Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2003


АДРЕСНАЯ КНИЖКА

Конференция Латвийской ассоциации школьных библиотек (LSBA) состоялась в декабре 2002 года. На ней присутствовали многочисленные работники школьных библиотек, представители Министерства образования и Министерства культуры Латвии.

На форуме были рассмотрены вопросы развития школьных библиотек и проблемы, сопровождающие этот процесс. Получили свое освещение и темы, касающиеся интеграции библиотечных программ в учебные планы. Отдельно прозвучали выступления о необходимости непрерывного образования библиотекарей-педагогов.

Исследования, посвященные школьным библиотекам, проводятся не так часто. В Латвии подобного рода изысканий не было уже 12 лет. Тем ценнее эти материалы для профессиональной аудитории. На конференции были представлены исследования, в которых дан анализ технического оснащения библиотек в школе, рассмотрен кадровый потенциал школьных библиотек, освещены проблемы обучения.

К несомненным достижениям Латвийской ассоциации школьных библиотек стоит отнести создание собственного веб-сайта – <http://www.liis.lv/lsba>.

Завершая форум, Президент Латвийской ассоциации школьных библиотек Линда Лангенфельде выразила особую благодарность Международной ассоциации школьных библиотек IASL за всемерную поддержку и помощь.

Информация о конференции размещена на сайте IASL <http://www.iasl-slo.org/happenings.html>.

Елена Реброва

Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» прошла 6–7 декабря 2002 года в Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета им. А.Герцена. В ней приняли участие представители образовательных учреждений страны: вузов (преподаватели и студенты), институтов повышения квалификации работников образования, школ и библиотек 14 регионов России. Организатором мероприятия выступило историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского» (Москва).

В течение двух дней шел заинтересованный разговор о традициях формирования нравственного идеала России и практике духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях разных типов, рассматривались вопросы профессиональной подготовки педагогов в этой области, программы и опыт преподавания основ православной культуры, использование в воспитании и образовании детей и молодежи святоотеческого духовного наследия.

wpe83D.jpg (3450 bytes)

Фрагмент фирменной закладки библиотеки с рисунком юного читателя

«Сегодня общество и государство сознают, что задачи духовно-нравственного воспитания и просвещения должны пронизывать и подчинять себе всю нашу образовательную систему» – эти слова заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Матвиенко из приветственного письма участникам Глинских чтений (июль 2002 года) могли бы стать девизом конференции. Отмечено, что значительный вклад в развитие данного направления деятельности внесен разработкой содержания факультатива «Основы православной культуры», утвержденного Минобразованием Россиии.

Особое место заняли доклады, связанные с поддержкой общеобразовательной школы: представители Санкт-Петербурга, Пскова, Москвы, других регионов говорили о повышении квалификации педагогов в области духовно-нравственного воспитания учащихся, о практических наработках образовательных учреждений.

Деятельности библиотек было посвящено выступление и автора этой публикации. Она, в частности, отметила, что библиотеки системы образования, традиционно ориентирующие фонды на обеспечение учебно-воспитательного процесса, представляют религиозно-нравственную литературу своим читателям достаточно давно. Однако комплектование ведется эпизодично. Акцентировалось внимание на помощи ГНПБ им. К.Д.Ушинского педагогическим и школьным библиотекам в освоении этого направления деятельности. В программы мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников включаются занятия по методике формирования фондов православной литературы, формам и методам работы с ней. Как важный аспект, подчеркивался факт систематической помощи, которую оказывает МГУКИ, в частности, профессор С.П.Фунтикова, много и плодотворно работающая в данной области. Особая благодарность от лица библиотечных работников отрасли была выражена историко-патриотическому обществу «Наследники Александра Невского», подарившему наборы книг схиархимандрита Иоанна (Маслова) слушателям ряда библиотечных курсов. Несомненно, это позволяет как пополнить фонды библиотек, так и поднять информационно-библиотечную деятельность на новый уровень. В частности, не только школьники, но и педагоги получают возможность открыть для себя такие новые типы литературных произведений, как «симфония», «патерик», типы, традиционные для религиозной литературы, но так мало известные современному читателю.

Слова благодарности прозвучали и в адрес московских педагогов Т.А.Шевченко и Т.П.Митрофановой. Первая разработала систему использования «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» на уроках литературы. Вторая – автор программы факультатива «Мир книжника Древней Руси» для школьников 6–7-х классов. Этот интегрированный курс, объединивший материалы исторического, литературоведческого, лингвистического и библиотечного содержания, может стать основой программы библиотечного кружка и серьезно дополнить процесс формирования информационной культуры личности.

Завершая выступление, автор отметила, что от того, насколько полно в фондах библиотек образовательных учреждений будет представлена религиозно-нравственная литература, от знания библиотекарями её репертуара зависит успешность внедрения и освоения в школах факультативного курса «Основы православной культуры».

Участники конференции получили в дар ряд материалов и смогли познакомиться с изданиями трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова). Напомним, что два из них получили гриф Министерства образования России:

– «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (уникальный справочник, представляющий около 400 понятий, необходимых педагогам, и доступный для самостоятельного изучения юными читателями) имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации»;

– «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках» имеет гриф «Допущено Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия».

В рамках форума прошло обсуждение ряда библиотечных проблем. Отметим, что они волнуют не только библиотекарей, но и руководителей образовательных учреждений. О качестве библиотечного обслуживания думают и в традиционных школах, и, например, в православной гимназии им. императрицы Александры Федоровны г. Санкт-Петербурга.

Евгения Зуева