Ольга МЯЗОТС
А мне нравится Снежная королева!
Трудно представить себе детство без
сказки.
«Жили-были...» – произносим мы, и
оставлены все игрушки, все другие занятия, и
смотрят на нас внимательные глаза.
«Сказка, вымышленный рассказ,
небывалая и даже несбыточная повесть» – так
написал в толковом словаре В.Даль.
А ведь так хочется, чтобы сбылась.
Чтобы собака Жучка говорила человеческим
голосом не только в сказке, но и на самом деле. И
так хочется добраться когда-нибудь до
Тридевятого царства и посмотреть – какое оно.
Или стать таким же богатырем, как Илья Муромец
или Добрыня Никитич. Или в одно мгновение из
Золушки превратиться в принцессу. И еще хорошо
знать и верить, что в любом случае тебя спасут и
придут к тебе на помощь.
Любая сказка чему-то учит.
Но в жизни не бывает, как в сказке,
чтобы люди были только очень злые или только
очень добрые. Поэтому в каждом «плохом» человеке
всегда можно найти что-то хорошее и это хорошее
качество развить.
Вот самые маленькие дети в школе с
большим удовольствием слушают, когда им читают
вслух. Несколько занятий кружка «Лоцманы книжных
морей» мы посвятили сказкам Х.К.Андрерсена.
Прочитана «Снежная королева». Несколько
мгновений нашей жизни мы были вместе с Гердой,
преодолевали трудный путь до Снежной королевы,
учились быть добрыми и смелыми. А это не всегда
просто. Легко любить того, кто любит тебя. А как
любить того человека, который причиняет тебе зло?
Груб и дерзок становится Кай, но Герда
по-прежнему любит друга и преодолевает трудный
путь, чтобы спасти его.
Что касается понятия «смелость», то за
него маленькие дети часто принимают хулиганские
выходки своих друзей и старших товарищей. Здесь
важно, чтобы грубый, необузданный нрав другого
человека не стал примером для подражания. Смела
ли Герда, смела ли маленькая разбойница? Обо всем
этом мы непременно будем говорить и размышлять, а
пока я задаю самый первый вопрос: «Кто из героев
вам больше всего понравился?» – и жду ответа,
предугадать который в данном случае несложно.
Конечно, это Герда. Почему – дети тоже смогут
ответить. Потом я скажу им, что не только мальчики
способны на храбрые поступки (чтобы мальчишки
особо не задавались). Вот в этой сказке девочка
спасает мальчика. Затем приведу им другие
примеры из жизни, истории, литературы. Потом дети
вспомнят и приведут свои примеры. Мы подведем
итоги и разойдемся довольные общением друг с
другом. Такой я представляла нашу беседу, но
неожиданно она получила совсем другой поворот.
ДРУГОЙ ПОВОРОТ
После того как мы уже несколько минут
поговорили о Герде, вдруг из-под стола, где
маленькая Люся устроила себе уютный домик и
видимо расположилась там надолго (ведь после
уроков можно себе такое позволить), раздался ее
голос – звонкий и даже вызывающий: «А мне
нравится Снежная королева!»
Это было так неожиданно. Во-первых,
потому, что до этого она не участвовала в нашем
разговоре и мы были так увлечены беседой, что
немножко забыли о ней, а во-вторых, – почему
именно Снежная королева?
Сначала все молчали, а потом начали
возмущаться:
– Да разве она может нравиться? Она
злая, она причиняет страдания другим!..
– Подождите, – прервала я их возгласы.
– Скажи, Люся, почему она тебе нравится?
– Она красивая, – тихо ответила
девочка.
Видимо, в это мгновение в ней
проснулась маленькая женщина.
НАСТЯ И МАМА
– А мне понравилась маленькая
разбойница, – услышала я ответ Насти.
– Чем же она тебе понравилась? –
спросила я.
И ожидала услышать примерно такой
ответ: «Она помогла Герде, она такая же смелая,
как Герда». И тогда бы в ответ я сказала детям, что
вот встретились две девочки одного возраста:
одна – добрая и кажется беззащитной, другая –
отважная. Но смелые, несомненно, обе. Трусиха
никогда бы не отправилась в такой путь кого-то
спасать. Повлияет ли каким-либо образом Герда (ее
поступок) на маленькую разбойницу, или она
забудет о Герде через какое-то время и через
несколько лет будет почти такая же злая, как
Снежная королева?
