Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2003

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 05 (17) • вкладка в БШ № 05 (89) • 1–15 март 2003

Час тихого чтения

Я ИДУ НА УРОК ФИЗИКИ. 7 КЛАСС. Часть I.

Книга для учителя. Редактор-составитель Н.Ю.Милюкова.

Библиотека «Первого сентября».

Издательство «Первое сентября», Москва, 1998

В первую часть сборника «Я иду на урок физики» входят оригинальные разработки по темам курса физики 7-го класса: «Введение», «Первоначальные сведения по строению вещества» и начало темы «Взаимодействие тел». Ряд статей написан специально для данного издания. Материалы сборника соответствуют программе, утвержденной Министерством образования РФ (базовый учебник – А.В.Перышкин, Н.А.Родин. «Физика–7») и рассчитанной на 68 учебных часов.

Каждую тему предваряет примерное поурочное планирование учебного материала (тема урока и задание на дом, основное содержание учебного материала, демонстрации). В сборник включены разработки вариантов уроков всех типов (изучение нового, повторение, контроль и обобщение знаний, практические занятия), разнообразный дидактический материал к уроку, углубляющий и расширяющий кругозор, оригинальные методики изучения каждой темы.

Тема «Введение» в сборнике представлена разработками двух первых уроков физики, причем каждый из них в трех вариантах: аналитическом (теоретическом), эмоционально-жизненном (игровом) и лабораторно-измерительном. Учитель может выбирать характер урока в зависимости от своих предпочтений, уровня подготовки школьников и их предпочтений. К разработкам уроков прилагаются соответствующие выбранному варианту урока задачи и упражнения, описания опытов, экспериментов и демонстраций. Дополнительный материал – «Физика в поэзии» и комплекс нестандартных занятий «Игра? Не только...» – может быть использован не только на вводных, но на последующих уроках и во внеурочное время.

В этот же раздел включена методическая работа И.В.Кравченко «Нетрадиционное изучение курса», с помощью которой учитель сможет более свободно планировать соотношение времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Теме «Первоначальные сведения о строении вещества» отведено шесть уроков. Характер уроков, как и в теме «Введение», тоже можно выбирать по усмотрению учителя (всего 14 вариантов); здесь же представлены разработки контрольного и резервного уроков, задачи, тесты и упражнения, описания экспериментов и дополнительный материал к уроку (кроссворд и условия конкурса «Физика и музыка»).

Основополагающим сведениям о предмете «Физика» посвящена методическая работа доцента МГПУ С.В.Анофриковой «Нетрадиционное изучение курса», с помощью которой учитель сможет провести восемь оригинально построенных уроков на основе деятельностного подхода. Из всех этих материалов учитель может составить свои нетрадиционно спланированные уроки, посвященные знакомству с предметом, а удачное начало гарантирует внимание школьников на последующих уроках.

Началу изучения темы «Взаимодействие тел» в первом сборнике посвящены разработки 17 уроков, среди которых теоретические занятия, пять лабораторных работ, урок-игра «Блиц-турнир», урок-путешествие, урок-диспут «Нужна ли нам физика» с физическим диктантом.

Материалы, помещенные в сборнике, могут использоваться и полностью, и выборочно. Они способствуют проведению содержательных и интересных занятий, значительно обогащают арсенал учителя.

Я ИДУ НА УРОК ФИЗИКИ. 7 КЛАСС. Часть II.

Книга для учителя. Редактор-составитель Н.Ю.Милюкова.

Библиотека
«Первого сентября».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

Во вторую книгу серии «Я иду на урок физики. 7 класс» вошли варианты заключительных уроков и разнообразный методический материал по теме «Взаимодействие тел», а также разработки уроков по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Принцип построения сборника такой же, как и в первой книге серии: примерное планирование изучения темы, подробные разработки уроков разных типов, варианты тестов и контрольных работ, методические комментарии по проведению лабораторных работ.

