Мария ПОРЯДИНА
Самый петербургский Валерий
Мой самый петербургский писатель? Конечно,
ленинградский, а теперь петербургский. У него и
вид такой: не московско-раздолбайский, а
сдержанно-питерский. И пиджак аккуратно сидит. И
взгляд — не требовательный, не самодовольный, не
презрительный, а — такой — доброжелательный, без
навязчивости и суеты. Петербургский.
Этот писатель (для меня как читателя)
был всегда. Только не в основном потоке
литературы для детей, а в каком-то
вспомогательном: в «серии». Хорошо это или плохо?
С одной стороны — ничего хорошего. Не
знаю, как вы, а я бы с недоверием относилась к
автору, регулярно выступавшему в книжной серии
«Молодой гвардии». Да еще в какой серии: «Пионер
— значит первый». Подразумевалось, вероятно, что
дети Страны Советов должны воспитываться на
положительных примерах...
А с другой стороны — почему бы и нет?
Разве плохо — воспитывать детей на хорошем
примере?
Научившись читать, я не сразу
научилась понимать, что книга меня
«воспитывает», «приносит пользу» и все такое.
Иначе бы не читала, а только сопротивлялась. Но, к
счастью, теоретики детского чтения до меня тогда
еще не добрались. Чтение мое было абсолютно
бескорыстным, непринужденным и бессистемным.
Поэтому даже когда в руки попалась книга под
названием «Зов Арктики», меня это нисколько не
смутило. Наоборот — юная читательница легко
переместилась в северные широты. И если теперь,
двадцать пять лет спустя, я хоть что-то знаю о
ледовых эпопеях Отто Шмидта, — то лишь из
«героической хроники» (авторское определение
жанра) 1975 года издания.
Потом библиотекарша, проявив
характерную для школьных работников инертность,
выдала мне — из той же серии — «Великого
врачевателя». Это был, как вы понимаете, врач,
исследователь и восточный мудрец в одном
лице — Авиценна. И каким же обаятельным, каким
живым оказался этот древний умник! Так что
пришлось запоминать имя писателя — Валерий
Воскобойников!
И вот я узнала, что этим же автором
написана повесть «Братья». Отчетливо помню, что
при взгляде на титульный лист почувствовала
угрызение ревности. Ведь я зна-ала, что это за
братья такие, и числила их почти своими братьями,
и прекрасно понимала, что без них была бы
совсем-совсем другая... и вот — тот самый
Воскобойников! о моем Кирилле! о моем Мефодии!
Ну-ка, ну-ка...
Ясно помню: опасалась, что писатель
моих героев — обидит: что-нибудь скажет
неосторожно, хвалить станет неумеренно или
заставит речи произносить... И по сей день
переживаю состояние блаженной читательской
отрады — над последней страницей прочитанной
книги. Как осторожно, как тактично провел
Воскобойников это повествование — не впадая в
«бичевание пороков», не пытаясь «сурово обличать
социальную несправедливость» — и при этом не
замыкая Константина Философа в пыльном
книгохранилище, не делая из него ни дурачка, ни
чудака... Признательность и благодарность — за
моих братьев!
И все же признаюсь, что сочинение уже
почти любимого писателя под названием «Солдат
революции» я сперва читать не хотела. Зачем
нормальной шестикласснице (в восемьдесят
третьем, кажется, году) хроника жизни Фридриха
Энгельса? А потом стала листать — начала
читать с середины — вернулась к началу и прочла
без отвращения! Хотя этот самый Фридрих не стал
мне намного ближе, все-таки чуть позже я поняла
одну вещь: и об Энгельсе можно написать, и
написать неплохо.
А еще чуть позже я поняла, что главное в
книге — не предмет повествования, а
повествователь. Его взгляд, его отношение к
персонажу и к жизни. Валерия Воскобойникова ни с
кем не перепутаешь. Никто, кроме него, не
огорчается в наши дни тем, что из детской книги
«ушло сострадание». У Воскобойникова оно было —
всегда.
А еще главное — авторская манера
писателя, если на то пошло: его язык, его умение
«рассказать» и «показать». В конце концов — его
стиль: то, чего не отнимешь. Воскобойникова — с
другими не спутаешь.
Еще мне нравится, что Воскобойников не
ищет легких путей. Ведь создание «художественных
биографий» — дело ювелирное. Постоянно надо
балансировать между правдой и правдоподобием:
чтобы и честно было, и увлекательно, и не слишком
нравоучительно. Домысливать, избегая домыслов,
убеждать, не принуждая... И Воскобойникову это
удается.
Ведь замечательной же оказалась мысль
о том, чтобы рассказать о детстве выдающихся
людей. И получилась прелестная книга —
исторические очерки «Жизнь замечательных детей»
(1997). В первую очередь — интересная. И при этом
«полезная», имеющая «воспитательное значение» и
так далее.
И еще Воскобойников — добрый. Не то чтобы
как автор, а — как «участник литературного
процесса». Он стремится поблагодарить всех, кто
сделал хоть чуть-чуть, хоть что-нибудь хорошее.
Даже «писательницу» одну, у которой «на
лошадиной шее была собачья голова», — похвалил.
Неважно, что бедняжка косноязычна и тягомотна, —
зато она призывает к христианскому милосердию, а
значит — для Воскобойникова — хорошая.
Валерий Воскобойников не произносит
громких слов о «писательском долге», о «чести и
достоинстве литератора» и об «упадке культуры».
Он просто — делает свое дело. Так что он
по-прежнему «мой самый петербургский писатель»,
которого я очень уважаю и ценю. |