Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Курс молодого бойца

Наталья МАРШЕВА
г. Киров, Калужская обл.

Начало пути может
быть на любом этапе

Большинство школ и курсов начинаются осенью. У нас все не так и логика немного другая. Так почему же мы начинаем именно сейчас? И что ждет на наших страницах человека, недавно ступившего на ниву школьной библиотеки и еще не вполне представляющего – куда идти?

Что значит прийти работать в новую для тебя среду – школьную библиотеку, даже если у тебя есть библиотечное образование и некий опыт? А если их нет?  Чаще всего новые работники приходят в школу перед началом нового учебного года. Первые несколько месяцев уходят на то, чтобы понять, куда ты попал и что с этим кошмаром делать. Выдать учебники, разобрать и понять документацию, хоть чуть-чуть сориентироваться в фонде… А дальше возникает вопрос: как же должно быть? Как правильно делать то или другое? Хорошо, когда рядом методист, готовый действительно помогать. А если нет? И вот тут-то, когда вы определили круг своих проблем, у вас появляется наш «курс молодого бойца». Мы решили не предлагать вам классический курс по организации фондов и каталогов, написанный преподавателями колледжа или вуза. Не потому, что он будет плох, а потому, что практика жизни школьных библиотек отличается даже от самого лучшего учебника. Никто лучше практиков, имеющих бибиотечное образование и большой опыт, не расскажет начинающему коллеге о правилах, трудностях и способах их преодоления на новом пути. Итак, этот курс будут вести по очереди наши опытные коллеги из разных городов. Мы пойдем по шагам, начав с общих правил организации работы, и постепенно доберемся до самого сложного. Вперед! И задавайте нам вопросы. Мы можем возвращаться к одной теме несколько раз, если понадобится.

Ваша «БШ»

P.S.
А может быть, будет полезно показать эти материалы вашему директору. Поверьте, он оценит и то, что вы не боитесь учиться, и то, какая непростая у вас работа, сколько надо знать. Если он посмотрит эти публикации, ему легче будет помогать вам, понимая, что реально, а что нереально ожидать от библиотеки.

 

ПОРЯДОК В ХОЗЯЙСТВЕ

Итак, вы приняли библиотеку в школе. Неважно – только что или год назад. Все равно, кроме срочных дел – то найти, это выдать – возникают и общие организационные проблемы.

Что важно сделать в начале вашего пути?

Задать себе вопрос: «Зачем я здесь?»

Ответы будут у каждого свои. Но я хочу сказать: при любом варианте ответа прежде всего создайте себе условия не просто для работы,
а для того, зачем вы сюда пришли.

Попытайтесь навести порядок в собственном хозяйстве, или, иными словами, организовать жизненное пространство. Начните с документов. Поверьте, один раз сделаете такую сортировочку, вам уже не придется переделывать этот участок работы. Останется лишь систематически обновлять документы и дополнять их.

Найдите возможность завести в библиотеке папки с файлами или архивные папки по следующим темам:

I. Нормативно-правовые документы

Сюда в файлы вложите:

1. Федеральный закон «Об образовании» –

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ; от 13.02.2002 № 20-ФЗ; от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 25.06.2002 № 71-ФЗ; с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.200 № 13-II, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ; от 30.12.2001 № 194-ФЗ // Директор школы. – 2002. – № 7 (начало), № 8 (окончание). – (Приложение к журналу «Директор школы»).

2. Федеральный закон «О библиотечном деле»

Закон Российской Федерации «О библиотечном деле»: Принят Государственной Думой 23 ноября 1994 г. // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2000. – № 9 (33). – С. 11–14. – (Наши документы);

3. Региональный документ, регламентирующий деятельность библиотек.

Например:

Закон Калужской области «О библиотечном деле в Калужской области»: Принят Законодательным Собранием 13 января 1995 г. // Весть. – 1995. – № 25 (897). – С. 2. – (Документы).