В разделе, посвященном заключительным урокам по теме «Взаимодействие тел», помещены варианты контрольных работ, задачи повышенной сложности и нестандартные задачи, описания опытов, которые могут проводиться как в классе, так и в домашних условиях. Среди дополнительных материалов к урокам предлагаются кроссворды, театрализованные представления, сказки, урок-КВН и нетрадиционная методика И.В.Кравченко – разработка девяти уроков по теме «Масса и плотность» с заданиями для самоконтроля, для тест-контроля и задачами.

Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» представлена вариантами разработок 19 уроков, задачами, упражнениями,
а также отдельным руководством по обучению школьников решению задач по физике.

В качестве дополнительного материала к уроку в сборнике помещены занимательная статья «Физика в поэзии», кроссворд, сценарий командного урока-игры КВН и замечательные фрагменты трактатов Галилео Галилея и Блеза Паскаля, которые приобщают детей к размышлениям великих людей, к их стилю изложения мыслей, то есть делают школьников собеседниками творцов науки.

Я ИДУ НА УРОК ФИЗИКИ. 7 КЛАСС. Часть III.

Книга для учителя. Редактор-составитель Н.Ю.Милюкова.

Библиотека
«Первого сентября».

Издательство «Первое сентября», Москва, 1999

Третья книга серии «Я иду на урок физики. 7 класс» завершает публикацию оригинальных разработок по темам курса физики 7 класса. В нее вошли материалы по нетрадиционному изучению тем курса физики:

1. «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (методика Г.Н.Васильева – восемь уроков-блоков, организованных для дифференцированной самостоятельной работы).

2. «Весовое давление жидкостей» (методика С.В.Анофриковой – восемь уроков, каждый из которых имеет образовательную и развивающую части).

3. «Движение и силы», «Вычисление сил» и «Давление» (методика И.В.Кравченко,
с задачами четырех уровней сложности).

Теме «Работа и мощность» посвящена вторая часть сборника. Здесь помещены разработки десяти уроков, задачи, тесты и упражнения, описания оригинальных экспериментов. Среди дополнительных материалов к уроку – рассказ о механизмах средневекового Ближнего Востока, командный конкурс «Физический бой» и обобщающий урок-игра «Один за всех и все за одного».

В дополнение к этим урокам здесь же публикуется авторская методика И.В.Кравченко – разработка девяти уроков по теме «Работа и энергия» с вопросами для самоконтроля и сборником задач четырех уровней сложности и девяти уроков по теме «Механизмы» с 147 задачами-вопросами и 12 домашними экспериментальными заданиями.

Большую помощь учителям физики могут оказать 12 оригинальных таблиц сравнения отдельных понятий физики и явлений природы, разработанные М.Ф.Лущик, – это руководство по обучению сравнениям и по выработке цельного взгляда на физический мир.

В третьем сборнике помещен обширный список литературы – более 100 названий книг – учебников по физике, сборников задач, методических руководств, пособий для учителей и учащихся 7–11-х классов средней школы.

Я ИДУ НА УРОК ФИЗИКИ.
10 КЛАСС.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.

Книга для учителя. Редактор-составитель Н.Ю.Милюкова.

Библиотека «Первого сентября».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

В книгу «Молекулярная физика» вошли дидактические и методические материалы, содержание которых соответствует основному базовому курсу физики, с которым учащиеся 10-го класса знакомятся в первой четверти  (30 учебных часов при сетке 2 часа в неделю).

В первую часть книги включены:

– обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по курсу физики;

– поурочное планирование учебного материала на I четверть;

– разработки 25 уроков по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», среди которых уроки – объяснение нового материала, урок на основе деятельностного подхода, уроки – решение задач, урок-аукцион и обобщающие уроки;

– методические рекомендации к большей части уроков, каждая для трех уровней обучения: для учащихся-гуманитариев, для учащихся «смешанного» типа и для детей, способных к физике и занимающихся по индивидуальному плану;

– около 100 задач и 20 тестовых заданий с подробными решениями и ответами, блицтурниры;

– описания демонстраций, 5 лабораторных занятий и 100 домашних экспериментальных работ.

