Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2003


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

Игротека

Елена Малинина

Очень полезная корова

В этой  рубрике мы будем рассказывать не обо всяких играх, а о тех, которые помогут классному руководителю в работе. Подбирать и комментировать их буду я, психолог Елена Малинина. Очень жду ваших вопросов и отзывов.

Отойдем от стандартов

О значении игры в развитии ребенка написано очень много педагогической и психологической литературы. Не буду повторять и цитировать. Игры полезны и для взрослых – помогают отдохнуть от рутины, создают непринужденную обстановку, способствуют усвоению нового знания и т.д. и т.п.

В работе любого учителя или классного руководителя есть «архив» игр и веселых упражнений. Даже серьезный учебный материал можно предложить в необычной форме – так легче и понять, и запомнить. Вообще от стандартов желательно отступить во многом, даже в организации пространства и оформлении кабинета, класса. Сейчас уже часто встречаются классы, где столы стоят по кругу или в форме каре. Необычный момент обращает на себя внимание, интригует. И если еще не сложился интерес познавательный, то по крайней мере возникает интерес к учителю, который организовал нестандартную обстановку, необычно подает материал на уроке.

Есть психологические игры и игровые приемы, которые помогают снять напряжение в общении, осознать свои и чужие чувства, открыть какие-то черты характера и особенности поведения, принять верное решение, и другие. Большинство этих игр требуют специальных психологических знаний и подготовки, но некоторые могут провести и сами учителя, классные руководители.

Мы будем рассказывать об играх, которые могут быть полезны в работе с классом. Сопровождать их мы станем некоторым комментарием, который поможет взрослым организовать игру, определить ее цель, увидеть сквозь призму этой цели действия участников и обсудить с детьми полученные в игре чувства и ощущения.

Начнем с одной из самых популярных игр.

«Корова – рекордистка»

Это, собственно, не психологическая игра, а игра-развлечение. Она поможет выявить некоторые особенности взаимодействия в группе, умение ребят изобразить мимикой и жестами слова или фразы (тут включаются и воображение, и пластичность тела, и ориентация на других), умение принимать групповое решение. Возраст игроков – от 10 лет и старше.

Название, как говорят, осталось от того словосочетания, которое изобразить одному человеку, а понять другому было не под силу.

Класс или группу надо разделить на две одинаковые команды. Лучше предложить детям вначале самим разделиться по желанию (таким образом можно увидеть групповые предпочтения). Если у них не получается сделать это самостоятельно, тогда нужна помощь взрослого. Лучше делить не по формальным признакам и не по симпатиям, а случайным образом – считалкой, жребием, как-то еще.

Каждая команда загадывает слово или крылатое выражение, строчку из песни, поговорку, словосочетание. Обсуждение вариантов в каждой подгруппе идет на достаточном расстоянии друг от друга, дабы противники не подслушивали. Выбранное слово или словосочетание сообщается шепотом на ушко одному из игроков команды противников. Этот игрок должен изобразить загаданное пантомимой для своей команды. Время отгадывания лучше ограничить. Об этом игроки обеих команд договариваются заранее. В зависимости от опытности в этой игре и возраста играющих время может быть различным (лучше – от 2 до 5 минут, иначе неинтересно игрокам). Чем младше дети, тем желательнее наличие ведущего. Им может быть классный руководитель или кто-то из ребят. Функция ведущего – контроль правил и времени, учет выигрышей и проигрышей. Игроки, изображающие слово, меняются по очереди на эту роль. Те, кто испытывает сильные затруднения в пантомимическом изображении, могут пропускать других, а сами участвовать только в отгадывании слова.

Правила

– «Да» и «нет» показывают жестами и мимикой.

– Можно показать одно или несколько слов в загадываемом выражении.

– Нельзя говорить, только показывать.

– Нельзя изображать буквы и цифры реальными (например, рисовать в воздухе пальцем).

– Играть нужно по-честному (т.е. не подслушивать, не подсматривать), иначе неинтересен процесс угадывания.

– За стойкое нарушение правил можно начислять штрафные очки.

Выигрывает та команда, которая без нарушения правил в отведенные сроки отгадала больше слов.

После игры

Комментарий

Игра интересная, не требует технического оснащения. Дети обычно активны, и эту активность можно использовать при обсуждении, при выработке новых правил. Тех детей, у которых не получается что-либо изображать, надо поддержать. («Ничего страшного, получится в следующий раз...») Настаивать на выполнении нельзя, лучше передать ход другому игроку.

Обсуждение

С ребятами важно обсудить следующие вопросы:

– Что получилось или не получилось в этой игре?

– Кому было сложно изображать слова?

– Кому было сложно отгадывать?

– Чем можно помочь этим ребятам?

– Есть ли необходимость в новых правилах?

– Понравилась или не понравилась игра? Обычно спрашивают: «Сыграем еще?»