Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2003


КНИГА ПОДАНА

Владимир Севрюгин

В прошлом веке.
Совсем недавно

Чувство истории, как музыкальный слух – его можно развить. Такая память позволяет нам, нынешним, высоко держать голову.

 

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ И СОПРОТИВЛЕНИЯ
НЕСВОБОДЕ В СССР.

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Научный редактор доктор исторических наук В.В.Шелохаев.

Москва. Издательство объединения «Мосгорархив», 2002

 

 

 

 

Отношение к традициям тоталитарных и авторитарных государств, веками существовавших на территории нашей страны (от Ивана IV и Петра I до Николая II и Сталина), всегда будет предметом спора. Дискуссии между «государственниками» и «народниками» о сущности и функциях власти в нашей стране не утихают. Понимание пути России, патриотиче-ское воспитание невозможно строить ни на некритическом восхвалении, ни на поверхностном перечислении трагических событий в тысячелетней истории российской государственности.

Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова подготовил и издал «Книгу для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». Ее главное назначение – помочь школьным учителям и преподавателям вузов создать и провести факультативный курс, посвященный проблемам взаимоотношений личности, общества и власти, их противостоянию, сотрудничеству, конформизму. Появление такой книги соответствует насущным требованиям современной жизни в России.

Нужно ли детям знать о самых мрачных событиях в истории России XX века? О чем и как им рассказывать?

Для нынешних школьников и молодых учителей события 1920– 1970-х годов XX века – далекое прошлое. Для более старшего поколения – это воспоминания, память. Это история России XX века как воспоминание о тяжелейших временах в жизни народа, о жестокости и героизме. Никого не минуло это время. Практически вся информация о нем существует, открыты многие архивы. Но часто мы видим, что сам человек как будто предпочитает не помнить... Возможно. Ведь существует и разрушительная память. Если в ней – только гекатомбы личных трагедий, перечисления имен, дат, то такая память-хаос может привести и к отчаянию, и к цинизму, который мы видим у некоторых представителей старшего поколения. Значит дело здесь не просто в знаниях. Каталог событий составить не так уж и трудно.

Есть другая память – не просто констатация факта. Это память – осмысливание цепи событий, отторжение зла, презрение к палачам. Она ярче всего проявилась в книгах А.И.Солженицына, В.Гроссмана, Л.Гумилева... В их произведениях гремят запреты – протесты заключенных сталинских лагерей: «Не верь, не бойся, не проси». «Не стучи, не раскалывайся, не ешь на помойке и не кради пайку у соседа». Окончательное предписание: «Живи не по лжи».

Но есть еще память – переживание, память – понимание людей, живших и погибших в нечеловеческих условиях... Такой памяти не нужно перечислений, статистики да и праведного гнева. Это переживание истории изнутри, прикосновение к судьбам, преклонение перед мужеством, перед честью. Чувство истории, как музыкальный слух – его можно развить. Такая память позволяет нам, нынешним, высоко держать голову.

Для сегодняшних школьников история XX века – это не воспоминание. Это, скорее, часть обязательного курса истории, который надо будет сдавать на экзаменах. Попытки написать Историю России XX века в ближайшее время вряд ли могут быть удачны – еще рано, еще не все пережито до конца, еще болит. Поэтому повествование, которому полагается быть объективным и беспристрастным, скорее всего и неминуемо будет рыхлым, неравновесным. И самое опасное – эта история может нести неправду. Неправду не в смысле преднамеренной лжи, а неправду – умолчание, граничащую с глумлением.

Дети – это гости из будущего. А будущее может существовать без прошлого, иначе обессмысливается и настоящее. Со временем многое в истории России XX века примет форму мифа, страшных или утешительных сказок, может быть даже оперы или балета. Но представь себе «стрелецких женок», слушающих в Большом театре «Хованщину» Мусоргского! И все встанет на свои места.

Школа и история всегда должны говорить правду, независимо от того, приятна эта правда или нет. Но говорить так, чтобы дети не только знали, но и понимали. Ведь по словам Томаса Венцлова, процветание или даже выживание народа – сомнительная радость, если ее приходится покупать ценой ненависти к чужим, подавления других ценой конформизма и лжи.