Вот это очень важный момент для
родителей и воспитателей – не упустить время,
когда еще можно сформировать и изменить
характер.
А что же ответила маленькая Настя на
мой вопрос?
– Мне понравилось, что она могла
дергать маму за ухо, – сказала она и весело
засмеялась.
Что ответить на это? Честно говоря, я не
знала. Я не стала заострять внимание детей на
ответе Насти и закончила занятие.
Когда дети разбежались по домам, я села
и задумалась, что же имела в виду Настя. Дергать
маму за ушко можно нежно и шаловливо, когда что-то
хочется сказать по секрету, обняв и прижавшись
при этом,
а можно со злом, затаив глубокую обиду, – так что
же имела в виду Настя? Об этом все-таки стоит
думать, так как Настя – лидер в группе, за ней
тянутся остальные. А мама у нее одна и подолгу
задерживается на работе, какие у них
взаимоотношения? Как все непросто. Всегда ли
родители понимают своих детей, а дети родителей?
«ДОЧКИ-МАТЕРИ»
И вот следующее занятие кружка.
– Ребята, – говорю я, – в прошлый раз
мы немножко затронули проблему взаимоотношений
детей и взрослых. Я предлагаю вам ролевую игру, в
которую вы все любите играть, –
«дочки-матери».
Предлагаю ситуацию: «Мама приходит с
работы, она устала, ее встречает дочка...»
И далее разыгрываются варианты,
которые предлагают сами дети.
– Дочка подает маме тапочки, в комнате
чисто, на кухне кипит чайник.
Вариант второй.
– Дочка заплакана, в дневнике двойка, в
комнате беспорядок.
Мама сердится, а может, успокаивает,
мама расстроена... в зависимости от того, кто
играет роль.
Вариантов может быть несколько, все
зависит от фантазии детей, от того, что они
наблюдают в жизни, от типов характера и даже от
взаимной привязанности или неприязни играющих
роль. Потом они могут меняться ролями. Сначала
это дочка, потом она же – мама.
...И БАБУШКИ
После игры подводим итог.
– Вот сейчас вы были в роли мам,
которые каждый день ходят на работу, заботятся о
том, чтобы в доме всегда был вкусный обед, было
чисто и уютно, они заботятся также о вашем
здоровье и благополучии. А стараетесь ли вы
помочь им, не расстраивать маму непослушанием,
всегда ли вы вежливы и внимательны, всегда ли с
радостной улыбкой встречаете маму с работы?
Потом мы переходим к следующему
вопросу.
– В прошлый раз, – говорю я, – когда
мы обсуждали сказку Х.К.Андерсена «Снежная
королева», никто из вас не сказал о бабушке. А
ведь бабушки так нуждаются в вашей заботе, и
иногда им ничего больше не надо, кроме ваших
добрых слов и ласки. Давайте теперь поиграем в
игру «Бабушка и внучка».
Предлагаю ситуацию: «Бабушка больна, а
внучка...»
Далее предлагаются варианты детей.
Затем дети меняются ролями. Очень хорошо, если
варианты у ребят получаются не те, которые они
считают «правильными» с моей точки зрения, а те,
которые наблюдают в жизни. Тогда есть о чем
поговорить.
Например, о том, что мы из сказки
перешагнули в реальную жизнь и поняли несколько
простых истин: не может быть что-то только
белым-белым или черным-черным. Всякий художник,
даже начинающий, скажет, что у этих цветов есть
оттенки. Так и в жизни не может быть что-то или совсем
плохим или совсем хорошим. Человеческие
чувства и отношения достаточно сложны, и важно
научиться правильно вести себя в различных
жизненных ситуациях. Можно учиться, сочиняя свою
сказку.
Валентина КЛОЧКОВА
Москва
Рисунок Г.А.В.Траугот
из сборника сказок Андерсена. М.:Худ.лит.,1990
|