Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2003

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 02 (14) • вкладка в БШ № 02 (86) • 16–31 января 2003

Час тихого чтения

Я ИДУ
НА УРОК
В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ.

Основы православной культуры.

Книга для учителя. Редактор-составитель Е.И.Смольникова.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2001

Сборник включает оригинальные разработки уроков и праздничных сценариев по основам православной культуры, юридический материал, дающий программные основания для введения предмета «Основы православной культуры» в учебных и воспитательных заведениях. В сборнике публикуется поурочная программа четырехгодичного факультативного курса «Основы православной культуры».

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без знания основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Во введении к сборнику содержатся ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и первого заместителя министра образования России А.Ф.Киселева на вопросы газеты «Воскресная школа» и статья протоиерея Евгения Шестуна «Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности».

Факультативный курс разработан для младших школьников. В 1-м классе предлагается познакомить детей с наиболее яркими и доступными их восприятию событиями из Ветхого и Нового Завета (сотворение мира, потоп, Иосиф и его братья, Рождество Христово, чудеса Спасителя и др.), а также познакомить с храмом, молитвой, иконой. Во 2-м классе дети изучают в хронологической последовательности события Ветхого и Нового Завета более систематично и подробно, чем в 1-м классе. В основу программы для 3-го класса положен годовой церковный круг, дается представление о недельном и суточном церковном круге, рассказывается о таинствах. В 4-м классе дети изучают краткую церковную историю, опираясь на жития святых, а также изучают Символ веры и заповеди Закона Божия.

В 32 конспектах уроков предлагаются для изучения темы, посвященные Рождеству Христову (евангельскому событию, подготовке к празднику Рождества, православным традициям празднования Рождества Христова) и другим религиозным праздникам (Благовещения, Покрова Божьей Матери, Сошествия Святого Духа). Большая группа тем уроков посвящена житиям святых (вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, святому апостолу Иоанну Богослову) и житиям святых великомучениц (Веры, Надежды, Любови, Софии, Варвары).

Несколько сценариев уроков посвящены житиям русских святых (святителю Алексию, преподобному Сергию Радонежскому, благоверному Александру Невскому, преподобному Серафиму Саровскому). Урок «Собор новомучеников и исповедников России» и «День Победы» связывает события древней истории с недавними событиями русской истории.

В сборнике есть сценарии уроков – обсуждений святочных рассказов, книги Лидии Чарской «Один за всех», рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке», сценарий урока «Оптинские старцы», знакомящего детей с историей Оптиной пустыни, дающего представление о старчестве и каждом из 14 преподобных оптинских старцев, и сценарий урока «Летопись. Преподобный Нестор Летописец».

В разделе «Сценарии праздников» предлагается 8 разработанных сценариев: «Нам поет пасхальный звон о жизни вечной», «Пасхальный колобок», «Рождественская звезда», «Свет пришел в мир», «Прославляет вся земля Рождество Христово», «Богоизбранная отроковица», «Ищите дорогу к Господу» и «Святой помощник Николай».

Учебный курс «Основы православной культуры» может преподаваться в региональном и школьном компоненте, быть факультативным занятием или циклом духовно-нравственных бесед. Материалы курса можно использовать и в других учебных дисциплинах как фрагменты урока. Книга будет полезна учителям общеобразовательных и воскресных школ, православных гимназий, а также родителям, желающим воспитывать детей в духе православного благочестия.

Я ИДУ
НА УРОК ИСТОРИИ.

Древнейшая и древняя история.

Книга для учителя. Редактор-составитель А.Ю.Головатенко.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

В книгу «Древнейшая и древняя история» вошли описания уроков, подборка вопросов и заданий, комментированные опорные конспекты, методические рекомендации, призванные помочь учителю, преподающему историю первобытности и древнего мира в основной школе (5-й класс). В книгу включены и тексты, расширяющие, дополняющие и корректирующие наши представления о первых периодах истории человечества.

Важная особенность книги – присутствие в ней материалов для углубленного изучения древнейшей и древней истории на уроках в старших классах (в рамках курсов «История цивилизаций», «Основные вехи всемирной истории» и т.п.).

