Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2003


КНИГА ПОДАНА

Татьяна Назарова

Бармалеева улица

Санкт-Петербург.
Занимательные вопросы и ответы.
Сборник. (Учебное пособие). –
СПб.: Паритет, 2000. – 368 с., ил.

Юбилей города – это большая книгоиздательская программа, а для библиотек – возможность пополнить фонд новой литературой. Издательство «Паритет» выпустило серию учебных пособий «Занимательные вопросы и ответы».

Вот она – хорошая краеведческая книга!

Во-первых, она интересна не только жителю Питера, но и человеку, просто любящему этот город и интересующемуся историей.

Во-вторых, в ней использован абсолютно беспроигрышный для популяризаторской книги ход. Через любопытный факт, неожиданный вопрос и т.д. заставить читателя удивиться – восхититься – заинтересоваться – полюбить – возгордиться. Ну надо же, ни за что бы не подумала!

Оказывается, Нева по протяженности всего 74 км (!), однако несет в себе воды столько же, сколько Днепр и Дон, вместе взятые.

Есть еще один непреложный закон педагогического краеведения: со школьниками любого возраста – начинайте с топонимики. А тут такие «вкусные» сюжеты:

– К.И. Чуковский, пораженный экзотическим названием улицы на Петроградской стороне – Бармалеевой, имя своего сказочного злодея произвел от этого названия. На самом деле улица была названа по фамилии некоего переселенца из Англии Бромлея – Бромлеевой, но это название трансформировалось в Бармалееву.

– На Васильевском острове находится Канареечная улица. В давние времена здесь селились отставные мелкие чиновники, занимавшиеся подсобным ремеслом: делали на продажу клетки для канареек и других певчих птиц. От этого ремесла повелось название улицы.

– В Петербурге до недавнего времени существовала улица Карла и Эмилии, названная так в память немецких переселенцев. Это история петербургских Ромео и Джульетты. Молодой ремесленник и дочь булочника покончили с собой из-за того, что родители не дали согласия на их брак.

Педагогам хорошо известно, как непросто усваиваются школьниками архитектурные стили. А тут – замечательная подсказка: портреты архитекторов города по эпохам и стилям! Помимо кратких биографических сведений по книге разбросаны разнообразные яркие штрихи из жизни того или иного архитектора. Пройдет время, и читатель вряд ли перечислит все творения великого Карло Росси, но уже не сотрется из памяти факт, как зодчий, уверенный в правильности своих расчетов, заявил относительно арки Главного штаба: «Если арка упадет, я готов упасть вместе с нею». Когда снимали строительные леса, он стоял на самом верху, над сводом арки!

Обратимся к структуре книги. Внешний прием – занимательные вопросы, но все вопросы – внутри тематических глав:

– Имя города, его эмблема и символы

– Рождение города

– Реки, каналы, мосты, острова

– Выдающиеся зодчие Санкт-Петербурга

– Памятники архитектуры, городская скульптура Санкт-Петербурга

– Улицы, проспекты, площади

– Сады и парки Петербурга

– Памятники русской воинской славы

– Памятники морской славы

– Храмы Санкт-Петербурга

– Античные мифологические сюжеты в скульптуре Петербурга

– Литературный Санкт-Петербург с подразделами «Литературные салоны, кружки и общества», «Образ Санкт-Петербурга в художественной литературе», «Из адресной книги литературных героев».

А заканчиваются главы любопытным разделом «Петербург улыбается… Петербург удивляет… Петербург вспоминает…». Раскроем наугад:

– А вы помните, что литературные герои Марка Твена – Том Сойер и Гек Финн – жили в Петербурге (В США – 15 Петербургов)?

Приемы внутри глав используются разные. Так, в главе «Литературный Санкт-Петербург» предлагается проверить себя.

О Медном всаднике писали многие русские поэты после Пушкина. Вот строфы разных поэтов, посвященные этому памятнику. Кто их автор?

