Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2003


Здесь должно быть название новой вкладки
для классных руководителей. Ждем ваших предложений по почте или по телефону
до 8 марта.

Выпуск 01 (01) • вкладка в БШ № 04 (88) • 16–28 февраля 2003

«Классный час... Это вечная проблема. Ну сколько можно обсуждать текущие учебные дела, выяснять, кто вчера сорвал урок биологии или закинул чей-то портфель в спортзал? Хочется же, чтобы этот час был и интересным для всех, и полезным, и воспитывающим патриотизм, уважительное отношение к природе и еще здоровый образ жизни, а еще лучше – все сразу. Хорошо, когда есть что прочитать и обсудить, но система из этого почему-то не складывается. Вот бы готовую и хорошую программу классных часов для 5-го, 6-го... 11-го классов на все случаи жизни.

А еще хорошо бы к разработкам на разные темы добавить консультации психологов (не в каждой школе они есть!), работников милиции и юристов, врачей. Да еще в качестве приложения выпускать ноты и музыкальные записи на кассетах, которые нужны к той или иной разработке. Многое нужно классному руководителю, чего не хватает в школьной библиотеке».

Это строки из длинного письма, пришедшего как-то давно в редакцию нашей газеты. Почему именно в «Библиотеку в школе»? Не знаем. Видимо, у его автора сложилась уже хорошая привычка за всякой помощью идти в библиотеку. А если своя библиотека помочь не смогла, может, газета библиотечная поможет? (В таком случае – честь и хвала библиотеке в этой школе.) Возможно, все было вовсе не так, но письмо пришло. Долго мы держали его в папке «Идеи», пока наконец не поняли – да! нам нужна вкладка для классных руководителей, и мы можем ее делать. Только вот единой программы классных часов и музыки на кассетах не обещаем. Единых методов классного руководства нет, да и вряд ли они будут. Собственно, сколько классных руководителей, столько и методов. Можно найти общий стиль, генеральную линию в классном руководстве, но эту линию нужно вырабатывать в совместном, нашем с вами, поиске, исходя из реалий современной школы. Именно это мы и будем стараться делать в новой вкладке.

Наша газета в газете для тех, кому интересно проводить время с детьми. Будут в ней методические материалы для классных руководителей. Темы для классного часа, родительского собрания или дискуссионного клуба, для размышлений и сочинений на свободную тему. Информация о молодежных организациях, о молодежных увлечениях. Психологический комментарий некоторой информации, консультирование по вопросам обучения и воспитания. Анкеты, популярные тесты (не специфическая психологическая диагностика), которые можно использовать в работе с детьми. Игры для развлечения и сплочения детей и подростков.

Но одна голова (если иметь в виду редакцию как общую голову) – хорошо, а ваши 10, 20, 1000 – лучше. Тем более что это будут головы профессионалов – классных руководителей и их верных помощников – библиотекарей. Ну что ж, начнем!

Ваша «БШ»

 

Можно ли научить классному руководству?

Фото Веры ЗубаренковойФото Веры Зубаренковой

Идеи витают в воздухе. В то время, когда в редакции шло обсуждение этой темы, я нашла в газете «Школьный психолог» (№ 45, 2002 г.) статью Марины Битяновой «Классный руководитель на родительском собрании». Позволю себе цитату: «Классный руководитель – профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы». Далее речь идет об определенной ролевой позиции классного руководителя на родительском собрании. Если вы умеете ее занять, она поможет без потерь для статуса педагога вызвать на активную позицию родителей и наладить взаимодействие. Продолжение разговора на эту тему можно найти в «Школьном психологе» № 1 за 2003 г. (см. статью М.Битяновой «Ненавязчивая помощь»).

Школьные психологи сотрудничают с педагогами не только в качестве коллег по цеху, работающих с тем же «объектом» – учениками, но и в качестве методистов, помогая их личностному и профессиональному росту. В том числе и классным руководителям.

Что за профессия такая – «классный руководитель»?

Есть ли такая специальность в дипломах?

Можно ли научить быть классным руководителем?

