Елена Иванова
Надо что-то новое,
да где ж его взять?
Школьные библиотеки и модернизация
образования: попытка осмысления современного
состояния и некоторые тенденции развития
Вместо эпиграфа
Обращение к директорам школ:
«Капитал», часть 1
Школьная библиотека, будь то небольшое собрание
книг в коридоре или мультимедиа-библиотека с
собственным штатом, представляет собой
значительный капитал.
«Капитал», часть 2
Грамотно проводимая библиотечная политика в
школе способна качественно изменить не только
школьную библиотеку. Реализация такой стратегии
в практической деятельности изменит и сам
образовательный институт, и окружающее
сообщество.
«Капитал», часть 3
Создание, осознание и постоянное
совершенствование библиотечной политики – это
достижение ключевых целей и решение задач
библиотеки, развитие ее информационных ресурсов,
высокое качество управления и персонала,
предоставление помещения, особое внимание к
пользователям библиотеки.
Часть 9. Библиотека
и директор школы
Мы все устали от печальных реалий
нашей жизни. Давайте помечтаем. Будем исходить из
того, что директор признает решающую роль
библиотекаря в школе. Его политика в этом
случае сводится к следующему:
• Директор и библиотекарь –
единомышленники. Они регулярно встречаются,
обсуждая текущие вопросы. Директор хорошо
осведомлен обо всех изменениях, происходящих в
школьной библиотеке.
• Директор публично признает
особую роль библиотеки и ее сотрудников в
достижении высокого качества обучения.
• Директор побуждает библиотекарей
и учителей к совместным проектам и поощряет
совместное планирование и преподавание.
• Директор предоставляет время для
встреч педагогического коллектива с
библиотекарем, для знакомства с библиотечными
новостями.
• Директор проявляет интерес к
деятельности учеников в библиотеке.
• Директор способствует
распространению информации (в устной и
письменной форме) о достижениях сотрудников
библиотеки, педагогов и учеников в рамках
реализации Библиотечной программы (и по всем
другим направлениям).
• Директор признает необходимость
квалифицированного персонала в школьной
библиотеке.
• Директор обеспечивает постоянное
профессиональное развитие библиотекарей,
поощряет их участие в курсах повышения
квалификации, в пилотных программах.
• Директор обеспечивает
непрерывное финансирование библиотечных
проектов и программы.
• Директор способствует пополнению
ресурсов, адекватных учебным задачам школы.
• Директор признает необходимость
архитектурных изменений в библиотеке и
предоставляет ей необходимое пространство.
Говоря о взаимоотношениях школьной
библиотеки и директора, мы чаще всего имели в
виду поддержку руководителя школы. Что же это
такое – «директорская поддержка»?
Возможно, вас заинтересуют точки
зрения зарубежных коллег, чьи мнения приведены
ниже.
Как директора могут поддерживать библиотечные
программы
Директор объясняет учителям смысл
библиотечной программы; он наглядно
демонстрирует всему педагогическому коллективу
свое отношение к библиотеке и всемерную
поддержку ее начинателям.
Директор не скрывает, что учителя
будут вовлечены в школьную библиотечную
программу, и это будет не разовая акция, а
постоянная деятельность. Директора
предоставляют время для совместной работы
педагогов с сотрудниками библиотеки. Вот что
говорят библиотекари о таком типе поддержки
руководителя:
Мой директор обращался к учителям с
вопросами: «Вы ранее работали с библиотекарем?
Какие формы носила эта совместная деятельность?»
Такие вопросы приводили педагогов к убеждению,
что если они и не имели до этого дела с
библиотекарем, то непременно следует исправить
такое положение. Директор был явно «внутри»
программы, настойчиво рекомендуя учителям, чтобы
те были связаны с библиотекарями и вместе
работали над составлением долгосрочных планов.
Когда пришло время для совместного
планирования деятельности, не возникло никаких
сомнений, что я получу дополнительное время для
этого. Каждый учитель стал участником этой
работы, включая самого директора.
Директора разрабатывают для учителей
показательную модель использования
библиотечной программы в преподавании. Директор
объясняет ее роль школьникам и их родителям,
другим руководителям.
Директор и я имели некоторый опыт
совместной работы в течение года. Мы разработали
и провели курс по истории Древней Греции.
Директор сделал этот факт достоянием
общественности: он рассказал о курсе
библиотечному методисту и коллегам. Тем самым
директор наглядно продемонстрировал то, что
одним из аспектов культуры школы является
библиотечная программа.
Директор в своей роли администратора
поддерживает школьную библиотеку, отвечая за
обеспечение ее соответствующего финансирования.
Директор устанавливает гибкое расписание,
которое предоставляет время для встреч с
библиотекарями и совместного планирования.
Мы регулярно встречаемся с
директором, чтобы обсудить многие вопросы.
Поддержка директора помогает мне в
профессиональном развитии. Я иду в различные
школы, знакомлюсь с опытом коллег. Директор
поощряет это, обеспечивая финансирование новых
проектов.
Стоит помнить, что все мы, и директора
школ в том числе, стоим перед необходимостью
искать нечто новое и прогрессивное, приобретая
для этого новые знания и навыки, которые сделают
нашу работу успешной. Совместное движение к
единой цели – единственно возможный вариант
продуктивной работы.
Возможно, приведенные ниже советы
помогут вам достичь взаимопонимания с
руководителем школы.
Необходимо постоянное общение с
директором. Когда мы его лишены, мы проигрываем,
что называется, «без боя». Общение – это
возможность для обоих (директора и библиотекаря)
заложить основы будущего роста и обозначить
первоочередные задачи.
