Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2003


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

Технологии

Елена Малинина

...И добились изменений сами

О критической грамотности, детской площадке
и классном руководстве

Октябрятские, пионерские, комсомольские дела... Кроме скучных собраний и сдачи «ленинских зачетов», были и захватывающие игры в «Зарницу» и «Орленок» (военизированные, конечно, но увлекательные), нравственные дела (шефство, сборы макулатуры и металлолома  и т.п.). Было нечто такое, что нас, тогда юных, сплачивало, увлекало, создавало цели и идеалы. Не все, правда, сплачивались и увлекались, но рядом всегда были строгие, убежденные, руководящие и направляющие взрослые. Приказы не обсуждать! По команде – всем участвовать! На благо класса, школы, Родины! Таков был запрос общества. Идеалы прошлого переоценились. Каковы же теперь запросы общества? Я не смогу ответить на этот вопрос. Скорее всего потому, что все еще в жизни нашей нестабильно, что социальные требования к каждому из нас только прорисовываются. Но я точно могу сказать, что сменился акцент: если раньше от каждого требовалось быть «винтиком» в отлаженном «механизме» («Что ты сделал для коллектива?»), то теперь нужны индивидуальные, личные вложения для достижений, развития, прогресса («Что ты сделал?»). Спрос с каждого из нас только увеличился.

Но вот ведь парадокс: себя и свои качества человек может узнать только в коллективной, групповой работе, а не в одиночку. Уверенность в своих силах, высокая самооценка, увлеченность, успешность, продуктивность, творческий подход к делу, умение преодолевать трудности – все эти качества нужны в современной жизни. Все они заложены в человеке, но проявляются (или не проявляются) как продукт общественный, продукт взаимодействия отдельной личности и окружающих людей.

А теперь плавно перейдем к реалиям школы.

Одиннадцать лет становления личности. Причем одиннадцать «основных» лет – в юном человеке проявляется и развивается все то, что потом будет определять его судьбу, помогать или мешать проявлять себя. Проявляя себя только в учебе, растущему человеку трудно определить очень многие свои личностные качества. К тому же учеба скорее способствует развитию конкурентных отношений, но не дружеских. А для самораскрытия очень важен опыт именно дружеских, равных отношений. Значит, нужна какая-то внеучебная групповая (классная, школьная) деятельность, где можно было проявлять свои не только интеллектуальные способности.

Как помочь детям проявить свои лучшие личные качества?

Авторитаризм из прошлой жизни уже не подходит. Нельзя заставить, навязать. Тем более нельзя приказать: «А ну-ка! Прояви-ка свои таланты! Покажи себя с лучшей стороны!»

Кроме того, если взрослый использует только свои таланты и умения без опоры на детскую инициативу и фантазию, это приводит к разрыву понимания учителями (классными руководителями) учеников, а учениками – учителей. «Что ни сделаю, какое мероприятие ни проведу – им неинтересно», – говорит такой классный руководитель. «Лучше б дискотеку провела», – говорят между собой ученики в таком классе. Значит, должна быть такая недирективная форма работы, которая смогла бы учесть инициативы взрослых и детей, помогла бы раскрыться всем участникам взаимодействия с лучших сторон.

Кто должен этим заниматься во время обучения в школе?

Учитывая, что за жизнь класса со стороны взрослых отвечает в первую очередь классный руководитель, то реальнее всего назвать именно его. Хотя учителя-предметники или какие-либо родители могли бы (но это уже по собственной инициативе или по договоренности с администрацией) тоже участвовать в общих делах. В любом случае, это должны быть заинтересованные взрослые – организаторы в начале работы и помощники в процессе.

В какой форме проводить работу с классом, группой детей?

А вот здесь существует некоторый выбор.

Ведь в чем нуждается классный руководитель (читай: взрослый, занимающийся организацией коллективной работы)? В конкретных формах и методиках работы с классом, в консультациях и реально выполнимых идеях.

Можно взять сценарий игры или вечера в библиотеке, у завуча-организатора, можно составить некий сценарий самим. Можно пригласить на групповую работу увлеченных людей. Можно привлечь школьных психологов. Я сама как школьный психолог вела и веду детские группы. И могу сказать, что все это безумно интересно, но существует разрыв между тем, что происходит на группе, и тем, что в реальной жизни. Причем ребята, достаточно доверяя мне, сами проводят своеобразное разделение: здесь, на группе, все очень здорово, многие проблемы можно обсудить, но вот в жизни все сложнее, учителя нас не выслушивают, чем мы живем – им неинтересно.

Существует ли методика работы с классом, учитывающая инициативу детей и взрослых, сплачивающая и способствующая проявлению лучших человеческих качеств тех и других, связанная с реальной жизнью учеников этого класса?

Наверное, пока еще такой методики не существует, но вот о чем мне хотелось рассказать.

