Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2003


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Загляните на сайт

Елена Реброва

http://zs.phil.pfu.edu.ru

Загляните на сайт

Несколько слов о пользе рекомендательной библиографии

Книжное пространство – это не стихия, а благословенная среда, изучать и постигать которую – и труд, и наслаждение. Далеко не все уверенно перемещаются в ней. Рекомендательную библиографию пора возвратить на ее законное и необходимое нам место.

«В каждом томе “Современника” печаталось по две-три статьи (Пушкина, Гоголя, Вяземского, В.Одоевского), посвященных современной литературе и журналистике... В разделе “Новые книги” Пушкин стремился представить по возможности полную регистрацию всех вновь выходящих литературных произведений и книг по различным отраслям знаний, даже по технике и медицине; некоторым из них посвящались небольшие рецензии или библиографические заметки. Пушкин ввел метод рекомендательной библиографии посредством “звездочек”, которыми отмечались наиболее нужные для читателей книги. Для первого тома почти весь отдел “Новые книги” подготовил Гоголь, в последующих библиографию составлял Пушкин; он ходил по книжным лавкам и просматривал поступившие в продажу новинки, которые потом называл в отделе “Новые книги”».

На волне демократических преобразований мы в спешке открестились от многого, в том числе и от заидеологизированного на тот момент термина «рекомендательная библиография».

Свобода! Не нужно нам советов, поводырей и указаний. Сами разберемся.

Свобода – дело хорошее, кто бы спорил. Да только оказалось, что любые крайние проявления свободы – это ограниченность. Такой вот каламбурчик получается.

И еще мы увидели, что в бескрайнем информационном море неокрепшей детской душе утонуть совсем не трудно. Да что детской! Взрослые теряются от обрушившегося изобилия. Школьные библиотекари изо дня в день слышат от учителей: «Посоветуйте, что прочесть?»
В свое время и ко мне в школьную библиотеку пришел глубоко уважаемый учитель литературы с просьбой: «Совсем не успеваю читать журналы, а надо знакомить детей с произведениями современных российских писателей. Если бы Вы согласились провести обзор журнальных новинок…» Я, конечно, согласилась и перечитала множество произведений, среди которых хорошей прозы было еще поискать… Ну да ладно, это мое – субъективное. И речь сейчас не о том, «кто виноват», речь о том, «что делать».

Книжное пространство – это не стихия, а благословенная среда, изучать и постигать которую – и труд, и наслаждение. Далеко не все уверенно перемещаются в ней. А потому стоит принять во внимание мнения чтимых и уважаемых нами людей и обратиться к рекомендательной библиографии, возвращая ее на законное и необходимое всем место.

«Не создавать рекомендательных библиографий нельзя. Это глубокая общественная потребность» – пусть эти слова станут немного запоздалым эпиграфом к статье.

Фраза принадлежит кандидату философских наук, доценту кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов М.Н.Пряхину. Развивая свой тезис, ученый пишет: «Смена эпох, связанная с уничтожением Советского государства, ставит задачу сохранить, изучить и передать новому поколению лучшие достижения уходящей культуры. …Поэтому нами и был подготовлен к печати «Заветный список» – библиографический указатель произведений, наиболее влиятельных в среде русской интеллигенции советского времени». (Обращаю внимание – это не то, что создано в советское время, а то, что тогда читалось.) «По жанру, – продолжает М.Н.Пряхин, – указатель можно охарактеризовать как сборник “исповедно-завещательных библиографий”, – то есть списков книг, оказавших на каждого из составителей самое большое влияние в жизни. В советское, как принято говорить, в застойное время не было застоя мысли, а слово (особенно печатное) обладало невероятной силой в нашем самом читающем (читавшем?) обществе» [1].

Как здорово названо: исповедно-завещательная библиография... Интимность книжных пристрастий и связь с потомками, с будущим.

К работе над составлением списка были приглашены писатели, ученые, священнослужители («рекомендатели»). Всем им было предложено назвать примерно три десятка произведений, которые оказали на них лично «самое глубинное» влияние. В.П.Астафьев, И.П.Золотусский, В.Г.Распутин, о. Георгий (Кочетков), И.Р.Шафаревич и другие известные люди рассказали о наиболее значимых книгах в своей жизни. Некоторые рекомендатели, например В.П.Астафьев, К.Г.Мяло, выступили фактически с читательскими автобиографиями.

Чего же хотели добиться авторы идеи, приступая к столь нелегкой, кропотливой работе?

«Цель всего проекта, – считает составитель “Заветного списка” М.Н.Пряхин, – выявить инвариант чтения, “библиотечное ядро”. Сейчас борьба с книжным хаосом – одна из первостепенных задач культуры. И каждый разумный человек должен руководствоваться хорошим древним правилом: “читать много, но немногое”. Кроме того, библиография представляет интереснейший документ эпохи, адресованный от старшего “книжного” – новому, к сожалению, “аудиовизуальному” поколению» [2].

