Совместный
проект
с газетой
Ксения МОЛДАВСКАЯ, ведущая полосы «Детлит»
газеты «Книжное обозрение» – специально для
«Библиотеки в школе»
Глаза разбегаются
Лучшие детские книги – 2002. Очень личное
Библиотекарь не может пользоваться
информацией только из одной газеты. Этого мало.
Наши читатели и рады бы узнавать из прессы все,
что касается их работы, но, увы... Не все могут
купить или выписать то, что нужно. Мы постараемся
восполнить этот пробел. Дайджесты и обзоры будут
появляться чаще, и помогать нам будут многие.
Сегодня мы начинаем совместный проект с газетой
«Книжное обозрение».
2002 год выдался непростым. Но, к счастью, ни
один год не состоит из сплошных бед и
неприятностей. Запомнится прошлый год и тем
хорошим, что он принес с собой. Среди этого
хорошего были и детские книги.
По моим наблюдениям, для детского
книгоиздания год выдался удачным. Возможно, это
связано с самой большой неприятностью для
издательского мира. Были отменены налоговые
льготы, и книги подорожали. А к дорогой книге
редакторский подход оказался более серьезным и
взвешенным, чем к копеечной брошюре.
Я еще не видела данных Книжной палаты о
самых тиражируемых авторах прошлого года, но
уверена, что феномен-2001, когда по тиражам на
первое место среди всех российских писателей
выбился графоманствующий и циничный ремесленник
В.Степанов, не повторится.
Интересного за 2002 год вышло столько,
что просто глаза разбегались. Учитывая
особенности библиотечного финансирования, я
постараюсь не упоминать о головокружительно
дорогих книгах вроде «Алисы в Оксфорде»
издательства «Вита Нова».
Поговорим о более-менее доступном.
Антологии
«Антология мировой детской
литературы» в 8 томах издательства «Аванта+»
должна обязательно быть в каждой библиотеке! В
элегантные, со вкусом оформленные книги вошло
множество классических произведений, снабженных
комментариями. Кроме того, тома содержат
информацию об авторе каждого из произведений. И
это не сухая биографическая справка, а
увлекательная литературоведческая статья.
Правда, множество вопросов вызывает
подход составителей «Антологии» к тому, что
называется модным словом «контент». Почему,
например, в восьмитомнике не нашлось места
произведениям Аркадия Гайдара? Как объяснил мне
представитель издательства, слишком для многих
этот писатель ассоциируется с «обязаловкой»
Советской власти и, увы, не ассоциируется с
хорошей литературой. А это, на мой взгляд,
несправедливо по отношению к автору «Голубой
чашки».
Энциклопедии, словари
и прочие «познавалки»
Если что и повлияло положительно на
судьбу издающихся в России детских энциклопедий
и словарей, так это дефолт 1998 года и отмена
налоговых льгот 2002-го. Слишком накладно стало
покупать и переиздавать зарубежные книги.
Издатели наконец вспомнили о том, «что может
собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать». И теперь все больше и
больше появляется, как говорят юные читатели,
«познавалок», созданных отечественными авторами
и художниками. Очень интересны, в частности,
«Словарь исторических терминов, имен и
историко-географических называний», а также
«Школьный биографический словарь» издательства
«РОСМЭН». Возможно, это самые подробные и внятные
справочники для средних и старших школьников,
выпущенные в последнее время.
В минувшем году издатели освоили еще
один жанр: справочник к популярной детской книге.
В том же самом «РОСМЭНе» вышла книга «Волшебные
миры Гарри Поттера» Д.Колберта, где предлагаются
пояснения и толкования ко многим именам,
названиям и сюжетным поворотам мирового
бестселлера. Положения и толкования эти, правда,
очень поверхностные, примитивные. Но в качестве
первого шага в знакомстве с мифами народов мира
вполне сойдет для детей 7–11 лет.
Несколько более серьезное издание
того же толка вышло в издательстве «Эгмонт
Россия». Это «Миры Толкина. Большая
иллюстрированная энциклопедия». Автор книги
Д.Дэй. Довольно увлекательное исследование мира,
выдуманного Дж.Р.Р.Толкином, содержит весьма
любопытные факты вроде того, что толчком к
созданию саги о хоббитах для
профессора-антрополога послужила зависть. Ему
стало обидно, что англосаксы не имеют столь же
могучей мифологической истории мира, какой
обладают греки, скандинавы и некоторые прочие
народы. И он решил исправить положение.
А издательство «МК-Периодика» взялось
за переиздание старого (советского еще) детского
«научпопа» из программы дополнительного чтения
по истории, и вышли «Заговорившие таблички»
С.Лурье, «Приключения мальчика с собакой»
Н.Остроменцкой и Н.Бромлей, «В поисках минувших
столетий» А.Каждана и т.п. На мой гуманитарный
взгляд – это факт чрезвычайно отрадный.
Историческое
Коль уж речь зашла об истории, нельзя
не рассказать и о новой серии «Дрофы», которая
называется «Честь и отвага». В нее входят лучшие
батальные повести и рассказы из истории России:
Сергея Алексеева («Рассказы о Суворове и русских
солдатах» и др.), Олега Тихомирова («Слово о
походах Александра Невского», «Слово о битве
Куликовской» и т.п.), Анатолия Митяева
(«Шестой-неполный») и многое другое. Все эти книги
давно не переиздавались, и потому инициатива
«Дрофы» особенно ценна в свете поисков
национальной идеи и программ патриотического
воспитания.