В большинстве включенных в книгу текстов учитель найдет теоретический и фактический материал, позволяющий преодолеть стереотипные суждения о первобытном мире и древних цивилизациях, а также вопросы и задания школьникам и рекомендуемая для них литература.

В пособии четыре раздела. Первый раздел посвящен изучению истории первобытности в 5-м классе и в полной средней школе. В этот раздел, кроме описания уроков «Загадки медного века» и «Древнейшие люди и первобытные вещи», включены материалы к лекциям для старшеклассников, посвященные проблемам и возможностям изучения первобытности, анализу мифов и версий о первобытном равенстве, а также вопросы и задания по первобытной истории.

Во втором разделе помещены опорные конспекты уроков истории стран Древнего Востока (Египта, Передней Азии, Индии и Китая), сценарии урока-спектакля, урока-викторины, урока-игры, посвященные истории Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Месопотамии, и задания по истории Древнего Востока.

Третий раздел книги посвящен истории Древней Греции и Древнего Рима. В нем есть установочные материалы для учителя («Власть пространства и пространство власти: ритуал, миф и реальность в Древнем Средиземноморье»), материалы для уроков в старших классах («Спартанская реальность и утопия Платона»), а также учебные тексты об античном мире вообще и о римском характере, уроки – ролевые игры, уроки-размышления.

В четвертом разделе помещены материалы для повторения и обобщения, тестовые задания, перечень книг, рекомендуемых школьникам в качестве дополнительной литературы, в который включены научные и научно-популярные работы, справочные издания и произведения художественной литературы.

Я ИДУ
НА УРОК ИСТОРИИ.

Материалы по истории средних веков.

Книга для учителя. Редактор-составитель А.А.Сванидзе.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

В книгу вошли материалы по истории средних веков, расширяющие представление учащихся о событиях, фактах, быте и культуре средневековой эпохи. Книга будет полезна учителям для проведения уроков всех типов и нетрадиционных форм занятий (театрализованные уроки, уроки-путешествия и т.п.), а также руководителям и участникам исторических кружков.

Средними веками принято называть период между концом античной («древней») истории и началом новых времен: V–XV столетия. Эту тысячу лет когда-то по недоразумению или по «студенческому» незнанию назвали «темным средневековьем» (как сопромат – «темной наукой»). И только к середине
XX века, благодаря трудам историков, искусствоведов, филологов, окончательно выяснилось величие этой эпохи. Именно в средние века сложилась европейская цивилизация, были заложены основы европейских языков, возникли первые конституции, открылись великие пути между континентами. Это была эпоха замечательных изобретений (книгопечатание, цифра «0», огнестрельное оружие), строительства прекрасных городов, создания великих книг и художественных произведений. В средние века сложились практически все государства современной Европы.

В книге создается образ средневековой эпохи, рассказывается о повседневной жизни людей в разных странах, об их заботах, переживаниях, мыслях. В увлекательных и познавательных очерках (их более сорока) рассказывается о путешествиях и войнах, о народных восстаниях и мирных союзах, о том, что ели и пили, где жили, как ездили и одевались люди средневековья, как и чему учились в своих школах и университетах. Очерки и рассказы посвящены не только истории стран средневековой Европы, но и истории арабских стран, Китая, Японии, Латинской Америки.

В конце книги помещено более шестидесяти вопросов и заданий для учащихся, из которых можно выбрать разнообразные сюжеты для дискуссий, докладов и письменных работ.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Школа – это вам не учреждение! № 88–2002, с. 1.

Министерство экономического развития предлагает для школ новый статус: государственных муниципальных некоммерческих организаций.

Адамский А. Новое измерение образовательного пространства. № 89–2002, с. 1.

Оно создается сетью инновационных школ и союзами попечителей.

Краюхин В. Запрет на профессию: компромисс наконец достигнут. № 89–2002, с. 1.

Правительство сумело защитить интересы учеников, не ущемляя интересов педагогов.

Адамский А. Российская школа замерзает, но не сдается. № 90–2002, с. 2.