О методике развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в газете «БШ» уже были публикации (№ 12, 22–2001). Мне довелось прочитать статью (авторы – Джойс Хербек из университета штата Монтана и Клара Байер из госуниверситета в Нью-Йорке), готовящуюся к печати в журнале «Перемена» (международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо). Вот некоторые отрывки из этой статьи:

«Критическая грамотность вовлекает обучаемых в сферу этики. Процесс этот часто начинается с вопросов к прочитанному тексту. Чьи голоса мы услышали и чьих не услышали? Может ли описанная ситуация иметь иную трактовку, не совпадающую с представленной в тексте?

<...>

...Само чтение и письмо в рамках обучения критической грамотности часто оказывается действием, предпринимаемым в ответ на несправедливость. Так, ученики прибегают к чтению, чтобы лучше разобраться в интересующей их ситуации, к письму – чтобы высказать свое мнение по самым животрепещущим вопросам в послании к должностному лицу, в ведении которого находятся эти вопросы.

<...>

Благодаря такому практическому опыту ученики убеждаются в том, что они способны изменить мир и что для этого у них имеется мощное оружие – слово...

<...>

Обучение критической грамотности возможно на любом этапе. Так, когда малышам подготовительной группы объявили, что они едут на пикник, где для них зажарят мясо на огне, дети, зная, что одна из девочек не ест мяса, забеспокоились и даже написали письмо в школьный комитет по проведению пикников: они просили подготовить для этой девочки какое-нибудь вегетарианское блюдо...

<...>

А вот пример того, как критическая грамотность сработала в студенческой среде: после обсуждения детских книг, затрагивающих вопросы социальной справедливости, студенты решили принять участие в проекте по оказанию помощи бездомным в своем районе. Как видим, во всех этих случаях молодые люди реально участвуют в решении социальных проблем. В этом и состоит конечная цель обучения критической грамотности: обучаемые на практике убеждаются, что они могут решить немало проблем собственными силами.

<...>

Третьеклассники постоянно жаловались своей учительнице, миссис С., что им нечем заняться на переменах. Действительно, игровая площадка, расположенная с их стороны школы, была не оборудована...Тогда миссис С. задала ученикам вопрос: кто, по их мнению, может отдать распоряжение о покупке оборудования для игровой площадки? Директор, ответили ученики. Потом она спросила: все ли хотят, чтобы площадка была оборудована для игр? Разумеется, все! ...Миссис С. ...помогла своим ученикам письменно изложить и обосновать свою просьбу в письме к директору школы... Письмо было написано... но миссис С. сначала попросила активистов уточнить, какое именно оборудование дети хотели бы видеть на своей площадке. Каждый третьеклассник высказал свое мнение, результатом опроса явился список из нескольких пунктов. Теперь, объяснила миссис С., нужно составить финансовую смету, т.е. подсчитать, сколько будет стоить покупка и установка оборудования.

Когда письмо было подписано и смета составлена, третьеклассники пришли на прием к директору и изложили свой вопрос. Мистер Х., однако, сказал, что сначала им придется выступить перед школьным советом, который должен одобрить закупку оборудования... На заседании члены совета внимательно выслушали третьеклассников и единогласно проголосовали за внесенное ими предложение. Через месяц у третьеклассников появилась новая игровая площадка.

Разумеется, для третьеклассников это была серьезная победа – однако состояла она не только в покупке оборудования. С помощью своей учительницы дети осознали, что они могут многое и что слово – письменное и устное – большая сила. Выявив проблему, они собрали необходимые данные и активно приступили к восстановлению справедливости. После этого каждый день, выбегая на перемену, они вспоминали, что добились изменения сами».

Спросите своих учеников: наверняка есть такое дело, которое им было бы интересно и важно выполнить своими силами. Такое дело ребята могут сами предложить, а вы, возможно, подтолкнете их к этому. В любом случае, чтобы найти решение, требуется совместное обсуждение. Помочь детям оформить заявку, идею, претензию – вот здесь нужна помощь взрослых. Главное, чтобы инициатива была поддержана. Взрослых организаций, которые могли бы помочь детям в решении конкретных проблем и вопросов, очень много – это и администрация различных уровней, и общественные организации и т.п.

И ничто так не поможет сплотить класс, как общее дело. Особенно если придумали его сами ребята или оно просто «выросло» из конкретного желания, вопроса, проблемы.

Тогда сами собой отпадут размышления классного руководителя: «Что провести с ребятами? Чем их заинтересовать?»

А теперь – самое важное. Приучая ребят к таким общим делам, помогая им формулировать конкретную задачу и добиваться ее решения, вы не просто занимаете их делом, чтобы сплотить класс. Вы развиваете в них важнейшие социальные и этические навыки. И может быть, это главное, что они получат от вас в школе.