Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2003


РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Публикация статьи произведена при поддержке газеты «Самарская стройплощадка». Газета «Самарская стройплощадка» - это регулярное печатное издание, которое содержит полезную информацию о рынке недвижимости и строительства Самары и самарской области. Более 30000 экземпляров газеты, выпускаемой 2 раза в месяц, признание и популярность среди специалистов и рядовых горожан Самары, делают рекламу в газете «Самарская стройплощадка» эффективной и позволяющей охватить максимальное количество целевой аудитории. Узнать контакты рекламного отдела и расценки на рекламу в газете «Самарская стройплощадка» можно на сайте www.gazetasp.ru.

Рецензии

Газета глазами читателей

Самая высокая оценка газете – рецензия. В нашей почте чаще письма от школьных библиотекарей. Но многие материалы газеты выходят за ведомственные рамки и вызывают интерес у работников других библиотек. Мы знаем, что читают газету и учителя, и родители, и ребята. Мнение директоров – школы и крупной, совсем не школьной библиотеки – подарок для нас! Жаль только, что без критики.

 

Тамара Рублевская,
директор школы № 3

ст. Динская, Краснодарский край

Как директор стараюсь регулярно знакомиться с материалами «Директорской папки». Считаю, что крайне необходима рубрика «Издательский дом».

В первом номере понравилась статья Павла Лернера «Написать и защитить, а не вырезать и склеить». Советы работающим над рефератом в «Мастер-классе». С Павлом Лернером наша библиотека сотрудничает давно, он предоставил нам много интересных наработок. Все они используются. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с ним. А его советы будем рекомендовать старшеклассникам при подготовке рефератов.

На методическом объединении учителей русского языка и литературы запланируем изучение материала Елены Ивановой «Режиссер, сценарист, критик – и все за одно лето». Надо отметить, что все материалы Елены Ивановой очень интересны и полезны. Они носят опережающий характер и дают советы на будущее. Хорошо, что у нижегородцев есть свой специальный корреспондент.

Необычен методический карнавал «Я иду на урок». Маски-подсказки. Замечательная идея. Даются подсказки, и никто не обижается. Очень корректная форма анализа. Надо что-то подобное ввести в школе.

Интересны материалы Надежды Коган «Зажги снега» и Александра Панфилова «Когда секунд недостает», посвященные юбилейным датам, можно их использовать на классных часах и уроках литературы. Радует связь газеты с читателями. Им задаются конкретные вопросы, которые помогают наладить обратную связь.

Рубрику «Мысль в подарок» мы позаимствовали для своей библиотечной газеты «Окошечко».

Ольга Лазарева,
библиотекарь

Москва

Подробную рецензию писать пока не решаюсь, но об одной вкладке сказать хочу. «Издательский дом» – находка! Она особенно важна для таких школ, как наша. Возможности выписать газеты «ПС» в библиотеку нет. Учителя выписывают предметные приложения или в складчину на кабинет или домой. И вот тут-то у меня появляется ваша картотека. Собрала со всех сведения: кто какую газету выписывает и где они хранятся. По картотеке работают все: и дети и взрослые. В газетах много материалов для рефератов, дополнительного чтения и интересных заданий. Теперь я знаю, к кому из учителей за чем отправить читателя. А учителя просят себе копии карточек – это упрощает им работу со своей газетой.

Вера Валитова,
зав. библиотекой школы № 11

г. Тольятти, Самарская обл.

Здравствуйте!

Отвечаю на ваши вопросы в газете (№ 24–2002 и № 1–2003).

Кажутся ненужными статьи Ю.Градсковой «Гендер и проблемы школьного образования», Н.Осетровой «Женщина тоже человек», Л.Фоминой «Доступная библиотека». Материалы очень объемные, быстро забываются, вряд ли пригодятся в работе.

Материалы из рубрик «Портрет на первой полосе» и «Лицо – загадка» – интересны, но не обязательны. На мой взгляд, они для избранных читателей. Репродукции у нас отсутствуют, а газетный вариант малопривлекателен (черно-белый) и по размеру мал.

Конкурс «Лицо – загадка» требует отличного знания литературы и наличия хорошего фонда.

Есть материалы, которые нельзя назвать ненужными. Это те, которые требуют от нас, читателей, работы над собой, работы с текстом. Например, написать рецензию, отзыв, что-то разработать, чему-то обучиться... Их оставляешь на потом, так как для этого требуется время, определенный настрой. Но, к сожалению, они так и остаются... Может быть, это только моя проблема?

