Беседы в реальном времени
Виртуальная встреча библиотекарей двух столиц
Готовить материалы этого номера нам
помог семинар детских библиотек Москвы «Великий
город на Неве: педагогические возможности
детских библиотек по воспитанию чувства Родины в
связи с 300-летним юбилеем Санкт-Петербурга»,
который состоялся в ЦГДБ им. А.П.Гайдара в октябре
2002 года.
На семинаре был организован чат с коллегами из
Центральной городской детской библиотеки им.
А.С.Пушкина (СПб), во время которого можно было
задать напрямую вопросы специалистам (а мы-то
знаем, как творчески и увлеченно,
профессионально и самозабвенно работают детские
библиотеки Санкт-Петербурга!). Кто лучше, чем наши
коллеги-библиотекари Санкт-Петербурга,
порекомендуют книги, темы, идеи для работы в
юбилейном году. Поэтому и все вопросы к коллегам
были, в основном, о самых лучших, самых любимых,
самых новых книгах. Не пропустить, обратить
внимание, использовать в работе, подарить
читателям!
Вопросы москвичей коллегам из
Петербурга:
– На какие книги о Вашем городе вы
советуете обратить внимание в работе?
– На каких современных (или не
очень) детских писателей
Петербурга-Ленинграда стоит обратить внимание?
– Посоветуйте интересные темы,
связанные с Вашим городом.
– Кто из художников-иллюстраторов
Петербурга Вами особенно ценится?
Ответы наших коллег мы распечатали по
окончании разговора в чате:
КНИГИ
Орлова Н. Северная столица: Основание
Петербурга/ Н. Орлова; Худ. А.Чаузов. – М.: Белый
город, 2000. – 48 с.: цв. ил. – (История России)
Наиболее интересным издательским
проектом к 300-летию Санкт-Петербурга является
серия путеводителей для детей и подростков.
Подобные издания выпускаются в России впервые.
Ее создатели – опытные экскурсоводы и музейные
педагоги, художники и известные писатели. Проект
осуществляет петербургское издательство
«Образование – Культура». В настоящее время
вышли в свет следующие книги:
Окладникова Е. Кунсткамера (1997);
Ботякова О. Российский
этнографический музей (1998);
Голь Н. Государственный музей истории
Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость (1998);
Столяров Б. Государственный Русский
музей (1998);
Ботяшов И. Военно-морской музей (2000).
ПИСАТЕЛИ
Более 60 писателей Санкт-Петербурга
пишут для детей. Характерной чертой детской
литературы можно назвать не только бережное
сохранение своих традиций, но и их развитие.
Святослав Владимирович Сахарнов
(р. 1923) – один из самых ярких писателей
Петербурга, ученик Бианки, создал собственную
линию в российской детской литературе: десятки
созданных им увлекательных книг посвящены
путешествиям и поэзии узнавания своей планеты,
ее океанов и материков. Одна из последних работ
писателя – «Большая книга знаний о морях и
океанах» (Тула: Родничок; М.: Астрель, 2001).
Михаил Давидович Яснов (р. 1946) –
талантливый поэт и переводчик, развивает игровую
поэтическую традицию. Пользуются популярностью
его поэтические сборники «Праздник Букваря»,
«Щенячья азбука» и другие. Начиная с 1991 года,
Михаил Яснов вел на петербургском радио разные
передачи, связанные с детскими стихами
(«Поэтический букварь», «Сверчок» и др.).
Составлял и редактировал «детские» страницы в
газетах и журналах, вел устные альманахи и
детские абонементы. За перевод книги Пьера
Грипари «Сказки улицы Брока» (СПб.: Петербург ХХI
век, 2001) Михаил Яснов получил Почетный диплом –
2002 Международного Совета по детской книге.
Сергей Анатольевич Махотин (р. 1953)
– поэт и прозаик. В своем поэтическом творчестве
он продолжает традиции Валентина Берестова. Его
стихи и проза полны доброты и легкого юмора, в них
отражена жизнь современных школьников. Одна из
последних книг – сборник рассказов
«Заколдованные косички» (М.: Дрофа, 2001).
Екатерина Вадимовна Мурашова (р.
1962) – автор повестей для подростков. В своих
книгах она демонстрирует глубокое знание
природы подростка. Одна из самых известных
повестей – «Полоса отчуждения». Последняя
книга – «Барабашка – это я» (М.: Детская
литература, 1998).
Валерий Михайлович Воскобойников (р.
1939) – председатель секции детской и юношеской
литературы Союза писателей Санкт-Петербурга;
автор и составитель более десятка сборников
популярных энциклопедических изданий для детей,
около 20 радиопьес и боле 30 повестей и романов.
