Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Точка зрения

Вера Грунина

Система – основа всего

Общеизвестно, как широк круг обязанностей школьных библиотекарей. В этом материале сделана небесспорная попытка систематизировать основные направления его работы. Обсудим?

Вера Григорьевна Грунина
заведующая лабораторией методики работы с библиотечными фондами учебно-методического центра Северо-Восточного округа Москвы

Невозможно себе представить современную школу без хорошей библиотеки.

Школьный библиотекарь помимо профессиональных знаний, необходимых для работы, должен владеть навыками обращения с финансовой документацией, с различными фондами литературы, активно участвовать в информационно-воспитательном процессе и постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Круг функциональных обязанностей школьного библиотекаря гораздо шире обязанностей библиотекаря детской библиотеки. Ведь в большинстве случаев в школьной библиотеке работает один человек, и все виды работ ложатся на его плечи. Знания и умения, которыми он должен владеть, очень разнообразны. А вот степень подготовки библиотекарей различна.

Передо мной, заведующей лабораторией, которая занимается вопросами методики работы с библиотечными фондами, стояло несколько основных задач. Добиться создания каждой библиотекой собственного «Положения о библиотеке». Этот документ должен быть составлен с учетом специфики работы данной библиотеки, определять и регламентировать порядок ее функционирования. Документ составляется на базе «Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения», рекомендованного Министерством общего и профессионального образования РФ, и утверждается директором школы. Основные разделы «Положения» должны отражать задачи и базисные функции библиотеки, ее организацию и управление, права, обязанности и ответственность читателей.

Необходимо разработать перечень документов, которые обязательно должны быть в каждой школьной библиотеке округа и содержать полный объем необходимых сведений для составления различных справок, аналитических отчетов, планов работы и так далее.

Нужно систематизировать работу школьной библиотеки по основным направлениям ее деятельности, так как круг обязанностей школьного библиотекаря очень широк.

Основную работу школьной библиотеки можно условно разбить на 8 крупных блоков, которые тесно переплетаются с другом.

Мои консультации носят рекомендательный характер, я говорю библиотекарям, что каждый может (в зависимости от желания и возможностей) использовать отдельные направления или широко, или только в отдельных случаях.

Состав материалов «В помощь школьному библиотекарю» нашей лаборатории постоянно обновляется и дополняется. Но неизменно эти материалы позволяют школьным библиотекарям знакомиться с лучшим опытом своих коллег и использовать его в работе. Хочу подчеркнуть, что эти разработки бывают полезны и начинающим, и библиотекарям с большим опытом работы.

Теперь рассмотрим более подробно перечень основных операций и документов.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ОУМЦ

1. Консультации по текущим вопросам (комплектование, учет и организация библиотечных фондов, подготовка выступлений на семинарах и других мероприятий и т.д.).

2. Сдача и корректировка бланка заказа на учебно-методическую литературу.

3. Обсуждение проекта плана работы школьной библиотеки на текущий год с учетом главной темы года и знаменательных дат.

4. Использование банка разработок ОУМЦ библиотечных занятий, викторин, утренников, конкурсов, литературных вечеров, конференций и т.д.

5. Получение рекомендаций по оформлению выставок, стендов и т.д.

6. Посещение совещаний, на которых решаются вопросы участия библиотеки в учебно-воспитательном процессе по реализации городской целевой программы «Модернизация московского образования (Столичное образование-3)» и другие текущие рабочие вопросы.

7. Посещение семинаров, проводимых на базе других школ.

8. Собеседование по нормативно-правовым вопросам.

РАБОТА С ФОНДОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Своевременное проведение обработки и регистрации поступающей литературы.

2. Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки.

3. Выдача изданий читателям библиотеки.

4. Соблюдение правильности расстановки фонда.

5. Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.

6. Ведение работы по сохранности фонда.

7. Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.

8. Работа по мелкому ремонту изданий с привлечением к ней библиотечного актива.

9. Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.

10. Обеспечение работы читального зала (при его наличии).