Газета очень насыщена разнообразным материалом. Может быть, объем ее сделать меньше? А может, и не надо. Ведь все мы разные, и каждый берет то, что ему нужно.

Из профессиональных публикаций понравились:

«Время собирать отчеты» Н.Маршевой, «Читаем книжки от форзаца до сноски» Л.Ананьевой, «Надо что-то новое, да где ж его взять?» Е.Ивановой, «Маски-подсказки».

К лучшим публикациям отнесла бы «Выход из безвыходного положения» и статьи Е.Ивановой.

Эмоционально запомнились: «Легконожка» З.Миркиной; статьи Р.Чауриной о Д.Михайловой, Пановой, Дашковой; рассказ «Мой папа – антибиотик».

Мало критикуем, потому что не умеем, никто не просил, больше слушаем, соглашаемся. Да и для критики надо знать вопрос, тему, иметь возможность сравнить с чем-то.

 

На конференцию «Крым 2002» мы, как обычно, привезли разные номера газеты. Раздали все – кому какой достался. И вдруг осенью получаем письмо-рецензию. Да какую!
В новой рубрике «Разбор полетов» мы публикуем и эту давнюю рецензию, ибо очень хороша ее главная мысль: как же высок уровень наших читателей, если так оцененная газета популярна более чем у семи тысяч человек.

Лятифа Мамедова,
директор научной библиотеки
Академии государственного управления
при Президенте Азербайджанской
Республики, к.и.н., доцент
Баку, Азербайджан

Анализ содержания газеты «Библиотека в школе» (№ 1–2002) позволяет сделать следующие выводы.

Газета интересна буквально с первой страницы, которая вводит читателя в мир истории и литературы, памятных событий и мудрых мыслей. И ощущение новизны даже в тех случаях, когда речь идет об исторических событиях прошлого, не оставляет нас равнодушными, мы верим, что очередная страница принесет весьма ожидаемую радость узнавания или познания. Это самое главное в работе любого печатного органа, что в данном случае мы отчетливо видим. Например, материал «Сказка под запретом» читается с таким же интересом, как и любая сказка вообще.

То же самое можно сказать о публикациях рубрики «Размышления», правда, в данном случае мы познакомились только с одной статьей Леонида Костюкова «Дядя с собачкой», но и она помогает нам, оттолкнувшись от бессмертной чеховской «Дамы с собачкой», увидеть духовный мир человека XIX столетия и заглянуть вперед.

В этой связи очень большое впечатление производит статья Сергея Ташев-
ского «Всемирная история радости». Не знаю, насколько музыка Глена Миллера, по выражению автора, «повернула войну», но в том, что нам пора изменить свое видение мира и посмотреть на него пока еще непривычным взглядом, автор совершенно прав.

Говоря о наполнении мира миллеровской мелодией, автор вообще подводит нас к системе новых восприятий. Мы назвали фамилию американского музыканта, а ведь в той же статье и в такой же оригинальной форме говорится о Чарльзе Дарвине и Роберте Мальтусе, Франсуа Рабле и Джованни Боккаччо, Джералде и Лоренсе Дарреллах.

Все это происходит в первую очередь потому, что названные авторы и другие – высококлассные специалисты-журналисты (и, возможно, ученые), которые вступили в новый век с новой гибкой лексикой, наполненной мыслью и эрудицией. И подумалось: если в каждом номере этой газеты, выходящей дважды в месяц, будут хотя бы два таких материала, то к концу года может уже накопиться то, что способно оформиться в самое высокое звание – книга.

Между тем интересных публикаций в номере больше чем две. Например, «Колонка редактора», информационные «Адресная книжка» и «Заметки на полях». Неожиданной и весьма интересной выглядит рубрика «Большая семья», благодаря которой школьные, в том числе библиотечные, работники могут приобщаться к наиболее интересующим их материалам, опубликованным в различных специализированных изданиях «Первого сентября».

Наконец, даже детектив Агаты Кристи (вообще-то это была сказка! – Ред.), тоже в русле деятельности именно рецензируемой газеты.

