Урок толерантности
Ольга ГРОМОВА
Он – один на всех
В конце декабря мы отправились на концерт
в костел, что на Малой Грузинской в Москве. Здесь,
в кафедральном соборе Римско-католической
церкви, регулярно, по средам и воскресеньям,
после вечерней службы проводятся концерты
классической музыки. И посещают их вовсе не
только прихожане храма.
В этот раз был объявлен вечер памяти
И.-С.Баха. Мы пришли рано. Служба еще не
закончилась, а в притворе храма уже собираются
слушатели. Тихо звучит речь русская, польская,
азербайджанская… А вот и немцы, армяне.
Одни говорят о недавно закончившемся
Рамадане – месяце строгого мусульманского
поста, а другие сравнивают православные и
католические рождественские традиции. И все
просто ждут. Ждут Музыку.
Подходим к двум мужчинам, на костюмах
которых значки служителей храма. «А можно пройти
на службу?» Видимо, по моему робкому вопросу они
понимают, что я не католичка. «Проходите, –
говорит старший, – и молитесь по-своему. Бог – он
один для всех».
Почему-то ком в горле встает от этих
слов. Несколько человек входят вместе с нами.
Храм полон. Идет проповедь. Сильный и в то же
время спокойный голос священника кажется
одновременно величественным и проникновенным.
«…И так каждый, распятый на кресте жизни, да
верит в то, что он справится, и тогда Бог поможет
ему».
Я стою, оторопевшая, крепко держась,
как маленькая, за руку мужа, и, кажется, больше
ничего не слышу вокруг. Лишь голос, гулкий под
сводами собора, говорящий о том, что грех уныния в
нас самих, а Бог помогает лишь тем, кто верит в свои
силы. Возможно, я, как и каждый, услышала в
проповеди что-то свое, очень личное. А для других
те же слова звучали по-другому… Не все ли равно?
«Вслушайся, – говорит муж, – те же
молитвы, что и в православной церкви, только
по-русски. И Символ веры – почти тот же».
Служба идет своим чередом. Вон стоит
женщина и крестится по православному обычаю.
Похоже, здесь много не католиков.
А я кто? Никогда не могла ответить на
этот вопрос. Вообще-то человек я не религиозный и
далекий от церковных традиций и обрядов.
Верующая? Да. К какой религии принадлежу? Ни к
какой. А в роду у меня каких только наций и
религий не было. Но вот Бог – один для всех. Это я
точно знаю.
Концерт начался. Дубовые скамьи собора
снова заполнили люди. Мы сидим лицом к алтарю.
Резное деревянное распятие будто парит в воздухе
на фоне белоснежных стен. А сзади нас, на балконе
– орган. Мы не видим ни его, ни музыканта. Слышим
лишь музыку. И хотя, наверное, люди здесь
собрались разные: кто-то и просто за компанию, из
любопытства, мне кажется, что нет уже ни
любопытствующих, ни равнодушных...
Отзвучали фуги Баха. И вот в светлые,
строгие, готические баховские гармонии искусно
вплетаются мягкие восточные мелодии. Эта
необыкновенная музыка льется сверху, заполняет
огромный собор и окружает тебя со всех сторон.
И вдруг я в полной мере осознаю, что
происходит. В католическом соборе, где
священники говорят с польским акцентом, а
прихожане – на самых разных языках, исполняется
сюита «Памяти Баха» азербайджанского
композитора Арифа Мирзоева. Треть зала –
азербайджанцы. Еще треть – просто пришедшие на
концерт, тоже не католики, а может, и вовсе
атеисты. И всех нас объединяет Музыка.
Тоненькая белокурая органистка Мария Макарова
и смуглый, кареглазый, с седой шевелюрой Ариф
Мирзоев раскланивались после концерта, держась
за руки и будто напоминали всем еще раз: Музыка –
она одна на всех. И Бог – один. |