В разделе «Дополнительные материалы к уроку» помещены «Ситуативные таблицы», отражающие свойства паров, жидкостей и твердых тел, игра «Похождение одной молекулы» и сценарий театрализованного физического вечера «В мире кристаллов».

Вторая часть сборника посвящена теме «Основы термодинамики» и содержит поурочное примерное планирование учебного материала, методические разработки 10 вариантов уроков, среди которых есть урок-пресс-конференция «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения» и обобщающий двухчасовой урок «Жизнь, смерть, бессмертие», сочетающий в себе философскую беседу, обобщенные расчеты, конкурс и кроссворд.

В сборнике помещено свыше 100 оригинальных задач, многовариантные проверочные и контрольные задания для трех уровней обучения – гуманитарного, смешанного и углубленного.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Профессиональное образование: путь к специальности или к безработице? № 10–2003, с. 1.

Техникумы и колледжи не смогут давать востребованные на рынке труда профессии, пока регионы не получат права формировать для них кадровый заказ.

Русаков А. Модернизация в загадках и разгадках.

Часть первая: «Униформы завтрашнего дня». № 10–2003, с. 2.

Часть вторая: «Школа и ее содержание». № 12–2003, с. 2.

Статьи посвящены поискам взаимосвязей, характерных черт, единства причин и целей во вроде бы разрозненном и разнородном наборе планов по модернизации российского образования.

Иштрикова Н. Пообещали так много, что голосов не хватило. № 11–2003, с. 1.

Депутаты решили, что федеральные гарантии оплаты труда учителей должны устанавливаться законом. Но в поддержку этого решения проголосовать не захотели.

Адамский А. У государства деньги – у муниципалитетов школы. № 12–2003, с. 1.

Отсутствие у правительства эффективных предложений по финансированию школы позволяет популистам провоцировать учителей на пролетарские формы борьбы за свои права.

Адамский А. Школа – вуз: запрещенный прием. № 13–2003, с. 1.

Министр образования отменил совмещенные экзамены.

Иштрикова Н. Источник знаний бьет по карману. № 13–2003, с. 1.

Покупка школьных учебников – такой строки нет ни в одном бюджете, кроме семейного. Депутаты Думы предлагают изменить эту ситуацию.

ПРИРОДА ШКОЛЫ

Образование – это движение вопросов. № 10–2003, с. 3.

От получения информации – к познанию мира и самого себя. Но школа подталкивает ребенка к обратному движению.

Витковский А. Анатолий Арсеньев: «Мир есть тайна, и человек есть тайна. Не загадка, не секрет,
а тайна». № 12–2003, с. 3.

Беседа нашего корреспондента с доктором философских наук А.С.Арсеньевым об этапах становления личности и возможностях учителя помочь ребенку в его личностном росте.

Бабушкина Т. «Он занят, он строит воздушные замки». № 12–2003, с. 3.

Как в музыке существует музыкальный слух, так и в педагогике есть слух педагогический. И оказывается, его тоже можно развить.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Лория О. Школа заставляет государство вносить поправки в закон. № 11–2003, с. 2.

Альтернативное образование в борьбе за свои права.

Бакмастер В. Американская школа в картинках. № 13–2003, с. 2.

Три маленькие новеллы о нравах американской школы.

НАШИ ДЕТИ

Гамалов А. Не спешите делать добро... № 10–2003, с. 7.

Есть вопросы, решать которые должно только государство. А самодеятельность и благотворительность попросту опасны.

Иваницкая Е. ...Особенно если делаете его из-под палки. № 10–2003, с. 7.

Противопоставление – я и государство – привычнее и (такова традиция) приличнее. Но может быть, есть повод объединиться?

Иваницкая Е. Смена доз. № 12–2003, с. 7.

Спасая подростков от одной зависимости, им зачастую навязывают другую.

Москвина А., Мишина Е. «Я знал точно: медлить нельзя». № 12–2003, с. 7.

Крутицы – старейшее место в Москве. Паломники, ступающие по каменным плитам Крутицкого подворья, знают, что здесь волею Божией и трудами человеческими творятся чудеса.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Кашина Н. На северо-юге без перемен. № 11–2003, с. 4.

