Конференция Латвийской
ассоциации школьных библиотек (LSBA) состоялась в
декабре 2002 года. На ней присутствовали
многочисленные работники школьных библиотек,
представители Министерства образования и
Министерства культуры Латвии.
На форуме были рассмотрены вопросы
развития школьных библиотек и проблемы,
сопровождающие этот процесс. Получили свое
освещение и темы, касающиеся интеграции
библиотечных программ в учебные планы. Отдельно
прозвучали выступления о необходимости
непрерывного образования
библиотекарей-педагогов.
Исследования, посвященные школьным
библиотекам, проводятся не так часто. В Латвии
подобного рода изысканий не было уже 12 лет. Тем
ценнее эти материалы для профессиональной
аудитории. На конференции были представлены
исследования, в которых дан анализ технического
оснащения библиотек в школе, рассмотрен кадровый
потенциал школьных библиотек, освещены проблемы
обучения.
К несомненным достижениям Латвийской
ассоциации школьных библиотек стоит отнести
создание собственного веб-сайта – <http://www.liis.lv/lsba>.
Завершая форум, Президент Латвийской
ассоциации школьных библиотек Линда
Лангенфельде выразила особую благодарность
Международной ассоциации школьных библиотек IASL
за всемерную поддержку и помощь.
Информация о конференции размещена на
сайте IASL <http://www.iasl-slo.org/happenings.html>.
Елена Реброва
Межрегиональная научно-практическая
конференция «Духовно-нравственное воспитание в
современной системе образования» прошла 6–7
декабря 2002 года в Санкт-Петербурге на базе
Российского государственного педагогического
университета им. А.Герцена. В ней приняли участие
представители образовательных учреждений
страны: вузов (преподаватели и студенты),
институтов повышения квалификации работников
образования, школ и библиотек 14 регионов России.
Организатором мероприятия выступило
историко-патриотическое общество «Наследники
Александра Невского» (Москва).
В течение двух дней шел
заинтересованный разговор о традициях
формирования нравственного идеала России и
практике духовно-нравственного воспитания в
образовательных учреждениях разных типов,
рассматривались вопросы профессиональной
подготовки педагогов в этой области, программы и
опыт преподавания основ православной культуры,
использование в воспитании и образовании детей и
молодежи святоотеческого духовного наследия.
Фрагмент фирменной закладки
библиотеки с рисунком юного читателя
«Сегодня общество и государство
сознают, что задачи духовно-нравственного
воспитания и просвещения должны пронизывать и
подчинять себе всю нашу образовательную
систему» – эти слова заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации В.Матвиенко
из приветственного письма участникам Глинских
чтений (июль 2002 года) могли бы стать девизом
конференции. Отмечено, что значительный вклад в
развитие данного направления деятельности
внесен разработкой содержания факультатива
«Основы православной культуры», утвержденного
Минобразованием Россиии.
Особое место заняли доклады, связанные
с поддержкой общеобразовательной школы:
представители Санкт-Петербурга, Пскова, Москвы,
других регионов говорили о повышении
квалификации педагогов в области
духовно-нравственного воспитания учащихся, о
практических наработках образовательных
учреждений.
Деятельности библиотек было посвящено
выступление и автора этой публикации. Она, в
частности, отметила, что библиотеки системы
образования, традиционно ориентирующие фонды на
обеспечение учебно-воспитательного процесса,
представляют религиозно-нравственную
литературу своим читателям достаточно давно.
Однако комплектование ведется эпизодично.
Акцентировалось внимание на помощи ГНПБ им.
К.Д.Ушинского педагогическим и школьным
библиотекам в освоении этого направления
деятельности. В программы мероприятий по
повышению квалификации библиотечных работников
включаются занятия по методике формирования
фондов православной литературы, формам и методам
работы с ней. Как важный аспект, подчеркивался
факт систематической помощи, которую оказывает
МГУКИ, в частности, профессор С.П.Фунтикова, много
и плодотворно работающая в данной области.
Особая благодарность от лица библиотечных
работников отрасли была выражена
историко-патриотическому обществу «Наследники
Александра Невского», подарившему наборы книг
схиархимандрита Иоанна (Маслова) слушателям ряда
библиотечных курсов. Несомненно, это позволяет
как пополнить фонды библиотек, так и поднять
информационно-библиотечную деятельность на
новый уровень. В частности, не только школьники,
но и педагоги получают возможность открыть для
себя такие новые типы литературных произведений,
как «симфония», «патерик», типы, традиционные для
религиозной литературы, но так мало известные
современному читателю.
Слова благодарности прозвучали и в
адрес московских педагогов Т.А.Шевченко и
Т.П.Митрофановой. Первая разработала систему
использования «Симфонии по творениям святителя
Тихона Задонского» на уроках литературы. Вторая
– автор программы факультатива «Мир книжника
Древней Руси» для школьников 6–7-х классов. Этот
интегрированный курс, объединивший материалы
исторического, литературоведческого,
лингвистического и библиотечного содержания,
может стать основой программы библиотечного
кружка и серьезно дополнить процесс
формирования информационной культуры личности.
Завершая выступление, автор отметила,
что от того, насколько полно в фондах библиотек
образовательных учреждений будет представлена
религиозно-нравственная литература, от знания
библиотекарями её репертуара зависит успешность
внедрения и освоения в школах факультативного
курса «Основы православной культуры».
Участники конференции получили в дар
ряд материалов и смогли познакомиться с
изданиями трудов схиархимандрита Иоанна
(Маслова). Напомним, что два из них получили гриф
Министерства образования России:
– «Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского» (уникальный справочник,
представляющий около 400 понятий, необходимых
педагогам, и доступный для самостоятельного
изучения юными читателями) имеет гриф
«Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации»;
– «Глинская пустынь. История обители и
ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX
веках» имеет гриф «Допущено Министерством
общего и профессионального образования
Российской Федерации в качестве
учебно-методического пособия».
В рамках форума прошло обсуждение ряда
библиотечных проблем. Отметим, что они волнуют не
только библиотекарей, но и руководителей
образовательных учреждений. О качестве
библиотечного обслуживания думают и в
традиционных школах, и, например, в православной
гимназии им. императрицы Александры Федоровны г.
Санкт-Петербурга.
Евгения Зуева
|