В ближайшие годы, скорее всего, развитие системы образования в России будет происходить по сценарию потерпевшего поражение социализма.

Адамский А. Политика образования-2003: Прогноз и перспективы. № 1–2003, с. 1.

У школы нет выбора, она будет постепенно отделяться от административной верхушки системы образования и учить детей. В меру сил и терпения. Почти подпольно. Как в старые добрые советские времена. Так что мы все помолодеем лет на тридцать.

Дашковская О. Бюджет образования-2003. № 1–2003, с.1.

Денег на 22% больше, чем в прошлом году. И в три раза меньше, чем требуется на деле.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Shell K. Искусственный мир, или Школа в маленьком городке. № 89–2002, с.2.

Приключения украинской старшеклассницы в американской провинции.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Каспржак А. По ступеням компетентностей. № 88–2002, с. 3.

О проекте «Модернизация образования: перспективные разработки».

Тубельский А. Чтобы учитель был не исполнителем, а соавтором. № 88–2002, с. 3.

Пока очень немногие учителя готовы обсуждать с учениками самое неприкосновенное и незыблемое в укладе школы – урок.

Кукушкин М. Сможет ли школа учить профессионализму? № 88–2002, с. 3.

Вектор развития школы и вектор развития структур, занимающихся подготовкой персонала для российских фирм и компаний, однонаправлены, но автономны по отношению друг к другу. Возможен ли диалог?

Амонашвили Ш. Главный вопрос: ради чего мы обновляем школу? № 90–2002, с. 3.

Без ответа на него нам не помогут никакие стандарты и новые системы оценивания.

Кольцов А. Бег в мешках за новым качеством образования. № 90–2002, с. 3.

Сколько вопросов можно угадать в тестах ЕГЭ?

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Литвяк Е. И не городские, и не сельские. № 88–2002, с. 2.

Поселковой школе приходится выстраивать отношения с детьми, которые живут словно в двух разных мирах.

Гурьянова М. Спасительный узел традиций и разнообразия. № 88–2002, с. 2.

Сельская школа поставлена в такие обстоятельства, что без создания нестандартных педагогических моделей ей просто не прожить.

РЕЖИССУРА УРОКА

Кадужина Е. Заметки с последней парты. № 88–2002, с. 4.

Учителям, много лет преподающим такие фундаментальные науки, как математика
и химия с биологией, не так-то просто отступать от привычных форм урока.

НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Либерман А. Как стать положительным героем в реальном мире? № 90–2002, с. 4.

Сегодня в школу приходят дети из разных социальных слоев. И у каждого – свой путь социализации.

Вишневская С. и др. Политики, чиновники, люмпены... № 90–2002, с. 4.

Подростки примеряют роли, чтобы избавиться от иллюзий и обрести реальные жизненные планы. Дневник профильной лагерной смены «Лидер».

Орлова Е. Баланс между высоким и земным. № 90–2002, с. 4.

Любому человеку приходится выбирать между конформизмом и принципами, и научить этому невозможно. Но можно научить его оценивать и осознавать этот выбор.

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Мамедов М. Роль предрассудков в истории. № 90–2002, с. 5.

Ученые пытаются объяснить природу национализма, опираясь на общие теории происхождения стереотипов мышления.

Константинов К., Ушаков А. Новые парадигмы восприятия прошлого. № 90–2002, с. 5.

В России пока не сложилось представление о себе как о многонациональной стране со своей собственной историей и будущим. Тем временем в бывших республиках СССР активно разрабатывается новый образ России.

ГОРОСКОП ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ

Большое новогоднее гадание на двух газетных полосах! № 1–2003, с. 2–3.

Редакции изданий «Первого сентября» размышляют над неудачами прошедшего года, подводят итоги, делятся планами со своими читателями.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Документы. № 90. № 89–2002, с. 1–8.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Малышева Н. Остановись перед красотой. № 48–2002, с. 5–12.

Методические рекомендации по проведению занятий в 4-м классе к программе непрерывного обучения детский сад – начальная школа «Художественный труд».

Продолжение. Начало см. № 31, 38, 39–1999; № 1, 32–2000; № 2, 24–2001; № 3, 32, 35–2002.