Классическое
Издательство «О.Г.И.» затеяло
несколько интересных проектов, в том числе –
«Дети О.Г.И. Книжки на вырост». В серию тоненьких
книжечек вошли давно известные и любимые в нашей
стране произведения отечественных авторов,
например: «До свиданья, овраг!» К.Сергиенко,
«Долой огуречного короля!» К.Нестлингер. Рядом с
ними совершенно неизвестные в России «Чудаки и
зануды» У.Старк. Внутренне объединяет все книги
серии стремление героев найти ответы на вопросы,
мучающие подростка: личная свобода, отношения в
семье и в коллективе, жизнь в обществе. Возможно,
кому-нибудь эти книги подскажут наиболее
безболезненный выход из подростковых кризисов.
Для тех же, кто до подростковых проблем
еще не дорос, «РОСМЭН» делает чудную серию
«Библиоте-
ка младшего школьника». В нее вошло множество
произведений отечественной и зарубежной
классики: мифы и легенды народов мира, «Маленькое
привидение» и «Маленькая баба-Яга» О.Пройслера,
«Волшебные сказки» Э.Лабулэ, «Питер Пэн и Венди»
Дж.Барри, «Три Толстяка» Ю.Олеши и многое другое.
Единственный недостаток серии – мягкие обложки
и газетная бумага, на которой напечатаны книги. В
то же время этот недостаток можно расценить и как
достоинство. Дешевые материалы делают издание
менее дорогим и более доступным.
Отечественное
Здесь я хотела бы обратить внимание
читателей прежде всего на тех авторов, чьи
фамилии могут быть им не очень хорошо известны.
Тем не менее это лучшие писатели, работающие
сегодня в нашей детской литературе.
Вышло несколько книг Сергея Георгиева:
«Домик солнечного зайца» и «Драконы среди нас» в
«Дрофе» и «Пузявочки» в «Скриптории-2000».
Остроумный и тонкий сказочник, перу которого
принадлежит множество детских и недетских
миниатюр притчевого толка, Георгиев влюбляет в
себя читателя любого возраста буквально с первых
строк. Ценность его книг состоит не только в
таланте автора, хорошем русском языке и
неожиданности развязок. Книги Сергея Георгиева
несут огромный заряд радости жизни и хорошего
настроения.
«Дрофа» в минувшем году затеяла
замечательную серию «Уроки смеха». Помимо хорошо
известных книг, в серию вошли и новые веселые
истории из школьной жизни. «Ой, что сегодня было!»
Г.Книжника дает читателю самое главное, что ищут
в книгах сегодняшние дети: рассказы о дружбе, о
взаимоотношениях в семье, о взаимной поддержке. В
той же серии вышла и другая книга Г.Книжника –
нашумевшая много лет назад повесть «Петька».
В «Дрофе» выходит своеобразная
«мюнхгаузениада» современных писателей,
объединенная в серию «Веселые путешествия». Это
смешные и невероятные приключения, которые
переживают заяц по фамилии Зайцев в книге
С.Седова «Вокруг света на четырех лапах», папа и
дочки в повести Ю.Вийра «Мой папа – Мюнхгаузен».
Не менее интересны похождения чопорного
англичанина сэра Джеффри в книге В.Роньшина «Сэр
Джеффри, знаменитый путешественник». А лично
барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен,
служивший в российской армии в середине XVIII
столетия, стал главным действующим лицом в книге
С.Макеева «Барон Мюнхгаузен в России».
Что касается других произведений
современных авторов, то библиотекарю нужно иметь
в виду, что так называемая «клетчатая серия»
(«Сказки нашего двора») «Дрофы» предлагает в ней
лучшие образцы современной детской литературы.
Выделять какую-либо одну книгу из этой серии
совершенно бесполезно, потому что хороши все.
Единственным критерием отбора здесь могут
служить лишь личные пристрастия.
Если же надо составить наиболее полное
представление о том, что происходит сегодня в
российской детской литературе, то на помощь
придет сборник «Классики», который выпустил
«Эгмонт Россия». Составители попытались дать
наиболее полный и разнообразный спектр детской
литературы.
И это им в большой степени удалось. Хотя, если уж
говорить до конца откровенно, сборник получился
крайне неровным. Присутствие в нем некоторых
авторов вызывает множество вопросов (в том числе
и у самих авторов). Однако общее впечатление о
современной литературной ситуации он дает.
Зарубежное
Самой лучшей зарубежной детской
книгой минувшего года мне лично показался
двухтомник норвежского писателя Ингвара
Амбьернсена «Самсон и Роберто», куда вошли
«Неожиданное наследство» и «Крутые ребята». Он
вышел в питерском издательстве «Азбука».
Невероятно смешная история кота и пса,
получивших в наследство пансионат,
а также их лохматых, чешуйчатых и пернатых
постояльцев снабжена совершенно безумными
иллюстрациями Николая Воронцова, очень точно,
по-нашему передающими буйный дух этой норвежской
книги.
* * *
Вот так или примерно так выглядит, на мой
пристрастный взгляд, список лучших детских книг
минувшего года. Обо всех этих изданиях
рассказывалось в течение года на странице
«Детлит» газеты «Книжное обозрение»
(специализированная полоса дет-ской литературы
выходит каждые две недели). О том, что выйдет в
году наступившем, мы также будем обязательно
информировать читателей. |