Возникает вопрос, для какого уровня читателей (о категориях понятно), предназначается эта газета. Ответ – для высокого. Даже об известных вещах в ней пишется нестандартно и новые мысли излагаются настолько живо, что у нормального человека появляется желание обратиться в библиотечный абонемент (отнюдь не только школьный) и ознакомиться с тем или иным вопросом более предметно и обстоятельно. Уровень газеты позволяет поднять до него всех, для кого она предназначена. Это важно. Во всяком случае, прочитав один этот номер, хочется взять в руки и остальные.

Повторим, по одному лишь номеру трудно делать обобщающие выводы, но оптимистические надежды уже возникли.

В качестве рекомендации: можно, например, не ограничиваться фотографиями тех, кто активно помогает редакции, хотя при этом редко печатается (т.н. «тайных советников»), а предоставить им место для выступлений по наиболее важным проблемам, рассказывать о них самих, о формировании их личности, взглядов, вкусов, кредо и т.д. Может быть, читателей заинтересует опыт библиотек в различных странах постсоветского пространства. Думаем, неплохо будет вообще ввести рубрику с информацией о готовящихся в различных издательствах книгах по этим проблемам. И уж конечно, материалы Крымской конференции позволят на достаточно продолжительный срок сформировать и задействовать в газете новые идеи и методологии, прозвучавшие в них.

Приятно отметить в заключение, что высокий уровень публикаций в газете «Библиотека в школе» не отмечен так печально нам знакомыми (увы) снобизмом, претензиями на многозначительность и застарелым бюрократическим академизмом.

Искренне поздравляем с такой газетой наших коллег и надеемся на взаимополезное, взаимообогащающее сотрудничество. Оно, помимо прочего, позволит поднять уровень работы той скромной, подчас незаметной, но такой незаменимой мирной армии, которая зовется сообществом библиотекарей.

Галина Разина,
библиотекарь школы № 3

п. Тучково, Рузский район,
Московская обл.

Очень понравился конкурс «Лицо – загадка», «Календарь круглых дат». Опыт работы коллег вдохновляет на новые шаги в своей работе.

Карточки «Издательского дома» учителям нашей школы не нужны, так как приложения к «ПС» никто не выписывает и в библиотеке этих газет нет.

Предлагаю к «Рабочей картотеке» добавить «Картотеку учебников», «Названия разделителей».

Удачи вам!

 

В прошлом году в № 17 была опубликована разработка выставки И.Соколовой «Добрые лица ХХ века». И вот в январе пришло письмо, где с ответами на наши вопросы по итогам года был и этот текст. Он показался нам очень нужным и интересным. Это одна из первых попыток открытой рецензии. Спасибо ее автору!

Светлана Сироткина,
зав. школьной библиотекой

г. Оленегорск, Мурманская обл.

Известно, что библиотеки многих школ в течение последних лет испытывают недостаток финансирования. Книжные поступления отсутствуют, ничтожны средства на подписку. Чем можно привлечь в библиотеку читателя в этой ситуации? Свой опыт нам представляет И.Соколова, главный библиограф ЦГДБ города Иваново.

Выставка – давно усвоенная форма пропаганды фонда. Но мы привыкли говорить о книжной выставке. А здесь подзаголовок «Выставка газетной публикации» невольно привлек внимание. Сразу же захотелось прочитать статью, узнать, что нового нам предлагает автор и, самое главное, можно ли перенять опыт.

Узнаю, что основой выставки являются очерки Д.Шеварова, опубликованные в газете «Деловой мир». Ничего, что мы не выписываем эту газету. Ведь у нас есть «книжка в газете» Д.Шеварова «Освещенные солнцем» («БШ» № 19, 2002). Сейчас главное – понять принцип работы над подобной выставкой.

И.Соколова четко охарактеризовала все этапы подготовки выставки, работу с ней после оформления. Довольно внушителен список использованной литературы. Проделана большая работа по пропаганде выставки. Но все же захотелось сделать некоторые дополнения.

В читальный зал посетители обычно приходят со своими уже сформулированными запросами. И вряд ли все читатели сразу обращаются к выставке, пусть даже и новой. Вот здесь-то и необходима работа, чтобы привлечь внимание к выставке. Это может быть беседа или красочно оформленное обращение – приглашение познакомиться с экспозицией. В читальном зале допустимо и то, и другое. Хотя я считаю, что письменное обращение предпочтительнее.