Древний подход к классификации черт личности – кельтский крест – помогает определить, какие проблемы стоят перед ребенком, где наш педагогический просчет, а где особенности его психики.

Хоменко И. Как найти своего психолога? № 13–2003, с. 8.

Во время визита обратите внимание на реакцию ребенка. Если он стал маяться, искать себе прибежище и тянуть вас за руку – как можно быстрее прощайтесь с психологом, чтобы не усугублять беспокойства малыша. Пользы от дальнейшего разговора для ребенка не будет никакой.

УЧЕБНИКИ

Федеральный комплект учебников. № 13–2003, с. 3–6.

Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2003/04 учебный год.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Школа для учителя. № 24. № 11–2003, с. 1–4.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Изучаем глаголы. 4-й класс. № 6–2003, с. 5–12.

Глагол – одна из самых сложных и интересных тем, изучаемых в начальной школе. Как правильно использовать время, отведенноее на отработку грамотного письма этой части речи? Как построить занятия, чтобы детям было и увлекательно на уроке, и при этом закреплялись орфографические навыки? Вы можете воспользоваться идеями учителей, чьи работы представлены в рубрике.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Клименко Ж. Давайте порадуем зиму. № 6–2003, с. 2.

Урок в 4-м классе, на котором, повторяя падежи существительных, определяя склонения, вы можете еще раз обратить внимание детей на красоту уходящей зимы.

Симаранова Г. Я принимаю гостей. № 6–2003, с. 4, 13.

Как поздравить человека с днем рождения, чтобы ему было приятно? Как встретить друзей, чтобы их время не было потрачено впустую? Как вести себя, чтобы окружающие сказали о вас: «Это воспитанный человек»?

Соловейчик М. Первый урок по учебнику «К тайнам нашего языка». № 6–2003, с. 13.

Возможный ход урока, который следует считать вводным. Это урок первого знакомства с учебником.

Рудницкая В.Н. Математика. Контрольные работы. № 7–2003, с. 2-13.

Комплект контрольных работ предлагается в помощь учителям, работающим в 1–4-х классах по учебникам математики (авт. М.И.Моро и др.), изданным в 1998–2002 гг. издательством «Просвещение». Цель работ – изучение учителем уровня математической подготовки младших школьников на конец
III четверти.

Игнатьева Т.В. Чтение. Контрольные работы. № 7–2003, с. 14–37.

Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ. Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец III четверти.

Тикунова Л.И. Русский язык. Контрольные работы. № 7–2003, с. 38–46.

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за III четверть.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Чеботкова Л. Урок модельного типа в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. № 6–2003, с. 14–15.

При подготовке и проведении данного урока авторы использовали учебник русского языка В.В.Репкина для 2-го класса (по системе 1–3), изданный в Томске в 1997 году.

УЧИСЬ ИГРАЯ

Ещенко Н. Басни дедушки Крылова. № 6–2003, с. 3.

Урок-конкурс с использованием различных игр и соревнований для 3-го класса.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Филюшкина О. Масленица. № 6–2003, с. 16.

Частушки.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Бактериальные инфекции кожи. № 3–2003, с. 4–5.

Инфекции кожи – самые распространенные заболевания в детском возрасте. Познакомимся с некоторыми из них.

Таточенко В. Грибковые заболевания кожи и слизистых. № 4–2003, с. 4–5.

Виды заболеваний и основные противогрибковые средства.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Матвеева М. Загадочный мир близнецов. № 3–2003, с. 12–13.

О проблемах, которые типичны для семей с детьми-близнецами, рассказывает ведущий научный сотрудник Психологического института РАО кандидат психологических наук Н.М.Зырянова.

Степанова М. Готовим уроки. № 4–2003, с. 12–13.

Как помочь ребенку избежать переутомления?

СКАЖИТЕ, ДОКТОР

Матвеева М. Вырезать или нет – вот в чем вопрос. № 4–2003, с. 14–15.

