Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2003


Без расписания

Газета для классных руководителей

Выпуск 02 (02) • вкладка в БШ № 06 (90) • 16–31 марта 2003

Проблема

Наталья Дрошнева

Учат ли у нас «на классного»?

И не то чтобы да, и не то чтобы нет

На вопросы нашего корреспондента отвечает Владимир Игоревич Блинов, заместитель заведующего кафедрой педагогики Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук

– Занимаются ли в вашем вузе и в других вузах страны подготовкой студентов для ведения классного руководства?

– Существует документ, который называется «Государственный образовательный стандарт». Если вы его внимательно прочтете, то не обнаружите в нем указаний, касающихся подготовки студентов к выполнению работы классного руководителя. Иными словами, «Стандарт» не предусматривает в содержании обучения классному руководству. В то же время в пункте 7 «Требования к уровню подготовки выпускников» из подпункта 5 вытекает, что выпускник должен владеть навыками выполнения обязанностей классного руководителя.

Ситуация парадоксальная: требование есть, а содержания образования нет. Естественно, мы пытаемся преодолеть это противоречие. В наших учебных программах есть раздел, посвященный обучению будущих учителей деятельности классного руководителя. Но на сегодняшний день МПГУ может предложить только полноценный теоретический курс. «Стандартом» не предусмотрено для студентов никакой практики классного руководства. К тому же сведен почти на нет и объем летней практики в оздоровительных детских лагерях в связи с сокращением числа самих лагерей. Вот и получается, что такая важная обязанность педагога, как классное руководство, которую осуществляют не менее 90 % учителей, освещена только в теории. Хотя в жизни эта деятельность нуждается именно в практике.

Перерыв в практической подготовке классного руководителя длится уже почти 10 лет, с 1994 года. В то время разрабатывался первый Стандарт высшего педагогического образования, не предусматривавший подготовки студентов к классному руководству. Однако модернизация высшего и среднего педагогического образования несколько изменила ситуацию.

С осени прошлого года мы возобновили работу по организации так называемой непрерывной практики студентов в школе, для того чтобы сформировать у них умения и навыки работы с детскими сообществами.

– Что представляла собой практика классного руководства до 1994 года и какие изменения произошли после?

– До 1994 года практическая подготовка студентов нередко сводилась к проведению формальных мероприятий с учащимися школ. Никто точно не знал, что нужно делать. Потом содержание внеурочной работы серьезно менялось. Ушли в прошлое всесоюзные линейки. Школе была предоставлена большая самостоятельность, но использовать ее в полной мере оказалось сложно. В школах осталась должность классного руководителя, а его новые функции были не совсем ясны. Поскольку наш вуз всегда ориентировался на реальное содержание школьного образования, мы тоже, честно говоря, не очень представляли себе содержание этой практики.

Но сейчас наш вуз заключает договоры со школами Москвы, где студенты будут проходить практику. Постепенно формируется новое содержание работы классного руководителя.

– А стоит ли обременять учителя-предметника дополнительными функциями классного руководителя или лучше отдать их освобожденному сотруднику?

– В современной школе появился собственный психолог. И в середине 90-х годов казалось, что школьный психолог может решить все проблемы, возникающие в детском коллективе, а классный руководитель не очень-то и нужен. Но сегодня стало понятно, что детскому сообществу, классу необходим взрослый организатор.

Во многих школах, особенно частных, появились освобожденные классные руководители. Где-то их работа успешна,
а порой они превращаются в няньку.

Мы даже теоретически не знаем, как решить эту проблему, как вести работу, и не уверены, стоит ли придерживаться вообще такого подхода. Поэтому в основном ориентируемся на классного руководителя из учителей-предметников.

Одних только уроков для воспитания недостаточно. Должна быть единая школьная жизнь, где есть и учеба, и досуг, и спорт, и труд, и общение, и многое другое.

– В рамках какого курса и как ведется теоретическое обучение будущего классного руководителя?

– В рамках курса общей педагогики. Он един для всех факультетов, где ведется подготовка по специальности «учитель». Подход – функциональный. То есть занимаемся не абстрактными теориями, а учим выполнять те или иные функции классного руководителя. Например, работа с детским сообществом. Мы не употребляем слово коллектив, поскольку это достаточно сложное и редко встречающееся в школьной действительности явление.

Во главу угла ставится организация деятельности детей как общий метод. Прежде чем планировать работу, нужно понять мотивы поведения детей, узнать, что их интересует. Дальше составляется план. Но не как раньше – сам набросал, сам осуществил, а вместе с детьми. Здесь применим известный метод. Классный руководитель выбирает наиболее активную группу, потом вовлекает остальных. Так возникает план, который не «спускается» классным руководителем сверху, а является плодом общего творчества.

В итоге актив класса выступает и как разработчик идеи, и как ее исполнитель, а потом подключает к ней всех. Мы показываем будущим учителям некоторые приемы, которые могли бы разнообразить этот процесс.