Закон Калужской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области «О библиотечном деле в Калужской области»: Принят Законодательным Собранием 7 октября 1999 г. // Весть. – 1999. – № 221 (2280). – С. 1. – (Документы).

4. «Наши документы»:

Наши документы: Сборник регламентирующих документов для библиотек образовательных учреждений. – Часть I // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2001. – № 13. – 1 – 15 июля. – (Книжка в газете).

Наши документы: Сборник регламентирующих документов для библиотек образовательных учреждений. – Часть II // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября» – 2001. – № 14. – 16 – 31 июля. – (Книжка в газете).

Наши документы: Сборник регламентирующих документов для библиотек образовательных учреждений. – Часть III // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября» – 2002. – № 2. – 16–31 января. – (Книжка в газете).

5. Тарифно-квалификационные требования по должностям «библиотекарь», «заведующий библиотекой» и др.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации: Приложение № 2 к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 / Извлечение. // Вестник образования. – 1995. – № 12. – С. 63–85. – (Финансы).

6. Примерный трудовой договор

Примерная форма трудового договора с руководителем (директором) общеобразовательного учреждения: Утверждена приказом Минобразования России от 30.08.2002 № 3190 // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 28. – С. 22–32. (Управление).

7. Примерная должностная инструкция

Библиотекарь // Образование в документах. – 1999. – № 10. – С. 35–38.

Библиотекарь (заведующий библиотекой): Должностная инструкция // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 115–118.

Козлова О. Внимание: школьный библиотекарь! // Директор школы. – 1998.

8. Примерное положение о библиотеке ОУ (образовательного учреждения)

Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения: Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14 января 1998 г. № 06-51-2ин / 27–06 // Вестник образования. – 1998. – № 6. – С. 47–52. – (Нормативные документы).

Чулкина Г. Комментарии к «Примерному положению о библиотеке общеобразовательного учреждения» // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2001. – № 3. – 1–15 февраля. – С. 12–13. – (Наши документы).

9. Примерные правила пользования библиотекой

Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения // Вестник образования. – 1998. – № 7. – С. 61–66. – (Методические рекомендации).

10. Инструкция

Инструкция об учете библиотечного фонда: Утверждена приказом Минобразования РФ от 24.08.200 № 2488 // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2000. – № 7 (31). – Октябрь. – С. 7–18.

Комментарии и подсказки (продолжение). // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – № 8 – С. 13–14. – (Библиотечное дело).

11. Вопросы библиотечных работников и ответы на них

Например:

Как производится оплата труда библиотечных работников школ? / Вопрос – Догилева Р.Б.; Ответ – гл. спец. Управления экономики Минобразования РФ В.Д.Соколова // Вестник образования. – 1998. – № 5. – С. 92.

Вопрос-ответ: (о правомерности отказа в предоставлении дополнительного отпуска) // Официальные документы в образовании. – 2001. – № 32.

И тому подобные материалы.

II. Организационно-правовые документы

В данной папке файлы заполнены документами, которые имеют непосредственное отношение к вашей библиотеке и к вам:

1. Положение о библиотеке ОУ.

2. Правила пользования библиотекой.

3. Должностные инструкции работников библиотеки.

4. Паспорт библиотеки.

5. Статистические данные работы библиотеки.

6. Анализ работы.

7. План работы.

8. Режим работы.

9. Циклограмма работы.

10. Другие локальные акты библиотеки.

III. Документы учета и контроля

1. Книга суммарного учета.

2. Инвентарные книги.

3. Дневники работы.

4. Тетради учета книг, принятых взамен утерянных.

5. Акты.

6. Заявки и заказы.

Кроме этого обязательного набора может быть еще папка, в которой собираются публикации об изменениях (если таковые будут) в формах, порядке учета и контроля и т.п.

Для удобства хранения используйте ящик-карман.

IV. Методические рекомендации

1. Современная библиотека ОУ: Материалы для библиотекарей ОУ. – М.: 2001. – [РАО, ГНПБ. им. К.Д.Ушинского].

2. Ксерокопии и вырезки наиболее значимых статей из профессиональной периодики.