Заведующий кафедрой детской оториноларингологии Российской медицинской академии последипломного образования профессор Б.В.Шеврыгин отвечает на вопрос нужно ли вырезать гланды.

СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ

Попова Е. Учительница первая моя… № 3–2003, с. 10.

От первой учительницы во многом зависит, с каким настроением ученики будут ходить на уроки все остальные годы.

КАК ЖИВЕШЬ, ПОЗВОНОЧНИК?

Степанова М. Поговорим об осанке. № 3–2003, с. 14.

Причины формирования неправильной осанки и некоторые физические упражнения, направленные на ее исправление.

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

Лекманов А. Ночной энурез: новый взгляд на старую проблему. № 4–2003, с. 10.

Гипотезы происхождения энуреза, постановка диагноза, лечение и фармакотерапия.

HOMO VALENS

Борисова В. Будь здоров, ученик! № 3–2003, с. 16–17.

Автор знакомит читателя с некоторыми мыслями и советами Н.М.Амосова о том, как уберечь детей от болезней.

Хахалин Л. Иммунитет – система безопасности. № 4–2003, с. 16–17.

Как формировать хороший иммунитет и избежать иммунопаталогии.

ВОПРОС – ОТВЕТ

Кирина М. Чтоб кусался зубок… № 3–2003, с. 11.

Заведующая кафедрой детской терапевтической стоматологии МГМСУ, профессор, заслуженный врач РФ В.М.Елизарова рассказывает, как надо ухаживать за молочными зубами.

Брагинский В. Если пострадала голова. № 4–2003, с. 8–9.

Что происходит в организме ребенка при травме головы и не отзовется ли такая травма во взрослой жизни?

ПОДРОСТОК

Максимова В. Бурный натиск гормонов. № 3–2003, с. 17–18.

Психологи и педагоги говорят о том, что невероятно трудно, а зачастую просто невозможно правильно построить воспитание, обучение, взаимоотношения с растущим человеком, если не учитывать законов его физиологического развития, индивидуальные оттенки этого развития.

Матвеева М. Достоинство – защита соблазнов. № 4–2003, с. 11.

Как дать ребенку силу противостоять вредным соблазнам рассказывает доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ Е.А.Леванова.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Соломин И. Технология профконсультирования. № 6–2003, с. 4; № 7–2003, с. 12.

В статье описываются цели, средства, формы, этапы, принципы и критерии эффективности психологического профессионального консультирования, способы преодоления встречающихся в работе профконсультантов ошибок.

Продолжение. Начало см. № 4–2003.

Стебенева Н. Ни свой, ни чужой. № 6–2003, с. 5–12.

Программа социально-психологического тренинга для подростков из семей беженцев и переселенцев по повышению уровня толерантности к фрустрации.

Родионов В., Ступницкая М. С чего начать? № 7–2003, с. 7.

Тренинговое занятие для подростков по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ).

РЕПОРТАЖ

Решетникова О. «Может ли психолог быть человеком?». № 6–2003, с. 14.

Обзор некоторых докладов на очередной конференции психологов Ярославской области, работающих в сфере образования, которая прошла в декабре 2002 года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сартан М. «Главный акцент – на практику!» № 7–2003, с. 4–5.

Интервью с начальником Управления специального образования Минобразования РФ кандидатом психологических наук Т.В.Волосовец по вопросам развития службы практической психологии.

ГИЛЬДИЯ

Вачков И. Типы взаимодействия психолога с клиентом. № 7–2003, с. 8–9.

В последние годы активно развивается такое направление нашей науки, как психология субъектности. Это направление стало настолько популярным, что все чаще в качестве важнейшей цели те или иные школы выдвигают «развитие субъектности учащегося» или «формирование эффективного субъекта учения».

ТЕТ-А-ТЕТ

Шадура А. Время для клиента. № 7–2003, с. 13.

Мы не можем прожить за других их жизнь. И мы не вправе отнимать у человека право на собственный жизненный выбор.

Продолжение цикла статей о психологическом консультировании. Начало см. № 1, 3, 5, 15, 47–2002.