Указатель демонстрирует подрастающему поколению круг чтения для самообразования, «золотой список» (первоначальное название проекта) по разнообразным отраслям знаний. В справочнике упомянуто 765 произведений, 420 авторов, 21 язык мировой литературы. Все многообразие литературы сгруппировано в рубрики: «Художественная проза», «Поэзия», «Драматургия», «Детская литература», «Эпос и фольклор», «Религиозная мысль», «Философия», «История», «Обществоведение, экономика, этнография», «Жизнеописания, воспоминания, дневники», «Филология и эстетика», «Письма», «Научно-популярная литература», «Справочная литература», «Естествознание и точные науки», «Периодические издания».

Хочется привести хотя бы фрагменты «Заветного списка».

Самые влиятельные авторы (в порядке убывания влиятельности):

Ф.М.Достоевский, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь, У.Шекспир, М.Ю.Лермонтов. А.П.Чехов, А.И.Солженицын, М.А.Булгаков, А.П.Платонов, А.А.Блок, И.А.Бунин, И.В.Гете, Ч.Диккенс. Б.Л.Пастернак, Н.С.Лесков, Т.Манн, О.Э.Мандельштам, Платон, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, А.К.Толстой, А.Н.Толстой.

Самые влиятельные произведения (в порядке убывания влиятельности):

Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», Л.Н.Толстой «Война и мир», И.В.Гете «Фауст», Библия, Д.Дефо «Робинзон Крузо», Евангелие, М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

Начав в 1991 году работу по составлению «Заветного списка», авторы проекта столкнулись с серьезными финансовыми трудностями, которые усугубились вследствие кризиса 1998 года. На помощь пришел Интернет: идея виртуального справочника стала спасительной. Сеть дала возможность продолжать начатое дело. Адрес: <http://zs.phil.phu.edu.ru> Спешите видеть, читать, узнавать. Да пожалуй, и этого будет мало. Профессионал, имея такой ресурс, не замедлит им воспользоваться. Как?

Думаю, большинство библиотекарей уже отвечают на мой вопрос, предлагая идеи одну искрометней другой. И все же давайте наметим те контуры, в которые работа с «Заветным списком» впишется естественно, органично и очень кстати.

«Узнал сам – расскажи другому». Сколько идей почерпнут педагоги, познакомясь с этим материалом! Тут и изучение творчества писателя (художника, физика, историка, математика и так далее) через призму самых важных для него книг (помните, читательские автобиографии?). Только обычные жизнеописания, как правило, сухи и безлики: «родился, учился, опубликовал, открыл». Список любимых книг позволит за известной фамилией разглядеть человека – увлеченного и сомневающегося, сильного и слабого – разного.

Возможны и другие педагогические решения. Например, изучение всемирной истории с использованием материала сайта: «Ответ классика немецкой литературы Г.Гессе на вопрос “Что Вы больше всего любите читать?”, заданный ему в 1937 году». Я уже не говорю об изучении истории России: на сайте представлены личные страницы деятелей белой эмиграции.

Внеклассное, дополнительное, летнее чтение школьников. Всегда крайне велика ответственность при составлении такого перечня книг. Думаю, «Заветный список» будет первым и основным помощником в этой работе.

Библиотекари не обойдут вниманием тематические разделы «Заветного списка» (они перечислены выше). Во-первых, это ориентиры для грамотного комплектования фонда библиотеки. Кстати, вовремя сославшись на «Заветный список» и отсутствие произведений общепринятых корифеев, вы можете добиться у директора дополнительных денег на комплектование. Во-вторых, «Заветный список» станет базой для содержательного наполнения учебных планов по предметам. Об этом частично сказано ранее. В третьих, разделы будут хорошим подспорьем в развитии профильного обучения, спецкурсов. Эти направления деятельности нуждаются в грамотно подобранной серьезной информации. Что же может быть более представительным, чем мнение мэтров науки и культуры?

Ну и наконец, корыстное использованиесписка. Мой много и быстро читающий ребенок замучил меня вопросом: «Мам, посоветуй, что почитать?» Лучшую «шпаргалку» вряд ли сыщешь.

Я, безусловно, перечислила не все возможные варианты использования «Заветного списка». Например, было бы очень любопытно составить свой «ЗС». Или попросить это сделать директора школы, учителей. Например, на педсовете? А результаты можно опубликовать в школьной стенгазете.

Предложите ученикам составить список заветных книг. Для воспитывающих их педагогов такой перечень будет не только интересен, но и полезен…

Известный сатирик С.Альтов грустно изрек: «Наступила эпоха торжества искусства над разумом». При всей меткости такого замечания, каждый из нас надеется на лучшие времена. Так уж устроен человек… Да, собственно, и не совсем все плохо. Если существуют такие проекты, как «Заветный список». Будем жить!

Источники

1. http://zs.phil.pfu.edu.ru/thesis.htm

2. http://zs.phil.pfu.edu.ru/announcement.htm