3. Методические рекомендации местного методического объединения.

V. Документы и материалы курсов непрерывного образования и переподготовки кадров

VI. Материалы по самообразованию

1. Библиотека и компьютер.

2. Акмеологическое чтение.

3. Книги из газеты «Библиотека в школе».

4. Интересные находки.

5. Образование и его модернизация.

6. Из опыта работы с глухими читателями.

7. Далее по вашему усмотрению.

VII. БиблиоОбраз

1. Материалы смотра «Как живешь, учебник?»

2. Документы и материалы смотра-конкурса «Читайте с нами! Читайте как мы! Читайте больше и лучше нас!»

3. Планы и конспекты сценариев (по темам или видам). У меня это, например:

3.1. Игровые программы «Книжный час».

3.2. Занятия «Почитаем, поиграем и загадки отгадаем!»

3.3. Игровые программы «Книга чудес».

3.4. Игровые программы «Крестики-нолики».

3.5. Игровые программы «Сказка за сказкой».

4. Планы и конспекты библиотечно-библиографических уроков.

5. Рекомендательные списки литературы.

6. Планы книжных выставок.

7. Фотодокументы.

8. Видеозаписи.

9. Статьи о библиотеке в периодической печати.

10. Буклеты, мини-альбомы.

11. Объявления.

ПОДРУЧНЫЕ СРЕДСТВА

Добываем инвентарь

Привыкайте искать подручные средства для своей работы. Потому что библиотека хоть и является структурным подразделением школы, но снабжается необходимым материалом по-прежнему по остаточному принципу. Отлично, если сумеете все сразу расставить по местам и договориться с администрацией и бухгалтерией о приобретении офисной мебели, архивных папок, скотча и т.д. На деле же на это никогда не хватает денег. Используйте то, что, казалось бы, можно выбросить.

К примеру, когда-то у меня возникла необходимость приобрести карандашницы. И я применила для этой цели обычные баночки из-под кукурузы. Для сыпучих материалов стала использовать маленькие мешочки, для магнитных букв, разделенных по цветам, использую небольшие коробки из-под конфет. Для игровых программ нужны были указатели и подставки-подносики для сбора оценок каждому участнику игры. Указатели сделали на уроках труда, их я ставлю в баночки из-под пива, подносики сделала из пластмассовых лотков, в которых обычно продают мясные продукты. Предварительно все это, конечно же, промывается и обрабатывается кипятком или хлорным раствором.

Убираем выставки

Рада, что наконец-то (только в этом году) определилась и нашла способ хранения подсобных материалов для книжных выставок. Думаю, что есть и другие способы, но я расскажу о своем.

1. Плакат с названием книжной выставки скручиваю в рулон, который закрепляю скрепками с двух сторон. Под скрепки подкладываю небольшие листочки, на которых пишу название выставки.

2. Плакаты-названия в рулонах ставлю в коробки, поделенные на ячейки (аналогично коробкам из-под вина). Удобнее – квадратные.

3. Коробки храню в антресолях мебельной стенки.

4. При поиске названия не разворачиваю все рулоны, а только ищу надпись на листах. Выбрав нужную надпись, разворачиваю рулон, а листок со скрепками оставляю на стенке коробки.

5. Названия разделов выставок, эпиграфы, иллюстрации, вырезки из газет и т.п. по темам выставок храню в больших конвертах (из-под корреспонденции), которые тоже собраны в коробку, но более широкую, так как полоски названий обычно торчат из конвертов. Можно сделать на одну выставку не один конверт, а несколько. На конверт приклеиваю каталожный центральный разделитель, на котором пишу название выставки, ее разделов и рубрик.

6. Коробку с вертикально расположенными конвертами храню в нижнем отделении мебельной стенки (поскольку она большая), и при поиске нужного материала я ее лишь слегка выдвигаю – все видно по разделителям.

Введя такую систематизацию, освободила себя от мучительных поисков в ворохе надписей, плакатов и прочих бумажек.