И.Соколова указала, что были использованы многие дополнительные материалы, в частности грампластинки. Думаю, что было бы интересно прослушать их не отходя от выставки *. Поставить рядом обычный проигрыватель. И зазвучали бы стихи, песни Визбора, Шпаликова.

Несколько иной видится экспозиция, посвященная художникам. Обязательно присутствие репродукции высокого качества: центральное яркое пятно раздела, посвященного творчеству художника, а уже вокруг него можно собрать и книги, и статьи.

Я насчитала двенадцать персон, представленных на выставке. Действительно, все это яркие личности. Но думаю, что было бы правильнее материалы представлять по разделам (условно: кино, песня, художники…) Поясню, почему. Таким образом читатель быстрее бы нашел именно свою тему (у одного это авторская песня, а у другого – космос).

На выставке подобного плана нелишним был бы раздел, посвященный самому Дмитрию Шеварову, либо небольшое красочное сообщение о нем. Ведь и он тоже герой этой выставки, столь разносторонне образованный человек.

Вопрос возник сам собой. Сколько материалов выставки были востребованы? Велся ли учет? Всегда работа с выставкой подразумевает обязательный учет выдачи. Ведь перед тем, как оформить любую выставку, надо задать себе вопрос: а для чего выставка создается? Если она является только элементом оформления зала – жалко потраченного на нее времени. Если она делается для читателя, то обязательна обратная связь (отзывы, учет выдачи).

Возможно и анкетирование: «Публикации на какую тему вас интересуют?», «О ком бы вы хотели узнать?»

Но это будет уже другая выставка…

Все эти размышления вызвала статья И.Соколовой с очень добрым названием «Добрые лица ХХ века». Спасибо автору! Обязательно оформим и мы подобную выставку. Идеи уже есть. Что получится у нас – сообщим.

____________

* А я не согласна с этой идеей! В читальном зале мы работаем с книгами, размышляем-сочиняем и все такое... Нуждаемся в тишине, между прочим! А тут кто-то будет пластинки слушать! – Редактор Мария Порядина.

 

Тамара Крупецкая,
зав. библиотекой школы,
руководитель районного МО

г. Георгиевск, Ставропольский край

Сегодня в руках № 1–2003. Попробую поделиться своими впечатлениями.

С первой страницы вы приковали мое внимание к статье С.Сироткиной «Крайний Север – не край света, если ты не одинок». Очень хорошо, что вспомнили о руководителях методических объединений (МО), большое спасибо автору. Может, с ее материала и начнется разговор о работе методобъединений.

Автор статьи прекрасно рассказала о подготовке к планированию, но план я позволю предложить свой. (Вариант плана работы МО мы опубликуем в ближайших выпусках «Методического
дня» – Ред.)

В рубрике «Библиотечное дело» внимательно читаю статьи о модернизации образования и школьных библиотеках. Но все это только в мечтах. Очень бы хотелось к своему опыту добавить новые знания и быть еще полезнее читателям. Может, они этого от меня и ждут?

Татьяна Смирнова поведала об интересной классификации людей. Читала с удовольствием, обсуждала с психологом школы. Обязательно послежу за своими читателями, попробую распознать визуалов и кинестетиков. Карточку на статью обязательно поставлю в картотеку «Методическая кухня», сделала на ксероксе копию в папку «Классный час».

В статье Е.Ивановой «Режиссер, сценарист, критик – и все за одно лето» изложен очень интересный опыт. Но я им не воспользуюсь, так как это дело возможно только при регулярной работе в классе. Учебных часов у меня нет. Чтобы проводить все уроки внеклассного чтения, нужна огромная подготовка.

Статью П.Лернера «Написать и защитить, а не вырезать и склеить» обязательно использую на библиотечном уроке. Сделаю копию в папку «Учись учиться», а также включу в обзор новинок «На перекрестках периодики».

Г.Горбачева, А.Романенко. «Письма пишите и получайте…» Бесподобный материал. Проглотила залпом. Даже не представляла, что можно столько предложить читателям к Дню почты. Обязательно вернусь к публикации в свободное время и на следующий год воспользуюсь этим опытом работы.

С рубрикой «Методический день» полностью согласна. Рубрике быть!

