Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2003


КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Классный час

Татьяна КАНТУР

О добрых чувствах
и жестоком

Обсуждение «Пушкинских проповедей» Симона Соловейчика с детьми 2–5-х классов

Цели и задачи мероприятия:

– познакомить учеников с книгой выдающегося педагога;

– помочь им осознать смысл доброты по отношению к людям;

– содействовать воспитанию стремления к добрым делам;

– развивать творческие способности учащихся.

Библиотекарь показывает детям книгу «учителя учителей» С.Л.Соловейчика, рассказывает об авторе и его «Пушкинских проповедях»: «Это книга о нас с вами, о нашей жизни. А пушкинские строки лишний раз напоминают нам о том, как стары эти простые истины и как они вечны».

Классный руководитель цитирует пушкинские строки: «...И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал...»

Библиотекарь обращает внимание детей на слово «пробуждал» и вовлекает их в беседу: почему добрые чувства надо пробуждать? разве они спят в нас? если спят, то почему? почему их так немного, почему человек не может всегда быть добрым, испытывать только добрые чувства?

Классный руководитель обращается к фрагменту проповеди «О добрых чувствах».

Однажды ученые опросили много людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы хотели бы обладать? Большинство ответило: «Я хотел бы быть твердым, решительным, чтобы никто не мог меня обмануть». Тогда спросили тех же людей: «А какими вы хотели бы видеть других?» И почти все ответили: добрыми.

Все хотят видеть и ощущать доброту в других, но не в себе.

Взрослые беседуют с классом о том, в чем более всего нуждается человек; как проявляется богатство и щедрость души; что именно мы называем словом «добро», какие мысли и поступки считаются добрыми? Стараются, чтобы ребята сами, как сумеют, искали ответы на эти вопросы, чтобы их ответы не были общими словами.

Основные тезисы беседы могут быть следующими.

Когда у человека много добрых чувств, много доброты – это богатый человек, и душа у него богатая. Он дарит окружающим любовь, заботу, внимание, добрые слова. А злой человек любит только себя, на других у него любви не хватает. Он вечно боится, как бы его не задели, как бы чего-то не отняли! Такой человек постоянно злится на окружающих, и добрых чувств в его душе совсем не остается. Злой человек никого не любит – и потому его тоже никто не хочет любить.

Всякий человек умеет быть и добрым,
и злым. Многим кажется, что злым быть гораздо легче, – но это не так. Злому человеку живется труднее, потому что его никто не любит, не жалеет, не помогает ему.

Каждый может проверить, злой он человек или добрый. Если вам кажется, что все вокруг злые, значит, именно вы – недобрый человек. И наоборот: если все вокруг вам кажутся добрыми, значит, и вы тоже добры, у вас в душе есть добрые чувства.

Добрых чувств на самом деле у людей гораздо больше. Просто у некоторых они спят в глубине души. И если их разбудить, человеку станет гораздо приятнее и интереснее жить.

Присмотритесь к себе: не спят ли ваши добрые чувства? Если не стесняться их, а стараться проявлять, мир станет добрее, а зла будет меньше.

Чтобы проиллюстрировать тезис о наличии добра и зла в душе одного человека, можно предложить детям посмотреть инсценировку (например, разыграть сценку, увиденную в жизни школы) или фрагмент фильма на эту тему, послушать песню и т.п., а затем обсудить услышанное.

Продолжая классный час, учитель читает проповедь «О жестоком веке»; библиотекарь задает проблемный вопрос: а наше время – доброе или жестокое? Учитель предлагает выразить свое отношение к современности в небольшом сочинении.

Темы для сочинений: «Как противостоять жестокости?» и «Что сделать, чтобы люди стали добрее?».

Звучит негромкая музыка, дети пишут. По окончании работы некоторые сочинения обсуждаются вслух (только по желанию самих ребят!).

Учитель подводит итог классного часа, говоря ребятам, что они – люди будущего, они вправе сделать выбор между злом и добром, помня, что количество добра в мире зависит от них.

Библиотекарь предлагает ребятам обратиться к книгам, которые могут помочь человеку понять окружающий мир, его добрые и злые стороны (книжная выставка «Мир за порогом школы»). Классный час заканчивается самостоятельным выбором книг.

Классный час, разработанный совместно с классным руководителем 4-го «А» В.Демерчян, был представлен аттестационной комиссии для присвоения учителю 1-й категории.