Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2003


ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ

Татьяна ОКРУЖНАЯ,
директор Рязанской ОДБ, Председатель Рязанского библиотечного общества

Жест как способ понимания

В библиотеках США дети вместе со взрослыми учатся быть гражданами и просто понимать друг друга.

В составе группы специалистов из 5 регионов России мне удалось побывать на стажировке в Мортенсон-центре международных библиотечных программ при библиотеке Иллинойсского университета США.

Мы посетили 15 библиотек: от библиотеки университета штата Иллинойс до детского кризисного центра и приюта для бездомных.

В специализированных детских библиотеках побывать не удалось, но они в США есть. Так, в городе Сент-Луисе (штат Миссури) в ЦБС города 2 детских филиала и собираются открыть третий, потому что в районе, где планируется библиотека, много детей.

В этом городе нет школьных библиотекарей, в школах – филиалы городской библиотечной системы. Библиотекари всех библиотек выезжают в ясли, детские сады, работают с классами: в Чикагской публичной библиотеке видели класс семи-восьмилетних детей, «путешествующих» по всем 10 этажам библиотеки.

Дети, их интересы – важнейшая забота библиотекарей. В каждой публичной библиотеке есть детский отдел – самое удобное, уютное и привлекательное место. И не случайно семинар, который для нас организовали, начался с сообщений, посвященных обслуживанию детей.

Книжные фонды для детей прекрасно укомплектованы, особенно познавательной литературой для всех возрастов. Книги изданы в отличном полиграфическом исполнении. Фонды регулярно обновляются по нормам, нет потрепанных книг, нет закрытых «подсобок», все книги представлены читателям.

Кроме книг, ребенок может взять на дом аудио и видеокассету, CD и DVD-диски, игры и игрушки.

В библиотеке читатель может бесплатно поработать на персональном компьютере, библиотекарь поможет ему в этом. Часто устанавливаются специальные фильтры, чтобы ребенок не получал нежелательной информации в Интернете. Библиотекари разрабатывают специальные памятки (например, «Привлекательный, безопасный и забавный Интернет для детей»), в которых подчеркивают: «Всегда советуйся с мамой или папой перед тем, как дать свое полное имя или персональную информацию. Не заходи туда, где бы ты не хотел увидеть свою бабушку». В них приводится список самых интересных сайтов для детей, составленный Американской библиотечной ассоциацией.

Примером внедрения новых технологий служит проект «Следующее поколение», который работает по всему штату Иллинойс, он направлен на детей 10–13 лет из группы риска. Библиотека Линкольна получила грант на этот проект, приобрела 3 персональных компьютера, 3 цифровые камеры.

Группа детей (до 15 человек) приходит на занятия в библиотеку. Они учатся пользоваться ПК, сканером, цифровыми камерами, электронным каталогом, используют различные программы.

Дети издают альбом о себе – каждому посвящена страница, помещена фотография. Альбом издается в электронном виде и в бумажном варианте.

Дети не только осваивают новые технологии, но и развивают свои творческие способности – пишут о себе, о своих семьях, о своих мечтах.

Ведут занятия студенты. Сами занятия проходят непринужденно, по-домашнему, со вкусностями, с призами за лучшие работы.

Детей привлекают в библиотеку в очень раннем возрасте. Удивило и порадовало такое объявление: «Жест ребенка для родителей и детей». Уникальная двухчасовая программа научит родителей и детей американскому языку жестов. Эта программа для родителей и детей в возрасте от 6 до 12 месяцев рассчитана на то, чтобы помочь им начать общаться раньше, более легко и эффективно.

Не всегда акцент делается на работе с книгой. Детей приглашают провести в библиотеке свободное время, смастерить поделки, повеселиться: «Для двухлетних детей. Приходите и окунитесь в мир прыжков, стихов, песен, игр. На занятия приглашаются двухлетние дети с родителями или дедушками и бабушками. Каждую среду с 9.30 до 10.00».

Дети в библиотеке играют, поют, встречаются с интересными людьми (художниками, кукловодами, мультипликаторами, путешественниками), учатся готовить. Из афиши: «Готовят новички. Голодные школьники младших классов могут приготовить в библиотеке чесночный хлеб и салат под руководством М.Али. Запись по телефону 12 марта 16.00–17.00». Такие объявления можно встретить в американских библиотеках.

Библиотекари предлагают обедать в библиотеке: «“Обедаем вместе” – группа, которая будет заниматься обсуждением прочитанного. Если вам 10–12 лет и вы любите читать, есть и разговаривать, присоединяйтесь к нашей компании. Заседания этой группы будут проводиться по пятницам, начиная с 29 июня, с 12.30 до 13.30. Закончится работа группы 3 августа. Берите свой обед и приходите к нам. Запись по телефону...» Для нас это довольно необычно.

Планы занятий, встреч на квартал выпускают в виде буклетов, каждый читатель может бесплатно получить их.

Библиотекари активно общаются не только с детьми и родителями, но и с представителями законодательной и представительной властей (мэр города Арктура рассказывал, что он приходит в библиотеку и читает детям книги), учителями, общественными организациями, крупными предприятиями, которые поддерживают различные библиотечные программы.

В Соединенных Штатах сделано очень много для того, чтобы чтение было привлекательным, интересным, полезным для ребенка, а библиотеки были удобны, доступны, красивы и удовлетворяли запросы читателей.

Кредо американских библиотекарей «Становясь читателями, дети становятся гражданами».

В заключение хочу выразить глубокую благодарность Мортенсон центру международных библиотечных программ, библиотеке штата Иллинойс, «Школе Рудомино» ВГБИЛ, институту «Открытое общество» за возможность познакомиться с интересным опытом американских коллег.