Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Елена Иванова

Надо что-то новое,
да где ж его взять?

Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития

Вместо эпиграфа
Обращение к директорам школ:

«Капитал», часть 1
Школьная библиотека, будь то небольшое собрание книг в коридоре или мультимедиа-библиотека с собственным штатом, представляет собой значительный капитал.

«Капитал», часть 2
Грамотно проводимая библиотечная политика в школе способна качественно изменить не только школьную библиотеку. Реализация такой стратегии в практической деятельности изменит и сам образовательный институт,  и окружающее сообщество.

«Капитал», часть 3
Создание, осознание и постоянное совершенствование библиотечной политики – это достижение ключевых целей и решение задач библиотеки, развитие ее информационных ресурсов, высокое качество управления и персонала, предоставление помещения, особое внимание к пользователям библиотеки.

 

Часть 9. Библиотека
и директор школы

Мы все устали от печальных реалий нашей жизни. Давайте помечтаем. Будем исходить из того, что директор признает решающую роль библиотекаря в школе. Его политика в этом случае сводится к следующему:

• Директор и библиотекарь – единомышленники. Они регулярно встречаются, обсуждая текущие вопросы. Директор хорошо осведомлен обо всех изменениях, происходящих в школьной библиотеке.

• Директор публично признает особую роль библиотеки и ее сотрудников в достижении высокого качества обучения.

• Директор побуждает библиотекарей и учителей к совместным проектам и поощряет совместное планирование и преподавание.

• Директор предоставляет время для встреч педагогического коллектива с библиотекарем, для знакомства с библиотечными новостями.

• Директор проявляет интерес к деятельности учеников в библиотеке.

• Директор способствует распространению информации (в устной и письменной форме) о достижениях сотрудников библиотеки, педагогов и учеников в рамках реализации Библиотечной программы (и по всем другим направлениям).

• Директор признает необходимость квалифицированного персонала в школьной библиотеке.

• Директор обеспечивает постоянное профессиональное развитие библиотекарей, поощряет их участие в курсах повышения квалификации, в пилотных программах.

• Директор обеспечивает непрерывное финансирование библиотечных проектов и программы.

• Директор способствует пополнению ресурсов, адекватных учебным задачам школы.

• Директор признает необходимость архитектурных изменений в библиотеке и предоставляет ей необходимое пространство.

Говоря о взаимоотношениях школьной библиотеки и директора, мы чаще всего имели в виду поддержку руководителя школы. Что же это такое – «директорская поддержка»?

Возможно, вас заинтересуют точки зрения зарубежных коллег, чьи мнения приведены ниже.

Как директора могут поддерживать библиотечные программы

Директор объясняет учителям смысл библиотечной программы; он наглядно демонстрирует всему педагогическому коллективу свое отношение к библиотеке и всемерную поддержку ее начинателям.

Директор не скрывает, что учителя будут вовлечены в школьную библиотечную программу, и это будет не разовая акция, а постоянная деятельность. Директора предоставляют время для совместной работы педагогов с сотрудниками библиотеки. Вот что говорят библиотекари о таком типе поддержки руководителя:

Мой директор обращался к учителям с вопросами: «Вы ранее работали с библиотекарем? Какие формы носила эта совместная деятельность?» Такие вопросы приводили педагогов к убеждению, что если они и не имели до этого дела с библиотекарем, то непременно следует исправить такое положение. Директор был явно «внутри» программы, настойчиво рекомендуя учителям, чтобы те были связаны с библиотекарями и вместе работали над составлением долгосрочных планов.

Когда пришло время для совместного планирования деятельности, не возникло никаких сомнений, что я получу дополнительное время для этого. Каждый учитель стал участником этой работы, включая самого директора.

Директора разрабатывают для учителей показательную модель использования библиотечной программы в преподавании. Директор объясняет ее роль школьникам и их родителям, другим руководителям.

Директор и я имели некоторый опыт совместной работы в течение года. Мы разработали и провели курс по истории Древней Греции. Директор сделал этот факт достоянием общественности: он рассказал о курсе библиотечному методисту и коллегам. Тем самым директор наглядно продемонстрировал то, что одним из аспектов культуры школы является библиотечная программа.

Директор в своей роли администратора поддерживает школьную библиотеку, отвечая за обеспечение ее соответствующего финансирования. Директор устанавливает гибкое расписание, которое предоставляет время для встреч с библиотекарями и совместного планирования.

Мы регулярно встречаемся с директором, чтобы обсудить многие вопросы.

Поддержка директора помогает мне в профессиональном развитии. Я иду в различные школы, знакомлюсь с опытом коллег. Директор поощряет это, обеспечивая финансирование новых проектов.

Стоит помнить, что все мы, и директора школ в том числе, стоим перед необходимостью искать нечто новое и прогрессивное, приобретая для этого новые знания и навыки, которые сделают нашу работу успешной. Совместное движение к единой цели – единственно возможный вариант продуктивной работы.

Возможно, приведенные ниже советы помогут вам достичь взаимопонимания с руководителем школы.

Необходимо постоянное общение с директором. Когда мы его лишены, мы проигрываем, что называется, «без боя». Общение – это возможность для обоих (директора и библиотекаря) заложить основы будущего роста и обозначить первоочередные задачи.