1. Он спит, пока закат румян.
И сонно розовеют латы.
И с тихим свистом сквозь туман
Глядится Змей, копытом сжатый.

2. О, Бронзовый Гигант!
Ты создал призрак-город,
Как призрак-дерево из семени факир.

3. Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

4. Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.

5. И вновь император
Стоит без скипетра.
Змей.
Унынье у лошади на морде.
И никто не поймет тоски Петра –
Узника,
Закованного в собственном городе.

6. Сменяясь, шумели вокруг   поколенья,
Вставали дома, как посевы твои…
Твой конь попирал с беспощадностью звенья
Бессильно под ним изогнутой змеи.

7. Встань на вахту с простертой рукой!
Ты России сулил непокой, –
Так победу теперь принеси ей.

8. И в бой всесокрущающе-победный,
Тяжелыми доспехами звеня,
За Пулково помчится Всадник Медный,
Пришпоривая гордого коня. 1

Книга очень «литературна», поэтична. Помимо россыпи цитат, эпиграфов, авторы так и провоцируют читателя заглянуть в тот или иной поэтический сборник. После восхитительных рассказов о Казанском соборе – небольшой штрих: в 1914 году, к 100-летию кончины Воронихина, О.Э.Мандельштам написал стихотворение «Казанский собор». Ну как теперь не поискать у любимого поэта это незнакомое мне стихотворение! Есть ссылки на замечательные труды культуролога, исследователя Петербурга – Николая Павловича Анциферова, автора работ «Душа Петербурга», «Непостижимый город... (Петербург в поэзии А.Блока)», «Петербург Пушкина», «Петербург Достоевского», «Быль и миф Петербурга» и других2.

В книге важно все – и авторская интонация, и общая тональность, и стиль. Мне импонирует то, что здесь как в жизни: трагическое соседствует с комическим. Об одном и том же событии, наводнении 1824 года, Гений напишет высоко и трагично. Получится – «Медный всадник». А графоман, коим был небезызвестный граф Д.И.Хвостов, – напыщенно и … (подберите эпитет сами):

Там множество различных крав 3
Лежало, кверху ноги вздрав!

Ассоциативный ряд, возникающий при слове «Санкт-Петербург»: Петр I – белые ночи – каналы – разведенные мосты – наводнения – «Аврора» – блокада... И обо всем этом рассказано в книге.

Не так часто случается, что избранная интонация и внутренняя авторская позиция совпадают с твоими взглядами по данному вопросу.

Спокойно и мудро, с достоинством автор отвечает на неудобные вопросы: «Можно ли считать памятник Александру Ш карикатурой на царя?» Из ответа:

«Каждый должен сам дать ответ на этот вопрос… Александр Ш был незаурядной и противоречивой личностью, и художественная оценка Трубецкого предполагает как раз самые разные мнения. Отметим, однако, что умный художник дал образ не только императора, но и его страны, столь же противоречивой и загадочной для многих. И самое важное и ценное: этот памятник – для размышлений».

Без ложного стыда, опять-таки спокойно и достойно автор повествует об истории с опекушинским памятником. После открытия памятника А.С.Пушкину в Москве было решено в столице установить бюст поэту. Опекушин предложил свой проект (в Москве отвергнутый как слабый), памятник был поставлен, но не стал городским монументом, «а всего лишь большой статуэткой, механически уставленной на пьедестал, с которым она не связана. Автор приводит негативную оценку А.И.Куприна об этом памятнике: «Самый мещанский, пошлый, жалкий, худосочный памятник в мире… Вовсе не в маленьких его размерах заключена здесь обида. А в его идейной ничтожности».

Рассуждает о непривычном – шемякинском памятнике Петру I. «Шемякин создал сложный, противоречивый образ, далекий от прототипов и заставляющий задуматься о трагической истории нашей страны».

