Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

«Биология» библиотекаря

Год минувший прошел под знаком реформы школы. В рамках «модернизации образования» министерство отменило преподавание экологии как обязательного школьного предмета. Она стала обязательной в 1995 году, и учителя уже воспринимали экологию как важную часть воспитания и образования школьников. А в 2002 го-
ду учебные заведения остались без учебников по экологии. А сам предмет министерство рекомендует преподавать за счет вариативной части Базисного учебного плана. На парламентские слушания в Госдуме был вынесен вопрос «Содержание стандарта общего образования». Но в стандарте нет ни слова об экологии... Таковы факты.

Библиотекаря никто, в том числе и он сам, не освобождал от работы по экологическому воспитанию и просвещению читателей. И за помощью в работе далеко ходить не надо. Есть, например, еженедельная газета «Биология» Издательского дома «Первое сентября». Эффективность использования того или иного издания в библиотеке проследить довольно легко. Годовые подшивки пестрят разноцветными закладками, газеты на сгибах потерты, и сами подшивки имеют вид разлохмаченный – интенсивность использования налицо.

Формально газета адресована преподавателям биологии. Так что же находит в ней детский библиотекарь-практик?

Каким бы образом ни выстраивал свою работу по экологическому воспитанию и просвещению библиотекарь, это издание поможет. Значительно расширяется диапазон проблем, которые освещает библиотека. Материалы «Биологии» помогают внести изменения в традиционные формы работы, насытить собственные разработки интересными фактами.

Авторы многих публикаций не ограничиваются приведением сведений чисто биологического характера, а освещают проблему шире. Вот конкретный пример: Тихонова Г.Н. Хамелеоны (Биология. – 2002. – № 47. – С. 6–7). В небольшом по объему материале (2 страницы) упоминаются 3 автора художественных и научно-познавательных книг (А.П.Чехов, Джой Адамсон, Джеральд Даррелл). Материал уже может служить основой для подготовки мероприятий, адресованных читателям-детям. С его помощью можно не только ликвидировать пробелы в собственном образовании, связанные с хамелеонами, но и подготовить интересные и вполне квалифицированные вопросы для викторины, разработать небольшую выставку, сопроводив ее интересной цитатой из Чехова или Даррелла. Такая работа не оставит равнодушным юного читателя. Помните, у К.И.Чуковского: «Мама, посмотри, какая прекрасная гадость!»?

Иногда кажется, что материал, изложенный в статье, адресован исключительно преподавателю. Но это лишь на первый взгляд. Опять конкретный пример: Баринова М.А., Мещерский И.Г. Вопросы об опросах, или Тесты с изюмом (Биология. – 2002. – № 47. – С. 10–11. Копилка опыта). Форма вопросов и ответов в статье позволяет внести разнообразие в библиотечные викторины. Газета изобилует игровыми заданиями и уроками по биологии, а это ценный материал при составлении кроссвордов и ребусов. Малыши, как известно, любят отгадывать загадки, и мы широко используем это в библиотечной практике. Но на подборку загадок по определенной теме библиотекарь тратит довольно много времени. Газета и тут придет на помощь: Мельникова С.В. Ботанические загадки. (Биология. – 2003. – № 1. – С. 4–5).

Опубликованные в «Биологии» материалы могут сподвигнуть вас на подготовку более серьезных мероприятий, целых экологических акций. Например: «Бой королю мусора и принцессе замарашке: методическая разработка экологической акции для школьников младшего и среднего возраста» (Биология. – 2002. – № 48. – С. 2).

Интересная публикация может подсказать тему для работы: А.Горяшко. Бегущие сквозь время (Биология. – 2002. – № 48. – С. 3–5). История Московского ипподрома, истинное назначение бегов... Лошади – отправная точка для организации цикла мероприятий (бесед, обзоров, литературы, книжных выставок и др.). Для москвичей достойным завершением работы может стать посещение музея коневодства – гордости Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева.

Несомненный интерес для библиотекаря представляют материалы рубрики «Живой уголок». Регулярно знакомясь с ними, вы получите квалифицированную помощь в выращивании комнатных растений дома и библиотеке. Они помогут вам и вашим читателям в содержании питомцев в живых уголках, которые и в школах, и в детских библиотеках не редкость.

Экологический календарь – одна из любимых форм работы библиотекаря. При подготовке материалов к Всемирному дню водно-болотных угодий (отмечается ежегодно 2 февраля) большую помощь оказали материалы Сухотиной Г.А. «Болото как экосистема» (Биология. – 2002. – № 16–18). В рубрике «Экскурсии» также представлен материал К.В.Авиловой «Птицы зимнего леса» (Биология. – 2002. – № 45. – С. 8–9). О нем мы обязательно вспомним, готовя мероприятия к 1 апреля – Дню охраны птиц.

«Биология» активно заботится о здоровье своих читателей публикуя такие материалы, как «Информированность населения о пищевых добавках» (Биология. – 2002. – № 44. – С. 10–11) или «Как избавиться от гриппа» И.Э.Лалаянц (Биология. – 2002. – № 42. – С. 16).

Одно из несомненных достоинств газеты – ее информативность. «Биология» рассказывает о работе Государственного Дарвинского музея, Государственного Биологического музея им. А.К.Тимирязева, Палеонтологического музея им. Ю.А.Орлова, Московского эколого-образовательного комплекса, Центра содержания диких животных, об издательствах, книгах и о многом другом.

Мы активно пополняем материалами из газеты тематические папки: «Экологическое образование», «Сохранение биологического разнообразия», «Экологический календарь», «Игровая экология», «Экология Москвы» и др.

Недостаток один, но типичный для большинства периодических изданий: игнорируется принцип «хороша ложка к обеду». Например, выпуск, содержащий материалы к Новому году, попал библиотеку только после оного, когда поезд, как говорится, уже ушел. А хорошо бы – в ноябре. Но в данном случае беда небольшая. Новый год – праздник ежегодный, а год козы (овцы) повторится через 12 лет. Библиотекари – существа предусмотрительные и запасливые. Если уж не саму газету (за неимением места для хранения), то вырезки из нее в соответствующие папочки разложат.

При подготовке материала использованы:

Ермолов В. Школа без экологии. – Экология и жизнь. – 2002. – № 6(29). – С. 30.
Багоцкий С.В. О школьном природоохранном образовании. – Экология и жизнь. – 2002. – № 4 (27). – С. 32–34.
Подшивка газеты «Биология» за 2002 год.

Нина КОЛОСКОВА,
зав.сектором методического отдела
ЦГДБ им А.П.Гайдара
Москва