Методический день
Выпуск 02 (04) • вкладка в БШ № 03 (87) • 1–15
февраля 2003
Подробности
Библиотека на ладони методиста
Командировки: методика подготовки и
проведения
Финансирование методического обеспечения
школьных библиотек – одна из сложнейших проблем.
Не хватает средств на проведение даже таких
наиболее популярных форм работы, как семинары и
издание методических рекомендаций и пособий. И
все же считаем нужным вспомнить такую
эффективную форму научно-методической работы,
как командировки.
Характер, цели и виды
Пожалуй, нет другой столь же любимой
методистами формы взаимодействия со школьными
библиотекарями, как командировки в другие города
и посещение местных библиотек. Однако эта же
форма неприятна для библиотекарей.
Понять легко и первых и вторых.
Методисты справедливо расценивают командировки
как эффективный источник обогащения своих
знаний местным опытом, расширения
профессиональных контактов, возможности помочь
библиотекарям усовершенствовать
библиотечно-библиографическое обслуживание
школьников и учителей, да и что лукавить, –
разнообразить рутинную повседневность. Школьные
же библиотекари в приезде коллег из центра видят
прежде всего малоприятную очередную проверку.
Как примирить эти противоположности?
Прежде всего надо понимать и знать
пользу и выгоду командировок. Ведь они – не
только символ ревизии и накачки. В них, при
грамотной организации, заложен огромный
потенциал реальной помощи рядовому
библиотекарю. Характер, цели, виды
командировок шире и многообразнее, чем это
кажется практикам. Опустив полный перечень
командировок, выделим наиболее существенные и
типичные для школьных библиотек:
– изучение состояния системы школьных
библиотек региона, муниципалитета;
– анализ силами методистов
деятельности одной или нескольких школьных
библиотек для оказания им всесторонней
практической помощи;
– взаимопроверки школьных библиотек с
целью обмена положительным опытом;
– разбор конфликтных ситуаций по
письмам и жалобам школьных библиотекарей и
читателей;
– оказание методической помощи по
одному или нескольким ключевым направлениям
работы;
– содействие выполнению рекомендаций
методического центра и указаний официальных
органов.
В целом в зависимости от характера и
масштабов работы командировки подразделяются на
комплексные и тематические. Мы сфокусируем
внимание на вторых.
Тематический выезд позволяет изучить
опыт или проверить работу по конкретной теме,
вникнуть в детали содержания и организации
труда, вместе с проверяемыми сформулировать
выводы и рекомендации по оптимизации дела. В
такой командировке и от одного методиста может
быть существенная польза, если он владеет
проблемой и способен дать компетентные советы по
узким вопросам библиотечной технологии.
Планирование
Непосредственная методическая помощь,
тесное профессиональное общение с коллегами из
школьных библиотек, обмен опытом, знаниями,
навыками, методикой прогрессивного труда, идеями
и как результат всего этого – повышение уровня
обслуживания книгой и информацией школьников и
учителей – вот суть любой командировки. Одним
из действенных средств реализации сказанного,
безусловно, является планирование. И в этом
незаменима роль методического центра. Он обязан
планировать ритмичность поездок на места и
тщательно прорабатывать планы каждой конкретной
командировки.
План – это обоснованный в
проблемно-тематическом, финансово-правовом и
организационном отношении документ,
обязательный для выполнения и утвердившими его
инстанциями, и методистом. Нарушение этого
принципиального требования может низвести план
до состояния прожекта, пустой красивой бумажки, а
командировочные средства, как в песок, уйдут на
иные цели. И уж конечно, назначение плана – четко
и убедительно формулировать цели, задачи,
намечаемые результаты командировки.
Методика и стиль
подготовки
Случается, что и при профессионально
грамотном планировании командировка
малоэффективна. В школьных библиотеках все
остается без перемен к лучшему. И одна из причин
этого – пренебрежение методикой и стилем
подготовки к командировкам. Подчас методисты
выезжают в школьные библиотеки
неподготовленными, надеясь в основном на свой
былой багаж. А ведь в каждой конкретной
командировке методист призван доказывать, что он
обладает широким кругозором, истинным
профессионализмом, назубок знает новейшую
библиотечно-библиографическую и
финансово-правовую документацию, нередко
контактен. Специалисту центра требуется в
командировке демонстрировать не только умение
констатировать и накапливать факты, цифры,
примеры (и положительные, и отрицательные), но на
их основе быстро давать аналитически
объективную оценку, делать обобщения в форме
справок, отчетов, актов, методических
рекомендаций, проектов постановлений и приказов,
писем во властные структуры и т.д. А главное, ему
полагается уметь непосредственно на месте, в
стенах школьной библиотеки, показывать, как
выполнять ту или иную сложную операцию,
добиваться в местных властных структурах
решения острых вопросов существования школьных
библиотек и их сотрудников (жилье, трудовой
конфликт, ремонт и т.д.).
Чтобы достичь такого высокого уровня
проведения командировок, к ним надо вдумчиво и
серьезно готовиться. Схематично этапы
подготовки можно представить следующим образом:
1) получение от руководителя,
направляющего методиста в командировку и
оплачивающего ее, детального
инструктажа-задания (в нем должны быть четко
сформулированы цели, характер и проблематика
выезда, его организация и конечные результаты);
2) разработка детальной
программы-задания и графика командировки,
которые руководитель учреждения обязан
рассмотреть, откорректировать и официально
утвердить;
3) изучение командируемым заранее, еще
на своем рабочем месте, до выезда,
социально-культурных,
национально-демографических и образовательных
особенностей региона командировки;
4) заблаговременное изучение по
имеющимся в центре материалам (статистика,
справки, отчеты, информации, публикации и т.п.)