Тихомирова Н. Кроссворды по ОБЖ. № 1–2003, с. 5–12.

Кроссворды для 1–4-х классов.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Зверева Е. Поет зима – аукает... № 1–2003, с. 2–3.

Стихотворные тексты часто вызывают затруднения в работе педагога. Как познакомить детей с поэзией, чтобы это знакомство стало запоминающимся? Какие виды работ помогут в этом процессе? 3-й класс.

Люлькова С. Кто играет с нами в прятки? № 1–2003, с. 4.

Поплавайте на корабле по стране Орфографии и повторите еще раз правило о написании слов с непроизносимыми согласными. 3-й класс.

Ещенко Н. Зима в природе. № 1–2003, с. 13.

Обобщающий урок для 3-го класса (1–4), закрепляющий знания детей о характерных признаках зимы в живой и неживой природе.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев. № 1–2003, с. 14.

Инструкция по проведению и задания I тура. 4-й класс.

ПРАЗДНИКИ

Бокова Т. и др. Снегопадничек. № 48–2002, с. 2–3.

Зимний праздник для зимних именинников.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Соколова В. Вы спрашивали... № 48–2002, с. 4.

Юрист отвечает на вопросы учителей, касающиеся выслуги лет, трудовых договоров, отпусков и др.

МАСТЕРСКИЕ

Барашкина С. Чувствовать природу. № 1–2003, с. 15.

Зимняя экскурсия для 3-го класса (1–4).

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Зима! Чудесная зима! № 48–2002, с. 16.

Детские стихи о зиме.

Крюкова Т. Лесной календарь. № 1–2003, с. 16.

ИНФОРМАЦИЯ

Список публикаций за 2002 год. № 48–2002, с. 13–15.

Конкурс. № 1–2003, с. 14.

Газета «Начальная школа», Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова и Объединение профессионалов-занковцев, содействующих развитию дидактической системы Л.В.Занкова, объявляют конкурс «Лучшие разработки уроков учителей-занковцев 2002/2003 учебного года».

ВЕДУЩАЯ ТЕМА НОМЕРА

Это чудо – детская книга! № 23–2002, с. 1.

ДЕТСКИЙ МИР

Смирнова Е. Дети экрана. № 23–2002, с. 2–3.

Подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их воспитателем.

Чудинова В. Кто учит ребенка читать в современном обществе. № 23–2002, с. 5.

Детское чтение — индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

РАБОЧИЙ СТОЛ

Шумская Н. и др. Путешествие по сказкам А.С.Пушкина. № 23–2002, с. 21–23.

Праздник для детей от пяти лет.

Маринова Х. Золотая рыбка. № 23–2002, с. 22–23.

Игровое занятие по рисованию для детей от 4 лет.

Дворникова В. Встреча с Зимой. № 24–2002, с. 19.

Игровое занятие для детей от 3 лет.

Малышева Н. Не мерзни, кукла Даша! № 24–2002, с. 19.

Занятие для детей от 4 лет из цикла «Нитки».

ВКЛАДКА

Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя. № 23–2002, с. 7–18.

Литературно-художественное развитие детей 3–5 лет.

Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей 4- и 5-летнего возраста. № 24–2002, с. 7–18.

Методические рекомендации для педагогов и родителей, разработанные Российской Академией образования и Институтом возрастной физиологии.

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Полушина Т. Новогодние проделки Бабы Яги и ее верного друга  Лешего. № 24–2002, с. 2–3.

Праздник для детей от пяти лет.

МАСТЕРСКАЯ

Аромштам М. Книжки, обросшие «шерстью». № 23–2002, с. 4–5.

Детская коррекционная книга призвана решать не столько задачи приобщения к чтению, сколько задачи адаптации к социуму.

Железнова Е. Сундучок с сюрпризом. № 24–2002, с. 6.

Игрушки-тренажеры для детей двух-трех лет.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МОЗАИКА

В ожидании Рождества. № 24–2002, с. 4.

Стихи и рассказы о Рождестве.