РАБОТА С ФОНДОМ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований и его оформление.

2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы и передача его методисту ОУМЦ для включения в общий заказ округа.

3. Осуществление контроля за выполнением сделанного заказа.

4. Прием и обработка поступивших учебников:

– оформление накладных;

– запись в книгу суммарного учета;

– штемпелевание;

– оформление картотеки.

5. Составление отчетных документов (ОШ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).

6. Прием и выдача учебников.

7. Информация учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

8. Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.

9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.

10. Работа с резервным фондом учебников:

– ведение его учета;

– размещение на хранение;

– составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда ОУМЦ;

– передача в другие школы.

ОСНОВНАЯ ВНУТРИБИБЛИОТЕЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

В каждой школьной библиотеке должна быть следующая документация:

Общая:

– положение о школьной библиотеке;

– паспорт библиотеки;

– годовой и месячный планы работы;

– анализ работы за предыдущий год;

– график и расписание работы библиотеки;

– правила пользования библиотекой.

По фонду художественной литературы:

– книга суммарного учета;

– инвентарные книги;

– папка актов движения;

– акты о проведении инвентаризации;

– тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных;

– тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд)*;

– тетрадь учета подарочных изданий*;

– читательские формуляры.

По фонду учебников:

– книга суммарного учета;

– копии накладных по доставке учебников;

– журнал (папка) учета поступивших учебников;

– тетрадь учета брошюрного фонда;

– картотека учебников;

– папка актов движения фонда учебников;

– копии бланков заказа учебников;

– тетрадь замены учебников;

– журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры;

– диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний;

– отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации: поиску, отбору и критической оценке информации.

2. Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:

Статья подготовлена при поддержке кадрового агентства «Adecco Group». Если Вы решили нанять качественный и надежный персонал или сами ищите работу, то оптимальным решением станет обратиться в кадровое агентство «Adecco Group». Перейдя по ссылке: «услуги кадрового агентства», вы сможете, не отходя от экрана монитора, найти работу или узнать более подробную информацию о подборе персонала на работу. В кадровом агентстве «Adecco Group» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

– беседы;

– диспуты;

– литературные игры;

– викторины;

– литературно-музыкальные композиции;

– библиотечные занятия и др.

3. Популяризация литературы библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.

4. Создание актива школьной библиотеки и совместная работа.

5. Работа с детскими библиотеками.

ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА

1. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов:

– совместная работа по составлению заказа на учебно-методическую литературу;

– обзоры новых поступлений;

– подбор литературы в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;

– оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;

– оказание помощи в подборе материала при работе над методической темой школы;

– оказание помощи в подборе материала для подготовки педагогических советов, заседаний методъединений и т.д.

2. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся:

– на абонементе;

– в читальном зале;

– по межбиблиотечному абонементу, основываясь на их предварительных заказах;

– подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т.д.;

– оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;

– проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

3. Информационное обслуживание родителей:

– предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми;

– оформление выставок для родителей на актуальные темы;

– индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для учащихся начальной школы;

– выступление на родительских собраниях.

РАБОТА ПО ПРОПАГАНДЕ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

1. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей:

– каталоги;

– картотеки;

– рекомендательные списки.

2. Ознакомление учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний:

– знакомство с правилами пользования библиотекой;

– знакомство с расстановкой фонда;

– приемы работы со справочно-библиографическим аппаратом;

– ознакомление со структурой и оформлением книги;

– овладение навыками работы со справочными изданиями и так далее.

3. Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

1. Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей:

– посещение семинаров;

– участие в работе «круглых столов»;

– присутствие на открытых мероприятиях;

– индивидуальные консультации и т.д.

2. Регулярное повышение квалификации на курсах в РАПКРО, МИОО, ОУМЦ, библиотеке им. К.Д.Ушинского и т.д.

3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

4. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий:

– компьютеризация библиотеки;

– использование электронных носителей;

– создание видеотеки;

– создание аудиотеки и т.д.