состояния системы школьных библиотек региона;
5) ознакомление с
библиотечно-библиографической продукцией
школьных библиотек региона;
6) подготовка еще в центре
статистической таблицы, раскрывающей в динамике
за ряд лет состояние школьной библиотечной
системы региона, и иных справочных данных;
7) составление списка библиотечных
учреждений региона с указанием адресов, Ф.И.О.
руководителей, их телефонов.
Кому-то предложенный порядок
подготовки к командировке может показаться
сложным, кому-то формальным. Но он опирается на
многолетний опыт методической работы и вполне
разумен. Например, отъезжающие, игнорируя
предложенный порядок, не запасаются
своевременно аналитической сравнительной
статистикой (а без нее какой может быть анализ?
какие выводы?), не имеют плана и графика
командировки, ошибочно полагая, что все составят
или получат непосредственно в конкретной
школьной библиотеке.
Но бывает, что необходимых данных там
нет. Или они неточные, куцые.
Словом, скрупулезная подготовка к
командировке – основа ее успеха. Более того,
подготовка к командировке и ее проведение – два
непрерывных цикла, две стороны единого процесса.
Этапы работы
Целесообразно распределение всей
работы на четыре этапа.
Первый – встреча методиста с
представителями органов управления
образованием региона, района (муниципалитета) и с
руководством школы. На ней методист центра
докладывает о целях, задачах, программе,
распорядке командировки. Такие рабочие встречи
– непременное требование грамотно
организованной профессиональной командировки.
Они позволяют поднять и упрочить авторитет
школьного библиотекаря, помочь ему в последующем
без робости открывать двери в кабинеты
начальников, получать от руководителей
действенную помощь и поддержку.
В командировке нельзя долго
раскачиваться, нарушать график, ибо это может
сорвать командировку или снизить ее динамику,
результативность.
Второй этап – встреча
непосредственно в школах с руководством школы и
заведующим (щей) школьной библиотекой. В такой
встрече желательно участие библиотечного
актива.
Третий этап. Он, несомненно,
базовый, поскольку связан со сбором и
накоплением материалов, фактов, цифр, пособий,
публикаций о библиотеке, записей бесед с
библиотекарями и другими лицами, отзывов
учащихся и учителей, собственных впечатлений
после тщательного изучения постановки всех
видов работы библиотеки, состояния ее фондов,
СБА, материально-технической базы, взаимосвязей
с активом и т.д. Некоторые методисты, вместо того
чтобы формировать собственные выводы на основе
всестороннего анализа конкретной обстановки в
сети школьных библиотек или одной библиотеки,
требуют от проверяемых готовых текстов справок и
заключений. Это недопустимо, неэтично, подменяет
объективные оценки субъективными соображениями
проверяемых.
Самыми эффективными каналами
накопления фактов, сведений, впечатлений
являются осмотры школьных библиотек и беседы с
их коллективами непосредственно на их рабочих
местах. Правда, при условии, что школьных
библиотекарей удастся вызвать на откровенность,
и если они почувствуют в методисте компетентного
и доброжелательного специалиста, способного
проконсультировать их по самым сложным
проблемам, а не холодного ревизора, гоняющегося
за «блохами».
Очень важно, чтобы в общении
проявлялся не только высокий профессионализм, но
и психолого-педагогические способности и
тактичность методиста. Переступив порог
школьной библиотеки и обнаружив брак в ее работе,
нельзя сразу обрушивать на библиотекаря свои
замечания и советы. Опытный методист старается
выявить положительное, какие-то новшества,
оригинальные находки и создать спокойную
рабочую обстановку. Лишь постепенно следует
подводить школьного библиотекаря к его ошибкам,
упущениям, отступлениям от стандартов. Нужно
предложить варианты прогрессивных решений,
посоветовать отказаться от устаревшего –
словом, объяснить, как поправить дело, и
показать, как это делается.
Таким образом, тактичная манера
поведения методистов в командировке имеет
огромное значение.
Итак, методист (или бригада методистов)
изучил состояние системы региональных или
муниципальных школьных библиотек,
проанализировал одно либо несколько ключевых
направлений их деятельности, накопил материалы и
подошел к четвертому, завершающему этапу
командировки – подведению итогов. В нем можно
выделить:
а) обмен мнениями, личными
наблюдениями, оценками в бригаде, их
сопоставление и формирование единой оценки
итогов командировки, выводов и рекомендаций;
б) подготовку заключительного
обобщающего материала: справки, плана
мероприятий и т.п. (документ используется в
последующей работе);
в) проведение актива библиотечных
работников, в котором весьма желательно участие
представителей органа управления образованием;
г) сообщение об итогах командировки в
местные органы власти, которые, как правило,
ощущают свою ответственность за состояние
библиотечного обслуживания детей, находят
возможности и средства оказать библиотекам
помощь.
Резюмируя сказанное, правомерно
задаться вопросом, может ли методист считать
себя свободным, сложить с себя полномочия,
вернувшись из командировки?
Нет, не может. Его профессиональный и
нравственный долг – добиваться выполнения
намеченной программы помощи местным школьным
библиотекам, сдержать свои обещания. Без
контроля за реализацией той справки, которая
была обсуждена на активе библиотекарей, не
обойтись. Желательны повторные командировки,
чтобы увидеть пользу от первой. Словом, обе
стороны – и местные школьные библиотекари, и
методисты центра обязаны, видимо, отчетливо
сознавать, что каждая командировка призвана
оказать реальную помощь, оптимизировать
постановку библиотечного дела в школах, углубить
качество учебной и воспитательной работы.
Борис БАЧАЛДИН
|