Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2003


РАЗГОВОРЫ ПОСЛЕ УРОКОВ

Ольга МЯЗОТС

А мне нравится Снежная королева!

Трудно представить себе детство без сказки.

«Жили-были...» – произносим мы, и оставлены все игрушки, все другие занятия, и смотрят на нас внимательные глаза.

«Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть» – так написал в толковом словаре В.Даль.

А ведь так хочется, чтобы сбылась. Чтобы собака Жучка говорила человеческим голосом не только в сказке, но и на самом деле. И так хочется добраться когда-нибудь до Тридевятого царства и посмотреть – какое оно. Или стать таким же богатырем, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Или в одно мгновение из Золушки превратиться в принцессу. И еще хорошо знать и верить, что в любом случае тебя спасут и придут к тебе на помощь.

Любая сказка чему-то учит.

Но в жизни не бывает, как в сказке, чтобы люди были только очень злые или только очень добрые. Поэтому в каждом «плохом» человеке всегда можно найти что-то хорошее и это хорошее качество развить.

Вот самые маленькие дети в школе с большим удовольствием слушают, когда им читают вслух. Несколько занятий кружка «Лоцманы книжных морей» мы посвятили сказкам Х.К.Андрерсена. Прочитана «Снежная королева». Несколько мгновений нашей жизни мы были вместе с Гердой, преодолевали трудный путь до Снежной королевы, учились быть добрыми и смелыми. А это не всегда просто. Легко любить того, кто любит тебя. А как любить того человека, который причиняет тебе зло? Груб и дерзок становится Кай, но Герда по-прежнему любит друга и преодолевает трудный путь, чтобы спасти его.

Что касается понятия «смелость», то за него маленькие дети часто принимают хулиганские выходки своих друзей и старших товарищей. Здесь важно, чтобы грубый, необузданный нрав другого человека не стал примером для подражания. Смела ли Герда, смела ли маленькая разбойница? Обо всем этом мы непременно будем говорить и размышлять, а пока я задаю самый первый вопрос: «Кто из героев вам больше всего понравился?» – и жду ответа, предугадать который в данном случае несложно. Конечно, это Герда. Почему – дети тоже смогут ответить. Потом я скажу им, что не только мальчики способны на храбрые поступки (чтобы мальчишки особо не задавались). Вот в этой сказке девочка спасает мальчика. Затем приведу им другие примеры из жизни, истории, литературы. Потом дети вспомнят и приведут свои примеры. Мы подведем итоги и разойдемся довольные общением друг с другом. Такой я представляла нашу беседу, но неожиданно она получила совсем другой поворот.

ДРУГОЙ ПОВОРОТ

После того как мы уже несколько минут поговорили о Герде, вдруг из-под стола, где маленькая Люся устроила себе уютный домик и видимо расположилась там надолго (ведь после уроков можно себе такое позволить), раздался ее голос – звонкий и даже вызывающий: «А мне нравится Снежная королева!»

Это было так неожиданно. Во-первых, потому, что до этого она не участвовала в нашем разговоре и мы были так увлечены беседой, что немножко забыли о ней, а во-вторых, – почему именно Снежная королева?

Сначала все молчали, а потом начали возмущаться:

– Да разве она может нравиться? Она злая, она причиняет страдания другим!..

– Подождите, – прервала я их возгласы. – Скажи, Люся, почему она тебе нравится?

– Она красивая, – тихо ответила девочка.

Видимо, в это мгновение в ней проснулась маленькая женщина.

НАСТЯ И МАМА

– А мне понравилась маленькая разбойница, – услышала я ответ Насти.

– Чем же она тебе понравилась? – спросила я.