Особенно студентам нравится метод «опосредования деятельности». Вот, например, скучное задание: вскопать в школьном дворе клумбу, которая последний раз видела садовые инструменты лет 15 назад. Конечно, классный руководитель может вызвать трех мальчиков, дать по лопате и заставить их копать. Но это метод не педагога, а старшины. Мы учим тому, как заинтересовать ребят работой. Спросить, например: «Если бы была такая клумба, что бы вы туда посадили?» Дети обычно с удовольствием фантазируют, планируют, рисуют... Следующий этап – более материальный: «А у кого есть нужные семена?» У многих. Дети приносят семена. Им уже хочется их посадить. Дальше дело за малым. Остается только помочь найти лопату. Инициатива, заметьте, идет уже не от педагога, а от самих детей. Так что любое, самое нудное дело можно превратить в интересное, творческое и нужное.

Так мы стараемся развить фантазию будущих классных руководителей. Нужно, чтобы с этой клумбой каждый студент придумал свой собственный вариант решения. В итоге классное руководство становится довольно сложным предметом, который требует фантазии, творчества.

Но, как и практика, теоретическое образование должно быть непрерывно. Сейчас курс педагогики занимает всего 300 часов из 8884 часов полного курса обучения. Это, конечно, капля в море. Здесь так же, как и с изучением языка. Теория не имеет смысла, если потом нет никакой практики. Поэтому сейчас создана новая программа, в которой предусмотрено изучение педагогики с I по V курс. Вопросам, связанным с внеурочной деятельностью и воспитанием, выделены часы на II и III курсах. Соответственно практика именно на этих курсах. Очень важно, чтобы студент вжился в школу еще до того, как у него начнется урочная практика. Когда налажен контакт с детьми, и уроки у студентов проходят лучше.

– А насколько заинтересованы сами студенты в изучении теории и практики классного руководства?

– Можно вспомнить такой анекдот. Грабят учительницу. Ей говорят: отдавай часы! А она отвечает: часы не отдам, берите классное руководство... К сожалению, функция организатора внеурочной деятельности класса –
а он во многом организатор и учебной деятельности, и работы с родителями – очень плохо оплачивается: всего 20% от ставки. Многие студенты сразу выбирают для себя то, за что платят больше. Ведь молодой специалист вправе и не вести классное руководство, если нет уж совсем острой необходимости.

Мы шутим, что у нас КПД как у паровоза, равное 30%. Ведь реально только 30% выпускников работает в школе. И не только материальная сторона играет в этом роль.

Наши выпускники хорошо подготовлены по предмету, владеют многими секретами и приемами организации и управления. Они способны применить на практике полученные навыки и во взрослом коллективе. Поэтому их охотно принимают на работу разного рода коммерческие организации.

Проблема в данном случае у школ. Специалисты находят для себя более интересные, более высокооплачиваемые места.

30% учителей, которые работают в школах, – это люди либо с очень серьезной внутренней этической и педагогической направленностью, либо те, кто не сумел устроиться в фирму. Хотя, по моим наблюдением, совсем негодные к педагогической деятельности люди не находят себе места в школе.

– Каким вам представляется идеальный классный руководитель?

– В идеале – это человек, нашедший возрастную группу детей, которые ему наиболее интересны. Если он хочет расти вместе с детьми, тоже замечательно, но это не всегда удается. Итак, первое – попасть в «свой» возраст.

Во-вторых, это должен быть человек с очень богатой фантазией. Мало знать методы и стандартные формы работы. Никогда нельзя повторяться. Настоящий классный руководитель должен быть способен из пустяка силой воображения создать что-то интересное для детей. Вообще, если бы меня просили составить тест для поступающих в вуз, я бы первым делом проверял развитость фантазии. Дети ведь отличаются богатством фантазии. У педагога это качество должно быть не меньше.

В-третьих, идеальный классный руководитель – это человек мудрый. Всегда стоял вопрос, насколько наши студенты и выпускники зрелы для педагогического просвещения и для работы с родителями, ведь мудрым человек может стать и в 16, и в 20, в 30 лет, может и в 60. А может и вообще не стать.

Есть и еще одно негласное педагогическое правило. Нормальный классный руководитель никогда не делит детей на «хороших» и «плохих». Нужно попытаться найти взаимопонимание даже с самым последним хамом. Это очень сложно, потому что инстинктивно очень многим взрослым хочется отвесить такому ребенку подзатыльник. Но мы не имеем профессионального права на это первобытное желание. Нельзя провоцировать ученика на недостойный поступок, а потом ругать. Нельзя отвечать насилием. Эти этические нормы известны были педагогам еще и 1000, и 2000 лет назад. Именно на них следует опираться.

Вообще школу будущего я вижу как Школу Достижений ученика, где каждый ребенок способен подняться над собой. Наша задача подготовить педагогов, способных и готовых помочь ему.