Глава «Памятники русской военной славы» начинаются удивительно простыми и точными словами о чести. Кому-то покажется странным, но здесь ни разу не употреблено слово «патриотизм». Позволим себе выдержку из этой главы:

«Честь – не абстрактное понятие. Навязшее в зубах со школьных лет изречение “береги честь смолоду” имеет, если вдуматься, глубокий жизненный смысл. Исстари повелось так, что человек, потерявший честь, не достоин быть членом общества. Тем более важно дорожить честью семьи, города, Родины. Город, названный в честь святого апостола Петра, готовится отметить свое трехсотлетие. За время своего существования Санкт-Петербург пережил немало бед и напастей. Ожесточенные войны в начале ХVIII века, природные катаклизмы, Гражданская и Отечественная войны, блокада – все перенес город и выстоял. Бед на долю Петербурга выпало столько, что многие замечательные поэты и писатели называли его трагическим городом. В начале ХХ столетия поэт Иннокентий Анненский, в частности, писал:

Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.

Но недаром говорят – беды даются народу для испытаний. Петербург из всех таких испытаний выходил победителем и никогда не терял своей чести. Иной раз кажется, что именно в защитниках Петербурга нашли воплощение лучшие черты народа, его создавшего: самоотверженность, стойкость, героизм, способность ради любви к Отчизне на самопожертвование...»

Терпимость, или, если хотите, толерантность, не чужда авторам. О чем красноречиво свидетельствует глава «Храмы Санкт-Петербурга»:

«Петербург всегда отличался веротерпимостью и по праву считается городом мировых религий. Люди разных вероисповеданий, национальностей, культур мирно уживались в Петербурге. На Невском проспекте, например, соседствовали следующие храмы: католический, шведский, финский, армянский, лютеранский, немецкий, гугенотский французский, реформаторский голландский...»

Книга заканчивается замечательными строками из С.Я.Маршака. Чем не эпиграф к нашим будущим петербургским деяниям:

Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

______________

1 Авторами этих поэтических строф являются: 1. А.Блок («Петр»). 2. М.Волошин («Предвестие»). 3. А.Ахматова («Стихи о Петербурге»). 4. И.Анненский («Петербург»). 5. В.Маяковский («Последняя петербургская сказка»). 6. В.Брюсов («К Медному всаднику»). 7. П.Антокольский («Послание в Ленинград»). 8. В.Шефнер («Ленинград»).

2 Работы Анциферова были переизданы в 90-е годы ХХ ве-ка. Одно из изданий, вышедшее тиражом 100 000 экз.: Анциферов Н.П. «Непостижимый город...» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Сост. М.Б.Вербловская. СПб.: Лениздат, 1991. – 335 с.

3 Читай – коров.

 

Прогулки по достопримечательным местам Санкт-Петербурга могут быть разными. Прогулки в пространстве и времени с поэтами разных литературных школ, эпох и направлений. А может быть, одной эпохи. Может быть, на фоне классической музыки, но не исключено, что в сопровождении питерских бардов – Городницкого, Дольского, Розенбаума. На фоне слайдов или с фотоаппаратом. Вообще, идея фотовыставки «Петербург глазами….» носится в воздухе. Среди учеников, учителей, друзей, жителей вашего города или поселка непременно найдутся те, кто снимал «город, знакомый до слез». А если сравнить современные виды города с акварелями XIX века В.С.Садовникова или с литографиями Л.Ж.Арну из альбома «Прогулки по Санкт-Петербургу: Акварели. Гравюры. Литографии»? 1

Поэтическое путешествие может быть в Петербург Пушкина или Некрасова; Блока, Ахматовой, Гиппиус, Мандельштама; в Петербург – или в Ленинград – Бродского, Наймана, Рейна, Кушнера.

«Взрослое» путешествие поможет совершить сборник «Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград в русской поэзии» 2.

Но это может быть путешествие и для самых маленьких читателей с Чуковским и Маршаком. Вы помните:

«Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
и кусает, как волчица»?

_______________

1 М.: Интербук-Бизнес. – 2002.
2 СПб.: Лимбус-Пресс, 1999. – 672 с.