А вот «Издательский дом» мне пока не нужен, да и 6 страниц для этой рубрики многовато. Дело в том, что ни одного приложения библиотека не выписывает. Учителя получают все для себя. Меня, конечно, учили, что библиотекарь должен знать все. Но я бы хотела видеть в рубрике более ценную информацию для себя, к которой могла бы вернуться спустя некоторое время. Например, на этих страницах я бы собрала для себя материал об учебных заведениях (средних, специальных и высших), где сейчас можно получить специальность библиотекаря. Такой материал я бы использовала на выставке к Дню библиотек, на библиотечных уроках, в работе по профориентации.

Замечательная идея заложена в «Методическом карнавале типичных ошибок и ярких находок в библиотечных уроках». Я теперь на свои разработки взглянула другими глазами. Очень разумно построен материал: вот урок – вот рецензия. Учимся одновременно и писать сценарий, и анализировать его. Мне часто приходится вместе с методистом отдела образования посещать школьные библиотеки, открытые мероприятия библиотекарей. Но посмотреть и оказать методическую помощь легче, чем потом описать все в справке или проанализировать. Читая рецензии, учусь обобщать, выражать свои мысли. Это для меня своего рода тренинг.

«Рабочая картотека» нужна. Но если наклеивать – теряешь аннотацию. Может, ее печатать с лицевой стороны?

Материал Александра Панфилова о Высоцком посоветовала почитать словесникам. Такие статьи – это находка для библиотекарей.

Надежда Коган в статье «Зажги снега» очень своеобразно преподнесла нам двух таких несхожих юбиляров: Шаляпина и Пришвина. Получилось параллельное знакомство. Я бы их сама не совместила.
А теперь, думаю, вокруг этой статьи у меня получится очень интересная выставка.

Что бы я делала как заведующая, как руководитель детским чтением, как собеседник, как наставник для молодых библиотекарей, как руководитель МО и просто как человек – без нашей газеты?

Ольга Луговских,
зав. библиотекой школы № 30

ст. Нововеличковская,
Динской район, Краснодарский край

Новая форма информации о содержании изданий «ПС» – просто прелесть. Карточки «Издательского дома» я, конечно, разрезаю, но по кабинетам не раздаю. Жадничаю?! Может быть. Мы их «ламинируем» широким скотчем (спасибо девчатам-помощницам). Назвала я эту картотеку опять же вашими словами: «Каждому учителю – свою газету». Она привлекает к себе внимание. В результате со второго полугодия наша школа будет получать все приложения к «ПС». Решили коллективно подписаться и «пожертвовали» на благое дело деньги, выдаваемые на методическую литературу.

Теперь можно будет в библиотеке узнать не только «что? где? когда?», но и источником воспользоваться.

Запись на карточках, конечно, двухсторонняя, на картон не приклеишь. Но есть скотч, и он выручает.

 

Зачем читателям рецензии на наши номера?

Вас попросили ответить на вопрос. Кому отвечаете? Конечно, тому, кто задал вопрос.

Так думали и мы, когда просили вас писать рецензии на отдельные материалы и на весь номер. Особенно важно для нас узнать, что не понравилось и почему.

Мы очень ждали ваших писем-рецензий. И даже приготовили большую папку с наклейкой «Рецензии для служебного пользования». Да, мы искренне считали, что замечания, предложения – словом, вся читательская критика нужна только нам – редакции газеты как «руководство к действию». Но такого поворота мы не предвидели! А суть его в ваших письмах.

Весеннее нашествие «змеек» не перестает радовать и удивлять (автор дивной идеи «змейки в конверте» Наталья Маршева). Как не удивиться, когда один материал в разных письмах мог оказаться во всех (!) позициях шкалы оценок, да еще с комментариями от «материал никогда не пригодится, очень сложно, мы не доросли» до «взяли для работы, побольше таких материалов».

И еще, пожалуй, самое главное было сформулировано сразу в нескольких ваших письмах. Мы только объединили. Вот оно – это главное:

«Очень важно знать мнение коллег-практиков о том или ином материале, опубликованном в газете. Иногда не сам материал, а взгляд на него коллеги, его работа с той или иной публикацией дают такую подсказку, что сама себе удивляешься – как не увидела?

Вот тогда и начинаешь ценить себя, и появляется желание (а с ним и время откуда-то!) поделиться своими мыслями. А вдруг кому-то интересен и мой взгляд?

Коль не боитесь критики – почаще печатайте рецензии на газету. Они нужны не только вам».

Мы рады, что газету вместе с нами делаете вы, наши читатели. Пишите. Пишите рецензии на наши номера. Учиться будем вместе.