Точка зрения
Вера Грунина
Система – основа всего
Общеизвестно, как широк круг обязанностей
школьных библиотекарей. В этом материале сделана
небесспорная попытка систематизировать
основные направления его работы. Обсудим?
Вера Григорьевна Грунина –
заведующая лабораторией методики работы с
библиотечными фондами учебно-методического
центра Северо-Восточного округа Москвы |
Невозможно себе представить
современную школу без хорошей библиотеки.
Школьный библиотекарь помимо
профессиональных знаний, необходимых для работы,
должен владеть навыками обращения с финансовой
документацией, с различными фондами литературы,
активно участвовать в
информационно-воспитательном процессе и
постоянно повышать свой профессиональный
уровень.
Круг функциональных обязанностей
школьного библиотекаря гораздо шире
обязанностей библиотекаря детской библиотеки.
Ведь в большинстве случаев в школьной библиотеке
работает один человек, и все виды работ ложатся
на его плечи. Знания и умения, которыми он должен
владеть, очень разнообразны. А вот степень
подготовки библиотекарей различна.
Передо мной, заведующей лабораторией,
которая занимается вопросами методики работы с
библиотечными фондами, стояло несколько
основных задач. Добиться создания каждой
библиотекой собственного «Положения о
библиотеке». Этот документ должен быть составлен
с учетом специфики работы данной библиотеки,
определять и регламентировать порядок ее
функционирования. Документ составляется на базе
«Примерного положения о библиотеке
общеобразовательного учреждения»,
рекомендованного Министерством общего и
профессионального образования РФ, и
утверждается директором школы. Основные разделы
«Положения» должны отражать задачи и базисные
функции библиотеки, ее организацию и управление,
права, обязанности и ответственность читателей.
Необходимо разработать перечень
документов, которые обязательно должны быть в
каждой школьной библиотеке округа и содержать
полный объем необходимых сведений для
составления различных справок, аналитических
отчетов, планов работы и так далее.
Нужно систематизировать работу
школьной библиотеки по основным направлениям ее
деятельности, так как круг обязанностей
школьного библиотекаря очень широк.
Основную работу школьной библиотеки
можно условно разбить на 8 крупных блоков,
которые тесно переплетаются с другом.
Мои консультации носят
рекомендательный характер, я говорю
библиотекарям, что каждый может (в зависимости от
желания и возможностей) использовать отдельные
направления или широко, или только в отдельных
случаях.
Состав материалов «В помощь школьному
библиотекарю» нашей лаборатории постоянно
обновляется и дополняется. Но неизменно эти
материалы позволяют школьным библиотекарям
знакомиться с лучшим опытом своих коллег и
использовать его в работе. Хочу подчеркнуть, что
эти разработки бывают полезны и начинающим, и
библиотекарям с большим опытом работы.
Теперь рассмотрим более подробно
перечень основных операций и документов.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ОУМЦ
1. Консультации по текущим вопросам
(комплектование, учет и организация библиотечных
фондов, подготовка выступлений на семинарах и
других мероприятий и т.д.).
2. Сдача и корректировка бланка заказа
на учебно-методическую литературу.
3. Обсуждение проекта плана работы
школьной библиотеки на текущий год с учетом
главной темы года и знаменательных дат.
4. Использование банка разработок ОУМЦ
библиотечных занятий, викторин, утренников,
конкурсов, литературных вечеров, конференций и
т.д.
5. Получение рекомендаций по
оформлению выставок, стендов и т.д.
6. Посещение совещаний, на которых
решаются вопросы участия библиотеки в
учебно-воспитательном процессе по реализации
городской целевой программы «Модернизация
московского образования (Столичное
образование-3)» и другие текущие рабочие вопросы.
7. Посещение семинаров, проводимых на
базе других школ.
8. Собеседование по
нормативно-правовым вопросам.
РАБОТА С ФОНДОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Своевременное проведение обработки
и регистрации поступающей литературы.
2. Обеспечение свободного доступа
читателей к фонду библиотеки.
3. Выдача изданий читателям библиотеки.
4. Соблюдение правильности расстановки
фонда.
5. Систематическое наблюдение за
своевременным возвратом в библиотеку выданных
изданий.
6. Ведение работы по сохранности фонда.
7. Создание и поддержание комфортных
условий для работы читателей.
8. Работа по мелкому ремонту изданий с
привлечением к ней библиотечного актива.
9. Периодическое списание фонда с
учетом ветхости и морального износа.
10. Обеспечение работы читального зала
(при его наличии).
РАБОТА С ФОНДОМ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Составление совместно с
учителями-предметниками заказа на учебники с
учетом их требований и его оформление.
2. Согласование и утверждение
бланка-заказа администрацией школы и передача
его методисту ОУМЦ для включения в общий заказ
округа.
3. Осуществление контроля за
выполнением сделанного заказа.
4. Прием и обработка поступивших
учебников:
– оформление накладных;
– запись в книгу суммарного учета;
– штемпелевание;
– оформление картотеки.
5. Составление отчетных документов (ОШ,
диагностика уровня обеспеченности учащихся и
др.).
6. Прием и выдача учебников.
7. Информация учителей и учащихся о
новых поступлениях учебников и учебных пособий.