Книга «Жизнь замечательных детей» (СПб.:
Образование – Культура, 2000) вошла в Почетный
Список IBBY 2000.
Мария Васильевна Семенова (р. 1958) –
для детей пишет повести. Наиболее известные из
них – «Лебеди улетают», «Тот, которого я всегда
жду». В своих книгах писательница развивает
новое направление – синтез исторического жанра
и фэнтэзи.
Валерий Михайлович Роньшин (р. 1958)
пишет веселые и остроумные рассказы и
детективные повести, которые пользуются
популярностью среди юных читателей. Некоторые из
его книг: «Охота за Красной Шапочкой» (СПб.:
Эксмо-пресс, 1998), «Руки вверх, Синяя Борода» (СПб.:
Эксмо-пресс, 1998).
ТЕМЫ ГОДА
Наиболее интересные темы, с которыми
работают детские библиотеки Санкт-Петербурга:
Конкурсы
«Сказочный Петербург» – юбилейное
издание серии сказок, авторами которых являются
дети. Книга выйдет ко дню рождения города.
«Это мой город. Санкт-Петербург в
рассказах и фотографиях» – городской конкурс.
Серия конкурсов по книгам петербургских
писателей: «Еще не издано? Почему?!» (иллюстрации
и макеты неизданных книг), «Необычная книга»
(оригинальные макеты книг).
Праздники
«Сказка на Неве» –
литературно-музыкальная ассамблея.
«Литературный Петербург» – неделя
детской книги и Международный день детской книги
(литературно-театральная программа).
«Город Детства» – выставка-фестиваль
детского творчества, посвященный истории,
архитектуре и детской литературе
Санкт-Петербурга (с участием всех крупнейших
музеев, издательств города, детских студий и
объединений).
«Рождественская елка в Петербурге».
«Японская весна в Петербурге».
Семинары, конференции
Семинар «Писатели России и Норвегии –
детям» – встреча петербургских и норвежских
авторов.
Иностранцы в Петербурге» –
конференция в 2 этапа:
1 этап – для подростков: конкурсы,
доклады, подведение итогов, конференция
учащихся;
2 этап – семинар для деятелей мировой
детской культуры, который будет проведен на
книжной ярмарке «Невский Книжный Форум 2003».
Рекомендуем заглянуть на сайт ЦГДБ им.
А.С.Пушкина: <www.pushkinlib.ru>. В структуре
библиотеки работает информационно-правовой
центр для детей и подростков, который проводил
конкурс «Голос ребенка». Вот фрагменты
творческих работ учащихся по темам «Я
петербуржец» и «Вопросы градоначальнику»:
Полина Вершинина, 16 лет, 11-й класс. Каким
я вижу свой город? Хмурое небо, лужи на асфальте,
ветер, развевающий вашу одежду, вы идете и не
понимаете, где низкое небо, а где его отражение на
мокрой мостовой. Узнаете? Это – Петербург. Город,
отнимающий силы жить, но дающий силы надеяться.
Город дождя и грязи, вечно простуженных людей и
дворов-колодцев. Город, где нельзя быть
счастливым...
В устье Невы, у Финского залива, под
плеск волн и вой ветра сливаются в одно два
Петербурга: «Петербург идеальный» и «Петербург
отчаяния». Сливаются, но не сольются, и при
слиянии отбрасывают Деловой Петербург,
Туристический, Обывательский, Великий, Хмурый,
почти Вечный... – все это один город. Город,
который является частью меня и частью которого
являюсь я. Это Питер такой, каким я его вижу.
Александра Соболева, 7-й класс. Что
я могу дать Петербургу, когда вырасту? Не знаю,
никогда не задумывалась. Все, что я сделаю, я
посвящу Петербургу. Если стану художником –
подарю картины, писателем – произведения,
археологом – открытия. А если я не стану ни
художником, ни писателем, ни археологом, то тогда
я подарю ему просто человека, который всегда
будет беззаветно предан этому городу, этому
Петербургу
Алексей Данилов, 10-й класс. Город у
нас морской. Почему бы не ввести водный транспорт
в систему общегородского? Например, дорога из
Кировского района в Василеостровский могла бы
занимать 15 минут при движении по Финскому заливу.
Этим можно было бы значительно разгрузить
городской наземный транспорт и метро. В странах
Европы и мира водный транспорт используется
очень широко. Мне кажется, что в нашей Северной
Венеции он пришелся бы как нельзя кстати.
Записала Татьяна Рудишина
|