МЭТРЫ

Степанов С. Джеймс Селли (1843–1923). № 6–2003, с. 2–3.

Джеймс Селли — основатель английской детской психологии, чьи идеи были очень популярны на рубеже XIX—XX веков во всем просвещенном мире, в том числе и в нашей стране, а ныне прочно забыты.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Федюкова Ю. Простая истина. № 7–2003, с. 10.

Не надо давать наставления, нужно лишь постараться помочь человеку самому додуматься до решения собственной проблемы.

ИГРОТЕКА

Пеньевская И. Корреспондентский марафон. № 6–2003, с. 16.

Адаптационная игра для пятиклассников.

В классе

Кантур Т. О добрых чувствах и жестоком: Обсуждение «Пушкинских проповедей» Симона Соловейчика с детьми 2–5-х классов. «Библиотека в школе», № 4–2003, с. 12.

Сазонов Е. Этот долгий путь к театру... «Искусство» № 3–2003, с. 14–15.

Хотите организовать школьный театр? Советы художественного руководителя Театра юношеского творчества.

Сердюк Ю. Менталитет китайцев. «География», № 8–2003, с. 3–4.

В виде «педагогической провокации» предположите некоторые элементы этой статьи для рассмотрения школьникам старших классов при размышлении о русском менталитете.

Матрешки. «Физика», № 8–2003, с. 23–24.

На музыкальной страничке газеты – песня (с нотами) «Матрешки», которую можно использовать для праздника, посвященного Международному женскому дню.

Коптяева Е. Крутой кумир. «Библиотека в школе», № 4–2003, с. 32.

Кого вы считаете самым выдающимся человеком всех времен и народов? На вопрос отвечали и учителя и ученики.

Севрюгин В. В прошлом веке. Совсем недавно. «Библиотека в школе», № 4–2003, с. 28.

Нужно ли детям знать о самых мрачных событиях в истории России ХХ века? О чем и как им рассказывать?

Громова О. Он – один на всех. «Библиотека в школе», № 4–2003, с. 22.

Амонашвили Ш. Письма к дочери. «Библиотека в школе», № 4–2003, с. 21–22.

Письмо шестое. Колючие вопросы.

Вместе с родителями

Воронова Е. Режим дня современных школьников. [По материалам всероссийской конференции «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы»]. «Здоровье детей», № 4–2003, с. 9.

Степанова М. Готовим уроки: Как помочь ребенку избежать переутомления? «Здоровье детей», № 4–2003, с. 12–13.

Имя беды – наркотики. Анонимное общество страдающих родителей [Заголовок тематической полосы]. «Первое сентября», № 12–2003, с. 7.

Хоменко И. Как найти своего психолога? «Первое сентября», № 13–2003, с. 8.

Какими принципами необходимо руководствоваться при выборе психолога? И как вообще определить его надобность? Советы родителям.

Семья. Тема номера. «Школьный психолог», № 8–2003, весь номер.

Вместе с психологом

Малинина Е. Можно ли научиться классному руководству? «Библиотека в школе», № 4–2003, с. 11.

Классному руководителю тяжело в одиночку. А может, можно найти помощь и помощников? Материал школьного психолога в первой вкладке для классного руководителя.

Малинина Е. Оберег для Даши. «Библиотека в школе», № 4–2003, с. 12.

Стихотворение, написанное очень заботливой и внимательной мамой – заклинание от страхов.

Стебенева Н. Ни свой, ни чужой: Программа социально-психологического тренинга для подростков из семей беженцев и переселенцев по повышению уровня толерантности к фрустрации. «Школьный психолог», № 6–2003, с. 5–12.

Пеньевская И. Корреспондентский марафон: Адаптационная игра для пятиклассников. «Школьный психолог», № 6–2003, с. 16.

Шишова Т. О проблемах в школе и дома. «Здоровье детей», № 4–2003, с. 22.

На вопросы родителей отвечает психолог.

Семаго М. Право на судьбу: Консультирование семьи «проблемного» ребенка. «Школьный психолог», № 8–2003, с 18–19.