Еще лет 15–20 назад, наверное, такие вопросы и не возникли бы. Не возникли бы потому, что на повестке дня был другой уклон: как нужно педагогам обучать и воспитывать «объекты», чтобы все «объекты» были бы еще обученнее и воспитаннее. И на помощь приходили различные социальные институты и родная партия. И классному руководителю было подспорье: пионерские и комсомольские собрания с вожатыми и комсоргами (а будешь плохо учиться и безобразно себя вести – исключим, накажем), игры в «Зарницу» и «Орленок», развитая сеть различных детских летних лагерей
и т.д. Педагоги получали помощь, подкрепление, поскольку выполняли социальный заказ: растить строителя коммунизма. В таких условиях учителя заведомо должны были быть еще и классными руководителями, причем идеальными, поскольку доверено им дело ответственное. Плохим людям не доверят. Какие могут быть вопросы?

Теперь другое время. Социальный заказ воспитать определенный тип не прорисовывается. Зато все четче прорисовываются персональные, семейные заказы: на ребенка не давить, а видеть в нем индивидуальность со всеми достоинствами и недостатками; с родителями разговаривать вежливее, уважительнее (они же деньги платят на нужды школы)... Оказывается, когда идет общение не на уровне социальных структур, заоблачных высот, а на уровне земном, человеческом, глаза в глаза, – вот тут-то и высвечивается множество проблем. От «чему обучать?» и «что воспитывать?», до «как?» и «каким образом?». Причем классное руководство осталось еще с прошлых времен в качестве дополнительной (читай: благотворительной) нагрузки. Редко где появились должности освобожденных классных руководителей. Воспитывай, соответствуй. А классный руководитель помимо прочего еще и предметник, испытывающий в этой роли все передряги современной школы.

Я не стою на позициях защиты или обвинения. Пытаюсь разобраться. Я – школьный психолог, но чаще всего пока нахожусь в роли родителя. И на собрания хожу. Родительские. Скажу честно: не всегда. Потому что не всегда хочется, хотя я найду веские причины, оправдывающие мое отсутствие. Не надеюсь узнать что-то новое для себя, увидеть реальную заботу о моем ребенке. И давно живу с мыслью: «Скорей бы эта школа закончилась...»

Я думаю, что классные руководители тех классов, в которых учился мой ребенок, будут чрезвычайно удивлены, если прочтут это. Никогда, никоим образом мы не показывали друг другу какое-либо недовольство. Мы всегда (Я и Классный руководитель) были вежливы, предусмотрительны. Я еще и в меру исполнительна как родитель. Не устраиваю саботаж. Откуда же внутреннее напряжение, рождающее недовольство? Причем недовольство это направления конкретного не имеет, потому что в школе работают разные люди, но каждый из них достоин уважения. Я уверена – похожее напряжение испытывают сами учителя, когда приходят на родительское собрание не в качестве Классного руководителя, а в качестве Родителя. Что же происходит, когда роль меняется?

Это все оттого, что пока мы не говорим о главном. Или не умеем, или не знаем, зачем говорить о главном. Да и что главное?

Дети – главное, кто будет спорить? С одной стороны ребенка – родители, все очень разные, но, по крайней мере, еще в начальной школе большая часть из них готова сотрудничать со школой в деле все того же обучения-воспитания. С другой стороны – учителя, большей частью удерживающиеся в школе по каким-то личным соображениям, а не за деньги. Огромная им (совершенно искренняя) благодарность за то, что работают и стараются передать знания.

А может быть здесь – загвоздка? Это вот: «передать», «транслировать»... Однонаправленность чувствуете? Ведь и у родителей прослеживается аналогичная позиция: «Я вам ребенка передала, а вы уж тут его уважайте, мне пока некогда». Все получаются в одиночестве и недовольстве.

Общение предполагает не только трансляцию. Ведь это – ВЗАИМОдействие, ВЗАИМОобогащение. Если вы хотите этого.

Классному руководителю тяжело в одиночку. А может, можно найти помощь и помощников? Я имею в виду не «прибить – сдать – свозить», а «найти оптимальный путь».

Со временем, конечно же, если еще такому не учат, то будут учить только руководству классным коллективом. И классные руководители будут не предметниками в нашем теперешнем понимании, а специалистами по предмету «Общение и взаимодействие».

А пока этот предмет будем изучать факультативно. Опять же – все вместе.

Очень бы хотелось получить помощь от читателей хотя бы в виде ответов только на три вопроса:

1. Приветствуете ли Вы появление в газете «БШ» специальной вкладки для классных руководителей?

Далее для тех, кто ответил на первый вопрос утвердительно.

2. Какие рубрики, темы Вам хотелось бы увидеть в ней?

3. Что вызывает интерес в первом номере?

Будем рады любому мнению и любой критике первого выпуска, а также вашим идеям по поводу названия!

С уважением

Елена МАЛИНИНА,
школьный психолог