Нотная тетрадь. № 24–2002, с. 5.

Рождественские песенки.

ШКОЛА ЗАВЕДУЮЩИХ

Аромштам М. Первая леди сто пятнадцатого Королевства. № 24–2002, с. 21–23.

Портрет Натальи Зеленцовой, заведующей детским садом № 115 г. Ярославля.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Уроки фонетики для взрослых. № 23–2002, с. 24.

Урок седьмой. Фонемы.

Продолжение. Начало см. № 12–13, 16–17, 18–19–2002.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Алексеенко О. Приключения веселых человечков. № 48–2002, с. 8–9.

Тренинг развития коммуникативных навыков для учащихся первых классов.

ТЕЗАУРУС

Битянова М. Ненавязчивая помощь. № 1–2003, с. 5.

Навыки фасилитации и педагогического менеджмента постепенно становятся объективной составляющей работы педагога и с детьми, и с родителями, и с коллегами.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Степанов С. Лицом к лицу лица не увидать. № 48–2002, с. 6–7.

Умение отвлечься от собственной предвзятости и сосредоточиться на чертах, по-настоящему важных, и составляет искусство «разбираться в людях».

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Ганькина М. Грани школьного диктанта. № 48–2002, с. 14.

Приличные отметки за диктанты не имеют отношения к практической грамотности. Это никакая не грамотность, а натасканность писать определенные тексты в определенных условиях.

Битянова М. Групповая работа в школе. № 1–2002, с. 12–13.

Прежде чем групповая работа на уроке станет формой организации учебной деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. То есть сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи.

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Аржакаева Т. Психологическая азбука для второклашек. Развивающие уроки. № 1–2003, с. 6.

Занятие 30. Что я знаю о своих эмоциях?

Продолжение. Начало см. № 41–43–2000; № 3, 5, 11, 12, 16, 23, 24, 36, 39, 42, 47–2001; № 3, 8, 12. 40–43, 45–2002.

ГИЛЬДИЯ

Степанова М. Права и обязанности. № 1–2003, с. 14.

Зона ближайшего развития практического психолога в образовании не может ограничиваться лишь увеличением арсенала используемых им методик, а предполагает расширение границ видения психологических проблем.

РЕПОРТАЖ

Решетникова О. Все на борьбу с дезадаптацией. № 48–2002, с. 12–13.

Рассказ о V научно-практической конференции ПМС-центров и психологов образовательных учреждений города Москвы, которая проходила в ноябре 2002 года.

Степанова М. П.Я.Гальперин и современная психология. № 1–2003, с. 3.

Обзор докладов на Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения П.Я.Гальперина, которая проходила на факультете психологии МГУ в сентябре—октябре 2002 года.

ИГРОТЕКА

Вачков И. Путешествие к волшебнику. № 48–2002, с. 16, № 1–2003, с. 16.

Игру полезно проводить в случае возникновения ссор и конфликтов в группе подростков. Основная цель игры — сплочение группы.

Продолжение. Начало см. № 47–2002.

ДОКУМЕНТЫ (Вкладка)

Подборка материалов, посвященных Коллегии Министерства образования Российской Федерации, состоявшейся 19 ноября 2002 г. № 1–2003, с. 7–10.

ИНФОРМАЦИЯ

Содержание газеты «Школьный психолог» за 2002. № 48–2002, с. 2–3.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Соловейчик С. Свобода – в высоком духе. «Управление школой», № 47–2002, с. 2.

Все школьное учение в конечном счете сводится к тому, что мы «научаем» детей отличать правду от лжи, доброе от злого, красивое от некрасивого – и все для того, и только для того, чтобы в нем укреплялся дух, потому что другого способа, без учения, судя по всему, нет.

Соловейчик С. Поощряйте свободомыслие! «Управление школой», № 48–2002, с. 2.

Свобода мысли невозможна без свободы слова. Свобода слова в детском обществе дает первый опыт бесстрашия.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Суворина Е. Праздник рождества. «Управление школой», № 48–2002, с. 12–13.

Проживая этот праздник, ребенок приобретает бесценный опыт духовной жизни, который открывает ему путь к глубинным смыслам величайших творений русской и мировой культуры.

