

Жесты и голос становятся ниже, медленнее, зависают паузы... Глаза и голова медленно опускаются. Не засыпайте! Ваша задача сейчас почувствовать себя кинестетиком.

С физиологическими особенностями самочувствия аудиалов, визуалов и кинестетиков мы разобрались. Теперь давайте уточним, на какие слова хорошо реагирует каждая из наших групп. Список, само собой разумеется, должен постоянно расширяться и разрабатываться тобой, дорогой читатель.

Итак, навстречу каким словам раскрывается визуал? – Блестяще! Ясно вижу! Ослепительно! Вспыхнуть, прозреть, четкие рамки, погаснуть, в обозримом будущем (список может быть бесконечным).

Словарик аудиала: слушать, громко, тихо, рассказывать, звучно, глухо, мелодично, минорно, мажорно, пауза, скрипучий, кричащий, оглушительный и т.д.

Кинестетик будет очень хорошо себя чувствовать, если в разговоре с ним вы будете употреблять слова: я чувствую, ощущаю, вкусно, ласково, сердито, аппетитно, люблю, окунуться, раствориться, охватить, объять, врубиться, подбить на что-либо, одуреть, балдеть, мягко, жестко, тащиться – весь спектр ощущений.

В статье я обмолвилась еще об одном типе восприятий, отличном от уже хорошо нам знакомых. Это дигитальный, или внемодальный, тип восприятия – искусственная модель, возникающая тогда, когда по разным причинам (чаще всего психологического характера) невозможно пользоваться другими типами восприятия. Чаще всего она возникает, когда человек внутренне застегнут на все пуговицы и постоянно ведет с собой внутренний напряженный диалог на тему: «выгодно – невыгодно». Как внешне выглядят дигиталы, попробуйте догадаться сами. Это домашнее задание! Слова же для них характерны такие, например: убедительно, понимать, присутствовать, отсутствовать, повторять, считать, соглашаться, корректно, толерантно, знать, обдумывать и т.д.

Все рассмотренные вопросы, вероятно, интересны многим, но я хочу обратить внимание наших уважаемых учителей на эту проблему. Статистика говорит о том, что среди учеников младших классов больше всего визуалов. На втором месте стоят кинестетики (и им, кстати, сложнее всего учиться, т.к. для их способа общения с миром на ощупь, на вкус в школьном образовании нет почти ничего) и на последнем – аудиалы. В старших классах картина меняется: кинестетиков и аудиалов становится меньше и появляются дигиталы. (Повод к размышлению, на мой взгляд.)

Заканчивая статью, я надеюсь, что теперь общение станет для вас более успешным, интересным, глубоким, веселым и счастливым, и хочу напомнить вам детскую песенку:

Я тебе, я тебе, я тебе
Говорю: сперва
Научись, научись, научись
Говорить слова!

До встречи!

 

 * Этот фильтр принято считать второстепенным и подчинять кинестетической системе.