Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2003


Я ИДУ НА УРОК

Все не ладится в этой квартире

Читательский семинар по рассказу Людмилы Петрушевской «Страна»

Фото Александра Степанова

Цели: Продолжить знакомство учащихся с современным автором – Л.С.Петрушевской; учить вдумчиво читать художественное произведение. Продолжить обучение анализу художественного текста. Повторить сведения о выразительных средствах художественной речи. Обсудить нравственные проблемы, в частности проблему равнодушия, поговорить о необходимости гуманного отношения к людям. Продолжить отрабатывать методику развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Оборудование: Тексты рассказа Л.С.Петрушевской «Страна», листок с афоризмами – для каждого ученика; выставка книг Л.С.Петрушевской, портрет автора.

Эпиграфы:

Всё не ладится в этой квартире,
В этом городе, в этой стране,
В этом блеклом, развинченном мире,
И печальней всего, что во мне.

Дмитрий Быков

Не приведи, Господь,
чужой беды не слышать.
Не дай-то, Бог, услышав, не помочь.

Рина Левинзон

Ход семинара

I. Вступительное слово учителя

Тема, цели урока, методика работы с текстом.

Рассказ ученицы о Л.С.Петрушевской. (Если это второй семинар по рассказам Петрушевской, то этот пункт можно пропустить.)

II. Пофрагментное чтение текста

Фрагмент 1.

Читается лишь имя, фамилия автора и заглавие.

Людмила Петрушевская. «Страна»

– О чем может быть рассказ с таким названием у Л.С.Петрушевской?

Фрагмент 2

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу в темноте
в детский сад.

– Так как живет эта женщина?

– Подчеркните слова, относящиеся к ее внешности.

– Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой внешностью?

– Какова внешность ее дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер?

– Основная черта внешности блондина. (Яркий.) Какое чувство вызывает мужчина с такой внешностью? (Отталкивающее, женская черта внешности.)

– Как мать относится к дочери? Как относятся к этой женщине окружающие? (Никак, «никому не видимая».) Почему, по вашему мнению, она живет именно так?

– Как вы считаете, какие самые яркие события происходят в жизни этой семьи? Например, каких событий они особенно ждут?

После высказывания предположений читается следующий отрывок.

Фрагмент 3

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у нее в мужьях, а потом всё схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни,
в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

– Так каких событий особенно ждет эта женщина? Почему они столь важны для нее? Только ли потому, что в гостях можно выпить? (Ощущает себя среди людей, живет прежней жизнью и т.п.)

– Подчеркните слова, которые говорят о том, как ведет себя женщина в гостях. Найдите во втором фрагменте антонимы к ним (тихо – громко). Что она хочет показать таким поведением? Действительно ли в гостях у старых знакомых к женщине возвращается ее прошлая жизнь, действительно ли к ней относятся так же, как относились раньше?

– Найдите слова, которые характеризуют новую жену блондина.

– Можно ли сказать, что его прежняя жена – ее полная противоположность? («Жесткого склада» – «мямлит, осторожно звонит».)

– Для чего писательнице понадобилось сравнивать этих женщин и так откровенно противопоставлять друг другу? На чьей стороне ее симпатии?

Фрагмент 4

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось, все пошло само собой, потому что, не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то же самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино, – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

– Кто или что, по вашему мнению, виной тому, что мать с дочкой живут именно так?

– Действительно ли девочке все равно, что пьет ее мать? Чье это мнение?

– Как же на самом деле живется девочке? Что мы увидим дальше?

Фрагмент 5

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

– Отметьте и прочитайте тот отрывок, который при чтении требует иной интонации, чем весь рассказ. Почему?

– Найдите эпитет к слову сны. Удивил ли он вас в этом рассказе? Почему?

– Так о какой же стране идет речь?

– Какие чувства вызывают у вас мать и дочь?

– Кто достоин особого осуждения в этом рассказе? (Как ведет себя блондин по отношению к прежней семье? Как ведут себя прежние знакомые?)

– От чьего имени ведется повествование? Каков рассказчик? Близок ли он автору? (Пытается быть беспристрастным, но не может скрыть симпатии к героине.)

– Как вы думаете, какие человеческие качества осуждает автор рассказа?

– Поговорим о художественном своеобразии рассказа. (На доске: пейзаж, портрет, речевая характеристика героев, противопоставление, метафора, эпитет.) Выберите те приемы, средства выразительности, которые использует писательница в этом рассказе

Приведите примеры.

– Рассказ имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается одним и тем же событием. Каким? Для чего это нужно автору? Что в жизни героини хочет подчеркнуть автор таким построением рассказа? (Замкнутость, безысходность.)

– Как, по вашему мнению, сложится жизнь матери и дочери дальше? Что нужно для того, чтобы их жизнь изменилась?

– Считаете ли вы удачным название рассказа? Почему? Какое свое название могли бы вы ему дать?

III. Работа с афоризмами

(стадия рефлексии по методике РКМЧП)

Какой из предложенных афоризмов раскрывает смысл, главную мысль рассказа?

1. Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды (Сенека, римский писатель, философ).

2. Равнодушие есть наивысшая жестокость (Митчелл Уилсон, американский писатель).

3. Мечта могущественнее реальности (Анатоль Франс, французский писатель).

4. Истинный друг познается в несчастье (Эзоп, древнегреческий баснописец).

5. Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана (Иван Вазов, болгарский писатель).

IV. Современная поэзия и рассказ «Страна»

Прозе Петрушевской близки многие стихи современных поэтов. Иногда они даже более открыто публицистичны, чем рассказы Петрушевской. Послушайте несколько стихотворений современных поэтов. Думаю, они помогут вам глубже понять рассказ «Страна».

Читаем стихи Дмитрия Быкова «Все не ладится в этой квартире», Рины Левинзон «Простая сладость собственного крова», Нины Грачевой «Любовь моя! Горбушка черная!», Булата Окуджавы «В нашей жизни, печальной и странной» из сборника «Строфы века».

V. Сочинение-миниатюра

(продолжение фазы рефлексии по методике РКМЧП)

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что бы я хотел(а) изменить в стране, в которой живут герои рассказов Петрушевской?»

Использованная литература:

1. Кякшто Н.Н. Петрушевская // Русские писатели: Библиограф. словарь: В 2 ч. – Ч. 2. – М., 1998. – с. 184–187.

2. Строфы века / Сост. Е.А.Евтушенко. – М. – Минск: Полифакт, 1997. – 1044 с.