И ожидала услышать примерно такой ответ: «Она помогла Герде, она такая же смелая, как Герда». И тогда бы в ответ я сказала детям, что вот встретились две девочки одного возраста: одна – добрая и кажется беззащитной, другая – отважная. Но смелые, несомненно, обе. Трусиха никогда бы не отправилась в такой путь кого-то спасать. Повлияет ли каким-либо образом Герда (ее поступок) на маленькую разбойницу, или она забудет о Герде через какое-то время и через несколько лет будет почти такая же злая, как Снежная королева?

Вот это очень важный момент для родителей и воспитателей – не упустить время, когда еще можно сформировать и изменить характер.

А что же ответила маленькая Настя на мой вопрос?

– Мне понравилось, что она могла дергать маму за ухо, – сказала она и весело засмеялась.

Что ответить на это? Честно говоря, я не знала. Я не стала заострять внимание детей на ответе Насти и закончила занятие.

Когда дети разбежались по домам, я села и задумалась, что же имела в виду Настя. Дергать маму за ушко можно нежно и шаловливо, когда что-то хочется сказать по секрету, обняв и прижавшись при этом,
а можно со злом, затаив глубокую обиду, – так что же имела в виду Настя? Об этом все-таки стоит думать, так как Настя – лидер в группе, за ней тянутся остальные. А мама у нее одна и подолгу задерживается на работе, какие у них взаимоотношения? Как все непросто. Всегда ли родители понимают своих детей, а дети родителей?

«ДОЧКИ-МАТЕРИ»

И вот следующее занятие кружка.

– Ребята, – говорю я, – в прошлый раз мы немножко затронули проблему взаимоотношений детей и взрослых. Я предлагаю вам ролевую игру, в которую вы все любите играть, – «дочки-матери».

Предлагаю ситуацию: «Мама приходит с работы, она устала, ее встречает дочка...»

И далее разыгрываются варианты, которые предлагают сами дети.

– Дочка подает маме тапочки, в комнате чисто, на кухне кипит чайник.

Вариант второй.

– Дочка заплакана, в дневнике двойка, в комнате беспорядок.

Мама сердится, а может, успокаивает, мама расстроена... в зависимости от того, кто играет роль.

Вариантов может быть несколько, все зависит от фантазии детей, от того, что они наблюдают в жизни, от типов характера и даже от взаимной привязанности или неприязни играющих роль. Потом они могут меняться ролями. Сначала это дочка, потом она же – мама.

...И БАБУШКИ

После игры подводим итог.

– Вот сейчас вы были в роли мам, которые каждый день ходят на работу, заботятся о том, чтобы в доме всегда был вкусный обед, было чисто и уютно, они заботятся также о вашем здоровье и благополучии. А стараетесь ли вы помочь им, не расстраивать маму непослушанием, всегда ли вы вежливы и внимательны, всегда ли с радостной улыбкой встречаете маму с работы?

Потом мы переходим к следующему вопросу.

– В прошлый раз, – говорю я, – когда мы обсуждали сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева», никто из вас не сказал о бабушке. А ведь бабушки так нуждаются в вашей заботе, и иногда им ничего больше не надо, кроме ваших добрых слов и ласки. Давайте теперь поиграем в игру «Бабушка и внучка».

Предлагаю ситуацию: «Бабушка больна, а внучка...»

Далее предлагаются варианты детей. Затем дети меняются ролями. Очень хорошо, если варианты у ребят получаются не те, которые они считают «правильными» с моей точки зрения, а те, которые наблюдают в жизни. Тогда есть о чем поговорить.

Например, о том, что мы из сказки перешагнули в реальную жизнь и поняли несколько простых истин: не может быть что-то только белым-белым или черным-черным. Всякий художник, даже начинающий, скажет, что у этих цветов есть оттенки. Так и в жизни не может быть что-то или совсем плохим или совсем хорошим. Человеческие чувства и отношения достаточно сложны, и важно научиться правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Можно учиться, сочиняя свою сказку.

Валентина КЛОЧКОВА
Москва
Рисунок Г.А.В.Траугот
из сборника сказок Андерсена. М.:Худ.лит.,1990