Если государственная власть занята в основном подавлением и обиранием граждан своей страны, если политические идеи основаны на шовинизме, неважно, расовом, классовом или религиозном, на милитаризме и утверждении единомыслия, то неминуемо возникают сопротивление, принимающее формы либо прямого террора народовольцев, либо ненасильственного сопротивления правозащитников второй половины XX века.

* * *

«Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» предназначена для учителей, решивших честно рассказать детям о трагических страницах истории России, о становлении, расцвете и крахе одной из самых жестоких в истории нашей страны тираний.

Издание состоит из трех частей. Первая – исследовательская. Семь глав в хронологической последовательности освещают различные аспекты противостояния власти и общества в Российской империи и в СССР с середины XIX до конца XX века.

Тоталитарное государство на территории нашей страны «всегда существовало», в различные эпохи отличаясь большей или меньшей жесткостью. В первой главе говорится о противостоянии власти и общества в последние 70 лет существования царской России. Об эволюции ее государственного строя. О политических репрессиях в разные периоды ее истории и о неудачной попытке ухода от авторитарного режима после Февральской революции 1917 года.

Следующие главы, каждая из которых имеет собственное название, посвящены истории советского тоталитарного государства. «Законодательная база советской репрессивной политики» показывает, что репрессивная политика не была некой революционной импровизацией, а имела «глубокие идеологические корни и солидную теоретическую базу в виде марксистско-ленинского учения о власти и государстве». Мы видим, как сознательно и целеустремленно выстраивала власть систему судебных и внесудебных органов «пролетарского принуждения», которое, по словам идеолога и жертвы этой системы Н.И.Бухарина, было «методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».

В третьей, четвертой и пятой главах книги говорится о становлении тоталитарного государства в 1917–1920 годах, о государственном терроре 1930-х годов, о массовых репрессиях в годы Второй мировой войны и закате сталинизма. В сущности, то была 40-летняя война большевиков с народом. Каждый этап этой войны начинался и прекращался по приказу из Москвы.

Шестая глава «Жизнь и борьба за колючей проволокой» посвящена борьбе с произволом и насилием в концлагерях СССР. Это повествование о голодовках, восстаниях, о жестких методах подавления личности человека и его воли, его сопротивления. Конечно, говорить о массовом сопротивлении в ГУЛАГе вряд ли правомерно. Однако, как пишут авторы книги, создать «идеального заключенного», так же как и
«идеального строителя коммунизма», теоретикам и практикам так и не удалось. Многие заключенные, вопреки всему, сохраняли способность мыслить и сопротивляться. Так, в 1974 году узники Мордовских и Пермских политических лагерей решили объявить день 30 октября Днем политзаключенного в СССР. А в 1991 году этот день был внесен в государственный календарь памятных дат как «День памяти жертв политических репрессий».

В последней главе первой части книги «Диссидентская активность и правозащитное движение в послесталинскую эпоху» показано, как «катакомбное» инакомыслие одиночек превратилось в масштабное социальное явление. Как в противовес государственным подцензурным издательствам возник свободный «Самиздат». Как впервые в многовековой истории России сформировалось движение ненасильственного сопротивления. Его влияние на власть и общество оказались намного сильнее и действеннее, чем эффект от «бомбометания».

Во второй части книги публикуются авторские тематические подборки к каждой главе первой части документов и материалов. Среди них фрагменты статей историков, воспоминаний политиков, писем заключенных и администраторов, секретных записок, постановлений и законов. Все эти материалы свидетельствуют о том, что даже статья историка со временем может стать документом, а циркуляр наркома (министра) или статья закона – вещественным доказательством преступления.

Третья часть содержит дидактические материалы и методические рекомендации для подготовки факультативного курса или отдельных уроков (преимущественно в старших классах) по темам каждой из глав. Раздел включает: содержательные аспекты темы; вопросы и задания к документам и материалам, помещенным во второй части книги; вопросы и задания для самостоятельной работы с текстом глав и документами, помещенными в третьей части книги; методические рекомендации, темы лекций семинаров и практикумов, с приложением документов и материалов.

В заключение авторы пишут: «Одним из уроков трагического опыта XX века должно стать понимание того, что свободу надо постоянно защищать... Эта книга – предостережение новым поколениям граждан России, которые должны усвоить, что свобода личности всегда была и остается высшим достижением человеческого духа и современной культуры».