8. Периодическое списание фонда с
учетом ветхости и морального износа.
9. Проведение работы по сохранности
учебного фонда.
10. Работа с резервным фондом учебников:
– ведение его учета;
– размещение на хранение;
– составление сведений для картотеки
межшкольного резервного фонда ОУМЦ;
– передача в другие школы.
ОСНОВНАЯ ВНУТРИБИБЛИОТЕЧНАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ
В каждой школьной библиотеке должна
быть следующая документация:
Общая:
– положение о школьной библиотеке;
– паспорт библиотеки;
– годовой и месячный планы работы;
– анализ работы за предыдущий год;
– график и расписание работы
библиотеки;
– правила пользования библиотекой.
По фонду художественной литературы:
– книга суммарного учета;
– инвентарные книги;
– папка актов движения;
– акты о проведении инвентаризации;
– тетрадь учета книг, принятых взамен
утерянных;
– тетрадь учета изданий, не подлежащих
записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд)*;
– тетрадь учета подарочных изданий*;
– читательские формуляры.
По фонду учебников:
– книга суммарного учета;
– копии накладных по доставке
учебников;
– журнал (папка) учета поступивших
учебников;
– тетрадь учета брошюрного фонда;
– картотека учебников;
– папка актов движения фонда
учебников;
– копии бланков заказа учебников;
– тетрадь замены учебников;
– журнал выдачи учебников по классам
или индивидуальные формуляры;
– диагностическая карта уровня
обеспеченности учебной литературой по областям
знаний;
– отчет школы о полном количестве
учебников по параллелям и областям знаний.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Формирование у читателей навыков
независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой и другими
носителями информации: поиску, отбору и
критической оценке информации.
2. Способствование формированию
личности учащихся средствами культурного
наследия, формами и методами индивидуальной и
массовой работы:
Статья подготовлена при поддержке кадрового агентства «Adecco Group». Если Вы решили нанять качественный и надежный персонал или сами ищите работу, то оптимальным решением станет обратиться в кадровое агентство «Adecco Group». Перейдя по ссылке: «услуги кадрового агентства», вы сможете, не отходя от экрана монитора, найти работу или узнать более подробную информацию о подборе персонала на работу. В кадровом агентстве «Adecco Group» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
– беседы;
– диспуты;
– литературные игры;
– викторины;
– литературно-музыкальные композиции;
– библиотечные занятия и др.
3. Популяризация литературы
библиотечными формами работы, организация
выставок и стендов и проведение
культурно-массовой работы.
4. Создание актива школьной библиотеки
и совместная работа.
5. Работа с детскими библиотеками.
ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА
1. Сопровождение
учебно-воспитательного процесса информационным
обеспечением педагогов:
– совместная работа по составлению
заказа на учебно-методическую литературу;
– обзоры новых поступлений;
– подбор литературы в помощь
проведению предметных недель и других
общешкольных и классных мероприятий;
– оформление в кабинетах книжных
выставок на изучаемую тему по какому-либо
предмету;
– оказание помощи в подборе материала
при работе над методической темой школы;
– оказание помощи в подборе материала
для подготовки педагогических советов,
заседаний методъединений и т.д.
2. Сопровождение
учебно-воспитательного процесса информационным
обслуживанием учащихся:
– на абонементе;
– в читальном зале;
– по межбиблиотечному абонементу,
основываясь на их предварительных заказах;
– подбор литературы для написания
рефератов, докладов, сообщений и т.д.;
– оказание помощи в подготовке к
общешкольным и классным мероприятиям;
– проведение индивидуальных и
групповых библиотечных занятий.
3. Информационное обслуживание
родителей:
– предоставление информации о
пользовании библиотекой их детьми;
– оформление выставок для родителей
на актуальные темы;
– индивидуальная работа по подбору
дополнительного материала для учащихся
начальной школы;
– выступление на родительских
собраниях.
РАБОТА ПО ПРОПАГАНДЕ
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
1. Ведение
справочно-библиографического аппарата с учетом
возрастных особенностей читателей:
– каталоги;
– картотеки;
– рекомендательные списки.
2. Ознакомление учащихся с минимумом
библиотечно-библиографических знаний:
– знакомство с правилами пользования
библиотекой;
– знакомство с расстановкой фонда;
– приемы работы со
справочно-библиографическим аппаратом;
– ознакомление со структурой и
оформлением книги;
– овладение навыками работы со
справочными изданиями и так далее.
3. Проведение факультативных занятий и
кружков по пропаганде
библиотечно-библиографических знаний.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
1. Работа по самообразованию с
использованием опыта лучших школьных
библиотекарей:
– посещение семинаров;
– участие в работе «круглых столов»;
– присутствие на открытых
мероприятиях;
– индивидуальные консультации и т.д.
2. Регулярное повышение квалификации
на курсах в РАПКРО, МИОО, ОУМЦ, библиотеке им.
К.Д.Ушинского и т.д.
3. Совершенствование традиционных и
освоение новых библиотечных технологий.
4. Расширение ассортимента
библиотечно-информационных услуг, повышение их
качества на основе использования новых
технологий:
– компьютеризация библиотеки;
– использование электронных
носителей;
– создание видеотеки;
– создание аудиотеки и т.д. |