Фудель С. Тайна преодоления одиночества. «Первое сентября», № 1–2003, с. 5.

Ощущение Церкви как общечеловеческой реальности дается иногда совершенно неожиданно.

НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Либерман А. Как стать положительным героем в реальном мире? «Первое сентября»,
№ 90–2002, с. 4.

Сегодня в школу приходят дети из разных социальных слоев. И у каждого – свой путь социализации.

Вишневская С. и др. Политики, чиновники, люмпены... «Первое сентября», № 90–2002, с. 4.

Подростки примеряют роли, чтобы избавиться от иллюзий и обрести реальные жизненные планы. Дневник профильной лагерной смены «Лидер».

Орлова Е. Баланс между высоким и земным. «Первое сентября», № 90–2002, с. 4.

Любому человеку приходится выбирать между конформизмом и принципами, и научить этому невозможно. Но можно научить его оценивать и осознавать этот выбор.

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Мамедов М. Роль предрассудков в истории. «Первое сентября», № 90–2002, с. 5.

Ученые пытаются объяснить природу национализма, опираясь на общие теории происхождения стереотипов мышления.

Константинов К., Ушаков А. Новые парадигмы восприятия прошлого. «Первое сентября», № 90–2002, с. 5.

В России пока не сложилось представление о себе как о многонациональной стране со своей собственной историей и будущим. Тем временем в бывших республиках СССР активно разрабатывается новый образ России.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Что делать, если сын стал ленив, упрям, самодостаточен? «Первое сентября», № 89–2002, с. 4.

Юрьев Г.П., Примочкин Б. Где ремонтируют внутреннее «Я»? «Первое сентября»,
№ 90–2002, с. 7.

Если у вашего сына или дочери какая-то проблема со здоровьем и она длительное время не решается, поверьте – это проблема всей семьи. И тут нужен квалифицированный специалист-аретевт.

Равиц-Щербо И.В., Калинина Г. Шестьдесят тысяч возможностей есть у каждого родителя для того, чтобы узнать, в чем талантлив его ребенок. «Первое сентября», № 90–2002, с. 7.

Для реализации заложенного в генах по максимуму необходимо, чтобы родители и педагоги уловили эти задатки и дали им ход, возможность развиваться.

Карточка психолога

Смирнова Т. Бюро находок, или Где найти общий язык?: Слышу, вижу, осязаю, ничего не понимаю! или Три подхода к общению. «Библиотека в школе», № 1–2003, с. 7.

Люди, волею судеб попавшие в разные группировки, не умеют общаться между собой. Вроде бы и слова говорим все одинаковые, но не так, как хотелось бы... Как сделать общение более успешным, интересным, глубоким, веселым и счастливым.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Подготовка педагогов вероятностного образования в условиях открытых культурно-информационных сред. № 47–2002, с. 7–10.

Учебно-тематический план семинара и материалы модельного семинара на площадке ВО (вероятностного образования).

Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы. № 48–2002, с. 7–10.

Курсы повышения квалификации для работников управления образования, руководителей образовательных учреждений, сотрудников методических служб и институтов повышения квалификации.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Оказывается, наш министр – прогрессивный. № 47–2002, с. 1.

Через вовлечение общества в образовательную политику происходит развитие образовательного сознания граждан.

Адамский А. Школа вымерзает. № 48–2002, с. 1.

Сколько бы ни старались ведомственные доброхоты и советники создать иллюзию эффективности, школы-то мерзнут, зарплата учителям не повышается, раздражение и недовольство общества школой растет...

ОБЩЕСТВО

Рыбина Л. Директор школы – хозяйственник со связанными руками. № 47–2002, с. 2–3.

Директор школы сегодня в России – камикадзе. Власть бессовестно подставляет его под удар – и не прикрывает, если случится беда.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Свобода – в высоком духе. № 47–2002, с. 2.

Все школьное учение в конечном счете сводится к тому, что мы научаем детей отличать правду от лжи, доброе от злого, красивое от некрасивого – и все для того, и только для того, чтобы в нем укреплялся дух, потому что другого способа, без учения, судя по всему, нет.