Азарова Т. Слушать ребенка. Как?: Сценарий тренинга для родителей. «Школьный психолог», № 8–2003, с. 20–21.

Подросток

Матвеева М. Достоинство – защита от соблазнов. «Здоровье детей», № 4–2003, с. 11.

Что можно сделать, чтобы ребенок не начал курить? Читать лекции о вреде табака? Запрещать? Увы, как это неэффективно, вы знаете и сами. Но можно дать ему силу противостоять вредным соблазнам.

Воронова Е. Кто становится «звездой»? [По материалам всероссийской конференции «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы»]. «Здоровье детей», № 4–2003, с. 15.

Родионов В., Ступницкая М. С чего начать?: Тренинговое занятие для подростков по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). «Школьный психолог», № 7–2003, с. 7.

Бурачевский Л. По следам дымящей сигареты. «Спорт в школе», № 4–2003, с. 3.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

«Школа Л.Н.Толстого» – модель непрерывного образования нового типа. № 5–2003, с. 1–8.

НИЛ «Школа Л.Н.Толстого» проводит аттестацию учителей, работающих по экспериментальным предметам и программам.

О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений РФ. № 6–2003, с. 1–2.

Приказ № 4170 министра образования РФ В.Филиппова.

Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений РФ. № 6–2003, с. 2–3, 6–7.

Программа 13-го международного фестиваля «Эврика-Авангард» (19–22 апреля 2003 года). № 6–2003, с. 4–5.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Останется ли школа светской? № 5–2003, с. 1.

Школа как институт культуры, как институт общественного развития возможна, с нашей точки зрения, только как автономный институт, независимый не только от церкви, но и от самого государства.

Михайлов Ф. Духовность школы. № 5–2003, с. 3.

Безнравственно лезть в душу верующего и неверующего, тем самым упорно навязывая им мироощущение и миропонимание.

Столов В.Б. Религия – часть образования. № 5–2003, с. 5.

Без религиозных знаний, без понимания того фундаментального значения, которое эти знания имеют для нашей цивилизации, человек XXI века вряд ли может ощущать себя наследником многовековой мудрости, накопленной его предками.

Адамский А. Если бастовать, то всем и до победы. № 6–2003, с. 1.

Учитель в глазах общества превращается в записного протестанта, люмпена, доведенного к тому же до отчаяния безрезультатностью своей борьбы.

СОБЫТИЕ

Рождественские образовательные чтения. № 5–2003, с. 2.

Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Церкви.

Филиппов В. Общая забота о духе. № 5–2003, с. 4.

Выдержки из выступления министра образования России на XI Рождественских чтениях.

Никандров Н. Православные традиции – в практику школы. № 5–2003, с. 4.

Выдержки из выступления президента РАО на XI Рождественских чтениях.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Школьный социализм не победил. № 5–2003, с. 2.

Учение ни для чего, изобретение ни для чего, работа с наслаждением, с целью небытового, неземного свойства – вот когда человек чувствует себя действительно свободным и становится свободным. И учится свободе.

Мальчик, который всегда в пути. № 6–2003, с. 2.

Может быть, хватит нам говорить о гуманной, гуманистической и гуманитарной школе. Может быть, пора подумать о школе, которая будет более человечной, более доброй к большим детям, перестанет выбрасывать их на улицу за ненадобностью.

ДОКУМЕНТ

Коган Е.Я. О светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Самарской области.

Официальное письмо руководителя департамента образования.

Растимешин Д. В защиту светскости школы. Публичное религиозное образование запрещено законом. № 5–2003, с. 12.

Выдержки из официальных документов и Уголовного кодекса РФ.

ЕГЭ–2003: полный список вузов-участников. № 5–2003, с. 16; № 6–2003, с. 16.

Подробный список.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 6–2003, p. 3.

My Typical Day, Valentine’s Day, Writing an Essay.

Listening. № 7–2003, p. 3.

Rooster, Children in Action, Problems with Education.

ASPECTS OF LANGUAGE