Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2003


КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Урок толерантности

Ольга ГРОМОВА

Он – один на всех

В конце декабря мы отправились на концерт в костел, что на Малой Грузинской в Москве. Здесь, в кафедральном соборе Римско-католической церкви, регулярно, по средам и воскресеньям, после вечерней службы проводятся концерты классической музыки. И посещают их вовсе не только прихожане храма.

В этот раз был объявлен вечер памяти И.-С.Баха. Мы пришли рано. Служба еще не закончилась, а в притворе храма уже собираются слушатели. Тихо звучит речь русская, польская, азербайджанская… А вот и немцы, армяне.

Одни говорят о недавно закончившемся Рамадане – месяце строгого мусульманского поста, а другие сравнивают православные и католические рождественские традиции. И все просто ждут. Ждут Музыку.

Подходим к двум мужчинам, на костюмах которых значки служителей храма. «А можно пройти на службу?» Видимо, по моему робкому вопросу они понимают, что я не католичка. «Проходите, – говорит старший, – и молитесь по-своему. Бог – он один для всех».

Почему-то ком в горле встает от этих слов. Несколько человек входят вместе с нами. Храм полон. Идет проповедь. Сильный и в то же время спокойный голос священника кажется одновременно величественным и проникновенным. «…И так каждый, распятый на кресте жизни, да верит в то, что он справится, и тогда Бог поможет ему».

Я стою, оторопевшая, крепко держась, как маленькая, за руку мужа, и, кажется, больше ничего не слышу вокруг. Лишь голос, гулкий под сводами собора, говорящий о том, что грех уныния в нас самих, а Бог помогает лишь тем, кто верит в свои силы. Возможно, я, как и каждый, услышала в проповеди что-то свое, очень личное. А для других те же слова звучали по-другому… Не все ли равно?

«Вслушайся, – говорит муж, – те же молитвы, что и в православной церкви, только по-русски. И Символ веры – почти тот же».

Служба идет своим чередом. Вон стоит женщина и крестится по православному обычаю. Похоже, здесь много не католиков.

А я кто? Никогда не могла ответить на этот вопрос. Вообще-то человек я не религиозный и далекий от церковных традиций и обрядов. Верующая? Да. К какой религии принадлежу? Ни к какой. А в роду у меня каких только наций и религий не было. Но вот Бог – один для всех. Это я точно знаю.

Концерт начался. Дубовые скамьи собора снова заполнили люди. Мы сидим лицом к алтарю. Резное деревянное распятие будто парит в воздухе на фоне белоснежных стен. А сзади нас, на балконе – орган. Мы не видим ни его, ни музыканта. Слышим лишь музыку. И хотя, наверное, люди здесь собрались разные: кто-то и просто за компанию, из любопытства, мне кажется, что нет уже ни любопытствующих, ни равнодушных...

Отзвучали фуги Баха. И вот в светлые, строгие, готические баховские гармонии искусно вплетаются мягкие восточные мелодии. Эта необыкновенная музыка льется сверху, заполняет огромный собор и окружает тебя со всех сторон.

И вдруг я в полной мере осознаю, что происходит. В католическом соборе, где священники говорят с польским акцентом, а прихожане – на самых разных языках, исполняется сюита «Памяти Баха» азербайджанского композитора Арифа Мирзоева. Треть зала – азербайджанцы. Еще треть – просто пришедшие на концерт, тоже не католики, а может, и вовсе атеисты. И всех нас объединяет Музыка.

Тоненькая белокурая органистка Мария Макарова и смуглый, кареглазый, с седой шевелюрой Ариф Мирзоев раскланивались после концерта, держась за руки и будто напоминали всем еще раз: Музыка – она одна на всех. И Бог – один.