«Биология» библиотекаря
Год минувший прошел под знаком реформы
школы. В рамках «модернизации образования»
министерство отменило преподавание экологии как
обязательного школьного предмета. Она стала
обязательной в 1995 году, и учителя уже
воспринимали экологию как важную часть
воспитания и образования школьников. А в 2002 го-
ду учебные заведения остались без учебников по
экологии. А сам предмет министерство рекомендует
преподавать за счет вариативной части Базисного
учебного плана. На парламентские слушания в
Госдуме был вынесен вопрос «Содержание
стандарта общего образования». Но в стандарте
нет ни слова об экологии... Таковы факты.
Библиотекаря никто, в том числе и он
сам, не освобождал от работы по экологическому
воспитанию и просвещению читателей. И за помощью
в работе далеко ходить не надо. Есть, например,
еженедельная газета «Биология» Издательского
дома «Первое сентября». Эффективность
использования того или иного издания в
библиотеке проследить довольно легко. Годовые
подшивки пестрят разноцветными закладками,
газеты на сгибах потерты, и сами подшивки имеют
вид разлохмаченный – интенсивность
использования налицо.
Формально газета адресована
преподавателям биологии. Так что же находит в ней
детский библиотекарь-практик?
Каким бы образом ни выстраивал свою
работу по экологическому воспитанию и
просвещению библиотекарь, это издание поможет.
Значительно расширяется диапазон проблем,
которые освещает библиотека. Материалы
«Биологии» помогают внести изменения в
традиционные формы работы, насытить собственные
разработки интересными фактами.
Авторы многих публикаций не
ограничиваются приведением сведений чисто
биологического характера, а освещают проблему
шире. Вот конкретный пример: Тихонова Г.Н.
Хамелеоны (Биология. – 2002. – № 47. – С. 6–7). В
небольшом по объему материале (2 страницы)
упоминаются 3 автора художественных и
научно-познавательных книг (А.П.Чехов, Джой
Адамсон, Джеральд Даррелл). Материал уже может
служить основой для подготовки мероприятий,
адресованных читателям-детям. С его помощью
можно не только ликвидировать пробелы в
собственном образовании, связанные с
хамелеонами, но и подготовить интересные и
вполне квалифицированные вопросы для викторины,
разработать небольшую выставку, сопроводив ее
интересной цитатой из Чехова или Даррелла. Такая
работа не оставит равнодушным юного читателя.
Помните, у К.И.Чуковского: «Мама, посмотри, какая
прекрасная гадость!»?
Иногда кажется, что материал,
изложенный в статье, адресован исключительно
преподавателю. Но это лишь на первый взгляд.
Опять конкретный пример: Баринова М.А., Мещерский
И.Г. Вопросы об опросах, или Тесты с изюмом
(Биология. – 2002. – № 47. – С. 10–11. Копилка опыта).
Форма вопросов и ответов в статье позволяет
внести разнообразие в библиотечные викторины.
Газета изобилует игровыми заданиями и уроками по
биологии, а это ценный материал при составлении
кроссвордов и ребусов. Малыши, как известно,
любят отгадывать загадки, и мы широко используем
это в библиотечной практике. Но на подборку
загадок по определенной теме библиотекарь
тратит довольно много времени. Газета и тут
придет на помощь: Мельникова С.В. Ботанические
загадки. (Биология. – 2003. – № 1. – С. 4–5).
Опубликованные в «Биологии» материалы
могут сподвигнуть вас на подготовку более
серьезных мероприятий, целых экологических
акций. Например: «Бой королю мусора и принцессе
замарашке: методическая разработка
экологической акции для школьников младшего и
среднего возраста» (Биология. – 2002. – № 48. – С. 2).
Интересная публикация может
подсказать тему для работы: А.Горяшко. Бегущие
сквозь время (Биология. – 2002. – № 48. – С. 3–5).
История Московского ипподрома, истинное
назначение бегов... Лошади – отправная точка для
организации цикла мероприятий (бесед, обзоров,
литературы, книжных выставок и др.). Для москвичей
достойным завершением работы может стать
посещение музея коневодства – гордости
Московской сельскохозяйственной академии имени
К.А.Тимирязева.
Несомненный интерес для библиотекаря
представляют материалы рубрики «Живой уголок».
Регулярно знакомясь с ними, вы получите
квалифицированную помощь в выращивании
комнатных растений дома и библиотеке. Они
помогут вам и вашим читателям в содержании
питомцев в живых уголках, которые и в школах, и в
детских библиотеках не редкость.
Экологический календарь – одна из
любимых форм работы библиотекаря. При подготовке
материалов к Всемирному дню водно-болотных
угодий (отмечается ежегодно 2 февраля) большую
помощь оказали материалы Сухотиной Г.А. «Болото
как экосистема» (Биология. – 2002. – № 16–18). В
рубрике «Экскурсии» также представлен материал
К.В.Авиловой «Птицы зимнего леса» (Биология. – 2002.
– № 45. – С. 8–9). О нем мы обязательно вспомним,
готовя мероприятия к 1 апреля – Дню охраны птиц.
«Биология» активно заботится о
здоровье своих читателей публикуя такие
материалы, как «Информированность населения о
пищевых добавках» (Биология. – 2002. – № 44. – С.
10–11) или «Как избавиться от гриппа» И.Э.Лалаянц
(Биология. – 2002. – № 42. – С. 16).
Одно из несомненных достоинств
газеты – ее информативность. «Биология»
рассказывает о работе Государственного
Дарвинского музея, Государственного
Биологического музея им. А.К.Тимирязева,
Палеонтологического музея им. Ю.А.Орлова,
Московского эколого-образовательного комплекса,
Центра содержания диких животных, об
издательствах, книгах и о многом другом.
Мы активно пополняем материалами из
газеты тематические папки: «Экологическое
образование», «Сохранение биологического
разнообразия», «Экологический календарь»,
«Игровая экология», «Экология Москвы» и др.
Недостаток один, но типичный для
большинства периодических изданий: игнорируется
принцип «хороша ложка к обеду». Например, выпуск,
содержащий материалы к Новому году, попал
библиотеку только после оного, когда поезд, как
говорится, уже ушел. А хорошо бы – в ноябре. Но в
данном случае беда небольшая. Новый год –
праздник ежегодный, а год козы (овцы) повторится
через 12 лет. Библиотекари – существа
предусмотрительные и запасливые. Если уж не саму
газету (за неимением места для хранения), то
вырезки из нее в соответствующие папочки
разложат.
При подготовке материала
использованы:
Ермолов В. Школа без экологии. –
Экология и жизнь. – 2002. – № 6(29). – С. 30.
Багоцкий С.В. О школьном природоохранном
образовании. – Экология и жизнь. – 2002. – № 4 (27).
– С. 32–34.
Подшивка газеты «Биология» за 2002 год.
Нина КОЛОСКОВА,
зав.сектором методического отдела
ЦГДБ им А.П.Гайдара
Москва
|