Делитесь с директором хорошими
новостями. Руководитель должен знать, чему и как
учатся школьники в библиотеке. Помогите
директору начать удачный день, рассказав о своих
успехах.
Будьте настроены позитивно и
демонстрируйте это начальству. Нытье
неэффективно и психологически вредно.
При возможности, используйте
неформальное общение со своим руководителем.
«Между делом» часто решаются важнейшие задачи:
текущие или перспективные.
Напоминайте директору о важных для
библиотеки вещах, о сказанных им словах, о данных
обещаниях. Не предполагайте, что он может помнить
все. Делайте это не в письменной форме, а при
личных встречах – корректно, но настойчиво.
Будьте профессионалом. Отслеживайте
важные тенденции и вводите директора в курс дела.
Демонстрируйте ему свою компетентность,
удивляйте своими талантами исследователя,
руководителя.
И последнее. Запланировав
технологическое оснащение, не бросайтесь тотчас
требовать компьютеров и Интернет. При личном
общении аккуратно подведите директора к этой
мысли, позвольте ему стать автором и идеологом
данного проекта. Предлагаю шпаргалку с
некоторыми невинными хитростями.
Директора руководят технологиями
Технологическая интеграция – это
комплекс мероприятий. Во-первых, очень важна
доступность технологий и непрерывное обучение
учителей и библиотекарей. Какое помещение в
школе более всего подходит для этого? Правильно
– библиотека. И сотрудники ее уже давно готовы к
освоению всего нового и прогрессивного.
Во-вторых, необходимо обеспечивать
эффективное использование технологий в школе.
Где это удобнее всего сделать? В библиотеке (хотя
и не только там).
В третьих, важный момент – руководство
всеми этими преобразованиями. Во главе, конечно,
директор. А затем, наряду с замами по науке,
библиотекарь – как перспективный, грамотный
специалист.
Политика технологических
преобразований
Школьное руководство должно четко
осознавать, насколько эффективно будут
применяться технологии в поддержке обучения и
воспитания, школьного управления. Инновационное
применение технологий поможет в создании
уникальной обучающей среды.
Важно знать, как образовательные
технологии воздействуют на аудиторию, на
развитие навыков новой информационной
грамотности, необходимых для работы в
современном обществе.
Планирование
Школьное руководство должно играть
организующую роль в развитии, оценке,
исследовании технологических планов. План
должен постоянно оцениваться и корректироваться
в соответствии с требованиями школьного
сообщества и технологическими нововведениями.
Директор должен обеспечивать планирование как
динамичный процесс, основанный на ежедневной
школьной работе.
Доступность
Школьное руководство должно
обеспечить всем желающим равный доступ к
использованию технологий. Школьникам и
педагогам необходим удобный, надежный, простой
доступ к технологиям каждый день. Такие условия
может предоставить школьная библиотека.
Делая технологии жизнеспособным
инструментом, директор должен обеспечить равный
доступ к ним всем ученикам, включая детей с
ограниченными возможностями.
Интеграция
Школьное руководство должно
обеспечить учителей и школьников
интегрированными технологиями в повседневной
учебной практике. Таким образом директор
продемонстрирует, как технологии могут улучшить
обучение, управление, профессиональную
продуктивность. При этом обязательно должны быть
задействованы ресурсы библиотеки и знания ее
сотрудников.
Оценка
Школьное руководство должно оценивать
результаты технологических преобразований.
Оценка – возможность дальнейшего роста.
Поддержка
Школьное руководство должно
обеспечить техническую и педагогическую
поддержку системы, которая позволяла бы
использовать и сохранять технологии в школе.
Директор должен поощрять библиотекарей и
учителей, которые стремятся использовать
технологии (особенно тех, которые изначально
были настроены скептически).
Профессиональное развитие
Школьное руководство должно
обеспечить возможностью профессионального
роста весь персонал школы. Адекватный бюджет,
достаточное время обучения – необходимые
составляющие жизнеспособного плана внедрения
технологий в ежедневную школьную практику.
Связи с общественностью
Школьное руководство должно развивать
стратегию связей с общественностью, которая
примет участие в планировании, реализации и
оценке использования технологий в школе.
Окружающее сообщество заинтересовано в
подготовке грамотных работников.
Этика и законность использования
Школьное руководство должно
смоделировать и развить этические принципы,
связанные с законностью использования
технологий и информации. Школьное руководство
должно помочь членам школьного сообщества
адаптироваться к обмену интеллектуальной
собственностью.
Библиография
Иванова Е. Надо что-то новое, да где
ж его взять?: Школьные библиотеки и модернизация
образования: попытка осмысления современного
состояния и некоторые тенденции развития.
Часть 1. Базовые положения и общие
тенденции развития.
Часть 2. Стратегия развития школьной
библиотеки. – № 11–2002. – С. 8–9.
Часть 3. Проект: рабочий план,
реализация проекта и оценка результатов.
Часть 4. Технологии и их место в
практике работы библиотеки. – № 18–2002. – С. 4–5.
Часть 5. Автоматизация школьной
библиотеки: вопросы и ответы. – № 20–2002. – С. 2, 5.
Часть 6. Школьные библиотеки как
мультимедийные центры. – № 23–2002. – С. 2–3.
Часть 7. Использование
интернет-ресурсов в образовательных целях.
Электронные библиотеки. – № 1–2003. – С. 3–5.
Часть 8. Роль специалиста школьной библиотеки.
– № 4–2003. С. 4–5.
Темы будущих материалов:
Подведение итогов и определение факторов,
которые могут способствовать успеху школьной
библиотеки в современной образовательной
системе. |