Поощряйте свободомыслие! № 48–2002, с. 2.

Свобода мысли невозможна без свободы слова. Свобода слова в детском обществе дает первый опыт бесстрашия.

СТРАТЕГИЯ

Реморенко И. Идеологический дурман образовательных документов. № 48–2002, с. 3.

Самонадеянное представление, что какой-то идеологический документ может вызвать к жизни серьезные изменения в практике, по-прежнему все еще живет в традициях системы управления образованием.

ЭКОНОМИКА

Вифлеемский А. Государство ведет антишкольную политику. № 47–2002, с. 11.

До тех пор пока отношение к экономике в образовательной политике строится «по остаточному принципу», финансирование образования тоже будет осуществляться «по остаточному принципу».

Вифлеемский А. Экономика инновационной деятельности. № 48–2002, с. 4.

С одной стороны, бюджет будет формироваться исходя из потребностей реализации образовательной программы, с другой стороны, на формирование и исполнение бюджета программы будет оказывать влияние и сама образовательная программа.

ОФИС

Чемерис С.Ю. Какой договор заключить с лектором? № 48–2002, с. 11.

Какие существенные условия нужно предусмотреть при заключении договора возмездного оказания услуг или авторского договора, какими налогами облагаются выплаты лекторам по этим договорам.

LANGUAGE SKILLS

Speaking. № 48–2002, p. 3.

Santa Claus Has Come! Winter Fun. Character Study.

Reading. № 1–2003, p. 3.

At My Granny’s. The Wind and the Sun. What are Friends for, Anyway?

ASPECTS OF LANGUAGE

Style. № 48–2002, p. 4.

Sunny Today, Snowy Tomorrow. Wow! It’s Great! Capitalizing The Words.

Grammar. № 1–2003, p. 4.

The Most Important Thing. Common Nouns and Proper Nouns. Good Advice.

CLASSROOM ACTIVITIES

Robert Burns – The National Poet of Scotland. № 48–2002, p. 5–6.

Урок – литературный клуб по теме «Famous Writers».

READ & DISCUSS

Shananina E. Family Life in Historical Context. № 1–2003, p. 5.

Reading activities.

FOCUS ON LITERATURE

Kunitsyn E. English in Light of Humor. № 48–2002, p. 12.

Humorous material is useful not only for producing laughter; it helps students refresh their knowledge of grammar, and also improve their pronunciation? Because they often carry on a dialogue.

DISCOVERING THE PAST

Tatischeva E. Scots in Russian History. № 48–2002, p. 7–10.

Three important Scots lived and died in Russia in the late 17th and early 18th centuries, in the time of Peter the Great: Mary Hamilton, James Bruce and General Patrick Gordon.

It’s Another New Year… But For What Reason? № 48–2002, p. 1, 11.

“Happy New Year!” That greeting will be said and heard for at least the first couple of weeks as a new year gets under way. But the day celebrated as New Year’s Day was not always January 1.

FOCUS ON LANGUAGE

The with Location and Other Special Uses. № 1–2003, p. 11.

Initial and Final Consonant Digraphs. № 1–2003, p. 11.

FOR YOUNG READERS

Our Very Own Star: The Sun. № 48–2002, p. 6.

Williams J. A Box Full of Infinity. № 1–2003, p. 6.

BOOKSHELF

Kolesnikova I., Dolgina O. A Handbook of English-Russian Terminology for Language Teaching. № 1–2003, p. 7–10.

AROUND RUSSIA

Kozina A. Moscow. № 1–2003, p. 11–12.

Whoever has been to Moscow knows Russia.

Continued from № 46–2002.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 48–2002, p. 2; № 1–2003, p. 2.

INFORMATION

Highlights 2002. № 48–2002, p. 14–15.

Я ИДУ НА УРОК

Резвая А.Ю. Слово в тексте. Местоимения. № 1–2003, с. 4, 13.

Обобщающий урок в 6-м классе.

Зайцева Н.А. Использование фразеологизмов в речи. № 1–2003, с