Делитесь с директором хорошими новостями. Руководитель должен знать, чему и как учатся школьники в библиотеке. Помогите директору начать удачный день, рассказав о своих успехах.

Будьте настроены позитивно и демонстрируйте это начальству. Нытье неэффективно и психологически вредно.

При возможности, используйте неформальное общение со своим руководителем. «Между делом» часто решаются важнейшие задачи: текущие или перспективные.

Напоминайте директору о важных для библиотеки вещах, о сказанных им словах, о данных обещаниях. Не предполагайте, что он может помнить все. Делайте это не в письменной форме, а при личных встречах – корректно, но настойчиво.

Будьте профессионалом. Отслеживайте важные тенденции и вводите директора в курс дела. Демонстрируйте ему свою компетентность, удивляйте своими талантами исследователя, руководителя.

И последнее. Запланировав технологическое оснащение, не бросайтесь тотчас требовать компьютеров и Интернет. При личном общении аккуратно подведите директора к этой мысли, позвольте ему стать автором и идеологом данного проекта. Предлагаю шпаргалку с некоторыми невинными хитростями.

Директора руководят технологиями

Технологическая интеграция – это комплекс мероприятий. Во-первых, очень важна доступность технологий и непрерывное обучение учителей и библиотекарей. Какое помещение в школе более всего подходит для этого? Правильно – библиотека. И сотрудники ее уже давно готовы к освоению всего нового и прогрессивного.

Во-вторых, необходимо обеспечивать эффективное использование технологий в школе. Где это удобнее всего сделать? В библиотеке (хотя и не только там).

В третьих, важный момент – руководство всеми этими преобразованиями. Во главе, конечно, директор. А затем, наряду с замами по науке, библиотекарь – как перспективный, грамотный специалист.

Политика технологических преобразований

Школьное руководство должно четко осознавать, насколько эффективно будут применяться технологии в поддержке обучения и воспитания, школьного управления. Инновационное применение технологий поможет в создании уникальной обучающей среды.

Важно знать, как образовательные технологии воздействуют на аудиторию, на развитие навыков новой информационной грамотности, необходимых для работы в современном обществе.

Планирование

Школьное руководство должно играть организующую роль в развитии, оценке, исследовании технологических планов. План должен постоянно оцениваться и корректироваться в соответствии с требованиями школьного сообщества и технологическими нововведениями. Директор должен обеспечивать планирование как динамичный процесс, основанный на ежедневной школьной работе.

Доступность

Школьное руководство должно обеспечить всем желающим равный доступ к использованию технологий. Школьникам и педагогам необходим удобный, надежный, простой доступ к технологиям каждый день. Такие условия может предоставить школьная библиотека.

Делая технологии жизнеспособным инструментом, директор должен обеспечить равный доступ к ним всем ученикам, включая детей с ограниченными возможностями.

Интеграция

Школьное руководство должно обеспечить учителей и школьников интегрированными технологиями в повседневной учебной практике. Таким образом директор продемонстрирует, как технологии могут улучшить обучение, управление, профессиональную продуктивность. При этом обязательно должны быть задействованы ресурсы библиотеки и знания ее сотрудников.

Оценка

Школьное руководство должно оценивать результаты технологических преобразований. Оценка – возможность дальнейшего роста.

Поддержка

Школьное руководство должно обеспечить техническую и педагогическую поддержку системы, которая позволяла бы использовать и сохранять технологии в школе. Директор должен поощрять библиотекарей и учителей, которые стремятся использовать технологии (особенно тех, которые изначально были настроены скептически).

Профессиональное развитие

Школьное руководство должно обеспечить возможностью профессионального роста весь персонал школы. Адекватный бюджет, достаточное время обучения – необходимые составляющие жизнеспособного плана внедрения технологий в ежедневную школьную практику.

Связи с общественностью

Школьное руководство должно развивать стратегию связей с общественностью, которая примет участие в планировании, реализации и оценке использования технологий в школе. Окружающее сообщество заинтересовано в подготовке грамотных работников.

Этика и законность использования

Школьное руководство должно смоделировать и развить этические принципы, связанные с законностью использования технологий и информации. Школьное руководство должно помочь членам школьного сообщества адаптироваться к обмену интеллектуальной собственностью.

 

Библиография

Иванова Е. Надо что-то новое, да где ж его взять?: Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития.

Часть 1. Базовые положения и общие тенденции развития.

Часть 2. Стратегия развития школьной библиотеки. – № 11–2002. – С. 8–9.

Часть 3. Проект: рабочий план, реализация проекта и оценка результатов.

Часть 4. Технологии и их место в практике работы библиотеки. – № 18–2002. – С. 4–5.

Часть 5. Автоматизация школьной библиотеки: вопросы и ответы. – № 20–2002. – С. 2, 5.

Часть 6. Школьные библиотеки как мультимедийные центры. – № 23–2002. – С. 2–3.

Часть 7. Использование интернет-ресурсов в образовательных целях. Электронные библиотеки. – № 1–2003. – С. 3–5.

Часть 8. Роль специалиста школьной библиотеки. – № 4–2003. С. 4–5.

 

Темы будущих материалов:

Подведение итогов и определение факторов, которые могут способствовать успеху школьной библиотеки в современной образовательной системе.